Практическое занятие № 10
Тема: Записи, поля в БД, правила оформления, редактирования, форматирования данных. Запросы, формы, отчёты. Печать отчётов.
Цель: выработать практические навыки работы с базами данных, формирования запросов к базам данных.
Общие сведения
Хранение информации – одна из важнейших функций компьютера. Одним из распространенных средств такого хранения являются базы данных, которые хранят информацию о группах объектов с одинаковым набором свойств в упорядоченном виде.
База данных (БД)– это файл специального формата, содержащий информацию, структурированную заданным образом.
База данных – это совокупность сведений об объектах в какой-либо области (база данных библиотеки, поликлиники, учебного заведения и т.д.).
Access – это специальная программа, которая позволяет создавать базы данных и обеспечивать их обработку
Существует несколько различных типов БД:
- табличные;
- сетевые;
- иерархические.
Большинство БД имеют табличную структуру. В табличной структуре адрес данных определяется пересечением строк и столбцов. В БД столбцы называются полями, а строки – записями. Поля образуют структуру БД, а записи составляют информацию, которая в ней содержится.
Простейшие БД можно создавать не прибегая к специальным программным средствам. Чтобы файл считался БД информация должна иметь структуру (поля) и чтобы можно было различать содержимое соседних полей.
Наиболее распространенными в практике являются реляционные БД. В них информация хранится в одной или нескольких связанных таблицах. Связь между таблицами осуществляется посредством значений одного или нескольких совпадающих полей.
Каждая строка таблицы в реляционной БД уникальна. Для обеспечения уникальности строк используются ключи, которые содержат одно или несколько полей таблицы. Ключи хранятся в упорядоченном виде, что обеспечивает прямой доступ к записям таблицы во время поиска.
Создание БД, а также операции поиска и сортировки данных выполняются специальными программами – системами управления базами данных (СУБД).
Разнообразные средства СУБД обеспечивают выполнение трех основных функций:
- определение данных. Вы можете определить какие сведения будут храниться в вашей БД, их типы данных и как они связаны между собой.
- Обработка данных. Данные можно обрабатывать самыми различными способами. Можно выбирать любые поля, фильтровать и сортировать данные. Можно объединять данные со связанной с ними информацией и вычислять итоговые значения. Вы также можете отобрать некоторые данные и затем изменить, удалить, скопировать их в другую таблицу или создать для них новую таблицу.
- Управление данными. Вы можете указать, каким пользователям разрешено просматривать, изменять или вставлять данные.
Все эти функциональные возможности в полной мере реализованы в СУБД MicrosoftAccess, которая входит в состав пакета MicrosoftOffice.
В MS Access можно не только открывать уже существующие БД, но и создавать новые.
Существуют следующие способы создания новой БД:
- в процессе запуска Access без использования Мастера;
- в процессе запуска Access с использованием Мастера;
- в процессе запуска Access с использованием Мастера;
- из меню Файл в уже запущенном Access;
- с использованием кнопкиСоздать..
После загрузки программы Access ожидает распоряжения:
1) Создать новую базу данных, для этого:
Файл/ Создать/ Новая база данных.
Открывается окно "Файл новой базы данных", ввести имя, папку отправления и "Создать".
2) Открыть существующую базу данных:
Нажать значок "Открыть" на панели инструментов и найти нужную базу данных.
Исходное окно Access содержит 7 вкладок – 7 видов объектов, с которыми работает программа:
- таблица
- запросы
- формы
- отчеты
- страницы
- макросы
- модули
Таблицы – это основные объекты БД. Все остальные объекты создаются на основе таблиц. В таблицах содержится вся информация.
Запросы – это объекты, предназначенные для обработки БД.
Формы – это объекты, с помощью которых вводят данные и просматривают имеющиеся.
Отчеты – это объекты, с помощью которых данные выводят на печать в удобном виде.
Страницы – предназначены для работы и просмотра в Интернете.
Макросы – служат для автоматизации часто повторяющихся команд.
Модули – это процедуры, написанные на языке Basic (бейсик).
Создание таблиц.
Таблицы/ Создание таблицы в режиме конструктора/ двойной щелчок ЛКМ.
В появившемся окне надо заполнить три колонки (макет таблицы):
|
имя поля |
тип данных |
описание |
|
название столбца в таблице |
характеристика поля, определяющая данные, которые оно может содержать; при нажатии на q появляется окно с типами данных: текстовый, числовой, денежный, счетчик (№ п/п) и т.д. |
является не обязательным и применяется для заметок, примечаний. |
При заполнении макета и таблицы лучше пользоваться клавишей "Tab".
После того, как создан макет таблицы, надо задать ключевую строку: выделить нужную строку и нажать значок "ключевое поле" K.
Далее надо закрыть окно. Если ключевое поле не задано, появится запрос на задание ключевого поля и в этом случае оно задается автоматически.
После этого в БД надо открыть созданную таблицу и заполнять ее.
Если при заполнении таблицы некоторые данные будут повторяться, то при создании макета (перейти в режим конструктор щелкнув на значок) в колонке "тип данных" надо выбрать "мастер подстановки" и в открывшемся окне "Создание подстановки" выбрать "будет введен фиксированный набор значений", "Далее", ввести данные, которые будут использоваться в качестве подстановки, "Готово".
Содержание работы:
1. Запустите программу MS Access.
2. Создайте новую базу данных, назовите ее «Кадры».
3. Выберите Создание таблицы в режиме конструктора.
4. Задайте поля . Ключевое поле - Таб. номер.
5. Введите Маски ввода: для даты рождения - 00.00.0000; для телефона -000-00-00
|
Имя поля |
Тип данных |
|
№ п/п |
Счетчик |
|
Таб. Номер |
Числовой |
|
Фамилия И.О. |
Текстовый |
|
Дата рождения |
Дата/время |
|
Домашний адрес |
Текстовый |
|
Телефон |
Текстовый |
|
Дети |
Текстовый |
6. Сохраните макет таблицы под именем «Личные данные».
7. Откройте «Личные данные» в режиме таблицы и введите 20 записей. Измените шрифт на Курсив
|
№п/п |
Таб. номер |
Фамилия И.О. |
Дата рождения |
Домашний адрес |
Телефон |
дети |
|
1 |
101 |
Аксенкин Александр Сергеевич |
12.10.1951 |
г. Москва Сиреневый бульвар д. 48 кв. 44 |
123-00-34 |
сын |
|
2 |
102 |
Блинова Наталья Борисовна |
27.11.1956 |
г. Москва Авиамоторная ул. д. 14 кв. 71 |
231-54-90 |
сын |
|
3 |
103 |
Высоцкая Кристина Вадимовна |
02.05.1958 |
г. Москва Снайперская ул. д. 61 кв. 132 |
772-77-49 |
дочь |
|
4 |
104 |
Зубова Ольга Дмитриевна |
11.06.1957 |
г. Москва Кирпичная ул. д.48 кв. 47 |
125-62-94 |
сын, дочь |
|
5 |
105 |
Иванов Андрей Николаевич |
04.08.1964 |
г. Москва Шокальского пр-д. д. 58 кв. 74 |
454-52-89 |
|
|
6 |
106 |
Кузьмина Татьяна Николаевна |
30.05.1965 |
г. Московская обл. пое. Звягин од. 18 |
565-31-78 |
сын |
|
7 |
107 |
Помакин Николай Сергеевич |
09.05.1969 |
г. Королев Моск. обл. ул. Державина д. 5 |
889-24-15 |
дочь |
|
8 |
108 |
Пегасова Ольга Викторовна |
10.01.1968 |
г. Москва Сретеский бульвар д. 38 кв. 144 |
984-21-56 |
сын, дочь |
|
9 |
109 |
Стрельцова Анна Ивановна |
07.04.1971 |
г. Москва Мартеновская ул. д. 37 кв. 96 |
467-87-12 |
дочь |
8. Добавьте поле Пол сотрудника.
9. Сохраните таблицу.
10. Сохраните базу данных в личной папке.
11. Закройте базу данных.
Задание 2
1. Откройте базу данных «Кадры».
2. Выберите за основу таблицу «Сотрудники» , наберите поля: Табельный номер, Название отдела, Фамилия, Должность, Дата найма, Зарплата
3. Переименуйте поле Фамилия в поле Фамилия И.О.
4. Конструктор таблицы «Сотрудники» показан на рис. Ключевое поле - Табельный номер.
|
Имя поля |
Тип данных |
|
Табельный номер |
Текстовый |
|
Название Отдела |
Текстовый |
|
Фамилия И.О. |
Текстовый |
|
Должность |
Текстовый |
|
Дата/время |
Дата/время |
|
Зарплата |
Денежный
|
5. Заполните таблицу
|
Таб. номер |
Названне отдела |
Фамилия И.О. |
Должность |
Дата найма |
Зарплата |
|
101 |
Администрация |
Аксенкин Александр Сергеевич |
Директор |
12.04.1975 |
24 120,00р. |
|
102 |
Бухгалтерия |
Блинова Наталья Борисовна |
Бухгалтер |
01.02.1978 |
12 000,00р. |
|
103 |
Администрация |
Высоцкая Кристина Вадимовна |
Секретарь |
02.09.1979 |
7 000,00р. |
|
104 |
Бухгалтерия |
Зубова Ольга Дмитриевна |
Гл. Бухгалтер |
14.10.1985 |
19 600,00р. |
|
105 |
Конструкторское бюро |
Иванов Андрей Николаевич |
Ст. Инженер |
01.03.1990 |
22 000,00р. |
|
106 |
Проектный отдел |
Кузьмина Татьяна Николаевна |
Маркетолог |
18.10.1991 |
12700,00р.- |
|
107 |
Проектный отдел |
Помакин Николаи Сергеевич |
Инженер |
06.02.1995 |
17 000,00р. |
|
108 |
Конструкторское бюро |
Пегасова Ольга Викторовна |
Инженер |
08.12.1996 |
15 000,00р. |
|
109 |
Проектный отдел |
Стрельцова Анна Ивановна |
Менеджер |
04.07.1995 |
12 000,00р. |
7. Сохраните таблицу.
8. Сохраните базу данных.
9. Закройте базу данных.
Задание №7. Ответить на вопросы:
|
1. В чем назначение системы управления базами данных? |
|
|
2. Какие требования предъявляются к базам данных? |
|
|
3. Указать модели организации баз данных. Дать краткую характеристику. Привести примеры. |
|
|
4. Указать особенности реляционных баз данных? |
|
|
5. Что такое запись, поле базы данных? |
|
|
6. Этапы проектирования баз данных. |
|
|
7. Что такое сортировка, фильтрация данных? |
|
|
8. Перечислить этапы разработки баз данных. Дать им характеристику. |
|
Задание №8. Сделать вывод о проделанном практическом занятии:
|
|
|
|
Время на подготовку и выполнение:90 мин
Перечень объектов контроля и оценки (умения и знания не разбивать на мелкие)
|
Наименование объектов контроля и оценки |
Основные показатели оценки результата |
Оценка |
|
У7 Умение просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных. |
Создание и редактирование базы данных. Формирование запросов в базах данных. |
|
За правильный ответ на вопросы или верно выполненное действие выставляется положительная оценка – 1 балл.
За неправильный ответ на вопрос, не выполненное или неверно выполненное действие выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.