Урок: обучения грамоте
Программа: развивающая программа Л.Д.Занкова
Класс: 1 класс
Учитель: Белозёрова Н.Н.
Тема: Звуки[Ф], [Ф’], [Ш], буквы Фф, Шш.
Цель урока:
-Формировать умения давать характеристику звуков, знания о буквах Ф и Ш; включить их в активное чтение;
- развитие умственных действий, анализ, сравнение, классификация
- учиться правильно вести спор; развивать внимание, воспитывать культуру поведения.
Задачи: познакомить учащихся с буквами Ш,ш и звуком [ш] , Ф,ф и звуками [ф] и [ф']; совершенствовать навыки чтения и работы со словом, развивать орфографическую зоркость; речь учащихся; воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения видеть ошибку; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения объяснять значение слова; сопоставлять слова, различающиеся одной или несколькими буквами. Составлять слова из изученных букв; читать слоги с изменением буквы гласного; различать звучание слов.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков; устанавливать количество и последовательность звуков в словах; различать звуки: гласные и согласные, согласные твёрдые и мягкие;
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, ученика; умения сотрудничать в группе, при решении учебных задач.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
I. Организационный момент
|
Мы гостей сегодня ждали, И с волнением встречали. Хорошо ли мы умеем: И читать, и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного! - Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть.
|
|
|
Психологический настрой
|
– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам. Мы – дружные! Мы – умные! Мы – внимательные! Мы – старательные! В 1 классе учимся, Всё у нас получится.
|
Проверка готовности к уроку |
Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Мотивация к учебной деятельности.
|
-Сегодня к нам ещё пришли гости. Вы узнали героев мультфильма? Дядя Фёдор и Шарик -Из какого они мультфильма? Простоквашино Дядя Фёдор и Шарик приглашают нас к себе в гости в Простоквашино. Отправимся в путь вместе с ними. Герои предлагают нам выполнить несколько заданий, чтобы путь наш и интересным и мы могли бы получить новые знания |
|
Личностные: проявление положительного отношения к познавательной деятельности, интереса к учебному материалу. Предметные УУД умение принимать и сохранять учебную задачу. Регулятивные: формирование учебной задачи. |
3. Введение в тему урока.
|
Первое задание: Для нас они нарисовали картинки, но галчонок перепутал, какие картинки кто нарисовал. -Рассмотрите картинки, подумайте на какие группы их можно поделить. По какому признаку? ( Группы с буквами, где есть звуки ф ф и звук ш) Как вы думаете кто из героев какие рисунки выполнил. Почему? Молодцы, вы справились с задание!
Определите тему сегодняшнего урока. О чём мы сегодня вместе с героями будем говорить? Какие задачи мы можем перед собой поставить? |
Дети называют предметы, распределяют предметы на группы ( Группы с буквами, где есть звуки ф ф и звук ш) Дядя Фёдор нарисовал картинки, которые начинаются с буквы ф, потому что его имя начинается на эту букву, а Шарик нарисовал картинки. которые начинаются на букву Ш
Определяют тему урока (Знакомство с новыми буквами) Ставят перед собой задачи: Познакомиться с новыми буквами Научиться различать звуки, которые они обозначают Научиться читать слова с новыми буквами. |
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные УУД: - формировать логические действия анализа сравнения. |
4.Усвоение новых знаний и способов действий
Физминутка
Физминутка
|
Второе задание 1.Выделите первый звук в словах, картинки к которым нарисовал Шарик. Какой это звук, дайте ему характеристику. Докажите. Звук [Ш]- согласный, твёрдый, глухой, парный. Назовите ещё слова со звуком [Ш], чётко выделяя звук.(в начале слова, в середине) Есть ли слова с мягким звуком [Ш]? Сделайте вывод. Вывод: [ш] – твердый согласный всегда. Знаем ли мы ещё букву, которая обозначает один звук?(Буква Ж) 2.Какой буквой обозначается звук [Ш]? На что похожа? Прочитайте. – Почему букв – две? (Заглавная и маленькая.) – Для чего нужны заглавные буквы? 1) Посмотри на букву ш – Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать е и ё. 2) Ах, табуретка хороша! Перевернул – и буква ш! 3) На что похожа буква ш? На зубья этого ковша. Из чего можно сложить букву? Получилось? Молодцы! 3. Чтение слогов. Прочитайте какие слоги нам напечатал Шарик. На какой слог вы бы обратили своё внимание (слог ши) . Он подчиняется правилу. Какому? (ЖИ,ШИ пиши с гласной И)
Молодцы, а теперь отдохнём. Я называю слова, если вы услышите звук ш. Девочки подпрыгивают и хлопают в ладоши. Мальчики приседают и произносят шшшш. Слова: шапка, снежок, шили, жила, пушистый, широко, порошок, жаркий, снежный, большой. Оцените себя: ошиблись вы или нет? 4. Чтение слов шум шумок шумный шут – Что можете сказать о словах? – Какое слово лишнее? Почему? – Что можно сказать о словах шум, шумок, шумный? – Выделите общую часть в словах. – Как образовались слова? - На какие вопросы они отвечают и что обозначают? – Что означает слово шут? – Какими словами его можно заменить? (Клоун, арлекин, скоморох, паяц.)\ Как вы справились с задание? У кого оно вызвало затруднение? Как вы думаете почему?
Вывод: С какой буквой нас познакомил Шарик? Какие звуки обозначает? Какое правило повторили?
Третье задание от дяди Фёдора. 5 Выделение звуков [ Ф], [Ф’] Посмотрите на картинки, которые нарисовал дядя Фёдор. Про кого можно сказать? С этой буквой на носу Кто-то(Филин) прячется в лесу.
– Можете ли вы различить филина и сову? (У филина большие разлетающиеся надбровья.)
– Назовите первый звук в слове филин. -что можете сказать о звуке [Ф’] в этом слове? Какой он? Дайте характеристику.(согласный, мягкий, глухой, парный) - составьте схему слова филин. Что нам рассказывает схема? (Сколько согласных, гласных, слогов, ударение)
А есть ли твёрдый звук [ Ф]. Назовите слова, которые начинаются с этого звука.
Какой буквой обозначаются новые звуки? Буква Ф(эф) – Сколько букв? (Две. Заглавная и строчная) На что похожа буква? 6. Чтение стихов о букве ф. 1)
Ф надула свои щеки
2)
Филин, в книжку залетев,
7. Работа с учебником. Откройте азбуку. Из чего составили новые буквы, с которыми мы сегодня познакомились?
- Найдите новые буквы. (Буква прикреплена в классе в разных местах вместе с другими буквами.)девочки –букву Ш, мальчики букву Ф Поиграем в театр. - Встаньте, изобразите букву Ф. Изобразите другие буквы.
7. Чтение слогов фа фи фо фу фы шепотом (хором) громко (хором) радостно (девочки) вопросительно (мальчики) - На какие группы их можно разделить? По какому признаку? - Какие гласные указывают на мягкость согласного звука? Вывод: С какими буквами нас познакомил дядя Фёдор и Шарик? Какие звуки обозначает?
|
Выделение первого звука [Ш]. Исследование звука.
Делают вывод, что звук только один. Есть буква Ж, которая тоже обозначает только один звук.
Учатся правильно называть букву (ША)
Делают выводы.
Приводят примеры на что похожа буква.
Читающие дети читают стихи про букву.
Складывают из палочек или карандашей.
Читают слоги. Анализируют слог ШИ
Чтение слов. Анализ слов. Выделение «лишнего» Понятия: родственные (однокоренные слова),корень слов. Слова, обозначающие признак, предмет
Выделение первого звука [Ф’] Исследование звука.
Составляют схему слова. Анализируют. (Сколько согласных, гласных, слогов, ударение)
Подбирают слова с твёрдым звуком ф
Приводят примеры на что походит буква.
Читающие дети читают стихи про букву.
Читают слоги, анализируют. |
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи;
Предметные УУД: различать гласные и согласные звуки; согласные твердые–мягкие, звонкие–глухие; различать звуки и буквы; различать буквы гласных как показатели твердости–мягкости согласных звуков;
Познавательные УУД: – анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
Коммуникативные: -формулирование собственного мнения; умение контролировать действия партнёра
Личностные: наличие познавательных интересов, учебных мотивов. |
5 Применение новых знаний. |
Четвёртое задание. Кто самый внимательный? 1.Наблюдение за звуками буквы Ф. Прочитайте слово. ФИРМА. Назовите первые звук. Как изменить звук, чтобы он стал твёрдым? (изменить гласную букву) – Измените слово, изменив гласную. ФОРМА Прочитай те слова в Азбуке. ФЕРМА ФОРМА ФИРМА ФИМА Прочитайте слова со звуком мягким, твёрдым. Какие буквы указывают на мягкость согласных звуков? Сделайте вывод. Вывод: На мягкость согласных звуков указывают гласные буквы. Что изменилось в последнем слове? Изменился ли звук? Что изменилось в слове? (количество букв, это имя)
Итог. Кто был самым внимательным.
|
|
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
Коммуникативные: -адекватно использовать речевые средства для взаимодействия на уроке, - формулировать своё мнение. |
6.Закрепление. |
Работа в паре
Игра «Помогите разобраться? Задание «Вставить буквы Ш или Ф.
Слова: ши…ка …онтан Са…а …илин …артук …ини… -Было ли у вас затруднение? Какое? Кто справился? (слово ФИНИШ) - Вот мы и подошли у финишу нашего урока. А можно ли сказать, что мы всё теперь знаем о буквах Ш и Ф? Возможно и нет. Впереди нас ждут новые знания.
|
Работают в парах, анализируют слова, вставляют пропущенные буквы. Совместно решают возникнувшие затруднения. |
Регулятивные: -контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: -управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра |
7.Рефлексия деятельности. |
Узнал ли вы что-то новое на уроке? Продолжите фразы…. – Можешь ли похвалить себя за работу на уроке? – Кого еще бы похвалил, за что? Молодцы. Наши герои приготовили для вас задание . Прочитать в Азбуке слова в столбиках. В каждом столбике найти «лишнее» слова, по разным свойствам, раскрасить предложенные картинки по желанию. |
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные: рефлексия;
Личностные: представление о границах собственного знания и «незнания» Регулятивные: оценивание совместно с учителем и одноклассниками результата своих действий. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.