Конспект урока по окружающему миру. 2 класс УМК "Гармония". Тема: ЧЕЛОВЕК – ИЗОБРЕТАТЕЛЬ
Цели: познакомить с разнообразием жилищ, построенных разными народами; рассказать о строительстве русской избы; развивать умение анализировать и сравнивать; воспитывать уважительное отношение к профессии строителя и чувство гордости за талант и мастерство народов России.
Оборудование: фотографии и рисунки с изображением жилищ людей; загадки о жилище; карточки с представленным заданием.Тема: ЧЕЛОВЕК – ИЗОБРЕТАТЕЛЬ
Т е м а : ЧЕЛОВЕК – ИЗОБРЕТАТЕЛЬ
Ц е л и : познакомить с разнообразием жилищ, построенных разными народами; рассказать о строительстве русской
избы; развивать умение анализировать и сравнивать; воспитывать уважительное отношение к профессии строителя и
чувство гордости за талант и мастерство народов России.
О б о р у д о в а н и е : фотографии и рисунки с изображением жилищ людей; загадки о жилище; карточки с
представленным заданием.
Х о д у р о к а
I. Сообщение темы урока.
Учитель читает стихотворение Г. Виеру «Новый дом».
– Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием жилищ человека, построенных разными народами.
II. Работа по учебнику.
– Где обитают разные животные? Подчеркните в стихотворении Т. Боковой названия жилищ животных.
У меня в лукошке проживают кошки.
Мышки в погребе живут, в норках зёрнышки жуют.
Есть сарайчик у гусят, есть загон у поросят.
Дом имеют утки. Спит собака в будке.
А медведь – в берлоге у лесной дороги...
Зайка серый – скокпоскок – примостился под кусток.
Волк с волчатами – в норе, а жучки живут в коре.
– Укажите с помощью стрелок, где живут эти животные:– Какие жилища есть у птиц? (Гнёзда.)
– Из чего они сделаны? (Из веточек, травинок.)
– Какие жилища есть у насекомых? (Дупло, гнездо.)
– Из чего они сделаны? (Из древесной трухи.)
– Какие жилища есть у млекопитающих? (Норы, дупла, берлоги.) Из чего они сделаны?
– К какой группе животных относится человек? (К млекопитающим.) В чём сходство человека с млекопитающими?
(Кормят детей молоком.)
– Прочитайте текст на с. 12–13 учебника. Как животные приспосабливаются к тем природным условиям, в которых
они обитают?
– Рассмотрите жилища людей на с. 14–15 учебника. Из чего они сделаны? (Чум – из шкур оленей; юрта – из войлока,
шерсти; иглу – из ледяных глыб.)
– Какие природные материалы использует человек для своих строений? (Камень, дерево, солому, глину, ледяные
глыбы, кости крупных животных, войлок, бересту, тростник, камыш.) Прочитайте текст о строительстве избы из
круглых брёвен.
III. Работа в тетради на печатной основе.
З а д а н и е 10.
– Подпишите изображённые жилища людей. (Шалаш, иглу, юрта, чум, изба, дом.) Напишите, из чего они сделаны.
(Иглу – из ледяных глыб, изба – из брёвен, чум – из шкур оленей, шалаш – из веток деревьев, юрта – из войлока, дом –
из кирпича.)
– Нарисуйте дом, в котором вы живёте.
– Назовите жилища северных народов (эскимосов, чукчей) (чум, иглу), народов, живущих в лесах (изба, шалаш),
жилище степных жителей (юрта).
– Какие новые строительные материалы придумал человек? (Стекло, бетон, металлы, пластмасса.) Дерево, камень,
ракушечник используют в строительстве и до сих пор.
– Какие жилища человека похожи на жилища животных? (Землянка – на нору; пещера – на логово; шалаш – на
гнездо.)
IV. Фронтальная беседа.– Во все времена строительство жилищ было очень важным для человека делом. Древние люди сначала учились
строить своё жилище у животных, но постепенно изобрели новые способы строительства, каких не знает природа.
Учащиеся читают стихотворения С. Баруздина «Каменщик», «Плотник», «Маляр».
– Люди каких профессий строят дома?
– Чем отличается современный город от старинного?
– Прочитайте пословицы и объясните их смысл.
Построить здание – надо иметь знание.
Дом возвести – не плетень заплести.
Каков строитель – такова и обитель.
Не топор тешет, а плотник.
Кто на все руки, у того нет скуки.
Дело мастера боится.
Кто ладно строит, тот дорого стоит.
– Ребята, а какими инструментами пользуются строители? (Топор, лопата, пила, мастерок, кирка для разбивания
камней, кисти, стеклорез и др.)
– Назовите сказки, в которых говорится о строительстве жилищ. («Три поросенка» – учит правильно выбирать
материал для дома и строить его тщательно, чтобы не бояться в нем ни бури, ни разбойников.
«Заяц и лиса» – учит строителей строить дома так, чтобы в них можно было жить и в холодную зиму, и в
жаркое лето.
«Теремок» – подсказывает, что всем вместе под силу построить любой дом, где хватит места каждому, и что
всем вместе, дружно можно и должно жить!)
Учитель загадывает загадки о предметах, связанных с представлениями о жилище:
Залезла Варвара выше амбара, не ест, не пьёт, всё на небо глядит. (Труба.)
Узловат Кузьма, развязать нельзя. (Цепь.)
Сама нагая, а рубашка в запазухе. (Свеча.)
Поля стеклянные, межи деревянные. (Окно.)
С ногами – без рук, с боками – без рёбер, с сиденьем – без живота, со спиной – без головы. (Стул.) Чёрненькая собачка свернувшись лежит. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)
Два брюшка, четыре ушка. (Самовар.)
Нет ног, а хожу, нет рта, а скажу, когда спать, когда встать. (Часы.)
Зимой нет ее теплей, летом нет холодней. (Печь.)
Маленький мальчик всем под ноги смотрит. (Порог.)
V. Итог урока.
– Назовите виды жилья, строительные профессии.
– Отгадайте р е б у с ы .