Тема: ЧЕЛОВЕК – ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. ВИДЫ ТРАНСПОРТА

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока 2 класс УМК "Гармония". Тема: ЧЕЛОВЕК – ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. ВИДЫ ТРАНСПОРТА Цели: познакомить с видами транспортных средств; учить определять, для чего человек изобрёл те или иные предметы быта; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы, работать с таблицами, размышлять, следуя алгоритму; воспитывать интерес к изобретательству. Оборудование: фотографии и рисунки с изображением наземного, воздушного, подземного, водного транспорта; запись произведения М. И. Глинки «Попутная песня»; загадки о транспорте.Тема: ЧЕЛОВЕК – ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. ВИДЫ ТРАНСПОРТА
Иконка файла материала 2.docx
Т е м а : ЧЕЛОВЕК – ИЗОБРЕТАТЕЛЬ.  ВИДЫ ТРАНСПОРТА Ц е л и :  познакомить с видами транспортных средств; учить определять, для чего человек изобрёл те или иные предметы быта; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы, работать с таблицами, размышлять, следуя алгоритму; воспитывать интерес к изобретательству. О б о р у д о в а н и е : фотографии и рисунки с изображением наземного, воздушного, подземного, водного транспорта; запись произведения М. И. Глинки «Попутная песня»; загадки о транспорте. Х о д   у р о к а I. Сообщение темы урока. – Отгадайте  з а г а д к и : Братцы в гости снарядились, Друг за друга зацепились, И помчались в путь далёк, Лишь оставили дымок.       (Поезд.) В лесу родилась, А в воде живёт.  (Лодка.) Он в безбрежном океане Туч касается крылом. Развернётся – под лучами Отливает серебром.  (Самолёт.) –   Что   объединяет   слова­отгадки?  (Это   различные   виды   транспорта.)  Какие   виды   транспорта   вы   знаете?   Для   чего   людям   нужен транспорт? II. Работа по учебнику. – Вы любите путешествовать? На чем можно путешествовать? (На поезде, машине, автобусе, самолете, на корабле.)– Как назвать одним словом? (Транспорт.) На какие группы можно разделить весь транспорт? (Водный, воздушный, наземный.) – Я тоже люблю путешествовать. На чем? Отгадайте загадку: Не летит, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука два блестящих огонька.  – Как догадались? По каким признакам? С чем еще можно сравнить автомобиль? – Где можно увидеть транспорт? (На дороге, в гараже.) – По каким признакам, деталям мы узнаем автомобиль? (Кузов, колеса, фары, бампер...) – Всегда ли люди ездили на автомобилях? А на чем ранее ездили?  (На лошадях.)  К какой группе животных можно отнести лошадь? (Домашнее животное.) Как отличить лошадь от других животных? (Голова с гривой, копыта, хвост...) – Почему люди не стали ездить на лошадях и пересели в автомобиль? (Автомобиль движется быстрее, чем лошадь.) – Значит, человеку не хватало скорости. Ему мало лошадиной силы. Куда человек спрятал лошадиные силы? (В двигатель.) – Рассмотрите схему на доске. Составьте по схеме рассказ. (Автомобиль.) И г р а  «Хорошо – плохо». – Хорошо, что есть автомобиль. (Высказывания детей: можно ездить, перевозить грузы...) – Плохо, что есть автомобиль. (Высказывания детей: загрязняет воздух ...) Почему это происходит? (Несгоревшее топливо вместе с выхлопными газами выходит наружу.) – Возникло противоречие: с одной стороны, автомобиль необходим, а с другой – он загрязняет воздух. Что делать?  (Создать новый автомобиль, который не будет загрязнять воздух.)– Что надо изменить в машине, чтобы она не вредила окружающим? (Двигатель.) Какой это должен быть двигатель? (Электрический, газовый, на солнечной энергии, супермаховик, раскрученный один раз, сможет ездить долго, затем его можно перезарядить...) – Как будет выглядеть автомобиль будущего? Попробуем себя в роли изобретателя. Нарисуйте автомобиль будущего. – Как двигаются разные животные? (Лягушки, рыбы плавают. Птицы летают, змеи ползают. Лошади скачут, кенгуру прыгают.) – Как связано строение тела птиц со способом движения и средой обитания? (У птиц есть крылья.) – Как связано строение тела рыб со способом движения и средой обитания? (У рыб есть плавники и хвост.) – Как связано строение тела млекопитающих со способом движения и средой обитания? (У лошади сильные ноги; у кита – плавники, хвост; у летучей мыши – крылья и т. д.) З а д а н и е  1. – Прочитайте стихотворение С. Михалкова. Какие средства передвижения изобрёл человек?  (Карету, машины, паровые тихоходы, электровоз, корабли, морские ракеты, воздушный шар, самолёт, космические ракеты.) Какие «подсказки» природы использовал человек для своих изобретений? З а д а н и е  2. – Рассмотрите изображение предметов быта. Назовите их. (Тёрка, кофемолка, мясорубка, микроволновая печь, холодильник, пылесос, стиральная машина.) Для чего их изобрел человек? III. Фронтальная беседа. – Мы не можем представить себе нашу жизнь без транспорта. Но так было не всегда. Сейчас мы с вами мысленно отправимся в прошлое. Было время, когда людям не на чем было ездить, но они мечтали научиться быстро передвигаться и перевозить грузы. Сначала грузы возили по воде на плотах. На суше использовали вьючных животных. – Какие животные помогали человеку? Потом стали ездить на полозьях (на санях), что было не очень удобно. Почему? Заметив, как бобры перекатывают бревна к воде, люди научились ставить бревна­катки под грузы. Из обрубков бревен появилось колесо, затем – повозки, в них впрягали животных. С тех пор люди начали ездить. В шахтах, где добывали уголь, руду, люди использовали рельсы. По ним тележка катилась легче, и лошадь могла катить более тяжелый груз.   На   улицах   городов   также   появились   повозки,   которые   двигались   по   рельсам,   и   тащили   их   лошади.   Их   назвали   конками.   Конки перевозили пассажиров. Но люди мечтали ездить еще быстрее. В сказках они мечтали о сапогах­скороходах, коврах­самолетах и т. д. Наконец изобрели паровой двигатель. Русский механик Мирон Черепанов вместе с отцом построил первый в России паровоз.   – Прочитайте, как в старину называли паровоз. («Огненный конь», «ходун­самовар», «котел на колесах».) – Послушайте «Попутную песню» М. И. Глинки, которую он сочинил в честь первого паровоза. (Звучит музыка.) – Что вы представляете себе, слушая эту музыку? Почему «веселится и ликует весь народ»?– Какой вред приносили паровозы окружающей природе? – Назовите водный транспорт. Рассмотрите изображения видов водного транспорта. Похожи ли по форме различные виды транспорта? Можно ли узнать назначение корабля, глядя на его форму и оснащение? – На чём плавали наши предки? Какие старинные названия кораблей вы знаете? Форма каких животных использовалась человеком при изобретении разных видов водного транспорта? (У разных народов формы лодок, весел были различными, разными были и материалы, из которых они делались: долбленые стволы, стебли тростника, доски.) Наши предки выдалбливали середину ствола большого дерева, стесывали края и концы и делали челны. Ставили парус, и получался маленький кораблик – ладья. Со временем усложнились конструкции кораблей и парусов. Галера – древнее военное судно, на котором использовались и паруса, и весла. Если сделать многоярусные паруса, то получатся каравеллы, фрегаты, шхуны. На каравелле Колумб открыл Америку, переплыв океан. Учитель показывает изображения старинных парусников. Первые корабли с паровыми двигателями появились около 200 лет назад (в Англии, а затем в Америке). Теплоходы и подводные лодки на мазуте появились только в начале XX века, а суда на подводных крыльях – всего 40 лет назад, в России. Историки узнали, что первая в России подводная лодка была построена при Петре Первом крестьянином­самоучкой из Подмосковья Ефимом Никоновым и испытана на Неве. Поставив на корабль паровую машину и приспособив лопасти, человек научился делать пароходы. Заменив гребное колесо на гребной винт, человек поплыл по океанам на теплоходах.  Есть особые корабли, чтобы плавать во льдах, – это ледоколы. Есть корабли­пожарники, корабли – подъемные краны, корабли­рыболовы, корабли­аэродромы, корабли­нефтяники, рудовозы, корабли­ пираты... – Какой воздушный транспорт вы знаете? Для чего он нужен? Человек всегда завидовал птицам, и ему очень хотелось научиться летать. Мечты человека о полетах нашли отражение в народных сказках и песнях. Печальная древнегреческая легенда о знаменитом мастере Дедале и его сыне Икаре повествует о крыльях, которые подняли людей высоко в небо.   Старинные китайские книги рассказывают о том, что люди давно научились подниматься в ветреную погоду в небо на больших воздушных змеях, которые привязывались прочными тросами к повозкам, запряженным лошадьми. Однако воздушный змей лишь поднимает человека в небо, но не может его переносить по воздуху на большие расстояния (не является транспортным средством). А вот матерчатые шары, наполняемые горячим воздухом, могли не только поднимать людей в небо, но и переносить по ветру на довольно большие расстояния. Плохо только, что управлять полетом шаров почти невозможно. Первые воздушные шары появились более 200 лет назад. Примерно через 100 летпоявились   и   управляемые,   наполненные   легкими   газами,   сигарообразные   дирижабли.   Первые   самолеты   появились   около   100   лет   назад (одновременно в России и во Франции). В наше время люди наслаждаются полетами на самолетах различных конструкций (показ слайдов), планерах, дельтапланах, парапланах, а также и на нарядных воздушных шарах. Конструкторы ведут разработку скоростного самолета­ракеты, который будет взлетать как ракета, а приземляться как самолет. Удалось облететь и Землю на космическом корабле. Первый человек, которому посчастливилось это сделать 12 апреля 1961 года, был наш соотечественник, первый в мире космонавт Юрий Гагарин. IV. Работа в тетради на печатной основе. З а д а н и е  11. – У каких растений и животных человек подсмотрел средства передвижения? (У коалы, лягушки, краба, у семян одуванчика и семян клёна, у чайки, дельфина.) З а д а н и е  12. – Наклейте картинки, на которых изображены явления, происходящие в природе сегодня. В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (Поезд.) Чудо­птица, алый хвост, прилетела в стаю звезд. (Ракета.) Полотно, а не дорожка,  Конь не конь – сороконожка     По дороге той ползет,  Весь обоз один везет.                                 (Тепловоз.) Летит птица­небылица,  Не орел и не синица. А внутри народ сидит,  Меж собою говорит.                             (Самолет.) Я в любое время года  И в любую непогоду  Очень быстро в час любой  Провезу вас под землей.  Этот конь не ест овса,  Вместо ног – два колеса. Только лучше правь рулем, Чтобы усидеть на нем.  (Метро.) (Велосипед.) Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука два слепящих огонька.  (Автомобиль.)Закружу, заверчу, в небеса улечу. (Вертолет.) На море, в реках и озерах я плаваю, проворный, скорый.  Среди военных кораблей известен легкостью своей.  (Катер.) Распрекрасный дворец по морю плывет,  Белеет на волнах гигант... (теплоход). V. Итог урока. – Назовите виды транспорта. (Наземный, подземный, воздушный, водный транспорт.)