Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль¬ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяютсяЗдоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль¬ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются
Тема доклада : Здоровьесберегающие технологии
Слаид 1
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех
времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние
здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.
Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье
школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или
тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех
классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с
получением ребенком общего среднего образования.
Здоровье ребенка, его социальнопсихологическая адаптация, нормальный
рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для
ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с
пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его
бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее
интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся
жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам
окружающей среды.
слайд 2(факторы риска)
Школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений
здоровья, с действием которых связано 2040 % негативных влияний,
ухудшающих здоровье детей школьного возраста
школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на
здоровье учащихся:
Стрессовая педагогическая тактика;
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и
функциональным возможностям школьников;
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических
требований к организации учебного процесса;
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья
детей;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и
укрепления здоровья;
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и
здорового образа жизни
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование
педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По
словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные
технологии — это системный подход к обучению и воспитанию,
построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью
учащихся».
СЛАЙД 3(компоненты на уроке)
Утренняя гимнастика
Динамические паузы
Чередование поз во время урока
Организационное начало (выстраиваются договорные отношения,
принимаются правила урока)
Ранжирование учебного материала урока по степени сложности,
новизны , актуальности
Использование активных методов обучения: поисковый,
диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.
Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем,
здоровым образом жизни (по возможности)
Гармоничное сочетание обучениявоспитанияразвития в учебной
деятельности
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно
воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы СЛАЙД
№4(в учеб.воспит.процессе)
1.
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия
образовательного процесса;
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом
зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной
деятельности, возможность длительно поддерживать умственную
работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное
наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на
состояние здоровья учащихся и учителя.
2.
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической
активности школьников;Анализ научнометодической литературы и собственный практический опыт
позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции
здоровьесберегающих технологий
СЛАЙД 5 (правила построения урока)
1 правило:
Вопервых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном
уровне. Вовторых, главная цель учителя научить ученика запрашивать
необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого
необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению,
осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать
(сформулировать) вопрос.
2 правило:
Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий
мозга:
левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них
характерен словеснологический
стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и
обобщению;
правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного
типа развиты конкретнообразное мышление и воображение;
равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное
доминирование одного из полушарий.
3 правило:
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум
работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение
учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит
и от возрастных особенностей детей.
4правило:
Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
525я минута — 80%;
2535я минута — 6040%;
35—40я минута — 10%.
Слайд 6
3.
разнообразные психологопедагогические технологии
здоровьесбережения, используемые на уроках и во внеурочной деятельности
педагогами и воспитателями.
Снятие эмоционального напряженияСоздание благоприятного психологического климата на уроке
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Комплексное использование личностноориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии
личностноориентированного обучения, учитывающие особенности каждого
ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала.
Сюда можно отнести технологии проектной деятельности,
дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные
игровые технологии.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить
развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и
эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении
первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению
Н.К. Смирнова, это все те психологопедагогические технологии,
программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся
культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его
сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как
ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров)
понимает систему, создающую максимально возможные условия для
сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального,
интеллектуального, личностного и физического здоровья всех
субъектов образования (учащихся, педагогов и др.)
Принципы здоровьесбережения: Слайд 7
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства
должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими
вреда здоровью ученика и учителя.
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое
должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние
участников образовательного процесса.
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю,
а каждый день и на каждом уроке.Субъектсубъектные взаимоотношения — учащийся является
непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в
содержательном, и в процессуальном аспектах.
Соответствие содержания и организации обучения возрастным
особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала
должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях
педагогов, психологов и врачей.
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом
поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом
отмечают недостатки.
Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск
переутомления.
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо
стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда
он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
ФИНАЛЬНОЕ СЛОВО. Здоровьесберегающие педагогические
технологии должны обеспечить развитие природных способностей
ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в
деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми,
природой, искусством.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению
Н.К. Смирнова, это все те психологопедагогические технологии,
программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся
культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его
сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как
ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.