Тема доклада : Здоровьесберегающие технологии

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль¬ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяютсяЗдоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль¬ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются
Иконка файла материала zdorovesberegayushchie_tehnologii_7.doc
Тема доклада :  Здоровьесберегающие технологии Слаид 1 Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех  времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние  здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.  Наглядным показателем неблагополучия является  то, что  здоровье  школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками  двадцать или  тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех  классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с  получением ребенком общего среднего образования. Здоровье ребенка, его социально­психологическая адаптация, нормальный  рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для  ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с  пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его  бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее  интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся  жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам  окружающей среды. слайд 2(факторы риска) Школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений   здоровья, с действием которых связано 20­40 % негативных влияний,  ухудшающих здоровье детей школьного возраста школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на  здоровье учащихся: Стрессовая педагогическая тактика; Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и  функциональным возможностям школьников; Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических  требований к организации учебного процесса; Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья  детей; Провалы в существующей системе физического воспитания; Интенсификация учебного процесса; Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и  укрепления здоровья; Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля; 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и  здорового образа жизни В создавшейся обстановке естественным стало активное использование  педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По  словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию,  построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью  учащихся». СЛАЙД 3(компоненты на уроке)  Утренняя гимнастика  Динамические паузы  Чередование поз во время урока  Организационное начало (выстраиваются договорные отношения,  принимаются правила урока)  Ранжирование учебного материала урока по степени сложности,  новизны , актуальности  Использование активных методов обучения: поисковый,  диалогический, игровой, проектный, исследовательский и др.  Отражение в содержании вопросов, связанных со здоровьем,  здоровым образом жизни (по возможности)  Гармоничное сочетание обучения­воспитания­развития в учебной  деятельности  Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно­ воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы СЛАЙД  №4(в учеб.­воспит.процессе) 1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия  образовательного процесса; От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом  зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной  деятельности, возможность длительно поддерживать умственную  работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное  наступление утомления. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на  состояние здоровья учащихся и учителя. 2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической  активности школьников;Анализ научно­методической литературы и собственный практический опыт  позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции  здоровьесберегающих технологий СЛАЙД 5 (правила построения урока) 1 правило: Во­первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном  уровне. Во­вторых, главная цель учителя ­ научить ученика запрашивать  необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого  необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению,  осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать  (сформулировать) вопрос. 2 правило: Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий  мозга: ­ левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них  характерен словесно­логический стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и  обобщению; ­ правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного  типа развиты конкретно­образное мышление и воображение; ­ равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное  доминирование одного из полушарий. 3 правило: Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум  работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение  учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит  и от возрастных особенностей детей.   4правило: Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 5­25­я минута — 80%; 25­35­я минута — 60­40%; 35—40­я минута — 10%. Слайд 6 3. разнообразные психолого­педагогические технологии  здоровьесбережения, используемые на уроках и во внеурочной деятельности  педагогами и воспитателями.  Снятие эмоционального напряженияСоздание благоприятного психологического климата на уроке Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни Комплексное использование личностно­ориентированных технологий  Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии  личностно­ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого  ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности,  дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные  игровые технологии. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить  развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и  эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении  первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, ­ это все те психолого­педагогические технологии,  программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся  культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его  сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Под здоровьесберегающей образовательной технологией (Петров)  понимает систему, создающую максимально возможные условия для  сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального,  интеллектуального, личностного и физического здоровья всех  субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) Принципы здоровьесбережения: Слайд 7   «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства  должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими  вреда здоровью ученика и учителя.   Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое  должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние  участников образовательного процесса. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.Субъект­субъектные взаимоотношения — учащийся является  непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в  содержательном, и в процессуальном аспектах. Соответствие содержания и организации обучения возрастным  особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала  должны соответствовать возрасту учащихся. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях  педагогов, психологов и врачей. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом  поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом  отмечают недостатки. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск  переутомления. Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо  стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. ФИНАЛЬНОЕ СЛОВО. Здоровьесберегающие педагогические  технологии должны обеспечить развитие природных способностей  ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в  деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми,  природой, искусством. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, ­ это все те психолого­педагогические технологии,  программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся  культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его  сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.