Риторика
ТЕКСТ
Урок 10.
Тема: Две группы текстов.
Цель:
– Повторяем с детьми аргументативные и неаргументативные тексты; вспоминаем диалог.
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
|
3 3 3 Беседа. – Мы знаем, что все тексты можно разделить на две большие группы по наличию аргументации: – аргументативные (или тексты с аргументацией, к которым прежде всего относятся рассуждения); – неаргументативные, к которым относятся описание (отвечает на вопрос какой?) и повествование (отвечает на вопросы в какой последовательности? как всё произошло?). В основе этих текстов лежит временной признак – в описании чаще всего говорится о признаках предмета – в данный момент; в основе повествования – развитие действия, события. – Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
|
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам.
|
ΙI. Открытие новых знаний. |
Работа в учебнике. 3 4 6 2 3 Задание 87–88. Если рассуждения, описания и повествования написаны на одну тему, более очевидно структурное сходство (три части: зачин, основная часть, концовка), а также различия между этими типами текстов.
Эта таблица повторяет в сжатом виде те две таблицы, которые есть в учебнике, что помогает систематизировать сведения о типологии текстов.
|
6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
|
III. Развитие умений. Применение знаний. |
1 3 2 1. Работа в учебнике. Ученики составляют и записывают три текста. (См. с. 62–63.) Иногда дети спрашивают: а рассуждение (или описание, повествование) – всегда монолог? Этот вопрос может быть предметом обсуждения. Покажем это на примере рассуждения.
Превращение монолога в диалог. – Почему именно яблоню? – Потому что на старой яблоне уже было мало яблок. – Но вы же привыкли к старой яблоне? Наверно, любили её? – Привыкли-то привыкли, но ухаживать за старой яблоней становилось всё труднее. С неё так и падали старые ветви, а новые... не вырастали. – А ещё мы все любили яблоки, яблочное варенье, сок. – Значит, я правильно поняла, что старая яблоня вам уже даже мешала. И поэтому вы посадили молодую яблоню. Делаем вывод: рассуждения – это не обязательно монолог. Ответы на вопрос почему? даются не сразу, а в процессе беседы, но разговор идёт именно о том, почему посадили в саду яблоню. Таким же образом может быть превращено (устно) повествование-монолог – в повествование-диалог.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
|
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙV. Итог урока. |
– Какие виды текстов вы можете назвать?
|
|
V. Домашнее задание. |
– Превратить описание-монолог в описание-диалог и записать этот диалог. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.