Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)
Оценка 4.8

Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
3 кл
11.06.2017
Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)
Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа. Цель: учить детей понимать, ценить поэзию, находить красочные средства изображения, чувствовать и понимать язык произведения; формировать навык чтения, умение читать, анализировать произведение, полноценно воспринимать прочитанное; активизировать познавательную деятельность; развивать у детей речь, память, внимание, эстетический вкус.
Урок чения.doc
Цель: учить детей понимать, ценить поэзию, находить красочные средства изображения,   чувствовать и понимать язык произведения; формировать навык чтения, умение читать,  анализировать произведение, полноценно воспринимать прочитанное; активизировать  познавательную деятельность; развивать у детей речь, память, внимание, эстетический  вкус. Формировать УУД: ­ Личностные:  формировать познавательный интерес, способность к самооценке на основе  критериев успешности учебной деятельности. ­ Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые  коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера  сделанных ошибок. ­ Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной  форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и  общения и следовать им. ­ Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; сравнивать, находить ответы на вопросы в тексте,  составлять ответы на вопросы. Оборудование: запись пьесы «Весна» П.И. Чайковского, компьютер, проектор,  презентация, аудиозапись стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенний гром». Ход урока Оргмомент. Прозвенел звонок.       Начался урок. Слушаем внимательно,  Работаем старательно. Речевая разминка. ­ Но для начала мы проведем речевую разминку. Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг! Вы видите, что в  вашем цветнике расцвел прекрасный цветок гвоздики. Вам захотелось показать его кому­ то. Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией? ­ Посмотрите на 1 слайд и прочитайте об этом стихотворение. Погляди­ка, погляди­ка! Что за красный огонёк? Это тонкая гвоздика Жаркий празднует денёк. (Е. Серова) ­Каким тоном будем читать это стихотворение? ­ Верно, но в каждой строке чувство это выражается по­особому. ­ С каким тоном будем читать первую строку? ­ Вторую? ­ А третью и четвертую строчки? ­ Прочитаем выразительно. (Сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.) ­ Что нужно делать для того, чтобы научиться читать стихи. (­ Нужно представлять то, о  чем читаешь. Читать нужно медленно, в два раза медленнее, чем говоришь) Проверка домашнего задания. 1. Чтение стихотворения С. Есенина  «С добрым утром» наизусть. 2. Представление иллюстраций к стихотворению. 3. Презентация книг С. Есенина, найденных учащимися в библиотеке. Актуализация знаний. (Звучит запись «Весна» П.И. Чайковского) ­ Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом,  будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как  красива наша природа. ­ Фёдор Иванович Тютчев (2 слайд, портрет) ­ удивительный поэт, любящий и понимающий природу, поэт, который о природных явлениях говорит как о живых существах. С  творчеством этого поэта мы уже знакомились с прошлом году. Кто из вас назовет, какие  стихи мы читали в прошлом году? (­ «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды»,  «Зима недаром злится».) ­ Слышали ли вы, как гремит гром?  ­ Какие чувства испытываете при приближении грозы?  ­ А вот Ф.И.Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.  Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза». ­ Сегодня на уроке мы будем работать над стихотворением Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза». 1. Словарная работа (3 слайд). ­ Но прежде чем я его вам прочитаю, выясним значение трудных слов. Перлы – жемчужины (это слово устарело, и вы его не знаете. Но зато вам знакомо слово «перламутровый». Вы все видели вот такие перламутровые бусы. А перл – жемчужина). Гам – шум голосов и криков.  Шум нагорный ­ гул, шум воды в горах. Вторит – отзывается, откликается, повторяет. 2. Первичное восприятие.  ­ Я показываю вам образец чтения. Аудиозапись. ­ Красиво написано? ­ Можно ли это стихотворение назвать настоящей поэзией?  3. Анализ произведения.  Чтение с заданием: найти “чудо”. 1. ­ Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.  (Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром. Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.) ­ Какая картина возникает перед вами? (­ Ещё светит солнце, а уж гром начинает греметь, играя. И совсем не страшно.) ­ А чудо – рождение образов ­ мы постараемся сейчас отыскать. а) – Так какое же чудо происходит в 1­ом куплете, т.е. 1­ой строфе? Гром  ­ явление природы и по­настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать? (Дети.) Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку. ­А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает?  (одушевляет, делает живыми, олицетворяет).  Использует прием олицетворения.  (4 слайд) Олицетвор ниеее неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми  или иными человеческими чертами.   ­ перенесение свойств одушевлённых предметов на  ­ Да, гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое?     (Гроза короткая, мимолетная, небо не успело потемнеть.) ­ Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу. Знакомство с приемом звукописи. ­ Как поэт помогает нам «услышать» грозу? ­ Внимание. Я прочитаю первую строфу, какой звук я выделю голосом:  Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром,  Как бы резвяся и играя,  Грохочет в небе голубом. ­ Итак, какой же звук я выделила? [p] ­  Произнесите   этот   звук   четко,  так   же   звонко  как   гремят,   грохочут   молодые   раскаты весеннего грома. Погрохочем (р­р­р). ­   Вот,   ребята,   поэт   даже   слова   подбирает   с   нужным   звуком.   Звук   [p]   подчеркивает приподнятость настроения, радость. В таких случаях говорят, использует звукопись. 2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром ­герой стихотворения.  (Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит.)  Какие слова об этом говорят? (­ Раскаты молодые.) ­ А что значит молодые раскаты? (­ Несильные, короткие) ­ Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская? (Дождь, солнце) ­ Какие картины вы себе представили? (Гремит гром и вдруг неожиданно брызнул дождик. На деревьях повисли жемчужные капли дождя.)   Перлы ­ старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже старым.  Давайте попробуем заменить его другими, близкими словами.  ­ Получается? (нет)  ­ Почему? (слово "перлы " создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет  не так красиво и точно) ­ Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит". О каких нитях говорит поэт?  (нити ­ это лучи солнца, это метафора) (5 слайд) Мет фора явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение.  ( «переносное значение») ­перенесение свойств одного предмета или  ае – Какое чудо во 2­ой строфе? (­ Капли дождя превращаются в жемчужины, струи дождя ­ в золотые нити.) 3. Прочитаем третью строфу. (С горы бежит поток проворный, В лесу не молкнет птичий гам, И гам лесой и шум нагорным Всё вторит весело громам.) – Что необычного вы заметили в 3­ей строфе? Каким словом можно заменить слово  «поток»? (Ручеек) ­ Поток (ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана. Вся юная природа  отзывается грому, как бы играя с ним. ­ Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается? ­ Как вы догадались? {.....)  ­ Какое слово показывает, что дождь всё­таки был сильный? (Потоки)  ­ Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить?    ­ Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте  глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).  ­ Что значит "Гам лесной"  (­ Крики птиц, шум воды, шум листвы...) Физминутка Спал цветок и вдруг проснуся­ (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянутся) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться) 4.  Чтение с заданием: найти глаголы. ­   А   теперь   задание     будет   таким:   найдите   в   стихотворении   глаголы,   т.е.   слова, обозначающие… действие, движение, и подчеркните их. (дети работают).  (Учитель вывешивает на доску таблицу с глаголами). ­ Вот как много глаголов использовал поэт. И какие они яркие, выразительные: резвяся, играя   (это   глагольные   формы),   грохочет,   брызнул…От   них   и   стихотворение становится энергичным, стремительным. 5. Настроение стихотворения. ­ А какую грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую? (ответы  детей). И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и  одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.  6. Подготовка к выразительному чтению. ­ Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1­ую строчку. Какое слово здесь важно выделить? (грозу – да вы правы, ведь стихотворение о первой грозе). (Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром. Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.) ­   Но   иногда   в   строке   бывает   даже   не   одно,   а   несколько важных   слов.   Здесь   и   слово «люблю»   ­   важное.   Оно   передает   такое   состояние,   о   котором   в   народе   «Душа   поет» (показать «Люблю грозу»). ­   Какое   слово   нужно   выделить   во   2,3,4   строке?   А   теперь   прочитаем,   что   же   у   нас получилось.   Кто   попробует   так   же   выразительно,   выделяя   голосом   нужные   слова, прочитать 2­ую строфу, 3­ью. ­ Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде  одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему?  7. Выразительное чтение. 8. Работа в тетрадях. ­ Раскройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите в них фамилию, имя, отчество автора, название   стихотворения,   с   которым   мы   сегодня   познакомились.   Возьмите   цветные карандаши   и   нарисуйте   грозу,   которую   вы   себе   представили   после   прочтения стихотворения. 9. Подведение итогов урока. ­ Наш урок подходит к концу. А вам урок понравился? Что вы на нем узнали нового?  (­ В настоящих стихах обязательно происходит… чудо – рождение образа) ­   С   каким   поэтом   познакомились?   (­Сегодня   на   уроке   мы   познакомились   со стихотворением Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза».)   ­Спасибо, ребята, за работу.  10. Домашнее задание. ­ Дома вы потренируетесь читать еще лучше. И выучить это стихотворение наизусть.  Закончить рисунок.

Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)

Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)

Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)

Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)

Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)

Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)

Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)

Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)

Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)

Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)

Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)

Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)

Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)

Тема: Ф.Тютчев. Весенняя гроза. Приём звукописи как средство создания образа.( 3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2017