Тема: КОРОЛИ, ПРЕЗИДЕНТЫ И ГРАЖДАНЕ

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. Можно предложить другой способ постановки проблемы: – Как называется самое большое общество людей, живущих на Земле? (Человечество.)
Иконка файла материала 1 (9).doc
Окружающий мир  Урок 23.  РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ГЛАВА IV. МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Тема: КОРОЛИ, ПРЕЗИДЕНТЫ И ГРАЖДАНЕ Цели: – создать образ эпохи Новейшего времени, учиться отличать современные явления, открытия, достижения от того, что было создано в другие эпохи. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Постановка  учебной  проблемы.  3  7  3  Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого   с   учениками   необходимо   прочитать   текст,   отмеченный   условным знаком   проблемной   ситуации,   после   чего   организовать   беседу   по предложенным   вопросам.   Ученики   с   помощью   учителя   формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску.  К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  Можно предложить другой способ постановки проблемы: –  Как   называется   самое   большое   общество   людей,   живущих   на   Земле? Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. © ООО «Баласс», 20145. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. (Человечество.) На доске появляется запись:  Человечество – одно общество.  – Посмотрите на карту мира на с. 82–83 учебника. Все люди Земли живут в одном государстве? (Нет, в разных.)  На доске появляется запись:  Человечество живёт в разных государствах.  – Какой у вас возникает вопрос? (Почему человечество одно, но живёт в разных государствах?) – Сформулируйте основной вопрос урока. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему все государства не объединятся в одно? Проблема   урока   записывается   на   доску.   К   ней   необходимо   постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  – Давайте составим план урока. Учитель вместе с детьми составляет план урока. Версии детей. Учитель   предлагает   детям   высказать   свои   предположения   (версии)   по проблеме урока. Среди них могут быть такие: – огромным единым государством тяжелее управлять; –  в   каждом   государстве   свои   традиции,   обычаи,   порядки.   То,   что   нравится гражданам одного государства, может не понравиться гражданам другого. От проблемы  урока провести  стрелки, под  которыми  ключевыми словами © ООО «Баласс», 2014II. Поиск решения проблемы. записать основные версии.   2 4 1 2 3 1 1. Монархия и республика. – Какими же порядками, обычаями могут отличаться государства? Прочитайте, как звучит тема нашего урока. («Короли, президенты и граждане».) –  Что   обозначают   эти   понятия?   (Короли   и   президенты   –   главы   государств. Гражданин   –   человек,   связанный   с   каким­либо   государством,   считающий   его своим, пользующийся его защитой («Моё Отечество», 3­й класс.) – Как называется глава государства в Великобритании? (Король, королева.) Как называется глава государства в России? (Президент.) Чем они отличаются?  Скорее всего, ученики затруднятся с ответом, хотя какие­то предположения могут быть. Можно обратиться к представленным фотографиям на с. 81. При   знакомстве   учеников   с   этими   иллюстрациями   у   них   формируется образное   представление   о   различных   правителях.   Теперь   ученики   могут вспомнить   ситуации,   в   которых   они   видели   этих   и   других   правителей, обсудить различие и сходства: –  в   их   облачении   на   торжественных   церемониях   (на   президентах   обычные общегражданские   костюмы,   а   короли   и   императоры   носят   на   голове   короны (кроме того, имеют и иные отличительные признаки власти: мантию, скипетр и др.); –  в обращении к ним: обращение к королю «ваше величество» подчёркивает их особую   роль   среди   всех   жителей   страны,   которые   именуются   подданными; © ООО «Баласс», 2014обращение   к   президентам   «господин   президент»   ничем   не   отличается   от обращения   к   любому   гражданину   страны:   «господин   Иванов»,   «господин учитель», «господин директор» и т.д.; – в ритуалах при их появлении (при появлении и королей, и президентов звучат государственные гимны, выстаиваются почётные караулы, так как и те и другие – главы государств) и т.д. –  Найдите   на   с.  81  учебника,  как   называются   государства,  в  которых   правит король.   Как   называются   государства,   в   которых   правит   президент? (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют «монархия», «республика».) –  Так   что   же   такое   монархия?   (Монархиями   называют   такие   государства,   в которых главой являются король, царь или император и власть передаётся по наследству.) Что такое республика? (Республиками называют такие государства, где власть передаётся в результате народных выборов.)  – Итак, часть человечества – граждане республик, а часть – подданные монархий. На   доску   под   версию  «В   каждом   государстве   свои   традиции,   обычаи, порядки» прикрепляем карточки «монархия», «республика». 2. Демократия и диктатура. – Вспомните, что такое демократия? (Власть народа.) Как народ при демократии управляет   государством?   (Через   выборы   представителей   власти,   через всенародное голосование – референдум.) Рассмотрите рисунки на с. 84. Что вы видите? (Выборы, голосование.) Можно ли сказать, что на всех этих рисунках изображены действительно демократические порядки? Ученики совещаются в парах, группах. Представители от групп предлагают свои варианты ответов, объясняют свои предположения. Вместе с учителем ученики   должны   прийти   к   выводу,   что   действительно   демократические © ООО «Баласс», 2014порядки изображены на рис. 1, 3 и 5.  –  Придумайте,   как   назвать   государство,   в   котором   приняты   другие   порядки, изображённые на рис. 2, 4, 6? (Недемократические или иначе, как скажут дети.)  Найдите   на   с.   84   учебника,   как   называются   государства,   в   которых   нет демократии. (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют «диктатура».) – Так что же такое диктатура? (Государство, в котором один человек захватывает всю власть в стране в свои руки.)  –  Итак, часть человечества живёт в демократических государствах, а часть – в недемократических.  На   доску   под   версию  «В  каждом   государстве   свои   традиции,   обычаи, порядки» прикрепляем карточки «демократия», «диктатура». 2  4  1  2  3  1 В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему все государства не объединятся в одно?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что единое человечество состоит из граждан разных государств. В каждом государстве сложились свои формы и способы правления: монархия или республика, демократия или диктатура. Не все государства согласятся отказаться от своих порядков и принять чужие. Возможно, подтвердятся и другие версии, высказанные ранее. Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–7 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один­ Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  ΙII.  Самостоятельное  применение  знаний. © ООО «Баласс», 2014два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.  личностную рефлексию. IV. Домашнее  задание. ТОУУ Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 15,   выбрав   из   тех,   которые   не   были   сделаны   в   классе.   Учитель   может предложить   желающим   ученикам   прочитать   тему   целиком,   а   также выбрать творческое задание: 1. Продолжи диалог двух граждан разных государств:   –  Мне нравится, что в нашей стране сохранилась монархия. Это так здорово, потому что …  – А по­моему, республика лучше, потому что … …   –  Как интересно, что наши государства такие разные, но это не мешает нам дружить!   2.  Придумай,  как   в  виде   схемы   можно   изобразить   демократию   и  диктатуру. Предложи товарищам догадаться, на какой схеме что изображено. V. Итог урока. 4 – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? © ООО «Баласс», 2014– Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? © ООО «Баласс», 2014