Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
Можно предложить другой способ постановки проблемы:
– Как называется самое большое общество людей, живущих на Земле? (Человечество.)
Окружающий мир
Урок 23.
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
ГЛАВА IV. МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Тема: КОРОЛИ, ПРЕЗИДЕНТЫ И ГРАЖДАНЕ
Цели:
– создать образ эпохи Новейшего времени, учиться отличать современные явления, открытия, достижения от того,
что было создано в другие эпохи.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Постановка
учебной
проблемы.
3 7 3
Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично
тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для
этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным
знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по
предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют
основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему
необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем
этапе урока.
Можно предложить другой способ постановки проблемы:
– Как называется самое большое общество людей, живущих на Земле?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
© ООО «Баласс», 20145. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
(Человечество.)
На доске появляется запись:
Человечество – одно общество.
– Посмотрите на карту мира на с. 82–83 учебника. Все люди Земли живут в одном
государстве? (Нет, в разных.)
На доске появляется запись:
Человечество живёт в разных государствах.
– Какой у вас возникает вопрос? (Почему человечество одно, но живёт в разных
государствах?)
– Сформулируйте основной вопрос урока.
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:
Почему все государства не объединятся в одно?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно
обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Давайте составим план урока.
Учитель вместе с детьми составляет план урока.
Версии детей.
Учитель предлагает детям высказать свои предположения (версии) по
проблеме урока. Среди них могут быть такие:
– огромным единым государством тяжелее управлять;
– в каждом государстве свои традиции, обычаи, порядки. То, что нравится
гражданам одного государства, может не понравиться гражданам другого.
От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами
© ООО «Баласс», 2014II. Поиск решения
проблемы.
записать основные версии.
2 4 1 2 3 1
1. Монархия и республика.
– Какими же порядками, обычаями могут отличаться государства? Прочитайте,
как звучит тема нашего урока. («Короли, президенты и граждане».)
– Что обозначают эти понятия? (Короли и президенты – главы государств.
Гражданин – человек, связанный с какимлибо государством, считающий его
своим, пользующийся его защитой («Моё Отечество», 3й класс.)
– Как называется глава государства в Великобритании? (Король, королева.) Как
называется глава государства в России? (Президент.) Чем они отличаются?
Скорее всего, ученики затруднятся с ответом, хотя какието предположения
могут быть. Можно обратиться к представленным фотографиям на с. 81.
При знакомстве учеников с этими иллюстрациями у них формируется
образное представление о различных правителях. Теперь ученики могут
вспомнить ситуации, в которых они видели этих и других правителей,
обсудить различие и сходства:
– в их облачении на торжественных церемониях (на президентах обычные
общегражданские костюмы, а короли и императоры носят на голове короны
(кроме того, имеют и иные отличительные признаки власти: мантию, скипетр и
др.);
– в обращении к ним: обращение к королю «ваше величество» подчёркивает их
особую роль среди всех жителей страны, которые именуются подданными;
© ООО «Баласс», 2014обращение к президентам «господин президент» ничем не отличается от
обращения к любому гражданину страны: «господин Иванов», «господин
учитель», «господин директор» и т.д.;
– в ритуалах при их появлении (при появлении и королей, и президентов звучат
государственные гимны, выстаиваются почётные караулы, так как и те и другие –
главы государств) и т.д.
– Найдите на с. 81 учебника, как называются государства, в которых правит
король. Как называются государства, в которых правит президент?
(Ориентируясь на выделенные слова, дети называют «монархия», «республика».)
– Так что же такое монархия? (Монархиями называют такие государства, в
которых главой являются король, царь или император и власть передаётся по
наследству.) Что такое республика? (Республиками называют такие государства,
где власть передаётся в результате народных выборов.)
– Итак, часть человечества – граждане республик, а часть – подданные монархий.
На доску под версию «В каждом государстве свои традиции, обычаи,
порядки» прикрепляем карточки «монархия», «республика».
2. Демократия и диктатура.
– Вспомните, что такое демократия? (Власть народа.) Как народ при демократии
управляет государством? (Через выборы представителей власти, через
всенародное голосование – референдум.) Рассмотрите рисунки на с. 84. Что вы
видите? (Выборы, голосование.) Можно ли сказать, что на всех этих рисунках
изображены действительно демократические порядки?
Ученики совещаются в парах, группах. Представители от групп предлагают
свои варианты ответов, объясняют свои предположения. Вместе с учителем
ученики должны прийти к выводу, что действительно демократические
© ООО «Баласс», 2014порядки изображены на рис. 1, 3 и 5.
– Придумайте, как назвать государство, в котором приняты другие порядки,
изображённые на рис. 2, 4, 6? (Недемократические или иначе, как скажут дети.)
Найдите на с. 84 учебника, как называются государства, в которых нет
демократии. (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют «диктатура».)
– Так что же такое диктатура? (Государство, в котором один человек захватывает
всю власть в стране в свои руки.)
– Итак, часть человечества живёт в демократических государствах, а часть – в
недемократических.
На доску под версию «В каждом государстве свои традиции, обычаи,
порядки» прикрепляем карточки «демократия», «диктатура».
2 4 1 2 3 1
В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня
выяснить? (Почему все государства не объединятся в одно?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой
вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к
выводу, что единое человечество состоит из граждан разных государств. В
каждом государстве сложились свои формы и способы правления: монархия
или республика, демократия или диктатура. Не все государства согласятся
отказаться от своих порядков и принять чужие. Возможно, подтвердятся и
другие версии, высказанные ранее.
Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–7 после
текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план.)
4. Осуществлять
познавательную и
ΙII.
Самостоятельное
применение
знаний.
© ООО «Баласс», 2014два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.
личностную рефлексию.
IV. Домашнее
задание.
ТОУУ
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме
15, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может
предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также
выбрать творческое задание:
1. Продолжи диалог двух граждан разных государств:
– Мне нравится, что в нашей стране сохранилась монархия. Это так здорово,
потому что …
– А помоему, республика лучше, потому что …
…
– Как интересно, что наши государства такие разные, но это не мешает нам
дружить!
2. Придумай, как в виде схемы можно изобразить демократию и диктатуру.
Предложи товарищам догадаться, на какой схеме что изображено.
V. Итог урока.
4
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
© ООО «Баласс», 2014– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтонибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
© ООО «Баласс», 2014