Тема любви в творчестве А.И.Куприна
Оценка 4.6

Тема любви в творчестве А.И.Куприна

Оценка 4.6
Лекции
doc
русская литература
10 кл—11 кл
29.03.2018
Тема любви в творчестве А.И.Куприна
Аннотация. В русской литературе в конце девятнадцатого – начале двадцатого века в течение несколько десятилетий о любви пишется больше, чем за несколько веков. Теория любви, выстроенная русскими религиозными философами рубежа веков, основывалась на метафизических понятиях. Любовь рассматривалась как вечное и безусловное начало человеческого существования, как высший принцип бытия и познания. В данной статье рассматриваются основные положения теории философов Н.А. Бердяева и В.С. Соловьева, взгляды которых были особенно близки творчеству А.И. Куприна и реализованы в его произведениях.
Антамошкина_статья (2).doc
ТЕМЫ ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.И. КУПРИНА Антамошкина Зинаида Семеновна, учитель русского языка и литературы МБОУ Алексеевская СШ имени И.В. Мушкетова Алексеевского муниципального района Волгоградской области Аннотация. В русской литературе в конце девятнадцатого – начале двадцатого века в течение несколько десятилетий о любви пишется больше, чем за несколько веков. Теория любви, выстроенная русскими религиозными философами рубежа веков, основывалась на метафизических   понятиях.   Любовь   рассматривалась   как   вечное   и   безусловное   начало человеческого существования, как высший принцип бытия и познания. В данной статье рассматриваются основные положения теории философов Н.А. Бердяева и В.С. Соловьева, взгляды которых были особенно близки творчеству А.И. Куприна и реализованы в его произведениях. По мнению Н.Бердяева, любовь есть всегда любовь к личности,  любовь есть   неиссякаемая   энергия.   Но   подлинный   смысл   и   цель   ее   не   в   помощи ближнему, не в добрых делах, а в соединении душ, в содружестве и братстве любви.  Отношение к  женщине  формировалось   у Н.Бердяева  под влиянием учения   В.Соловьева   о   Вечной   Женственности.   Женщина,   по   мнению Н.Бердяева, намного ближе к любви, потому что ее природа и природа любви одинакова. Он объясняет сущность женской любви таким образом: «Женская любовь   целостна,   она   захватывает   все   ее   существо.   Она   может   стать смертельно   опасной,   так   как,   по   мнению   философа   в   ней   есть   магия   и деспотизм, в то же время она может подняться до необычайной высоты и спасти своей верностью» [1, с. 226]. В.Соловьев в своей книге «Смысл любви» говорит и о другой любви, о любви родительской. Материнская любовь, по Соловьеву, достигает высокой степени самопожертвования. Основные положения теории любви философов Н.А. Бердяева и В.С. Соловьева   были   близки   творчеству   А.И.   Куприна.   Жертвенная   сущность любви   в   бердяевском   понимании   представлена   во   многих   произведениях Куприна. Идея принадлежности этого чувства к иному миру раскрывается писателем как Божественный дар, реализуемый в земной жизни. Не все люди наделены таким даром, лишь единицы, но и они способны с помощью этой силы преобразовать мир. Все произведения писателя о любви заканчиваются трагически, главным героям не суждено быть вместе, они разлучены навсегда, обычно   один   из   любимых   погибает,   так   и   не   познав   всю   красоту   этого волшебного чувства. Писатель, один из немногих, смог показать возвышенное чувство, всепоглощающую, жертвенную, рыцарскую любовь, «ту, о которой мечтает   каждая   женщина…»   [3].   Процесс   творческого   самоопределения писателя, поиски им собственного пути в литературе всегда неповторимы и своеобразны, но каждый писатель проходит этап учительства. Этот период поисков, проб и ошибок принято называть ранним в творческой биографии писателя. Временные рамки этого периода у А.И. Куприна с 1889 –1896 г. Именно в этот период молодой писатель сталкивается с реальной русской действительностью, в ее разнообразных проявлениях, постепенно накапливает жизненный опыт, постигает разнообразие человеческих характеров и судеб. А.И. Куприн использует пока еще литературные штампы, его произведения наполнены сентиментальностью и экстравагантностью. В раннем творчестве очень   часто   из   рассказа   в   рассказ   переходит   трафаретный   образ   светской женщины   –   соблазнительницы,   жестокой,   холодной,   пустой.   Из­за   таких женщин погибают, сходят с ума талантливые, умные мужчины.  В   произведениях   А.И.   Куприна   «Олеся»,   «Наталья   Давыдовна»   мы видим, что не только мужчины способны любить, страдать, женщины не менее самоотверженны в любви, готовы на всё ради ее сохранения, даже на смерть. Очаровательные   девушки   отдают   свою   нежность   недостойным,   грубым, примитивным мужчинам, в руках которых они становятся игрушкой, вещью без   надобности.   Во   многих   произведениях   писателя   герои,   одаренные способностью   глубоко   понимать   мир,   очень   утонченные   натуры,   духовно богатые,   все   же   не   обретают   счастья,   то   не   находят   отзыва   в   сердце избранника,   то   не   умеют   сохранить   любовь.   В   рассказе   «Олеся»   главная героиня   –   цельная,   самобытная,   свободная   натура,   не   связанная   никакими социальными условностями и запретами, которые, к сожалению, порабощают Ивана Тимофеевича, ее возлюбленного, он связан с определенной социальной средой, скован ее законами. Олеся верно подмечает, что паныч – «человек, хотя и добрый, но только слабый». Герой – эгоист по натуре, он причиняет боль другим людям, приносит в их жизнь пустоту и разочарование. Олеся же, взлелеянная матерью­природой, выросшая вдали от общественных фальшивых устоев,   способна   на   настоящее,   искреннее   чувство.   И   появление   Олеси   в жизни   Ивана   Тимофеевича   преобразует   его   существование,   она   как   бы возвращает ненадолго утраченную им естественность переживаний. Земля и небо   украшают   встречи   возлюбленных:   сияние   месяца   «таинственно расцвечивает   лес»,   березы   одеваются   «серебристыми,   прозрачными покровами». Повесть заканчивается тем, что Иван Тимофеевич находит нитку красных бус. Это не столько память о нежной, великодушной любви девушки, сколько символ ее чистого, негаснущего чувства. Каждая бусинка как огонек этой любви. Творчество   писателя   этого   периода   многие   исследователи характеризуют   как   незрелое,   полное   шаблонов,   но   оно   важно   тем,   что позволяет   наметить   эволюцию   темы   любви   в   творчестве   А.И.   Куприна. Следующий   период,   который   важен   для   нас   в   изучении   данной   темы, приходится на конец XIX начало XX века (1896­1911). Это было страшное для   России   время,   время   пессимистических   настроений   после   поражения революции.   Оно   вызвало   моральный   кризис   у   людей   нестойких,   слабых, больных.   Но   этот   период   является   расцветом   творчества   художника, создавшего   на   стыке   двух   веков   едва   ли   не   самые   значительные   свои произведения.   А.И.   Куприн   не   прекращает   писать   о   любви,   находится   в поиске   гармоничного   чувства   среди   людей.   В   рассказе   «Суламифь»   А.И. Куприн  показывает,  как  сильная  и настоящая  любовь  возвышает   человека. Любовь Соломона и Суламифи раскрывает богатые возможности этих людей, вдохновляет   на   добрые   дела:   дает   мудрому,   все   познавшему   Соломону радость и новое понимание жизни. А для Суламифи наступает пора первого подлинного постижения всего окружающего. Куприн верил, что такая любовь существует   в   реальном   мире   и   на   протяжении   долгих   лет   писатель   искал идеал   любви,   среди   обычных   людей   он   видел   утонченные   переживания,   Однако способность   сохранить   благодарную   верность   избраннику. «настоящей   любви»,   такой,   которая   сильнее   смерти,   он   не   увидел.   А.И. Куприн отказывается от варианта счастливой любви и пишет о любви одного человека, которая возродила другого. В 1911 году было написана повесть «Гранатовый браслет», в которой дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием  жизни  Желткова, который влюбился   в  богатую аристократку Веру Шеину. Конечно, ни о каких симпатиях с ее стороны не могло быть и речи, но молодому человеку это и не надо было. Ему было достаточно было находиться рядом, наблюдать за ней, никаким образом не вмешиваясь в ее жизнь, не тревожа ее спокойствия и благополучия. Любовь гибнет из­за того, что   люди   поставлены   в   сложные   жизненные   обстоятельства,   которые исключают достижение счастья. Но для Желткова любовь неразделенная – это все равно любовь, только дарующая горькое счастье, Такая любовь возможна лишь для людей, которые отдаются этому чувству самоотверженно. Желтков произносит слова, которые заставляют Веру задуматься о настоящей любви в жизни   людей:   «Я   бесконечно   благодарен   Вам   только   за   то,   что   Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь – это любовь, которую Богу было угодно за что­то меня вознаградить» [4]. Творчество   писателя   второй   половины   90­х   годов   важно   для   нас   в осмыслении темы любви, ее эволюции. Любовь в произведениях этого периода представлена   как   Божественный   дар,   которым   Всевышний   награждает человека и которая наполняет смыслом всю его жизнь. Куприн писал о России по   воспоминаниям,   но   слабеющая   память   не   давала   ему   возможность   так изобразить русскую жизнь, как писатель этого хотел. Для А.И. Куприна – писателя это было большой трагедией. В период эмиграции тема любви очень сильно   изменилась,   появились   новые   аспекты   осмысления   автором   этого чувства.   Одиночество,   тоска   по   Родине   повлияли   на   творчество   писателя, эмиграция   явилась   поворотным   моментом   в   его   жизни.   Важно,   что   А.И. Куприн все же писал в эмиграции произведения о любви, наполняя их новым звучанием и давая этой теме новое осмысление. Библиографический список 1. 2. 3. 4. 5. Аверин   Б.А.   Научная   конференция,   посвященная   100­летию   со   дня рождения   И.А.   Бунина,   А.И.   Куприна   //   Русская   литература.   1971.   №1. С.226­230. Бердяев   Н.А.   Метафизика   пола   и   любви   //   Новое   и   религиозное сознание и общественность. М., 1999. Алданов   М.   Памяти   А.И.   Куприна   //   Литературное   обозрение обозрение. 1994. №7­8. С.63. Афанасьев В.Н. А.И. Куприн. М., 1970. С.92­112. Батюшков К.Н., Батюшков Ф.Д. Очерки русской литературы конца XIX – начала XX вв. М., 1978. С.57­84.

Тема любви в творчестве А.И.Куприна

Тема любви в творчестве А.И.Куприна

Тема любви в творчестве А.И.Куприна

Тема любви в творчестве А.И.Куприна

Тема любви в творчестве А.И.Куприна

Тема любви в творчестве А.И.Куприна

Тема любви в творчестве А.И.Куприна

Тема любви в творчестве А.И.Куприна

Тема любви в творчестве А.И.Куприна

Тема любви в творчестве А.И.Куприна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2018