Тема: М. М. Зощенко «Ёлка»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: изучение нового материала. Цель: создать условия для формирования умения классифицировать поступки героев произведения. Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением; отрабатывать навык выразительного чтения. Развивающие: развивать устойчивое внимание и воображение учащихся; пополнять активный и пассивный словарь учащихся; развивать связную устную речь учащихся. Воспитательные: воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам. Формируемые УУД: Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; устойчивый познавательный интерес к новым общим способам оценивания поступков героев произведения; готовность целенаправленно использовать приобретенные знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни; способность к организации самостоятельной учебной деятельности; адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Иконка файла материала 1 (94).docx
Литературное чтение              Тема: М. М. Зощенко «Ёлка» Тип урока: изучение нового материала. Цель: создать условия для формирования умения классифицировать поступки героев  произведения. Задачи: Образовательные: познакомить учащихся с новым произведением; отрабатывать навык  выразительного чтения.  Развивающие: развивать устойчивое внимание и воображение учащихся; пополнять активный и  пассивный словарь учащихся; развивать связную устную речь учащихся.  Воспитательные: воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам. Формируемые УУД:  Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;  устойчивый познавательный интерес к новым общим способам оценивания поступков героев  произведения; готовность целенаправленно использовать приобретенные знания, умения и навыки в  учебной деятельности и в повседневной жизни; способность к организации самостоятельной  учебной деятельности; адекватное понимание причин успешности или неуспешности учебной  деятельности. Метапредметные: Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;  принимать и сохранять учебную задачу; планировать последовательность действий на уроке;  контролировать процесс и результаты деятельности; адекватно оценивать свои достижения,  осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с  помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой  жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выявлять основание для классификации  героев произведения; Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия; задавать вопросы; осуществлять  взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь. Предметные: ­ правильно использовать в речи литературную терминологию: отрицательные и положительные  герои, поступки; создавать образы героев, опираясь на описание их поступков; различать  положительных и отрицательных героев рассказа; оценивать поступки героев. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповаяОборудование: учебник, карточки­задания для работы в группах, «Ромашка Блума», карточки для  составления вопросов в группах по технологии «Ромашка Блума» .  УМК, класс: Школа России, 4 класс.Структурный этап урока 1. Организационный момент     2. Проверка домашнего задания  (7 мин) Слайды 2­3 3.Речевая разминка (3 мин) Слайд 4              Слайд 5 Действия учителя Действия ученика УУД Настраиваются на работу Личностные: взаимно приветствовать ­Весело звенит звонок. Начинается урок. Если хочешь много знать,  Многого добиться,  Обязательно читать Должен научиться. 1.   Выбрать   фрагмент   из   текста   К.   Паустовского   «Корзина   с   еловыми шишками»   к   одному   из   символов   произведения,   пересказать   или прочитать выразительно. 2.Составить синквейн на тему «Музыка» и записать его в макете книжки. (Приложение 1) Оценивает   пересказ   и   несколько   макетов   с   синквейном.   Остальные работы дети сдают на проверку. на Отвечают   вопросы. Рассказывают выбранные фрагменты произведения. Читают составленные синквейны. макетов   организуют выставку.    Из книг Осуществлять актуализацию личного жизненного   Уметь опыта. в слушать соответствии   с целевой установкой.   Строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями, вступать   коллективное сотрудничество, слушать   учителя и одноклассников, в 1. Развитие внимания кёлкайтснегывц  щэморозйфяпургаж  ­Найти среди буквенного текста слова, прочитать их. ­Найти общее понятие для этих слов. Какое лишнее? Почему? 2. Артикуляционная гимнастика. Скороговорки У елки иголки колки. Сыплет снегопад с неба снег. ­После такой разминки мы должны читать и говорить как? 3. Работа с пословицами (на доске) На что и клад, если в семье лад. елка, снег мороз, пурга Отвечают на  вопрос,  высказывают свои мнения ­Четко, громко,  внятно, чтобы  было всем4.Постановка цели и задач к уроку Слайды 6­7 5. Подготовка   к первичному восприятию Слайды 8­11 Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены. Кто неправильно воспитывает своих детей, тот расплачивается слезами. Семья   ­   это   самое   главное,   что   есть   у   нас.   Берегите   своих   родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки. ­Какой праздник мы отмечаем зимой всей семьей? ­Какое дерево является символом нового года? ­Назовите произведение, с которым мы сегодня познакомимся. ­Сегодня   на   уроке   мы   вновь   встретимся   с   хорошо   знакомыми   нам мальчиком   Минькой   и   девочкой   Лёлей.   Помните,   как   однажды   они решили совершить кругосветное путешествие и даже отправились в него с мальчиком   Стёпкой?   Из   мальчика   Миньки   впоследствии   вырос замечательный   писатель   М.   М.   Зощенко,   а   приключения,   которые   он пережил в детстве, не прошли для него бесследно, он запомнил их на всю жизнь и извлек из них уроки. ­Прочитайте тему урока и определите цель и задачи, используя опорные слова: Познакомимся… Проанализируем… Подготовимся к … ­Как вы думаете, о чем будет говориться в данном произведении? ­Ребята,   подумайте,   какая   из   пословиц   раскрывает   основную   идею произведения, предположите цель урока. 1. Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958) (Приложение 1) Вопросы к классу по биографии: Кода родился? Где? Что запомнили о семье писателя?  Что вы можете сказать о нём как о гражданине? Какие качества характера можете ещё перечислить? 2. Словарно­лексическая работа  Золотушный ребенок ­ больной ребенок Длинновязая ­ высокая Пастилка ­ кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара Церемонится ­ проявлять излишнюю мягкость, стеснение понятно. Отвечают на  вопросы,  определяют тему, цель и задачи  урока     и на формулировать ответы вопросы. Принимать сохранять учебную   цель   и задачи   урока. Осознанно и произвольно строить   речевые высказывания.   Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию,  Расширять словарный запас.    Слушают Отвечают   вопросы на Объясняют значения   Работают   словарем слов. соГимнастика для глаз  Слайд 12 5. Первичное восприятие текста. Физминутка. Проверка первичного восприятия Выделять  последователь­ ность  развития  сюжета,  извлекать  информацию и  перерабатывать  её, строить   рассуждения.   Выражать в речи  свои мысли и  действия;  задавать  вопросы;  осуществлять  взаимный  контроль и  оказывать в  сотрудничестве  Составляют вопросы в   соответствии   с заданием. Задают вопросы   классу, отвечают   на вопросы   других групп   и   учителя. Высказывают свои мнения. Это   рассказ,   так как это небольшое произведение,   и автор рассказывает эпизод   из   своей жизни. Произведение Прослушивание текста. Учитель читает рассказ М. Зощенко «Ёлка», некоторые отрывки читают учащиеся. Слушают текст. Упражнение   «Качание   головой»   стимулирует   наши   мыслительные процессы;   «Ленивые   восьмерки»   активизирует   структуры   мозга, обеспечивают   запоминание,   повышают   устойчивость   внимания; «Шапка   размышлений»   улучшает   внимание,   ясность   восприятия   и речь;   «Зоркие   глазки»,   «Стрельба   глазами»   служат   для профилактики нарушений зрения. Выполняют задания   мозговой гимнастики. 1) Работа в группах по технологии «Ромашка Блума» ­ Распределитесь в 5 групп. Каждая группа получит лепесток «Ромашки Блума» и составит свой вопрос в соответствии с заданием. (Приложение 2) ­Мне достался лепесток с простыми вопросами. Ответьте на них. Кто главные герои рассказа? ­Чем наряжали елку в то время? ­Какое настроение было у героев рассказа? ­Выскажите собственное мнение о поступках детей. Назовите жанр данного литературного произведения? 2) Тест по содержанию произведения. (Приложение 3) ­ Ответьте на вопросы теста. Выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища. Слайд 216. Анализ произведения. Слайд 22­23  Выяснение главного смысла рассказа – В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения? ­Чему учит этот рассказ? Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке. Работа с пословицами ­Вспомните пословицы, которые вы прочитали в начале урока. Какая из них подходит к рассказу?  На что и клад, если в семье лад. Гни дерево, пока молодо, а детей учи, пока зелены. ­Тепло, забота, уют дома зависят только от поведения взрослых? ­Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких? Вывод:   Мы   должны   помнить,   что   добрые   поступки   всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с   детства. написано в прозе. на Отвечают   вопросы. «И за все эти  тридцать пять  лет я, дети, ни  разу больше не  съел чужого  яблока и ни разу  не ударил того,  кто слабее меня.  И теперь доктора говорят, что я  поэтому такой  сравнительно  веселый и  добродушный.» Данная  неприятная  ситуация,  которую бывает  стыдно  вспоминать,  заставляет  задуматься,  почему она  произошла, что  сделал  неправильно,  необходимую  помощь. Личностные: устойчивый познавательный интерес   к   новым общим   способам оценивания поступков героев произведения; готовность целенаправленно использовать приобретенные знания, умения и навыки     в учебной деятельности и в повседневной жизни; способность   к организации самостоятельной учебной деятельности; адекватное понимание причин успешности   или неуспешности7. Домашнее задание Слайд 24 8. Итог   урока. Оценивание. 9. Рефлексия Домашнее задание:  1. Прочитать рассказ еще раз. 2.  Нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам текста. учебной деятельности. осознать свои  ошибки и  исправиться, т. е  извлечь урок. Записывают задание в дневник. Оценивает работу класса, групп. Предлагает сделать   самооценку с помощью большого пальца руки: вверх – работал отлично, в сторону – мог быть активней, вниз – был на уроке пассивен. Высказывают мысли друг другу   Заканчивается   наш   урок.   И   мне   интересно,   с   какими   мыслями   и чувствами вы уходите с занятия. Закончите фразу: Урок интересный, потому что… Урок меня взволновал… Урок заставил задуматься о … Урок дал понять… Урок навел меня на мысль, что … Благодарю   всех   за   работу.   Мне   было   очень   приятно   с   вами   сегодня общаться. Надеюсь, урок был полезным и поможет вам в жизни.   или Оценивают   свою работу   на   уроке; умеют   адекватно воспринимать информацию учителя товарища, содержащую оценочный характер   отзыва о работе  на   уроке.   Умеют свое излагать мнение и аргументировать свою точку зрения,   выражать в   речи   свои мысли и действияПриложение 1  Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается   храбростью.   Трижды   был   ранен,   отравлен   газами,   после   чего   получает заболевание сердца и демобилизуется. Он удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс­капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия, и он высоко оценивает первые произведения писателя.   Так началась активная литературная   деятельность   автора.   В   свет   выходят   многие   известные   произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей. Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64­х лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке. Приложение 2 1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие­то факты,  вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".  Вопрос следует начать со слова ­ назови … 2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты  говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по­моему, вы  сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для  обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью  получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос  следует начать со слова – объясни… 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова  "Почему?" и направлены на установление причинно­следственных связей. "Почему листья  на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из  интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса  "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности. 4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как  вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со  слова – придумай…. 5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи  между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где  вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя  рассказа?". Вопрос следует начать со слова – предложи…. 6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или  иных событий, явлений, фактов. "Почему что­то хорошо, а что­то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д. Вопрос  следует начать со слова – поделись…Приложение 3 Тест по произведению М.М. Зощенко «Ёлка» — Проверьте себя, внимательно ли вы читали рассказ. 1. Мальчик стал понимать, что такое елка, когда ему исполнилось: а) три года б) шесть лет в) пять лет 2. Леля предложила не глядеть на подарки, а съесть: а) по яблоку б) по конфете в) по пастилке 3. Почему Минька ел только яблоко? а) оно висело низко б) он их очень любил в) оно было очень вкусное 4. Что мама хотела подарить Миньке? а) заводную машинку б) заводной паровозик в) заводной пароходик 5. Папа не хотел, чтобы его дети были: а) жадные и злые б) жадные и завистливые в) жестокие и злые

Посмотрите также