Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Оценка 4.8

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
01.04.2017
Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» Цель: Раскрыть образ «маленького человека». Задачи: • Провести идейно-тематический анализ произведения; выработать навыки определения характера главного героя повести «Шинель». • Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся; способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения, обобщения; прививать интерес к поисковой работе. • Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать авторскую позицию.Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков . Конспект урока по литературе. Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Конспект урока по литературе.docx
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Тип урока № 1 Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель» Цель: Раскрыть образ «маленького человека». Задачи:   Провести идейно­тематический анализ произведения; выработать навыки  определения характера главного героя повести «Шинель».    Создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся;  способствовать формированию аналитического мышления и навыков сравнения,  обобщения; прививать интерес к поисковой работе. Воспитание доброты, милосердия, сострадания к людям; учить понимать  авторскую позицию. Планируемые результаты изучения темы: Предметные   умения:  знать  содержание   прочитанного   произведения;   уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою. Метапредметные УУД (универсальные учебные действия): Личностные:  положительно  относится  к  учению,  познавательной  деятельности, желает   приобрести   новые   знания,   умения,   совершенствует   имеющиеся;   осознает   свои трудности и стремится к их преодолению, осуществляет способность к самооценке своих действий, поступков. Регулятивные:   принимает   и   сохраняет   учебную   задачу;   планирует   (в сотрудничестве   с   учителем   и   одноклассниками   или   самостоятельно)   необходимые действия, операции, действует по плану; адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, выполняет поиск причин и пути их преодоления. Познавательные:   понимает   информацию,   представленную   в   изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково­символические средства для решения различных   учебных   задач;   выполняет   учебно­познавательные   действия   в материализованной   и   умственной   форме;   осуществляет   для   решения   учебных   задач операции   анализа,   синтеза,   сравнения,   классификации,   устанавливает   причинно­ следственные связи, делает обобщения, выводы. Коммуникативные:   строит   небольшие   монологические   высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно­познавательных   задач;   задает   вопросы,   слушает   и   отвечает   на   вопросы   других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения. Тип урока: урок открытия новых знаний Технология: технология критического мышления Оборудование: компьютер, экран, проектор, мультимедиа, тест. Ход урока 1. Организация начала урока ­ Здравствуйте, ребята!  ­ Наш урок мне хочется начать словами Н.Г. Чернышевского: «Гоголю многим  обязаны те, которые нуждаются в защите; он стал во главе тех, которые отрицают злое и  пошлое». ­ Как вы думаете, ребята, кого будет защищать Гоголь на этот раз? (Акакия Акакиевича Башмачкина) ­ Верно, сегодня на уроке мы поговорим о Башмачкине. ­ К какой теме обратился Гоголь для раскрытия главного героя произведения?  (Гоголь обратился к теме «маленького человека») ­ Тема урока «Образ «маленького» человека в повести Н.В. Гоголя «Шинель».  Запишите тему урока в рабочую тетрадь.  2. Подготовка к основному этапу занятия  Поработайте с литературным энциклопедическим словарём. Объясните значение  словосочетания «маленький человек». («Маленький человек» в литературе ­ обозначение довольно разнородных героев,  объединяемых тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, и что  это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение: приниженность,  соединяемую с ощущением несправедливости, уязвленной гордостью).  ­ Какую цель мы ставили на прошлом уроке? (ответы) ­ Итак, мы определили цель нашего урока ­ характеризуя главного героя Акакия  Акакиевича Башмачкина, мы должны рассмотреть образ «маленького человека».  3. Усвоение новых знаний ­ Ребята, на парте у вас лежат карточки, выберите те слова, которые у вас  ассоциируются с «маленьким человеком».  (Учащиеся называют слова и прикрепляют на доску вокруг словосочетания  «маленький человек»)  (Бедность, духовная нищета, доброта, наивность, глупость, робость, злость,  жадность, упрямство, ненависть, скромность, обречённость, терпение, стеснение и т.д.)  Для того чтобы рассмотреть образ «маленького» человека мы вернёмся к началу  повести и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышляем, дадим характеристику  Башмачкину. ­ Перечислите события, связанные с Башмачкиным.  ­ Похвалите героя, назовите его положительные стороны, черты характера.  ­ Отметьте отрицательную сторону героя, поругайте его за поступки, которые он  совершил. Укажите, с чем вы не согласны. 4. Первичная проверка понимания 1. Как характеризует героя его портретное описание? 2. Сколько было лет герою? 3. Какую работу выполнял Башмачкин в департаменте?  4. Какое будущее ждало?  5. О чём мечтал герой? 6. Сбылась ли его мечта? 7. Какое событие резко изменило его "счастливую" жизнь?  8. Чем закончилась кража шинели? 5. Обобщение и систематизация знаний В образе Акакия Акакиевича Гоголь начертал последнюю грань обмеления Божьего  создания, когда вещь самая ничтожная становится для «маленького» человека источником  беспредельной радости.  ­ Как относились к нему сослуживцы? ­ Как он относится к своей работе?  ­ Назовите основную черту характера, которая позволила выжить в таком жестоком  мире? Спокойствие, покорность, смирение помогают выжить в жестоком мире. Гоголь  подчёркивает, что люди безжалостны, равнодушны к миру «маленького» человека.  ­ С какой целью автор придумал сюжет с шинелью? 6. Контроль и самопроверка знаний Работа в группах «Башмачкин до покупки шинели и после» Конечно, нельзя сказать, что «маленький» человек ­ Башмачкин с богатым  внутренним миром, но он способен на любовь, дружбу, способный радоваться и быть  счастливым. К сожалению, Акакий Акакиевич не обрёл счастья. Гоголь подчёркивает  беззащитность и одиночество «маленького» человека. ­ Можно ли изменить судьбу человеку, что для этого нужно сделать? В повести Гоголь рассказал историю нелёгкой жизни героя вовсе не затем, чтобы над ним посмеяться. Он своей повестью обвинял общество, которое нравственно калечит  человека. Он заставляет читателя задуматься над судьбой «маленького» человека и  отнестись к его невзгодам и бедам с сочувствием.  7. Подведение итогов занятия ­ Нам кажется, что события, герои, изображённые в повести, очень далеки от нас. Но и сейчас есть люди, которые одиноки, и им нужно наше внимание, понимание. Я хочу вам  пожелать, чтобы вы всегда оставались человечными, помогали друг другу, уважали  остальных людей.  8. Информация о домашнем задании ­ Напишите синквейн на тему «Акакий Акакиевич» Башмачкин Спокойный, неряшливый Работает, страдает, умирает Живёт в своём мире Жертва Спасибо за урок. Урок окончен.

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Тема «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017