Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»
Оценка 4.6

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
русский язык
3 кл
30.08.2019
Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»
Мастер-класс расчитан для учителей начальных классов , подобраны задания, упражнения ,способствующие эффективному формированию грамматических умений, связанных с изучением склонения имен существительных. В статье показаны некоторые способы формирования основных грамматических умений по теме«Изменение имен существительных по падежам в 3 классе». Тема эта важна для учащихся , так как правильное определение падежей способствует правописанию безударных падежных окончаний имён существительных.
Мастер-класс.docx
Учитель начальных классов МАОУ СОШ №50  Дьяконова И.Ф. Тема мастер­класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе» Целью   мастер­класса   является:   подобрать   и   теоретически   обосновать   совокупность упражнений, направленных на формирование грамматических умений по теме «Изменение имен существительных». Задачи    выделить основные умения, формируемые в процессе изучения данной темы;  подобрать   грамматических умений, связанных с изучением склонения имен существительных.   способствующие   эффективному   формированию   задания, При   изучении   склонения   имен   существительных   учащиеся   они   не   всегда   правильно определяют   падежи,   допускают   ошибки   в   написании   безударных   падежных   окончаний. Этой   проблемой   занимались   М.Р.   Львов,   М.С.   Соловейчик,   Н.С.   Светловская,   Т.П. Сальникова, Т.Г. Рамзаева, В.В. Репкин. Падеж в русском языке выражает отношение имен существительных к другим словам в словосочетании и предложении.  В  результате   изучения   грамматических   категорий   имен   существительных   учащиеся должны быстро и безошибочно определять изученные признаки имен существительных, а самое главное, грамотно использовать полученные знания и умения в устной и  письменной речи.   По   определению   М.Р.   Львова,   умения   –   это   освоенные   человеком   способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков. 1. Грамматические умения – это владение учащимися приемами применения приобретенных   грамматических   знаний   на   практике,   т.е.   приемами определения тех или иных категориальных признаков существительного.[6] Государственная педагогическая энциклопедия. – М., 1999. – Т.2 – 173 с.  Тема «Склонение имен существительных» трудна, но очень богата возможностями. В ней раскрываются   механизмы   включения   имен   существительных   в   речевые   конструкции:   в словосочетания, предложения, в текст. Теоретический материал в этой теме – это понятия «склонение имен существительных», «сами падежи с вопросами и предлогами», «падежные формы,   т.е.   окончания»,   «значения   падежей».   Падежи   имеют   разнообразные   значения. Задача учителя помочь детям понять, как изменяется имя существительное в зависимости от того, с каким словом и как оно связано в предложении. Дети должны усвоить, что  уметь определять падежи нужно, чтобы правильно написать безударные падежные окончания. Поэтому так важно  формирование грамматических умений учащихся. Трудности в определении падежей: а) В.п.­ с И.п или Р.п—различают по роли в предложении и значению. Б) у некоторых имён сущ. Совпадают И., В.. и П. п ( ушёл в поле –работал в поле).  Для успешного обучению падежных окончаний необходимо достаточно чёткого, быстрого узнавания падежных форм по вопросам, по связи слов с другими словами, по значению. Составление «Кластера» ­ гроздь винограда. Осмысление и рефлексия. (Метод  развития критического мышления) «Падежи имён существительных» Название  падежей Выделить окончание   вопросы                                    слова­помощники Предлоги                                  определение падежа по алгоритму     значение падежей , член предложения Формированию   грамматических   умений,   используемых   при   изучении   склонения   имен существительных   в   начальной   школе,   происходит   в   процессе   выполнения   ими практических работ, среди которых видное место занимают письменных упражнения.  По   определения   М.Р.   Львова   упражнение   –   это   вид   учебной   деятельности   учащихся, ставящих  его перед  необходимостью  многократно  и вариативно  применять  полученные знания   в   различных   связях   и   условиях.   Важно,   чтобы   они   обеспечивали   высокую активность   и   самостоятельность   учащихся.   Грамматические   умения,   формируемые   в процессе изучения склонения имен существительных:     умение ставить падежные вопросы к имени существительному; умение определять падеж имени существительного; умение изменять существительное по падежам: умение определять по вопросам их падежные формы; Грамматические умения формируются постепенно в процессе подобранных тренировочных упражнений и заданий. Способы формирования грамматических умений:  Упражнения тренировочного характера : 1группа­   существительного;   на   определение   грамматической   категории   падежа   у   имени 2 группа­ на изменение падежной формы 3группа   ­   на   подбор   существительных   с   заданными   грамматическими   формами падежа; 4 группа – на умения творчески применять усвоенную информацию.   Грамматическая сказка  о падежах  Мнемотехника  Стихи о падежах  Таблица падежей  Алгоритм определения падежей  Презентации­тренажёры  Интерактивный тест определение падежей имён существительных  Блиц­опрос   Комплекс упражнений предполагает подбор видов упражнения в соответствии с этапом усвоения понятия и его спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся. Выделены три группы упражнений, которые способствуют формированию грамматических умений у младших школьников: 1   группа   Упражнения   на   определение   грамматической   категории   падежа   у   имени существительного,   выделенного   из   предложения   или   текста.  Первая   группа упражнений   предполагает   следующую   работу   учащихся:   наблюдение,   исследование существительных, выделение признаков изучаемого понятия, выделение одних и тех же признаков у разных существительных. Вспомните сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Прочитайте: Жил старик со сваей старухой У самого синего моря . Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод,­ Пришел невод с одною тиной… Воротился старик ко старухе. ­   Выпишите   словосочетания   с   выделенными   существительными.   Определите   падеж. Подчеркните   в   словосочетания   слова,   от   которых   зависит   падеж   существительных (задается вопрос, чтобы определить падеж существительного). 2   группа.   Упражнение   на   изменение   падежной   формы.   Вторая   группа   упражнений предполагает   самостоятельную   работу   учащихся   по   изменению   падежной   формы существительного,   в   зависимости   от   отношения   существительного   к   другим   словам. Направлено на усвоение способов применения знаний по образцу.  Пример выполнения показывает   учитель   на   одном   из   существительных,   а   дети   уже   продолжают   работу самостоятельно.  ­ Прочитай, изменяя слова в скобках по смыслу (падеж и число): К к..нцу з..мы в ..ловых (шишка) с..зревают (семя). (Чещуйка) у них поднимается и (семя)  высыпаются на сне.. Выс..ко (шишка) на (елка) растут. Трудно до них добраться. (Клест)  лапками и клювами за (ветка) ц..пляются и ш..лушат (шишка).  3группа..   Упражнение   на   подбор   существительных   с   заданными   грамматическими формами падежа. Третья группа упражнений предполагает следующую работу учащихся: упражнения направлены на выявление умения ставит имя существительное в требуемый падеж, позволяет выяснить правильность применения знаний в практической деятельности. ­  Составьте и запишите словосочетания с существительными в родительном падеже: Выйти (м_г_зин) Убежать (м_две_ь) Дождаться (п_беды) Приехать (М_сква) 4 группа.  Упражнение, на основе которого ведется формирование умения творчески применять усвоенную информацию об изменении имени существительного по падежам в   новой,   незнакомой   ситуации.  Четвертая   группа   упражнений   направлена   на формирование умения творчески применить усвоенную информацию об изменении имени существительного в новой, незнакомой ситуации.  ­ Составьте предложения в существительными гроза и часовщик в родительном, дательном и предложном падежах. Употребите предлоги, которые требуют определенной падежной формы существительного. Предложенный   упражнений   можно   использовать   и   на   разных   уроках   по   изучению склонения   имен   существительных.   Упражнения   содержат   тренировочный   материал   по данной теме, их выполнение будет полезно при формировании грамматических умений. Таким образом, можно сделать вывод, что формирование грамматических умений, главным образом, осуществляется через выполнение разнообразных упражнений. Причем с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся. При этом необходимо на каждом уроке использовать разнообразный материал, интересные и увлекательные виды работы над ними . Рассмотрим     особенности формирования  грамматических умений у учащихся по теме «Изменение имён существительных» в 3 классе. (по УМК «Перспектива») В третьеклассники сначала знакомятся с понятием «склонение» и «падеж», с названиями падежей,   с   ролью   окончаний   при   изменении   имён   существительных.   Следующий   этап работы знакомятся с алгоритмом, со словами–помощниками при определении падежей и предлогами.   Далее   учащиеся   расширяют   свои   знания   по   каждому   падежу,   учатся определять падежи существительных в предложениях, знакомятся с значениями падежей, формируются умения верно употреблять окончания через различные упражнения.  Слушатели курсов заполняют таблицы— «Инсерт» (Методы  критического мышления»   Вопросы 1) Постоянные признаки им. существительных 2) Сущ. изменяются : 3) Что называется изменением окончаний по       вопросам? 4) Как одним словом называется изменение по  падежам? 5) Сколько падежей в русском языке?  6) Чем они отличаются? Не  знаю ( ­ ) Знаю  1. Использование героев мультфильмов, сказочных персонажей мотивирует  на включение в   деятельность.  На   примере   занимательного   материала   можно   продемонстрировать значение грамотного письма в жизни, т.к неясность написания и допущенные ошибки ведут к неправильному пониманию текста. Например задание : Кот Матроскин написал письмо, только сам ничего не понял, помогите исправить письмо. (слайд )Так и стал дядя Федор жить в деревня. И люди деревня его полюбили. Узнали люди, что он любит звери, и стали ему разных зверюшки приносить. Дядя Федор всем помогает.  ­ Почему Коту Матроскину  непонятен текст? ( неправильно написаны слова) ­ А к какой части речи относятся эти слова? (к именам сущ.) ­ Как вы думаете, что нужно сделать для того чтобы текст был понятен? (изменить  форму  имен существительных) ­А как мы её будем менять?  (по вопросам) На   этапе    актуализации   знаний  знакомство   третьеклассников   с   падежами   имён существительных   происходит   в   процессе   работы   с   текстом   и   словом.   Наблюдают   за изменением одного существительного в тексте. Например, в стихотворении Грачёва Г. « О коте». ­­ Какая часть речи «кот»?  ­­ Что знаем о существительных? Задание: Понаблюдайте, как изменяется слово «кот» (Раздаточный материал) У норы добычи ждёт. Притаившись, серый кот, Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота. А теперь и за версту Не приблизится к коту. Крыса старая и та,  Видя грозного кота,   Удерёт в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом. Там дрожит и в темноте Вспоминает о коте. Учащиеся наблюдают как в каждом предложении изменяется форма слова «кот»: ~ меняется окончание ~ в зависимости от других слов. Найдите словосочетания, в которые входит слово «кот» ~  и поставьте вопросы.  Ждёт( кто?) кот, вырываясь(от кого?) кота, не приблизится (к кому?) коту   и т.д.        3 этап. Изучение нового материала. Постановка темы  и цели урока ­ Скажите, что мы изменяли в словах? (окончания)  ­В результате словоизменения получается новое слово или его форма? ­ Как мы его изменяли? (по вопросам) ­ А кто знает, как в русском языке называется такое изменение окончаний имен  существительных по вопросам?  (предполагаемые ответы детей) Тема   нашего  МАСТЕР­класса   «Формирование   грамматических   умений   изучении темы «Изменение имен существительных по падежам  в 3 классе» ­Что же будем изучать? (Узнаем о грамматических  умениях,  формируемых в процессе  изучения склонений имён существительных) ­Для чего это нужно знать и уметь делать? (Подготовка к изучению темы « Правописание  безударных окончаний имён существительных)     при  Упражнения 4этап.       На   этапе   освоения   новых   знаний    формируются     умения   изменять   имена существительные по  падежам, ставить существительные в разные падежные формы через тренировочные   упражнения,   упражнения   занимательного   характера   (сказки   и стихотворения  о падежах, мнемотехника) , составление алгоритма определения падежа имени существительного. Упражнение 1. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме.   Почти каждая ………… начинается с родника. Маленькие ручейки  сливаются в  ………………. . Начало ……………… называется истоком. То место, где …………….  впадает   в море, озеро или другую ……………., называется устьем. Слова для справок:   река, реки, реку, реке, рекой (учащиеся вписывают слова) Поработайте в парах. Есть ли слова, которые вы употребили несколько раз? Все ли слова  из справки вы использовали? Чем это объясняется? Почему на месте пропусков  необходимы определённые формы слова «река»? Давайте проверим. Проверка на доске  (слайд). Сделайте вывод. Чтобы слова в предложении были связаны по смыслу, они должны  употребляться в определённой форме, нужном падеже. Подтвердите своё мнение  правилом учебника.  4 этап. На этапе освоение новых знаний используется   Сказка  о падежах Он еще не родился, а уже думали: Кто он? Что он? Какое ему дать имя? Решили  назвать – Именительным.  Ждали рождения (кого? чего?)   его.  Родился – стал Родительным.  Пока он был малышом, всё давали (кому? чему?)  ему. И он стал Дательным.  Но он был и большим озорником,  за (кого? что?) за всякие проделки его винили, и он  стал Винительным. Потом он подрос, стал творить (кем? чем?) всем, что есть в природе. Стал  называться Творительным. Он всем предлагал свою помощь. Заговорили (о ком? о чём?) о нём. И назвали  его Предложным. 6 этап. Закрепление и систематизация знаний   предлагаю по карточкам­помощницам,  таблицы­памятки, презентации­тренажёры. Многие учителя используют старый приём мнемотехники.  Мнемотехника Что такое мнемотехника? Это совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание.  Ваши   прапрабабушки   и   прапрадедушки   запоминали   порядок   падежей   с помощью шуточной присказки:      1) «Иван родил девчонку велел тащить пелёнки.»             2) «Иван ~ рубит ~ дрова, ~ Варвара ~ топит  ~ печку.» Задание : Записать шуточные присказки Слушатели в группах, кто больше вспомнит приёмы мнемотехники.  Стихи о падежах  2 шаг. Имитационная иградля слушателей мастер- класса. Мастер-класс- демонстрация приёма с учителями по группам и фронтальная работа по составлению таблицы падежей в 3 классе.  Стихи о падежах  известный приём , который используется на уроках изучения отдельных падежей. Работа по группам. Каждая группа получила стихотворение о каком-то падеже. Задание: прочитать стихотворение, узнать название падежа, подчеркнуть падежные вопросы, найти слова-подсказки для облегчения определения падежа существительного. 1.Есть именительный падеж, И нет на нём чужих одежд. Его легко все узнают И в подлежащее зовут. Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто. С каким падежом познакомились ребята первой группы? На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже? Почему этих вопросов два? Каким членом предложения бывает существительное в именительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами? 2. А я – падеж родительный. Характер мой – общительный. Кого? Чего? Нет – вот он я! Предлоги часто мне друзья: И с, и до, и у, и из – До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный Бываю иногда, Но в тексте различите вы Два падежа всегда. С каким падежом познакомились ребята второй группы? На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? С какими предлогами употребляются? На какой падеж похож? Нам предстоит в будущем научиться различать эти падежи. 3. Дательный падеж Я называюсь Дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? Лишь только я могу сказать. С предлогом "к" и «по» дружу. Но и один гулять хожу. С каким падежом познакомились ребята третьей группы? На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими? 4.А я – винительный падеж И я во всём виню невежд. Зато отличников люблю, Для них «пятёрки» я ловлю. Кого позвать? Во что играть, Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить. С каким падежом познакомились ребята четвёртой группы? На какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами? 5. А я – творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Любуюсь! – Чем? Творите! – С кем? Я подскажу вам – нет проблем! Предлогам перед, под и над В любой момент я очень рад. С каким падежом познакомились ребята пятой группы? На какие вопросы отвечают существительные в творительном падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? 6. Я – падеж предложный. Со мною случай сложный. Мне без предлогов свет не мил. О ком? О чём я говорил? Ах да, нужны предлоги! Без них мне нет дороги. Пусть будет о, и в, и при – Ты их случайно не сотри: Тогда смогу я рассказать, О чём мечтать и в чём гулять? ­С каким падежом познакомились ребята шестой группы? ­На   какие   вопросы   отвечают   существительные   в   предложном   падеже?   Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются существительные в предложном падеже? (Работая   с   каждым   падежом,   постепенно   появляется   таблица   падежей, заполняемая вместе с детьми) Склонение – это изменение имён существительных по падежам (3 класс)Слайд №п/п падеж Слово­ вопросы предлоги 1. И.п. помощник есть Кто? Что? 2. Р. п. нет Кого? Чего?  Всегда употребляется без предлога,  предложении ­подлежащее у, до, из, с 3. Д. п. 4. В. п. 5. Т. п. Кому? Чему? дать, подойти  к… вижу, винить Кого? Что? Кем? Чем? Любуюсь, творить Говорить,  думать 6. П. п. О ком? О  чём? 3 шаг. Моделирование . к, по, ко. в, во, на, за, через, сквозь, про, под    под, над, перед, о, в, при  Алгоритма определения падежа имени существительного.   Слушатели мастер-класса составляют и записывают алгоритм в блок-схемы . А) Давайте  составим алгоритм определения падежа в виде блок­схемы  (Ученики работают в парах, из заготовленных заранее частей блок­схемы  составляют алгоритм.) Найдите слово, от которого зависит имя существительное     Поставить от него вопрос к имени существительному Алгоритм определения падежа существительного По этому вопросу определите падеж имени существительного Проверьте правильность составления алгоритма по учебнику. Чтобы определить падеж  существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, и поставь  от него вопрос.  Б) Упражнение в распознавании падежей имён существительных с опорой на  алгоритм. ­Определить падеж существительного река. Попытайтесь это сделать самостоятельно.   Фронтальная работа.  Наш город стоит на реке Неве. ­ От какого слова необходимо задать вопрос? Отметим главное слово крестиком. Задаём  вопрос. (Ставим стрелочку.) стоит (на чём?)на реке  ­ Можно ли задать другой вопрос? (Где?) ­ Попробуйте определить падеж сущ­го (на) реке. П.п. ­ Проверим, подобрав слово­помощник: думаю (о чём?) о реке. ­ Сделайте вывод: падеж предложный. Выделите окончание. Методический материал представлен на внешнем носителе.  дидактические игры ­Кто быстрее? (на   экране   стихотворение   К.   Рейс   «Дорожка»)   Нужно   определить   падежи   слова ДОРОЖКА и указать, каких падежей не хватает в этом стихотворении. Побеждает тот, кто первым правильно укажет недостающие падежи. Дорожка домой Мне мила с детских лет. Дорожки знакомой Красивее нет! И если б зашёл я Не знаю куда. Дорожку домой Отыскал бы всегда На этой дорожке Ив трудные дни Я пел бы без устали Песни свои.  презентации-тренажёры с интернета используются  на последующих  интерактивный тест определение падежей имён уроках закрепления  и систематизации знаний . (Фокина Л.П.) существительных (Коломенская В.Г.) На этапе подведения итогов урока можно использовать традиционный блиц-опрос:  Сколько падежей в русском языке? (6)  Перечислите их. Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)  Что значит изменить существительное по падежам? (изменить по вопросам)  Почему каждый падеж имеет два вопроса? (вопросы одушевлённых и  неодушевлённых существительных)  В каком падеже имя существительное является в предложении подлежащим? Вывод: ­Что же мы сегодня узнали об  изменении сущ. по падежам? Зафиксируем  все, что узнали в таблице. Вопросы Не  знаю ( ­ ) Знаю  1) Постоянные признаки им. существительных 2) Сущ. изменяются : 3) Что называется изменением окончаний по       вопросам? 4) Как одним словом называется изменение по  падежам? 5) Сколько падежей в русском языке?  6) Чем они отличаются? 1) 2) 3) 4) 5) 6) Заключение .Русский язык как учебный предмет он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, на основе который формируются практические   навыки,   но   и   важнейшим   средством   познания   других   наук,   средством развития   мышления   и   воспитания   учащихся.   Период   обучения   в   начальных   классах характеризуется   усвоением   младшими   школьниками   большого   количества грамматического   материала,   в   котором   одно   из   мест   занимает   изучение   темы   «Имя существительное» 4 шаг. Рефлексия результатов совместной деятельности с участниками мастер-класса. Теперь я могу… Я попробую… Я приобрёл… Я научился… Мне захотелось… Список использованной литературы 1.   Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русс. яз. Для учащихся нач. шк. ; Кн. Для учителя.­ М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1995.­208 с. 2. Государственная педагогическая энциклопедия. – М., 1999­ Т.2 – 173 с.  3. Львов   М.Р.   Словарь­справочник   по   методике   преподавания   русского   языка: Пособие   для   студентов   педагогических   вузов   и   колледжей.   –   М.:   Издательский   центр «Академия»; Высшая школа, 1999. – 272 с. 4. Львов   М.Р.   Правописание   в   начальных   классах.­   Тула,   «Родничок»­М.,   Астрель АСТ, 2001 5. Малюшкин,   А.Б.   Тестовые   задания   для   проверки   знаний   и   умений   учащихся   по русскому языку: 4 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 112 с. 6. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 2­е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с. 7. 8. Рик, Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 101с. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учеб. пособие для студ.   пед.   учеб.   заведений   по   спец.   «Педагогика   и   методика   нач.   обучения»   /   М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – 5­е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 384 с. 9. Узорова,   О.В.,   Нефедова   Е.А.   Справочное   пособие   по   русскому   языку   для начальной школы / Уроки русского языка. – К.: ГИППВ, 1999. – 272 с ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица значений падежей                                                         падеж Значение падежа пример Именительный  падеж Родительный падеж от слова имя, то есть название  предмета,  Указывает  лицо, являющееся владельцем предмета,   указывает   на   происхождения Поёт (кто?) львёнок. сын (кого?) Петра,  письмо (кого?)сестры Дательный падеж человека или предмета от  слова дать, значение адресата­ лица,  на которое осуществляется действие Винительный  падеж, Творительный  падеж Предложный  падеж Обвинять кого?, что? Указывает на  предмет, на который направлено  действие. Связан с глаголом творить , делать что­ то и обозначает орудие действия. Мысль о,  дума о.. Дарю   (кому?)   маме. Даю   (чему?)   солнышку, письмо (кому?) сестре Вижу (что?) глобус. Вижу (кого?) зайчонка. Творю(чем?)карандашом . Думаю (о чём?) о задаче. Мечтаю   (о   ком?)   о собаке. Таблица­памятка . Склонение – это изменение имён существительных по падежам (3 класс) №п/п паде ж 1. И.п. Слово­ помощник есть вопросы предлоги Кто? Что? Всегда употребляется без предлога,  предложении ­подлежащее 2. Р. п. нет Кого? Чего?  3. Д. п. дать,  подойти к… Кому?  Чему? 4. 5. В. п. вижу, винить Кого? Что? Т. п. творить Кем? Чем? 6. П. п. говорить Вопросы по таблице. О ком? О  чём? у, от, до, из, с, без, около, вокруг, для,  кроме, возле, после, подле. к, по, ко. в, во, на, за, через, сквозь, про, под   с, за, под, над, перед,  между о, об, в, во, на, при ­   Только   в   каком   падеже   имя   существительное   может   являться   подлежащим?   Как называются   остальные? (косвенные).  Как   вы   понимаете   задание   изменить   слово   по падежам? (Задать падежный вопрос к существительному от главного слова и изменить форму этого существительного по вопросу.)  ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Склонение – это изменение имён существительных по падежам (4 класс) Паде ж    Вспомог. слово         Вопросы              Предлоги И. п. есть Кто? Что? Всегда употребляется  без предлога. окончания   1СКЛ. ­а,  ­я   ,­о, ­е   2 СКЛ. 3 СКЛ. Р. п. нет Д. п. В. п. дать,  подойти к.. вижу Кого? Чего?  Откуда?  Где? Куда?  Кому? Чему? Где? Куда? Кого? Что? Где? Куда?  у, от, до, из, с, без,  около, вокруг, для,  кроме, возле, после,  подле. к, по, ко. в, во, на, за, через,  сквозь, про, под  ­ы, ­и   ­а, ­я     ­и      ­е  ­у, ­ю     ­и ­у, ­ю  ­о, ­е,  ­я Т. п. доволен Кем? Чем? Где? Куда?  с, за, под, над, перед,  между ­ой, ей, ­ёй  ­ом, ­ем, ­ём    ­ю П. п. говорить О ком? О  чём? Где? о, об, в, во, на, при      ­е       ­е    ­и Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя  существительное, и поставь от него вопрос.                      1 склонение                       2 склонение       3 склонение            м. р.             ж. р.             м. р.              ср. р.              ж. р.          ­а,  ­я           ­а,   ­я             ­о,   ­е              ­ь Чтобы определить склонение имени существительного, надо поставить его в  начальную форму (ед. ч. И. п.), определить род и окончание. ПРИЛОЖЕНИЕ 3    Составление алгоритма определения падежа имени существительного. Найдите слово, от которого зависит имя существительное Поставьте от него вопрос к существительному По этому вопросу определите падеж имени существительного Таблица№3. Критерии и показатели уровня сформированности грамматических умений Полнота  Количество выполняемых действий. Качество  выполняемых  действий Правильность: соответствие языковой норме. Глубина: выполнение действий на материале разного уровня  сложности. Самостоятельность: выполнение действий без посторонней помощи. Оперативность: быстрота в выполнении действий. Леонтьев М.Р. определяет этапы работы   по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» Первый   этап.  Проверка  безударных   окончаний   с   помощью   ударного  (на   основе фонематического принципа) и определения типа склонения имён существительных. Второй   этап.   Проводится   работа   над  значениями   падежей:  в   предложении анализируются   существительные   в   разных   падежных   формах,   выясняются   их   связи   с другими словами в предложении, выражаемые ими значениями. П.п – обычно указывает место ( живёт в городе) В.п. –обозначает переход действия на предмет: прочитал книгу, вижу ворону.  Составление  таблицы   падежных   окончаний.  Это   обобщение, Третий   этап. моделирование,   отвлечение   от   конкретных   слов,   изменяемых   по   падежам.(Склоняются существительные с твёрдыми и мягкими основами) Четвёртый этап­­ Орфографическое обобщение­ правило. Безударные окончания могут быть проверены ударяемыми Пятый   этап  .   Составление   учащимися  алгоритма  написания  безударных   падежных окончаний

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам в 3 классе»

Тема мастер-класса: Формирование грамматических умений  при изучении темы «Изменение имен существительных по падежам   в 3 классе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2019