Тема: МИР ИСКУССТВА
Цель: показать, что человек создал много произведений искусства, которые делают нашу жизнь интересней; развивать умение видеть прекрасное; подвести к выводу, что искусство, так же как и наука, является средством познания мира; познакомить с разными видами искусств; учить видеть и оценивать красоту в окружающем мире; через искусство помочь выработать определённое отношение к жизни; развивать речь, мышление, память, любознательность, наблюдательность; воспитывать любовь к музыке, литературе, живописи, скульптуре.
Оборудование: репродукции картин; записи музыкальных произведений; ребус; музыкальные инструменты.Тема: МИР ИСКУССТВА
Т е м а : МИР ИСКУССТВА
Ц е л ь : показать, что человек создал много произведений искусства, которые делают нашу жизнь интересней;
развивать умение видеть прекрасное; подвести к выводу, что искусство, так же как и наука, является средством познания
мира; познакомить с разными видами искусств; учить видеть и оценивать красоту в окружающем мире; через искусство
помочь выработать определённое отношение к жизни; развивать речь, мышление, память, любознательность,
наблюдательность; воспитывать любовь к музыке, литературе, живописи, скульптуре.
О б о р у д о в а н и е : репродукции картин; записи музыкальных произведений; ребус; музыкальные инструменты.
Х о д у р о к а
I. Сообщение темы урока.
– Отгадайте р е б у с :
II. Фронтальная работа.
– Как люди изучают мир?
Ещё древний человек исследовал окружающий мир, запоминал увиденное, услышанное и передавал накопленный опыт
детям. Со временем возникла наука.– Что такое наука? (Наука – это знания, которые накопило человечество за всю свою историю. Учёные смогли
получить ответы на самые разные вопросы. Наука помогает человеку понять устройство мира, способы
воздействия на него для достижения какойлибо цели.)
– Является ли средством познания мира искусство? Трудный вопрос! Давайте попробуем разобраться. А начнём мы с
того, как вы понимаете, что такое искусство.
Искусство – это отражение мира в художественных произведениях (танце, рисунке, стихотворении, песне),
вызывающее в человеке различные чувства и переживания: ощущение прекрасного, восторг, тоску, печаль и т. д.
Искусство, так же как и наука, существовало с древнейших времён. Уже древние люди замечали в окружающем мире
прекрасное и стремились доступными им средствами отразить это прекрасное в своей жизни. Свидетельством тому
рисунки на стенах и потолках пещер. Но первобытный человек украшал не только своё жилище. Уже тогда существовали
нательные украшения. Материалами, из которых их изготавливали, служили камни, зубы, когти, волосы животных и
людей, бивни мамонтов, раковины.
С развитием человеческого общества искусство становится сложнее и разнообразнее. Появляются и развиваются
отдельные виды искусства.
– Какие виды искусства вы знаете? Отгадайте з а г а д к у :
На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
(Ноты.)
Начнём мы разговор об искусстве с м у з ы к и . «Музыка – драгоценный Божий дар, предназначенный возвысить,
вдохновить и очистить нашу душу». (Ё.Уайт.)
С незапамятных времен музыка сопровождает жизнь людей. Проходят века, сменяются поколения, изменяются стиль,
техника исполнения и способы записи музыки. Но неизменной остается ее способность влиять на душу человека.Она может вызывать радость и печаль, успокаивать и приводить в возбуждение, она заставляет нас заглянуть в самые
сокровенные уголки своей души и глубже понять окружающий мир. Музыка сопровождает человека во время отдыха, в
моменты самых значительных событий, помогает пережить тяжелые, драматические минуты его жизни. Помните, все
преходяще, а музыка вечна!
Известно, что музыка благодаря своей способности влиять на внутренний мир человека помогает освободиться от
душевного дискомфорта, конфликтов, корректирует эмоциональное состояние, может вернуть душевное спокойствие –
одним словом, позитивно влияет на психическое здоровье человека.
Ещё великий композитор Людвиг Ван Бетховен говорил: «Музыка – гораздо большее откровение, чем вся мудрость и
философия». С помощью музыки композитор передает свои эмоции, переживания, связанные с какимлибо событием в
жизни человека или общества. Сегодня я хотела бы познакомить вас с одним из величайших композиторов прошлого
Иоганном Себастьяном Бахом.
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) – немецкий композитор и органист. За свою жизнь Бах написал более 1000
произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени. Послушайте его произведение –
инструментальную музыку в стиле барокко – фугу ми минор (XVIII век).
Из современных композиторов хотелось бы выделить итальянца Энио Морриконе. За свою долгую и плодотворную
карьеру он написал музыку более чем к 400 фильмам и телесериалам, снятым в Италии, Испании, Франции, Германии,
России и США. Послушайте его музыку к фильму «Профессионал». А какую музыку любите слушать вы? Каких
композиторов знаете?
– Как вы думаете, является ли песня видом искусства? Ктонибудь может спеть нам песню?
Следующий вид искусства –л и т е р а т у р а . Обращаясь к литературе, человек узнаёт новое о жизни людей в тот или
иной исторический промежуток, об обществе, об отношениях между людьми, о традициях. Литература позволяет также
оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его
мировоззренческие установки, духовнонравственные идеалы, эстетический вкус. Со многими поэтами и писателями вы,
наверное, уже знакомы. Со многими и многими вам предстоит ещё встретиться.
– Чем отличается поэт от писателя? Каких поэтов вы знаете? Каких писателей?
– А есть ли у вас любимый писатель или поэт, творчество, которого вам особенно нравится?(Ответы детей.)– Продолжим наш разговор. Поговорим об и з о б р а з и т е л ь н о м и с к у с с т в е .Оно подразделяется на живопись,
графику и скульптуру.
Живопись и графика – виды изобразительного искусства, связанные с передачей зрительных образов на твёрдые или
гибкие поверхности. Как и другие виды искусства, живопись и графика могут выполнять познавательную,
эстетическую, религиозную, идеологическую, социальновоспитательную функции. Одним из величайших художников
мира является великий итальянец Леонардо да Винчи (1452–1519). Он прославил своё имя благодаря огромному
количеству поистине уникальных работ. Лучшим его творением считается портрет Моны Лизы. Полное название картины
«Портрет госпожи Моны Лизы дельДжокондо».
Загадка, по сей день окружающая эту женщину, заключена в ее необычайной улыбке, которая притягивает в Лувр
ежегодно миллионы посетителей.
Ещё с одной работой гениального Леонардо да Винчи я хотела бы вас познакомить. Это знаменитая фреска «Тайная
вечеря» (фреска – писание маслом по сырой штукатурке). Слева направо во всю ширину картины тянется стол с едой. За
столом лицом к нам группами по три сидят двенадцать апостолов с Христом в центре. Апостолы оживленно общаются. О
чем они говорят и о чем повествует картина? Основной задачей, которую поставил себе Леонардо в «Тайной вечере»,
была реалистическая передача сложнейших психических реакций на слова Христа: «Один из вас предаст меня».
Среди русских пейзажистов место самого сильного рисовальщика, бесспорно, принадлежит Ивану Ивановичу
Шишкину. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм – деревьев,
кустарников и трав. Они принимали у него правдивые очертания во всех мельчайших подробностях – в форме листьев,
ветвей, стволов. На слайдах вы видите его картины «Утро в сосновом лесу» и «Рожь».
Иван Константинович Айвазовский – всемирно известный российский художникмаринист. Писал в основном
морские пейзажи; создал серию «портретов» крымских прибрежных городов. Его карьера была очень успешной. В общей
сложности художник написал больше 6 тысяч полотен. Перед вами его работы: «Девятый вал», «Одесская гавань. Черное
море».
Показ слайдов.
– Давайте вспомним былинных героев.Давнымдавно слова «былина» не существовало, а песни, которые рассказывали о подвигах и делах минувших лет,
назывались старнами. Потом появилось слово «былина», что означало «быль», то есть правдивое описание. Первые
былины сложились ещё в Киевской Руси. Особенно много былин сложил народ про богатырей, защищавших Русь.
– С какими былинами вы познакомились на уроках литературного чтения?
– Отгадайте к р о с с в о р д :
1. Имя богатыря, который «в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные,
кудри русые вьются кольцами…, а силой да ухваткой ему равных нет, а сам ласковый, обходительный»».(Добрыня.)
2. Прозвище богатыря из города Ростова. (Попович.)
3. Старинный музыкальный инструмент, под звучание которого складывались былины. (Гусли.)
4. Боевая дубина. (Палица.)
5. Натянутая часть лука. (Тетива.)
6. Правдивое повествование. (Былина.)
7. Прозвище богатыря, который в результате своей болезни сиднем просидел на печи в избе родительской ровно 30 лет
и 3 года. (Муромец.)
8. Киевский князь времен Ильи Муромца. (Владимир.)
1 д
о
2 п
4 п
6 б
у
д
7 м
а
л
8 в
б
о
3 г
а
5 т
ы
р
и
р
п
у
л
е
л
о
м
ы
о
с
и
т
и
м
и
н
в
л
ц
и
н
е
р
ч
а
я
и
и
а
в
а
цК л ю ч е в о е с л о в о : «богатыри».
– Кого русский народ называл богатырями? Почему?
– Какие качества приписывали им?
– Рассмотрите картину «Богатыри». Написана она известным русским художником В. М. Васнецовым. Многие
картины этого художника созданы на сюжеты русских народных сказок и былин.
Глядя на картину, мы видим живую историю Древней Руси. Около 20 лет трудился В. М. Васнецов над созданием
полотна и написал картину, которая вызывает чувство гордости и восхищения, волнует нас и сейчас.
Определите, кто здесь Илья Муромец, кто Добрыня Никитич, а кто Алеша Попович.
– Как их изобразил художник? Что их объединяет?
– Обратите внимание на то, что три богатыря зорко стоят на страже Русской земли. Число три в народе имело
значение множественности, поэтому трое богатырей, стоящих на заставе и зорко охраняющих Русскую землю,
воспринимаются так, словно весь народ охраняет свою землю.
– Какой пейзаж окружает богатырей? (Степной. Степь поросла ковыльной травой, вдали видны холмы с
перелесками. Над степью нависли тучи. Неброский пейзаж помогает сосредоточиться на образах главных героев
картины, то есть на богатырях.)
– Как вы думаете, кто из них является старшим? (Илья Муромец.)
– Опишите внешность Ильи. (Лицо Ильи благородно, окаймлено бородой с проседью.Он вооружен: на голове –
шлем, в левой руке – щит, а с правой свешивается палица, за спиной виден колчан со стрелами.)
– Какими чертами характера обладает этот богатырь? (Он честен, смел, служит своей Родине.В богатыре
чувствуются мощь и сила, и даже конь ему под стать.)
– А как одет Добрыня Никитич? (Нарядно и богато: высокий узорчатый шлем, щит из красного металла,
отделанный золотом, нарядные сапоги.)
– Как изобразил художник третьего богатыря – Алешу Поповича? Что объединяет его с Ильей и Добрыней? Каково
вооружение Алеши? Как ведет себя его конь? (Алеша не так силен, но смел и ловок. Вооружение Алеши – это лук со
стрелами. Одежда его так же красива, как у Добрыни. О нем можно сказать, что там, где он не может взять
силой, он берет ловкостью и хитростью.)– Где хранятся картины известных художников? (В музеях.)
– Одним из видов изобразительного искусства является скульптура. Скульптура – вид изобразительного искусства,
которое имеет объемные формы и выполняется из твердых материалов: камня, металла и дерева. Существуют круглые
скульптуры и плоские. К первой группе относятся статуи, бюсты, то есть всё, что можно обойти и рассмотреть со всех
сторон. Плоские скульптуры – это рельеф. К скульптурам относятся также памятники. Так называют монументальные
скульптуры. Скульптура может существовать как отдельно, самостоятельно, так и в соединении с чемлибо. Например,
она может просто стоять в парке или саду, а может быть одним целым с какимлибо памятником или фонтаном.
Скульптор создает свои произведения из дерева, камня, керамики, бронзы и даже изо льда, снега и песка.
– Что должен знать скульптор? (Скульпторпрофессионал должен хорошо рисовать, разбираться в истории
искусств, знать жанры и направления в скульптуре, архитектуре, владеть азами анатомии людей и животных.)
– На какие этапы делится процесс создания скульптуры?
Сначала приходит идея. Ее зарисовывают на бумаге. Затем делают маленький макет скульптуры. Когда макет готов,
начинают лепить скульптуру в натуральную величину из глины или скульптурного пластилина. И только после этого
делают слепок скульптуры и «переводят» его в твердый материал – или отливают из металла, или высекают из мрамора,
или вырезают из дерева. Развитие компьютерных технологий позволяет художникам и дизайнерам разрабатывать эскизы
скульптур и композиций любой сложности с помощью специальных программ (CorelDraw, 3Dmax, Photoshop).
– А как делают скульптуры из песка? Для этого требуется специальный карьерный песок, содержащий определенное
количество глины. Карьерный песок слоями по 15–20 см засыпается в сборноразборные опалубки и уплотняется при
помощи механических «трамбовок». В дальнейшем разбираются одна или две верхние опалубки, и скульптор, стоя на
нижних опалубках, вырезает скульптуру из песка, постепенно опускаясь вниз, до полного изготовления всей композиции.
Большие скульптуры иногда состоят из 15–20 слоев опалубки.
– Как изготовить ледовую скульптуру?
Возможности льда огромны. Украшением праздников становятся ледяные цветы, уменьшенные копии архитектурных
памятников. Технология изготовления скульптур изо льда проста: блоки льда, заранее выпиленные из ледового панциря
реки или пруда, складываются по размерам и композиции будущей скульптуры. Затем при помощи бензопилы скульптура
вырезается по контуру, а специальными стамесками выделяют ее мелкие детали.А р х и т е к т у р а – это искусство строительства зданий. Иногда говорят, что произведения архитектуры – вторая
природа, создаваемая руками человека.
Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много
тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город, мы
видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим
стилям мы и определяем эпоху их строительства, социальноэкономический уровень страны, нравы и обычаи того или
иного народа, его культуру, историю, национальные духовные традиции, даже темпераменты и характеры людей этой
страны. Одним словом, архитектура – это своеобразная «визитная карточка» города, государства и эпохи в целом.
Т е а т р – род искусства, передающий художественный замысел с помощью сценических действий актёров перед
зрителями. Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано то развлекать, то
воспитывать, то проповедовать. Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и, соответственно,
собственный набор художественных средств.
– Какие виды театрального искусства вы знаете? (Драма и комедия, опера и оперетта, балет, мюзикл, пантомима,
кукольный спектакль.)
– В каких театрах были вы? Какие спектакли смотрели? Что запомнилось больше всего?
III. Работа по учебнику.
– Рассмотрите репродукции картин в учебнике. Что изобразили художники на своих полотнах?
IV. Работа в тетради на печатной основе.
З а д а н и е 24.
– Рассмотрите музыкальные инструменты. Чем они различаются? Из чего они сделаны? Как из них извлекают
музыкальные звуки? На какие группы можно распределить музыкальные инструменты? (Ударные, духовые, струнные.)
– Впишите в кроссворд названия музыкальных инструментов и прочитайте ключевое слово. Что означает слово
«оркестр»?
4
6
71
2
ф т
р
о
р
у
б
т
е
а
г
и
т
а
р
а
б
а
р
а
б
а
н
ф
л
е
й
т
а
3
к
л
а
р
н
е
т
5
с
к
р
и
п
к
а
– Что включает в себя понятие «искусство»? Какие его виды вы знаете? (Музыка, литература, изобразительное
искусство, в том числе скульптура; архитектура, театр.)
V. Итог урока.
– Пришло время ответить на вопрос: «Является ли искусство средством познания мира?». (Да.)
– Конечно, вы правы! Наука раскрывает закономерности окружающего мира, его устройство. А искусство учит видеть
и оценивать красоту в окружающем мире, учит понимать других людей, понимать и ценить красоту таких качеств
человека, как честность, благородство, доброта; учит видеть безобразие подлости, злобы, жестокости.
Потребность творить прекрасное, способность восхищаться красотой окружающего мира заложены в человеке самой
природой, поэтому произведения искусства не устаревают.
– Скажите, что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Что вам запомнилось больше всего?
– Какой вид искусства вас привлёк больше остальных?
– Не захотелось ли вам всерьёз заняться музыкой, живописью или какимто другим видом искусства?