Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Оценка 4.6

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
30.03.2018
Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока. Можно предложить другой способ постановки проблемы: учитель предлагает ученикам вспомнить основные этапы всемирной истории по ленте времени.
1 (8).doc
Окружающий мир  Урок 21, 22.  РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ Цели: – создать образ  эпохи  Новейшего времени, учиться отличать современные явления, открытия, достижения  от того, что было создано в другие эпохи. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов Ι . Постановка  учебной  проблемы.  3  7  3  Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого   с   учениками   необходимо   прочитать   текст,   отмеченный   условным знаком   проблемной   ситуации,   после   чего   организовать   беседу   по предложенным   вопросам.   Ученики   с   помощью   учителя   формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску.    К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций,  текстов. 2. Представлять  информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  © ООО «Баласс», 2014 особенности объектов. 4. На основе анализа  объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить   ответы   на вопросы в иллюстрации. этапе урока.  Можно предложить другой способ постановки проблемы: учитель предлагает ученикам вспомнить основные этапы всемирной истории по ленте времени.  – Воевали люди между собой в эпоху Первобытного мира?  Ученики вспоминают историю с пленным «заречником». – Воевали люди между собой в эпоху Древнего мира?  Ученики вспоминают  о пленных рабах и гладиаторах.  – Воевали люди между собой в эпоху Средних веков?  Ученики вспоминают о крестовых походах. – Воевали люди между собой в эпоху Нового времени? Ученики вспоминают о Наполеоне. Учитель может сообщить о том, что на пушках европейских правителей было начертано «последний довод королей».  На доске появляется запись:  Люди воевали во все эпохи.  –  Давайте   узнаем,  какое   отношение   к   войне   проявилось   в   Новейшее   время   – прочитаем цитату на с. 78 (внизу страницы, цитата из Декларации об образовании ООН). –  Что мы узнали? (В 1945 году государства объединились, чтобы избавиться от войн и жить в мире.)  На доске появляется запись:  В 1945 году люди решили не допускать войны. – Посмотрите на доску. Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему до XX века люди (правители государств) относились к войне как к © ООО «Баласс», 2014 нормальному явлению, а в XX веке решили прекратить войны?   Проблема   урока   записывается   на   доску.   К   ней   необходимо   постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.  –  Вспомните, что вам уже известно об этих событиях: Первая мировая война, Великая   Отечественная   война  (это   войны  XX  века).   Можно   ли   назвать   войну конфликтом? (Да.) Что вы знаете о конфликтах? (Что из них нужно искать выход, стараться прийти к компромиссу. Лучший выход из конфликта – не допустить его.) – Какие у вас есть предположения по проблеме урока? Ученики высказывают свои мнения, среди них могут быть такие: – люди устали воевать; – войны стали слишком опасны; – люди решили не доводить конфликты до войн, предотвращать конфликты и др. От проблемы  урока провести  стрелки, под  которыми  ключевыми словами записать основные версии. – Давайте составим план урока. 2  4  1  2  3  1 1.  Отношения между государствами в эпоху Новейшего времени. –  Рассмотрите   карту   на   с.   76–77.   Что   обозначают   условные   знаки   на   карте? Какое событие потрясло планету в середине  XX  века? (Вторая мировая война.) Какая группа стран, участвовавших во Второй мировой войне, занимала большую территорию на планете – союзники фашистской Германии или её противники? Какие страны, части света и океаны стали театрами боевых действий во Второй мировой войне? После выполнения заданий требуется обобщение.  II. Поиск решения проблемы. © ООО «Баласс», 2014 –  Бóльшая   или   меньшая   часть   человечества   участвовала   во   Второй   мировой войне? (Бóльшая.)  –  В Первой мировой погибло 10 миллионов человек, во Второй мировой – 67 миллионов человек. За этими цифрами судьба каждого человека – нерождённые дети,   непостроенные   дома,   ненаписанные   книги.   Чем   угрожало   человечеству повторение войны? (Еще большими жертвами, гибелью всех.) –  Какая версия подтвердилась? (Если на доске записана   подходящая версия, ставим около неё знак «+».)  Проверку можно осуществить, прочитав текст фрагмента «Жестокий  XX век».   На доску вывешиваем карточку с надписью  «Войны угрожают всему человечеству». Если   позволяет   время,   можно   поработать   с   иллюстрацией   на   с.   75, ответить на вопросы к ней. Если   считаете   нужным,   можно   более   детально   обратиться   к   теме фашизма, деятельности Сталина, роли личности в истории  государства:    –  Кто мог отдавать приказы об использовании нового оружия против людей? (Жестокие правители государств.) –  Вспомните, какие люди были правителями и какие партии были правящими в СССР   в   30–40   годы  XX  века   и   в   Германии   в   30   –   первой   половине   40­х? (Коммунистическая партия, Сталин, фашисты и Гитлер.)  – Можете ли вы  найти что­то общее в действиях Сталина и Гитлера? (Оба были жестокими правителями.)  –  Давайте   попробуем   разобраться,   чем   отличались   цели   коммунистов   и фашистов?  © ООО «Баласс», 2014 Ученики вместе с учителем: Цель фашистов – создать общество, в котором люди делились бы на «высших» – господ и «низших» – рабов.  Цель коммунистов  – построить справедливое общество, в котором не было бы неравенства, бедности.  Цели   полностью   отличаются,   но   средства   для   их   достижения   оказались похожими.  –  Давайте   выясним,   где   ещё,   кроме   СССР   и   Германии,   у   власти   побывали коммунисты и фашисты? (Работа с картой.) – Вам бы понравилось, если бы к власти в нашей стране пришли люди, похожие на Сталина,   Гитлера?   Как   вы   поступите,   если   вам   предложат   вступить   в организацию, в которой используется цель, средства, символика фашистов? 2.      М   ораль эпохи Новейшего времени. – Прочитайте название фрагмента на с. 78. «На пути к единому человечеству». – Как вы думаете, можно ли уже сейчас человечество назвать единым? (Мнения могут разойтись. Хорошо, если для аргументации ученики будут использовать свой жизненный опыт.)    Учитель   предлагает   по   цепочке   прочитать   текст   фрагмента.   Во   время чтения   необходимо   выделять   факты,   как   подтверждающие,   что человечество   на   пути   к   единению,   так   и   опровергающие   это.   Важно ознакомить   учеников   с   тем,   что   такое   ООН   и   какие   из   её   задач   удалось решить   (третья   мировая   война   не   произошла,   мы   сделали   шаг   к   единой общечеловеческой цивилизации), а какие задачи не решены (насилие, войны   и © ООО «Баласс», 2014 угроза   мировой   войны   остались).   Факты   можно   записывать   на   доску ключевыми словами в две колонки. В итоге должен прозвучать вывод, что единым   человечество   пока   назвать   нельзя,   но   многие   люди   стремятся   к этому. ΙII.  Самостоятельное  применение  знаний. 2  4  1  2  3  1 В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее. – Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?   (Почему   Новейшее   время   называют   трудным   шагом   к   единому человечеству?  Почему до XX века люди (правители государств) относились к войне как к нормальному явлению, а в XX веке решили прекратить войны?) – Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на  основе работы с  материалом учебника. Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя  ученики должны прийти к выводу, что в эпоху Новейшего времени наука и техника продолжали бурно развиваться,   что   чуть   не   погубило   планету.   Люди   пришли   к   выводу,   что больше войн допускать нельзя, необходимо договориться о сотрудничестве на всей планете. Возможно, человечество делает шаги к единой цивилизации. Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–6 после текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один­ два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии  с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу  (составлять план.) 4. Осуществлять  познавательную и  личностную рефлексию. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  ТОУУ © ООО «Баласс», 2014 – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. IV. Домашнее  задание. Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 13, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим   ученикам   прочитать   тему   целиком,   а   также   выбрать       творческое задание. – Нарисуй, чем была богата общечеловеческая культура в эпоху Нового времени.  V. Итог урока. 4 – Какую работу мы сейчас выполняли? – Чему научились? – Кто с ней справлялся легко? – Кому пока было трудновато? – Кто или что вам помогло справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто хотел бы что­нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Какую бы отметку вы себе поставили? © ООО «Баласс», 2014 К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ Символ фашизма Свастика. Одним из древних символов религии индуизм является свастика (санскр. «су» – «благой» и «асти» – «быть») – знак благопожелания и благоденствия. Свастика представляет собой крест с концами, загнутыми под прямым углом по часовой стрелке (правосторонняя) или против неё (левосторонняя). Иногда правосторонняя расценивается как благопожелательная, левосторонняя – как злонамеренная. С глубокой древности свастика была знаком солнца и света, а следовательно, жизни и блага. С ведийских времён этот знак считается эмблемой Вишну – Солнечного бога. Свастика рисовалась как охранительный знак на дверях домов, на воротах храмов, на предметах быта. В индийском календаре есть обряд, называемый «свастика врата»: во время сезона дождей женщины каждый вечер рисуют свастику и совершают обряд её почитания. В конце этого периода они подносят брахману или другому жрецу блюдо с изображением свастики. Обряд совершают для того, чтобы приблизить наступление солнечных дней.  !!! В Новейшее время символика свастики резко изменилась. Вожди фашистской Германии стремились сделать этот символ древних арийских племен символом нового порядка придуманной ими «высшей арийской расы». В результате свастика   стала   символом   фашистских   преступлений   против   человечества:   концлагерей,   газовых   камер,   массовых расстрелов   мирного   населения,  этнических   чисток   и   других   злодеяний,  порождённых   идеологией   деления   людей   на высших и низших. Закрывать глаза на этот новейший символический смысл невозможно.  Техника Новейшего времени.  Ядерное оружие. 5 августа 1945 г. мир облетела ошеломляющая весть. На японский город Хиросиму была сброшена бомба необычайно разрушительной силы. В один миг здания превратились в руины, погибли более 100 тысяч жителей. Через несколько дней та же участь постигла другой город Японии – Нагасаки. Новое оружие в газетах называли атомным или ядерным. Но что это такое, знали тогда лишь учёные и инженеры, работавшие в области атомной физики. © ООО «Баласс», 2014 В 1940 г. советские учёные Г.Н. Флёров и К.А. Петржак открыли, что тяжёлые ядра атомов урана могут делиться спонтанно (самопроизвольно), выделяя в процессе распада энергию. Другим исследователям, в частности Ю.Б. Харитону и Н.Н. Семёнову, удалось рассчитать и осуществить цепную реакцию деления. Эти два открытия и привели к созданию нового вида оружия: его разработчики использовали энергию атомных ядер урана и плутония, образующуюся в большом количестве в ходе цепной реакции. Первую атомную бомбу изготовили в США к середине 1945 г.; испытания её провели 16 июня. Работы по созданию бомбы возглавлял Роберт Оппенгеймер (1904–1967). В Советском Союзе ядерным оружием занималась группа учёных под руководством Игоря Васильевича Курчатова (1902 или 1903–1960). Первая советская атомная бомба была взорвана в 1949 г. близ города Семипалатинска (Казахстан). Видную роль в её создании сыграл Юлий Борисович Харитон  (1904– 1996). В 1953 г. в СССР прошли испытания водородной, или термоядерной, бомбы. Мощность нового оружия в 20 раз превышала  мощность бомбы, сброшенной на Хиросиму, хотя по размерам они были одинаковы. Чем же отличается термоядерная бомба от атомной? При термоядерной цепной реакции лёгкие ядра сливаются в более тяжёлые (из изотопов водорода, дейтерия и трития получаются ядра гелия). Этот процесс (синтез) даёт энергии в сотни раз больше, чем деление. Происходит такая реакция   при   высоких   температурах,  поэтому   в  названии  (от   греч. «терме» – «тепло»)   к   слову  «ядерная»  добавили «термо». Определяющий вклад в создание водородной бомбы внёс выдающийся физик Андрей Дмитриевич Сахаров (1921– 1989). Вместе с ним над новым оружием работали Яков Борисович Зельдович (1914–1987), Юрий Александрович Трутнев (родился в 1927 г.), Николай Николаевич Семёнов (1896–1986), другие учёные и инженеры. Американцы   экспериментальный   термоядерный   взрыв   произвели   1   ноября   1952   г.   Взорванное   устройство представляло собой сооружение размером с двухэтажный дом, это ещё не была водородная бомба, так как в боевых условиях применяться не могла. Чтобы отработать методы применения ядерного оружия, СССР и США проводили масштабные войсковые учения. В нашей стране первое такое учение прошло в 1954 г. на Тоцком полигоне (Оренбургская область), второе – в 1956 г. в © ООО «Баласс», 2014 районе Семипалатинска. Многие солдаты и офицеры, участвовавшие в них, подверглись радиационному облучению, что привело в дальнейшем к тяжёлым болезням, в первую очередь к лейкемии. Современное ядерное оружие существует в виде бомб, боевых частей ракет, торпед, артиллерийских снарядов, глубинных бомб, мин. Мощность боеприпасов оценивают в тротиловом эквиваленте. Ядерный взрыв 1 кг урана­235 или плутония­239 при полном делении всех ядер эквивалентен по количеству выделившейся энергии химическому взрыву 20 тысяч тонн тротила. Мощность ядерных боеприпасов обычно выражают в тоннах (т), килотоннах (кт) и мегатоннах (Мт) тротилового эквивалента. Ядерные боеприпасы подразделяют на сверхмалые (до 1 кт), малые (1–10 кт), средние (10–100 кт), крупные (100 кт – 1 Мт) и сверхкрупные (более 1 Мт). На Хиросиму, например, была сброшена урановая бомба, разрушительная сила  которой соответствовала  взрыву  20 тысяч тонн тротила. Нагасаки  испытал удар плутониевой бомбы такой же мощности. Ядерное оружие считается самым опасным. При взрыве ударная волна уничтожает сооружения и технику, световое излучение сжигает всё, что способно гореть, а потоки проникающей радиации губят людей и животных. По расчётам специалистов,   один   термоядерный   заряд   мощностью   20   Мт   может   сровнять   с   землёй   дома   в   радиусе   до   24   км   и уничтожить всё живое на расстоянии до 140 км от эпицентра взрыва. Кроме того, происходит радиоактивное загрязнение воздуха и воды. Так, в результате 175 взрывов, произведённых до 1991 г. Францией на атоллах в Тихом океане, богатейшие флора и фауна близлежащих островов стали радиационно­опасными, поэтому, например, рыбу и морепродукты завозят сюда из Японии и других стран. В базальтовых основаниях атоллов появились большие трещины. Первыми, кто понял, чем грозит ядерная война человечеству, стали разработчики атомного оружия. А.Д. Сахаров начал выступать за прекращение ядерных испытаний уже в конце 1950­х гг. Постепенно не только учёные осознали новую опасность. 5 августа 1963 г. в Москве был принят Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. К 1995 г. был объявлен мораторий на проведение подземных взрывов. Однако лабораторные эксперименты продолжаются до сих пор; иногда ядерные взрывы имитируют методами компьютерного моделирования. © ООО «Баласс», 2014 В конце 1995 г. в России насчитывалось 5500 ядерных зарядов; из них 60 % – в составе ракетных войск  стратегического назначения, 35 % – в военно­морском флоте, 5 % – в военно­воздушных силах. 3 января 1993 г. США и  Россия заключили Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ­2).  По этому договору к 2003 г. количество ядерных боеголовок, которыми располагает каждая из сторон, не должно  превышать 3000–3500 единиц. Такого количества вполне достаточно для обеспечения национальной безопасности.  (Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+,1999. – С. 441.) Боевые   ракеты.  Ракетное   (реактивное)   оружие   появилось   раньше   огнестрельного.   Но   развитие   артиллерии постепенно отодвигало несовершенные и «неточные» ракеты на задний план. К концу XIX в. они, казалось, окончательно превратились во вспомогательные – осветительные и сигнальные – средства. Однако уже в 20­х гг. XX столетия воз­ родился интерес к боевым ракетам. В годы Второй мировой войны грозным оружием стали реактивные системы залпового огня   (прежде   всего,  советские   реактивные   миномёты,   известные   как  «катюши»,   и   немецкие   химические   миномёты). Большого успеха добились немецкие инженеры, создавшие самолёт­снаряд «Фау­1» и баллистическую ракету «Фау­2». После войны ракетное оружие вступило в эру бурного развития. Именно ракеты служат сегодня основным элементом большинства комплексов управляемого оружия. Различают   баллистические   и   крылатые   ракеты,   а   также   неуправляемые   ракетные   снаряды   реактивных   систем залпового огня. По месту базирования и типу целей выделяют классы ракет «земля – земля» (запускаются с земли для поражения   наземных   целей),   «воздух   –   воздух»,   «воздух   –   земля»,   «земля   –   воздух».   Особые   классы   составляют противокорабельные и противотанковые ракеты. Реактивными снарядами стреляют из большинства противотанковых гранатомётов.   Есть   реактивные   огнемёты,   системы   дистанционного   минирования,   устройства   доставки   зарядов разминирования и т.д. Реактивному двигателю нашлось место даже в ствольной артиллерии – в активно­реактивных дальнобойных снарядах. Баллистические ракеты (БР), появившиеся в 50­х гг. XX в., называются так потому, что большую часть полёта они движутся   по   законам   баллистики.   Межконтинентальный   полёт   продолжается   30–40   мин.,   но   двигатель   и   система управления работают только 5–7 мин. Именно такой характер полёта обусловил относительную неуязвимость и простоту баллистических ракет, так как создать машину, сверхнапряжённо работающую считанные минуты, проще. Сами по себе © ООО «Баласс», 2014 БР ещё не были полноценным оружием из­за низкой точности, но в соединении с ядерными боеголовками превратились в решающее, практически неотразимое средство нападения. С   созданием   ракетно­ядерного   оружия   наземного   и   морского   базирования,   объединённого   быстродействующей системой управления и находящегося в постоянной  готовности к  пуску, в мире впервые  заговорили о возможности самоубийства человечества. В то же время это оружие стало надёжнейшим средством сдерживания агрессии. Впрочем, разработка и совершенствование систем управления в 60­х гг. сделали весьма грозными и БР с «обычным снаряжением», поражающие с высокой точностью важные объекты противника – пусковые установки, командные пункты, узлы связи. Конструктивно межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) сходны с ракетами так называемой средней дальности (БРСД). (Похожи на них были и первые ракеты малой дальности – тактические и оперативно­тактические.) Они размещаются вблизи линии фронта на мобильных стартовых установках – колёсных или гусеничных шасси. Пусковые установки МБР и БРСД выполнены в виде защищённых шахт, на железнодорожном ходу или многоосном колёсном шасси. Баллистические   ракеты   морского   базирования   не   ржавеют   от   морской   воды;   чтобы   они   могли   вписаться   в ограниченные размеры корабля (особенно подводной лодки), их делают гораздо короче наземных. Только на этих ракетах разделяющиеся боеголовки размещены вокруг двигателя верхней ступени, а не в отдельной головной части. Крылатые ракеты «земля – земля» большой дальности (КРБД) сегодня запрещены международными договорами. Какое­то время работы над этими самолётами­снарядами и баллистическими ракетами велись параллельно. Уязвимость КРБД, сложность систем управления ими на фоне преимуществ баллистических ракет свели самолёты­снаряды со сцены. «Вторую жизнь» им дали новые системы управления и более совершенная авиационная техника, позволившая значительно уменьшить размеры КРБД. Крылатые ракеты «воздух – земля» могут наводиться с высокой точностью с самолёта­носителя, земли, другого самолёта или вертолёта­наводчика. Особенно эффективны такие ракеты против скопления бронированной техники и кораблей. Противокорабельные крылатые ракеты имеют ряд принципиальных особенностей. Цель, на которую они наводятся, крупная,   радиоконтрастная,   тёплая,   её   легко   обнаружить   и   «захватить».   Однако   она   активно   защищается   – отстреливается и ставит помехи, да и корабельную броню пробить не так­то просто. Поэтому здесь необходимы сложные системы управления с уклонением от перехвата, спутниковым целеуказанием и специальные бронебойные боеголовки. © ООО «Баласс», 2014 Особый   класс   образуют   ракеты­торпеды,   предназначенные   для   поражения   подводных   целей.   Некоторые   из   них представляют собой крылатую ракету, сбрасывающую на определённом участке траектории самонаводящуюся торпеду. Ракеты­торпеды могут выстреливаться на большой глубине из торпедных аппаратов подводных лодок. Ракеты  «воздух  – воздух» и «земля –  воздух»  настолько   похожи, что  порой  используются   в  обоих  качествах (например, американские «Сайд­уиндер» и «Спэрроу»). Они имеют высокие скорости и ускорения на разгоне и при манёвре, сложные системы наведения и дистанционные взрыватели.  (Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – С. 523.) Химическое оружие.  Впервые химическое оружие применила Германия во время Первой мировой войны против англо­французских войск. 22 апреля 1915 г. в районе города Ипр (Бельгия) немцы выпустили из баллонов 180 т хлора. Специальных средств защиты ещё не было (противогазы изобрели год спустя), и ядовитый газ отравил 15 тыс. человек; треть из них погибли. Вслед за Германией начали использовать отравляющие вещества (ОВ) и страны Антанты. Особо «удачными» ОВ считались   фосген,   дифосген,   хлорпикрин,   иприт,   дифенилхлорарсин,   дифенилцианарсин,   люизит,   адамсит   и хлорацетофенон. Всего за 1915–1918 гг. воюющие стороны израсходовали более 125 тысяч тонн ОВ. Общие потери от их применения составили около 1 миллиона человек! В отдельных случаях жертвами химической атаки становились до 90 % солдат. После войны 1914–1918 гг. многие государства продолжали работать над химическим оружием. В Германии к началу Второй мировой войны было налажено производство фосфорсодержащих ОВ нервно­паралитического действия – табуна, зарина и зомана. Эти вещества особенно опасны для жизни: они угнетают нервную систему, поражают органы дыхания,   нарушают   кровообращение   и   сердечную   деятельность.   Как   правило,   отравление   приводит   к   смертельному исходу. Однако использовать ОВ в боевых действиях Германия не решилась. Немецкий генералитет опасался, что США и Англия ответят мощной химической атакой, и она окажется для Третьего рейха губительной. Что   же   представляет   собой   современное   химическое   оружие?   Это   боевые   ОВ   и   техника   для   их   применения. Отравляющими веществами начиняют боеголовки ракет, артиллерийские снаряды, мины и авиационные бомбы, кассеты и © ООО «Баласс», 2014 контейнеры, шашки и гранаты; используют распылительные приборы. К цели такие боеприпасы доставляются самолётами и ракетами, выстрелами орудий  и миномётов. В   60­х   гг.   появились   сообщения   о   том,   что   в   США   разрабатывают   бинарные   (от   лат.   binarius   –   «двойной») химические боеприпасы. Это не обычные 0В, а два малотоксичных компонента, каждый из которых помещён в отдельный контейнер. При взрыве компоненты смешиваются в воздухе, и в ходе химической реакции образуется боевое отравляющее вещество. Защищают   от   ОВ   противогазы,   респираторы,   специальная   противохимическая   одежда.   В   составе   современных армий   есть   особые   войска.   В   случае   радиоактивного,   биологического   и   химического   заражения   они   проводят дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, обмундирования, местности и т.д. Химическое оружие уничтожает людей, губит землю, реки и моря, но материальные ценности (здания, технику и т.д.)   не   разрушает   –  и   в  этом   заключается   особый   цинизм   его   применения.  Причём   последствия   химической   атаки ощущаются долго: на загрязнённой местности нельзя растить хлеб, пить воду. Пострадавшие от ОВ люди часто болеют до конца жизни. К счастью, человечество понимает опасность, которую несёт «эффективное» оружие. Уже 17 июня 1925 г. 37   государств   подписали   Женевский   протокол   –   международное   соглашение   о   запрещении   применения   на   войне удушливых,   ядовитых   или   других   подобных   газов   и   бактериологических   средств.   К   маю   1975   г.   число   участников Женевского протокола достигло 93. Документ к 1978 г. подписали практически все государства. Однако он нередко нарушался: например, Италией – во время войны против Эфиопии (1935–1936 гг.) и США – против Вьетнама (1965– 1973 гг.).   В   90­х   гг.   Генеральная   Ассамблея   ООН   подтвердила   положения   Женевского   протокола:   запрещено   не   только применять   химическое   оружие,   но   и   разрабатывать,   а   также   производить   его.   Действие   Женевского   протокола   не ограничено по времени.  (Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – С. 609.) Архитектурно­скульптурные символы Новейшего времени. © ООО «Баласс», 2014 Статуя «Свобода». США.  28 октября 1886 года, под грохот канонады – 21 пушечный выстрел – в присутствии президента Гровера Кливленда состоялось открытие самого знаменитого памятника Северной Америки. Ревели сирены, был устроен грандиозный фейерверк. Статуя Свободы стала символом Соединенных Штатов Америки. С тех пор пассажиров всех судов, прибывающих в нью­йоркский порт, встречает гигантская женская фигура с факелом Свободы в протянутой к небу руке. Для многих тысяч эмигрантов эта статуя стала символом освобождения от гнёта и страданий, перенесённых ими в Старом Свете.  Однако изготовили статую не в Америке, а во Франции, в Париже, и официально передали там 4 июля 1884 года послу США – как подарок французского народа американскому. Статую разобрали на части и перевезли в Нью­Йорк. Здесь её поставили на мощный цоколь, который уже сами американцы построили на острове Бедлоу (Bedloe's Island), ныне носящем название острова Свободы (Liberty Island). Проект постамента высотой 47 метров был выполнен американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом. Высота самой статуи – 46 метров, верхушка факела находится на высоте 93 метров над землёй. Вес монумента – 205 тонн. Длина правой руки, которая держит факел, – 12,8 метра, причём один только указательный палец имеет длину 2,4 метра, ширина рта – 91 сантиметр. У ног этой женщины – разорванные путы тирании, а в левой руке доска – Декларация независимости. Винтовая лестница внутри статуи приводит туристов к вершине. Идея   создания   статуи   Свободы   родилась   у   группы   французских   демократов.   В   1865   году,   при   императоре Наполеоне III, вокруг академика Эдуарда де Лабулайе сформировался кружок, члены которого жили в надежде на конец империи и утверждение Французской республики. Статуей Свободы французы хотели выразить своё восхищение великой республикой по ту сторону Атлантики и пробудить взаимный интерес у американского и французского народов. Молодой скульптор из Эльзаса Фредерик­Огюст Бартольди получил одобрение Лабулайе и взялся за проект. Раньше Бартольди собирался строить сигнальный маяк на Суэцком канале. Именно тогда он задумал гигантскую женскую фигуру с поднятым ввысь факелом, означающим свет прогресса, теперь достигший Азии. Поэтому молодой человек с таким энтузиазмом и принял предложение. Он создавал статую Свободы, вдохновлённый знаменитой картиной художника Делакруа «Свобода, ведущая народ на баррикады». Гигантские размеры статуи, предъявляемые к монументу технические требования: он должен был выдерживать напор   ветра   даже   во   время   урагана,   поставили   перед   создателем   Бартольди   и   инженером,   будущим   создателем © ООО «Баласс», 2014 Эйфелевой башни Гюставом Эйфелем, немало проблем. Эйфель разработал гениальную металлическую  рамную кон­ струкцию, которую поддерживал центральный опорный столб. На этом подвижном каркасе была укреплена внешняя, то есть   видимая   оболочка   статуи   из   меди   толщиной   2,4   миллиметра.   Бартольди   начал   с   постройки   макета,   фигуры величиной всего лишь 1,2 метра, а потом изготовил три другие, постепенно их увеличивая, и, наконец, подошёл к соо­ ружению статуи, которую мы видим сегодня.  (Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времён и народов. – М.: Терра, 1998. – С. 170.) © ООО «Баласс», 2014

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

Тема: НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018