3 7 3
Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
Можно предложить другой способ постановки проблемы.
Учитель может предложить ребятам сравнить две карты – эпохи Средних веков (с. 62–62) и Нового времени (с. 70–71) и выполнить (после знакомства с условными знаками) задания: «Как изменились границы цивилизаций в Новое время?» и «Какие земли были заселены выходцами из Европы?»
Ученики делают вывод, что во много раз увеличилась территория европейской цивилизации (в Новое время называем её Западной).
– Какой у вас возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Что заставило европейцев так расселиться по планете и покорить весь мир?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?
Если проблема ставилась по учебнику, то дети высказывают версии:
– права Анюта;
– прав Илюша;
– оба правы.
От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии. Проверка версий будет осуществляться по тексту, карте, иллюстрациям учебника, аналогично тому, как это делалось при изучении темы «Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым временем».
Если проблема ставилась другим способом, можно предложить воспользоваться приёмом «знаем – не знаем»:
– Какую территорию занимала католическая цивилизация в Средние века? (Располагалась только в Западной Европе.)
– Какое основное занятие было у людей в Средние века? (Земледелие.)
– Что нам нужно узнать, чтобы ответить на проблему урока? (Что произошло в истории Европы, что заставило европейцев расселяться и покорять мир?)
Ответы детей записываем в таблицу или вывешиваем готовые карточки с текстом:
Знаем Не знаем
Католическая цивилизация – в Западной Европе (маленькая территория)
Все Средневековые цивилизации были похожи друг на друга – были земледельческими
Что произошло в истории Европы, что заставило европейцев расселяться и покорять мир?
– Какие вы можете сделать предположения?
Среди версий, выдвигаемых учениками (группами), может оказаться и предположение о том, что Европа перестала быть земледельческой цивилизацией, стала отличаться от других, стала сильнее других.
От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.
– Давайте составим план урока.
Окружающий мир
Урок 19, 20.
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
ГЛАВА III. ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Тема: НОВОЕ ВРЕМЯ
Цели:
– Создать образ эпохи Нового времени, учиться находить в современной жизни явления, открытия, достижения,
сохранившиеся с эпохи Нового времени.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология
оценивания учебных
успехов
Ι
. Постановка
учебной
проблемы.
3 7 3
Постановку проблемы можно осуществить по тексту учебника, аналогично
тому, как это было описано в методических разработках к темам 1–5. Для
этого с учениками необходимо прочитать текст, отмеченный условным
знаком проблемной ситуации, после чего организовать беседу по
предложенным вопросам. Ученики с помощью учителя формулируют
основной вопрос (проблему) урока, который записывается на доску. К нему
необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем
этапе урока.
Можно предложить другой способ постановки проблемы.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения
извлекать информацию из
схем, иллюстраций,
текстов.
2. Представлять
информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность,
особенности объектов.
4. На основе анализа
объектов делать выводы.
© ООО «Баласс», 20145. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Учитель может предложить ребятам сравнить две карты – эпохи Средних
веков (с. 62–62) и Нового времени (с. 70–71) и выполнить (после знакомства с
условными знаками) задания: «Как изменились границы цивилизаций в Новое
время?» и «Какие земли были заселены выходцами из Европы?»
Ученики делают вывод, что во много раз увеличилась территория европейской
цивилизации (в Новое время называем её Западной).
– Какой у вас возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока:
Что заставило европейцев так расселиться по планете и покорить весь
мир?
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно
обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.
– Какие предположения вы можете сделать по проблеме урока?
Если проблема ставилась по учебнику, то дети высказывают версии:
– права Анюта;
– прав Илюша;
– оба правы.
От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами
записать основные версии. Проверка версий будет осуществляться по тексту,
карте, иллюстрациям учебника, аналогично тому, как это делалось при
изучении темы «Эпоха Средних веков – между Древностью и Новым
временем».
Если проблема ставилась другим способом,
воспользоваться приёмом «знаем – не знаем»:
– Какую территорию занимала католическая цивилизация в Средние века?
можно предложить
© ООО «Баласс», 2014(Располагалась только в Западной Европе.)
– Какое основное занятие было у людей в Средние века? (Земледелие.)
– Что нам нужно узнать, чтобы ответить на проблему урока? (Что произошло в
истории Европы, что заставило европейцев расселяться и покорять мир?)
Ответы детей записываем в таблицу или вывешиваем готовые карточки с
текстом:
Знаем
Не знаем
Католическая цивилизация – в
Западной Европе (маленькая
территория)
Все Средневековые цивилизации
были похожи друг на друга –
были земледельческими
Что произошло в истории
Европы,
заставило
европейцев расселяться и
покорять мир?
что
– Какие вы можете сделать предположения?
Среди версий, выдвигаемых учениками (группами), может оказаться и
предположение о том, что Европа перестала быть земледельческой
цивилизацией, стала отличаться от других, стала сильнее других.
От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами
записать основные версии.
– Давайте составим план урока.
2 4 1 2 3 1
1. Возникновение западной цивилизации.
– Рассмотрите рисунки на с. 69 «Технические достижения в эпоху Нового
II. Поиск решения
проблемы.
© ООО «Баласс», 2014времени». Какие открытия были сделаны? Как изменились возможности
выживания человека? (Если ктото заболел – можно быстрее об этом сообщить
врачу, можно быстрее доставить человека в больницу. Люди получили больше
возможностей общаться, узнавать новое, полезное и т.д. Человечество стало
сильнее. Жить стало проще и удобнее.)
– Как изменилось количество людей в Европе? (Возросло.)
Проверку предположений осуществляем по тексту фрагмента «Новое
общество, новые порядки…» до слов «…Соединенные Штаты Америки».
На доску вывесить карточку с изображением парусного корабля (символ
расселения европейцев по планете).
– Причина для расселения у европейцев была! Но ведь все земли на планете были
заняты другими людьми! Почему европейцы сумели их потеснить? (Потому что у
европейцев была лучше техника.)
– Какие профессии должны были теперь стать более важными для европейцев?
(«Не земледельческие», а «технические».)
– Где теперь должно было проживать большинство граждан? (В городах, где
делают технику.)
На доску вывесить карточку с изображением города (или любой техники –
паровоза, парохода, самолёта).
На доске, около версий, которые подтвердились, поставить знак «+».
2. М ораль нового общества.
– Вспомните, кто управлял обществом в эпоху Средних веков? (Можно
показать ученикам карточку «власть государства», которая использовалась
на предыдущем уроке.) Как вы думаете, люди были довольны такими порядками?
© ООО «Баласс», 2014Вам бы понравилось жить в таком обществе? (Нет.)
– Рассмотрите схему на с. 73 и скажите, какие изменения произошли в
европейском обществе в эпоху Нового времени. (Ученики делают вывод о том,
что люди пожелали быть равноправными, захотели сами управлять государством
через избранных представителей.)
На доску вывесить карточку «Воля народа».
После выполнения этой части задания мы обращаемся к проблеме двух
способов перехода от старых порядков к новым. В науке их именуют
революционным и эволюционным (реформистским) путями. В нашем случае
они обозначены как «революция» и «преобразования». Ребятам предлагается
объяснить по рисункам, чем отличаются они друг от друга (вооружённая
борьба сторонников старого и нового – соглашение между сторонниками
старого и нового; победа сторонников нового и насильственное уничтожение
ими старых порядков – совместное уничтожение старых порядков
сторонниками старого и нового; утверждение новых порядков победителями
– совместное утверждение новых порядков всеми гражданами). Хорошо бы
после расшифровки вспомнить материал 3го класса и в качестве примеров
назвать революцию 1917 года, гражданскую войну, Смутное время,
преобразования Петра I или Александра II. Также можно вспомнить
материал этого года из урока 6 по способам разрешения конфликтов.
– Могла ли в новом, равноправном обществе сохраниться мораль Средневековья?
(Нет, не могла.) Обратите внимание на название фрагмента («Все люди братья»).
О чём это говорит?
Ученики делают предположения о том, какая могла появиться мораль в
эпоху Нового времени. Проверка осуществляется по тексту фрагмента: «Все
© ООО «Баласс», 2014ΙII.
Самостоятельное
применение
знаний.
люди – братья вне зависимости от происхождения, места проживания и
веры». Данная формулировка неоднократно нарушалась и в дальнейшем, но
важно, что это именно тот принцип, которым человечество пытается
руководствоваться в современном мире.
2 4 1 2 3 1
В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее.
– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня
выяснить? (Почему Новое время назвали новым? Что заставило европейцев так
расселиться по планете и покорить весь мир?)
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?
Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой
вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к
выводу, что эпоха Нового времени получила своё название изза того, что
произошли огромные изменения во всех сферах жизни общества. Достижения
науки и техники, превращение католической европейской цивилизации из
«земледельческой» в «машинную» позволили европейцам покорить весь мир.
Мораль Нового времени до сих пор актуальна, с ней можно согласиться.
Применение нового знания можно организовать с помощью вопросов 1–5 после
текста. Не обязательно отвечать в классе на все вопросы, отберите один
два, понравившиеся детям, а остальные можно дать желающим на дом.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на
основе работы с
материалом учебника.
2. Оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей.
3. Прогнозировать
предстоящую работу
(составлять план.)
4. Осуществлять
познавательную и
личностную рефлексию.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
ТОУУ
© ООО «Баласс», 2014– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
IV. Домашнее
задание.
Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 13,
выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить
желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое
задание:
– Нарисуй, чем была богата общечеловеческая культура в эпоху Нового времени.
V. Итог урока.
4
– Какую работу мы сейчас выполняли?
– Чему научились?
– Кто с ней справлялся легко?
– Кому пока было трудновато?
– Кто или что вам помогло справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы чтонибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Какую бы отметку вы себе поставили?
К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ
Научнотехнические достижения Нового времени
Воздушный шар (наполненный горячим дымом). Воздушный шар построили и впервые запустили в небо братья
Монгольфье – Жозеф Мишель (1740–1810) и Жак Этьен (1745–1799). Наблюдая за облаками, изобретатели
© ООО «Баласс», 2014пытались разгадать природу их движения. Постепенно возникла идея создать с помощью пара «искусственное
облако». Однако наполненная водяным паром оболочка оказалась слишком тяжёлой, а пар быстро
конденсировался. Тогда Монгольфье решили использовать дым, образующийся при горении шерсти и сырой соломы.
После ряда неудачных опытов 5 июня 1783 г. братья Монгольфье в присутствии многочисленных зрителей наконец
запустили первый аэростат (объём 600 м3, диаметр 11,5 м). Оболочка из оклеенного бумагой холста, стянутая
верёвочной сеткой, поднялась на высоту около 2000 метров. С тех пор аэростаты, наполненные горячим воздухом, в
память их изобретателей стали называть монгольфьерами.
27 августа того же года в Париже состоялся первый полёт аэростата конструкции французского учёного Жака
Шарля. Оболочку для своего аппарата Шарль изготовил из шёлка, пропитанного каучуком, и наполнил её водородом.
Аэростаты, работающие на лёгком газе (водороде, гелии или светильном газе), с тех пор иногда именуют
шарльерами.
Следующее важное событие произошло 19 сентября всё того же 1783 г. В Париже поднялся в воздух и через 10
минут успешно приземлился монгольфьер, к которому была подвешена клетка с петухом, уткой и бараном. А 21
ноября 1783 г. в полёт на монгольфьере отправились люди – французы Пилатр де Розье и Франсуа д'Арланд. За 20
минут аппарат преодолел расстояние около 9 километров и совершил посадку в пригороде Парижа.
Через девять дней свой первый полёт совершил и Ж. Шарль. Изобретатель и его помощник пробыли в воздухе уже
два с четвертью часа и приземлились в 40 километрах от места старта. Аэростат Шарля был совершеннее
монгольфьеров. Гондола крепилась не к нижней части оболочки, а к сетке, которая обхватывала оболочку, поэтому
нагрузка распределялась более равномерно. По мере подъёма аэростата (и соответственно понижения атмо
сферного давления) водород в оболочке расширяется и в конце концов может разорвать её. Чтобы избежать этого,
отверстие, через которое оболочка наполняется водородом, Шарль оставил открытым. В верхней части аппарата
был предусмотрен клапан: выпустив через него часть газа, можно было уменьшить подъёмную силу и снизиться.
Чтобы подняться, из мешков, привязанных к корзине, высыпали песок (балласт). В оснащение шарльера входил
якорь: с его помощью аппарат останавливали и закрепляли.
Как правило, аэростаты запускали в дни особых праздников и торжеств. В России, например, первый аэростат
запустили 24 ноября 1783 г. у Эрмитажа в СанктПетербурге, на тезоименитство Екатерины II.
© ООО «Баласс», 2014Практически с самого момента своего появления аэростаты (сначала привязные) начали применять в научных
целях, а также в военных действиях – для наблюдения за противником и бомбардировки с воздуха (впервые в Ав
стрии в 1849 г.). (Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – С. 429.)
Печатный станок. Как и многие другие изобретения, книгопечатание возникло не на пустом месте. Элементы
типографской технологии и техники накапливались постепенно. Например, способ размножения вырезанных на дере
вянной доске изображений был известен в Европе в середине XIV в. Подобным образом переписчики воспроизводили в
рукописях узорные буквицы и орнаменты, украшавшие листы. Со временем мастера научились вырезать на досках
весь текст, чтобы потом делать оттискикопии на бумаге. Позже его стали набирать из маленьких кубиков, на
каждом из которых была только одна буква. Набранную страницу заливали расплавленным мягким металлом,
например свинцом. После его затвердевания получалась готовая форма, с её помощью можно было напечатать уже
не один, а много оттисков.
Первым, кто объединил все эти изобретения в одном техническом устройстве и создал технологию печатания
удобных для чтения ровных строк, стал немецкий мастер Иоганн Гутенберг (между 1394 и 1406–1468). В середине
XV в. в городе Майнце он отпечатал Библию. Книга имела по 42 строки на странице, у неё не было ни титульного
листа, ни нумерации страниц. Считаные экземпляры этого первого в истории печатного издания хранятся в музеях
как величайшие сокровища.
До конца XV столетия типографии появились в Италии, Швеции, Франции, Дании и других странах. Благодаря
книгопечатанию количество книг резко возросло; не случайно, что, начиная с XVI в., ведёт свою историю
большинство крупнейших европейских библиотек.
В России первую типографию основал в 1563 г. Иван Фёдоров (около 1510–1583). В 1564 г. он вместе со своим
соратником Петром Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу – «Апостол».
(Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – С. 72.)
Микроскоп. Микроскоп (от греч. «микрос» – «малый» и «скопео» – «смотрю») – оптический инструмент, позволя
ющий получать значительно увеличенное изображение весьма малых объектов. Микроскопы делят на простые, т.е.
© ООО «Баласс», 2014состоящие из одной линзы, и сложные – из двух и более. Простые микроскопы называют также лупами. Первые
сложные микроскопы были изготовлены, повидимому, ещё в конце XVI в. – возможно, Захарием Янсеном. Иезуит
Кристофер Шейнер в своей книге о солнечных пятнах с восторгом рассказывает о мухе величиной со слона и блохе
размером с верблюда, которых он наблюдал в микроскоп собственного изготовления. Практического применения
эти приборы долго не находили, и в научной литературе XVII в. о них почти не упоминается.
Славу микроскопу принесли работы голландского учёного Антони ван Левенгука (1632–1723), открывшего и
изучавшего с его помощью новый мир – мир микроорганизмов. Левенгук не пользовался сложными оптическими
инструментами, не умея их делать, но достиг непревзойдённых результатов в шлифовке крошечных линз для
простых микроскопов. Некоторые его приборы позволяли получить увеличение в 300 раз. Левенгуку приходилось
направлять дополнительное освещение на рассматриваемый объект, что представляло сложную техническую
задачу. Как он это делал, до сих пор неизвестно. За свою жизнь учёный изготовил более 400 микроскопов.
Помимо микрофлоры, обнаруженной в дождевой воде, воде из прудов и колодцев, в слюне людей и животных,
Левенгук изучал строение клеток растений и челюстей насекомых, дал первое описание красных кровяных телец. С
1673 г. до конца жизни учёный сообщал о своих исследованиях Лондонскому королевскому обществу, членом
которого был избран в 1680 г. Там многие пытались повторять его опыты, в том числе английский
естествоиспытатель Роберт Гук.
Сложные микроскопы были несовершенны изза хроматической и сферической аберрации. Они гораздо больше, чем в
телескопе, искажали изображение наблюдаемого объекта. Дополнительная техническая сложность возникала в
связи с необходимостью точного наведения на резкость. Объект нужно было максимально приближать к
объективу, и малейшее его смещение делало изображение нерезким. Эту проблему решил итальянский инженер и
шлифовщик Джузеппе Кампани (1635–1717). Он впервые применил в микроскопе сочетание винта и червячной
передачи; этот принцип заложен в работе и современных микроскопов.
(Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – С. 85.)
Телескоп. В истории техники нередки случаи, когда изобретение связывают не с его творцом, а с тем, кто наиболее
удачно использовал изобретение или возвестил о нём миру. Так, первые конструкции телескопов называют именами
© ООО «Баласс», 2014Галилея, Кеплера и Ньютона, хотя, строго говоря, никто из них не был первым. Телескоп Галилея состоит из одной
выпуклой и одной вогнутой линз, которые позволяют получить прямое изображение удалённого предмета. Телескоп
Кеплера, где вогнутая линза заменена выпуклой, даёт перевёрнутое изображение. Он неудобен в качестве
зрительной трубы, но в астрономических наблюдениях эта особенность не имеет принципиального значения. В
телескопе Ньютона увеличение достигается не посредством преломления света в линзах, а за счёт отражения его
сферическим (а ещё лучше – параболическим) зеркалом.
Однако о свойствах стеклянных линз и зеркал увеличивать наблюдаемые объекты было известно задолго до
Галилея, Кеплера и Ньютона. Ещё в XIII в. об этом писал Роджер Бэкон, а в XVI в. – Джамбаттиста делла Порта.
Последний долго оспаривал у Галилея право называть зрительную трубу своим именем.
Первые скольконибудь достоверные упоминания изобретателей зрительных труб относятся к началу XVII сто
летия: в архивах Гааги хранится документ, датированный октябрём 1608 г. Он свидетельствует о тяжбе между
Хансом Липперсхеем (1570–1619) и Якобом Мециусом. Оба претендовали на получение привилегий и денежной
премии за изобретение зрительной трубы. Победителем признали Липперсхея: его прошение было получено на
несколько дней раньше, а кроме того, он удовлетворил требование комиссии и сделал инструмент, в который
можно было смотреть двумя глазами. Липперсхею выплатили премию и передали заказ на изготовление ещё одного
такого бинокля от короля Франции Генриха IV. Однако в привилегиях отказали обоим, поскольку в решении комиссии
выражалось сомнение, что именно претенденты являются авторами изобретения.
В 1655 г. французский врач Пьер Борель опубликовал книгу «Об истинном изобретателе телескопа». В ней
приводились засвидетельствованные в судебном порядке слова Иоганна Янсена из города Мидделбурга в Голландии.
Он сообщал, что его отец, Захарий Янсен, ещё в 1590 г. изобрёл микроскоп и короткую зрительную трубу, а
Липперсхей и Мециус сделали свои копии, пользуясь этой трубой как образцом. Обвинения Янсена трудно проверить,
тем более что выдвинуты они были, когда обвиняемые уже умерли.
Галилей узнал о бинокле Липперсхея, отправленном в Париж Генриху IV, в мае–июне 1609 г. от Жака Боведера
(Якова Бальдовера), своего корреспондента. Боведер предположил, что этот инструмент может быть полезен в
астрономических исследованиях. Галилей, как он сам говорил, сразу понял, что основным элементом зрительной
трубы должны быть два оптических стекла: одно выпуклое, другое вогнутое. Учёный начал шлифовать стёкла и
© ООО «Баласс», 2014экспериментировать с ними. Но, даже достигнув успехов в шлифовании, он получал лишь одно пригодное для
дальнейшей работы стекло на шестьдесят негодных.
Через месяц после первого успеха Галилей сделал подзорную трубу с десятикратным увеличением. Он демонстри
ровал её в Венеции на крепостной башне Святого Марка. Зрители были потрясены: через трубу они видели плывущие
в море корабли, задолго до того, как могли различить их невооружённым глазом. Галилей подарил трубу
Венецианской республике, за что его пожизненно утвердили в должности профессора Падуанского университета,
определив жалованье в 1000 скудо. (В то время примерно столько же получали профессора медицины, но
жалованье профессора математики было в десять раз меньше.)
Постоянно совершенствуя свою трубу и улучшая её линзы, Галилей добился 30кратного увеличения – предельно
возможного для технического устройства такой конструкции. Теперь стали возможны астрономические наблю
дения. Это случилось в конце 1609 г. И тогда люди узнали, что на Луне есть горы; что Млечный Путь – не светя
щийся в ночном небе туман, а огромное скопление звёзд; что у Венеры, как и у Луны, есть фазы. Наконец, 7 января
1610 г. Галилей обнаружил спутники Юпитера.
«Чтобы взглянуть в телескоп, – писал историк А.X. Горфункель, – нужно было быть не только гениальным учёным,
но учёным нового толка. Увидеть то, что увидел Галилей (и поверить своим глазам), мог только учёный, свободный
от власти традиций и авторитета, с иным представлением о человеческом достоинстве, об индивидуальном праве
на истину, добытую своими руками и своим умом, а не полученную из Божественного откровения и освящённого
веками текста».
Благодаря быстрому вращению вокруг Юпитера его спутники представляли собой идеальный хронометр, по
которому можно было бы определять время гораздо точнее, чем по лунным расстояниям. Проблема, однако,
состояла в том, что для наблюдений требовался сильный телескоп. Малейшее смещение не позволяло удержать
Юпитер в поле зрения и делало невозможными измерения. Но этот метод оказался очень полезным при проведении
геодезических работ на суше. С его помощью к концу XVII в. была практически полностью прочерчена береговая
линия Европы.
© ООО «Баласс», 2014В 1668 г. английский математик, астроном и физик Исаак Ньютон (1643–1727) изготовил первый зеркальный
телескоп. С длиной трубы всего лишь 160 мм прибор давал значительное увеличение и в то же время был в принципе
лишён главного недостатка линзовых телескопов – хроматической аберрации.
(Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – с. 83.)
Пароход.
После создания американским изобретателем Робертом Фултоном первого колёсного парового судна «Клермонт»
(1807 г.) паруса стали вытесняться паровой машиной. При многих недостатках пароходы обладали существенными
преимуществом: скорость их движения не зависела от направления и силы ветра.
Первым пароходом, пересекшим Атлантический океан почти за 18 суток без использования парусов, был английский
«Сириус» с 98 пассажирами на борту. Произошло это в 1838 г. В 1840 г. английский пароход «Британия» шёл от
Лондона до НьюЙорка 14 суток 8 часов со средней скоростью 8,5 узла (около 16 км/ч). В 1952 г. американский
лайнер «Юнайтед Стейтс» покрыл то же расстояние за 82 часа 40 минут, развив скорость свыше 36 узлов (около
67 км/ч).
Медленно, но верно пароходы вытесняли парусники. Если в 1851 г. из 9,7 миллионов тонн грузов, перевезённых
торговым флотом, на долю пароходов приходилось лишь 329,5 тысячи тонн (около 3,4 %), то в 1881 г. из 17,9
миллиона тонн – уже более 5 миллионов тонн (почти 30 %). По объёму грузоперевозок парусники уступили
первенство пароходам в начале 90х гг. XIX в.
(Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – С. 96.)
Паровоз. Очередной вехой промышленной революции стал переход от использования мышечной силы людей и
животных, а также кинетической энергии воды и ветра к повсеместному внедрению паровых машин. Водяные и
ветряные мельницы уже не могли обеспечивать нужды быстро растущей горнорудной и металлообрабатывающей
промышленности. Пытались сооружать огромные водяные колёса, но и это не спасало положения. Да и
обязательная «привязка» мануфактур к водяным мельницам на реках была крайне неудобной.
© ООО «Баласс», 201425 июля 1814 г. локомотив английского изобретателя Джорджа Стефенсона (1781–1848) вёз по узкоколейке 30
тонн груза в 8 вагонах со скоростью 6,4 километра в час. В 1823 г. Стефенсон основал первый паровозостроительный
завод. В 1825 г. начала действовать первая железная дорога от Стоктона до Дарлингтона, а в 1830 г. –
железнодорожная линия общего пользования между промышленными центрами Ливерпулем и Манчестером.
Джеймс Несмит (1808–1890) создал в 1839 г. необычайно мощный паровой молот, совершивший настоящий
переворот в металлургическом производстве. Он же разработал несколько новых металлообрабатывающих
станков.
Так начался расцвет индустрии и железных дорог – сначала в Великобритании, а затем в других странах мира.
(Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – С. 90.)
Автомобиль. Историки техники подсчитали, что на звание изобретателя автомобиля в XIX в. претендовали 411
человек. Но творения этой армии умельцев ещё трудно было назвать автомобилями. Теперь можно утверждать,
что автомобиль изобретён в 1885 г., а честь его создания принадлежит сразу двум немецким инженерам – Готлибу
Даймлеру и Карлу Бенцу.
Оба изобретателя независимо друг от друга построили в том знаменательном году «самодвижущиеся повозки», и
оба получили на них патенты. Интересно, что Даймлер и Бенц никогда не встречались, хотя города Штутгарт и
Мангейм, где они жили, разделяет менее 100 км.
Готлиб Даймлер (1834–1900) увлёкся машинами ещё в детстве. Главным техническим достижением в то время
были паровозы; поступив в Высшее политехническое училище в Штутгарте, будущий изобретатель обстоятельно
изучил их устройство. После окончания учебного заведения Даймлер работал на машиностроительных заводах
Германии и Англии. Постепенно он пришёл к убеждению: можно построить самоходный экипаж и для движения
по обычной дороге. Требовалось только создать надёжный двигатель.
Похожим был путь Карла Бенца (1844–1929). По окончании политехнического училища он работал на
паровозостроительном заводе, затем в техническом бюро в Мангейме. Как написал впоследствии Бенц в книге «Мой
жизненный путь и мои изобретения», даже самая интересная работа, которую ему приходилось тогда делать, «не
© ООО «Баласс», 2014могла заменить осуществление мечты о безлошадном экипаже». Как и Даймлер, Бенц пришёл к выводу о
необходимости коренного усовершенствования двигателей.
В течение нескольких лет Бенцу и Даймлеру пришлось заниматься усовершенствованием двигателя. В результате
при поддержке состоятельных людей Карл Бенц даже построил небольшой завод по производству газовых
двигателей.
В поисках более эффективного, чем светильный газ, топлива для двигателей Готлиб Даймлер совершил в 1881 г.
поездку на юг России, где ознакомился с процессами переработки нефти. Один из её продуктов, лёгкий бензин,
оказался как раз тем источником энергии, который искал изобретатель: бензин хорошо испаряется, быстро и
полностью сгорает, удобен для транспортировки.
В 1883 г. Даймлер предложил конструкцию двигателя, который мог работать и на газе, и на бензине; все по
следующие автомобильные двигатели Даймлера были рассчитаны только на жидкое топливо. Переход от газа к
бензину позволил в несколько раз увеличить число оборотов коленчатого вала, доведя его до 900 оборотов в минуту;
почти вдвое возросла удельная мощность двигателя (т.е. приходящаяся на 1 литр суммарного – рабочего объёма его
цилиндров).
Первая самоходная коляска Бенца с бензиновым мотором была трёхколёсной. Даймлер начинал с двухколёсного
«моторного велосипеда».
Работа первопроходцев всегда требует энтузиазма и смелости. Наградой за их настойчивость становится
благодарность потомков. Изобретения Даймлера и Бенца соотечественники встретили холодно. Благопристойных
горожан беспокоил треск бензиновых двигателей; «знатоки» к тому же утверждали, что мотор «безлошадного
экипажа» обязательно взорвётся. «Полиция не должна допустить, чтобы бензиновая тележка подвергала весь
мир опасности», – писали немецкие газеты. В итоге Даймлеру приходилось испытывать свой автомобиль по ночам
на загородных дорогах. А Бенца полиция обязала перед каждой поездкой сообщать маршрут и места остановок,
чтобы привести в готовность пожарные команды.
Для того чтобы продемонстрировать безопасность поездок на автомобиле, фрау Берта Бенц тайком от мужа
совершила вместе с сыновьями дальний (180 км) автомобильный пробег. В этой поездке смелой автомобилистке
© ООО «Баласс», 2014приходилось прочищать трубку подачи топлива шляпной булавкой и изолировать электрический провод резиновой
чулочной подвязкой.
Несмотря на явные преимущества двигателя внутреннего сгорания, до конца XIX в. паровые и электрические
автомобили считались более перспективными, чем газовые и бензиновые. В США, например, из выпущенных к 1899 г.
механических экипажей 40 % составляли «паромобили», 38 % – «электромобили» и лишь 22 % – «бензиномобили». К
1905 г. положение изменилось: автомобилей с двигателями внутреннего сгорания стало 70%, а доля электрических
и паровых двигателей уменьшилась до 30%. К 1920 г. экипажи на паровой и электрической тяге стали большой
редкостью.
Чтобы увеличить скорость автомобиля, нужно было повысить мощность двигателя. Сделать это оказалось
непросто. При увеличении диаметра поршня или длины его хода значительно возрастала масса двигателя.
Конструкторы пошли по другому пути: начали использовать несколько цилиндров вместо одного. В 1891 г. Даймлер
построил первый четырёхцилиндровый двигатель.
При работе двигатель сильно нагревался, и поэтому его снабдили трубками водяного охлаждения змеевикового
типа. В 1901 г. инженеры фирмы «Мерседес» разработали трубчатый, или сотовый, водяной радиатор, ставший
привычной деталью передней части автомобиля.
Жидкое топливо в двигателе внутреннего сгорания должно быть хорошо распылено и смешано с воздухом. Эту
задачу решает карбюратор (от фр. carburer – «обогащать углеродом»). Изобретатели не сразу нашли наилучший
способ распыления жидкости. Так, в одном из первых карбюраторов бензин разбрызгивался щётками, потому его и
назвали щёточным. Карбюратор Бенца получил название барботажного (от фр. barbotage – «перемешивание»):
через бензин в баке пропускался воздух, разбрызгивающий горючее. Существовали также фитильные карбюраторы,
от которых вскоре пришлось отказаться, поскольку фитили иногда затягивало в цилиндр.
В конце концов конструкторы остановили свой выбор на карбюраторе, сделанном по принципу пульверизатора. В
таком карбюраторе бензин выходит из жиклёра (фр. giсler – «брызгать») в виде распылённой струи. Этот способ
используется по сей день.
(Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – С. 329.)
© ООО «Баласс», 2014Самол
ё т. Авиация (от лат. аvis – «птица») появилась в начале XX в. Сначала на самолёты смотрели как на
любопытную диковинку; они были скорее модным увлечением, чем обычным средством передвижения. За столетие
роль крылатых машин в жизни людей резко изменилась, усовершенствовалась конструкция самолётов. Сегодня по
воздуху перевозят сотни миллионов пассажиров, десятки миллионов тонн грузов и почты. Самолёты тушат
пожары, обрабатывают сельскохозяйственные поля, проводят научные исследования. Существуют санитарные,
спасательные, спортивные машины. Воздушные корабли имеют разные скорости и размеры. Есть сверхзвуковые
лайнеры и неторопливые «кукурузники», работающие в сельском хозяйстве; мощные «грузовики» и частные (в
основном легкомоторные) самолёты. Строят (иногда собственными руками) и сверхлёгкие летательные аппараты
– порой это машины с гибким крылом, часто без кабины, рассчитанные на одного, реже на двух человек.
Современный воздушный лайнер – это сложная система, для создания которой использованы новейшие дости
жения строительной механики, высоких технологий, радиоэлектроники, кибернетики. Поэтому сначала лучше
ознакомиться с устройством более простой машины – одноместного спортивного самолёта типа моноплан, т.е. с
одним крылом.
Основа конструкции – фюзеляж, или корпус, который соединяет все части машины. В его тесных отсеках
размещено оборудование: радиостанция, аккумуляторы, пилотажнонавигационные приборы, часто – баки для
горючего и смазки.
Подъёмную силу, поддерживающую машину в воздухе во время полёта, создаёт крыло. Как это происходит, можно
понять, если проделать совсем простой опыт. Слегка согните две полоски бумаги размером примерно 5х12
сантиметров. Поставьте их на ребро вертикально (как раскрытую книгу) выпуклой стороной одна к другой на
расстоянии приблизительно 2 сантиметра. Теперь тихонько подуйте в пространство между полосками. Они не
разлетятся, а двинутся навстречу друг другу: в потоке воздуха давление понижается. У крыла нижняя
поверхность плоская, а верхняя выпуклая, поэтому воздух обтекает верхнюю поверхность с большей скоростью, чем
нижнюю. Над крылом возникает область пониженного давления, которая «тянет» крыло, а вместе с ним и весь
самолёт вверх. Так возникает подъёмная сила.
© ООО «Баласс», 2014Крыло состоит из лонжеронов (основных продольных несущих балок), нервюр (поперечных элементов), стрингеров
(продольных элементов) и обшивки. К нижней части фюзеляжа крепится центроплан (средняя часть крыла), а к
центроплану – правая и левая консоли (съёмные части, или несущие плоскости).
На задней кромке крыла находятся элероны – небольшие подвижные плоскости, с помощью которых лётчик
регулирует крен машины. Если ручку управления перевести влево, левый элерон поднимется, правый опустится, и
самолёт накренится влево. Если ручку перевести вправо, правый элерон поднимется, левый опустится, и машина
накренится вправо.
Под крылом расположены щитки и закрылки, отклоняющиеся вниз поверхности, которые предназначены для
повышения устойчивости и управляемости машины во время взлёта и приземления. При взлёте они выпускаются на
небольшой угол, а при посадке (для уменьшения скорости) – полностью.
Воздушный винт, или пропеллер (англ. рrореllеr, от лат. prореllо – «гоню», «толкаю вперёд») вращается двигателем
самолёта. Винт захватывает воздух подобно тому, как пароходный винт загребает воду, и отбрасывает его назад,
создавая тягу, толкающую машину вперёд. На крыле при движении возникает подъёмная сила. Число оборотов
двигателя пилот регулирует в зависимости от режима полёта.
В хвостовой части фюзеляжа размещаются киль, руль поворота, стабилизатор и руль высоты. Все вместе эти эле
менты составляют хвостовое оперение. Оно нужно, чтобы самолёт был устойчив в полёте – не «клевал» носом, не
заваливался вправовлево, не проседал на хвост. В известной степени хвостовое оперение можно сравнить с...
весами. Положил в нужный момент нужную гирьку – и чаши весов уравновесились. Только у лётчика такими
«гирями» служат рули, с помощью которых он изменяет величину аэродинамических сил, воздействующих на
оперение.
Руль поворота отклоняют ножными педалями. «Дал правую ногу» – руль отклонился вправо, и самолёт развер
нулся в ту же сторону. «Дал левую ногу» – самолёт повернул влево.
Руль высоты иногда ещё называют рулём глубины. Когда ручка управления «взята на себя», руль отклоняется вверх,
и самолёт задирает нос. Если же «отдана от себя», руль отклонён вниз, и самолёт опускается. Крутой спуск на
зывается пикированием, пологий – планированием.
© ООО «Баласс», 2014На элеронах, руле высоты и руле поворота большинства самолётов расположены маленькие отклоняемые плос
кости, именуемые триммерами. С помощью триммеров изменяют нагрузку на органы управления.
Сами органы управления (ручка, педали, рычаг управления двигателем) и приборы находятся в кабине лётчика.
Сверху кабина закрыта откидывающимся прозрачным колпаком, который принято называть фонарём.
И наконец, самолёт не может обойтись без шасси (фр. chassis, от лат. capsa – «ящик»). Это его «ноги». На них
самолёт разбегается при взлёте, катится после приземления. В полёте шасси – обуза: оно создаёт лишнее со
противление, снижает скорость. Поэтому практически все современные самолёты строят с убирающимся шасси.
В воздухе колёса и стойки втягиваются в особые отсеки – купола, расположенные внутри фюзеляжа или центро
плана, иногда – крыла.
Все элементы спортивного самолёта, представленные на рисунке, есть и в воздушных лайнерах. Таковы основные
элементы устройства любого самолёта. Правда, на многих современных больших машинах нет воздушного винта.
Чем это вызвано?
Поршневые двигатели внутреннего сгорания применялись в авиации долгие годы. Их мощность возрастала, и они
становились по габаритам и весу неподъёмными для крылатых машин. И тогда им на смену пришли реактивные
двигатели. Подавляющее большинство таких двигателей обходится без воздушных винтов.
Упрощённая схема реактивного двигателя выглядит так: турбина вращает вентилятор, который разгоняет поток
воздуха, поступающего в камеры сгорания. Здесь он смешивается с топливом из бака, смесь сгорает, и образуется
масса газа, значительно превышающая массу воздуха, поступившего в двигатель. Вырываясь наружу, струя горячего
газа создаёт тягу, приводящую в движение самолёт.
(Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – С. 402.)
Фотография. Первое сообщение о химическом действии света – почернении поверхности пластинки из слоновой ко
сти, обработанной азотнокислым серебром, – относится к концу XVII в. Но более двухсот лет зафиксировать
изображение не удавалось. Впервые это смог сделать французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс (1765–
1833). Он покрывал металлические пластинки битумным (от лат. bitumen – «горная смола») лаком. Под действием
света лак становился нерастворимым, но на различных участках в разной степени – в зависимости от яркости
© ООО «Баласс», 2014освещения. После обработки пластинки (или камня) растворителем и травления кислотой на ней возникал рельеф,
подобный гравированному. Свой способ Ньепс назвал гелиогравюрой (от греч. «гелиос» – «солнце» и фр. gravure).
Съёмка по методу Ньепса длилась 6–8 часов на ярком солнце.
Целой эпохой в истории фотографии явилось изобретение Луи Жака Манде Дагера (1787–1851). Изображение
получали на серебряной пластинке, обработанной парами йода. Такое изобретение было названо в честь
изобретателя дагеротипом. После освещения светочувствительного слоя в течение 3–4 часов пластинку проявляли
в парах ртути и фиксировали горячим раствором поваренной соли или гипосульфита.
Дагеротипы отличались очень высоким качеством изображения, но подобным способом можно было получить
лишь один снимок.
Третьим человеком, стоявшим у истоков фотографии, был английский изобретатель Уильям Генри Талбот (1800–
1877). Он делал снимки на бумаге, пропитанной солями серебра; полученное негативное изображение изобретатель
печатал контактным способом и с увеличением. Свой способ Талбот назвал калотипией (от греч. «калос» –
«прекрасный» и «типос» – «отпечаток»).
В середине XIX в. был создан фотографический материал, известный и в наше время, – фотопластинки. Небольшие
листы стекла поливали смесью солей серебра с коллодием – раствором нитроцеллюлозы в спирте, а затем
экспонировали и проявляли, не высушивая. Отправляясь на съёмку, фотограф должен был нести не только
громоздкую камеру с запасом пластинок, но и целую фотолабораторию с химикалиями, посудой и палаткой для
работы в темноте. Несмотря на сложность, коллодионный процесс положил начало бурному развитию
фотографии.
Спустя несколько лет стали использовать уже сухие пластинки с желатиновой эмульсией, а производство фотома
териалов превратилось в отрасль промышленности. В 1889 г. появилась фотоплёнка на бумажной подложке (после
проявки желатиновый слой с неё снимали), а через год – на целлулоидной ленте. Фотографическая эмульсия
становилась всё чувствительнее, а камеры – совершеннее. Были сконструированы объективы, позволяющие делать
снимок за доли секунды вместо нескольких часов. Камеры начали снабжать затворами, точно отмеряющими вре
мя экспозиции (от лат. expositio – «выставление напоказ»). Фотоаппарат постепенно приобретал знакомый нам вид.
© ООО «Баласс», 2014В 1889 г. американец Джордж Истмен, основатель фирмы «ИстменКодак», создал плёночный фотоаппарат
«Кодак» № 1. Портативная камера, лёгкая, простая и удобная, сразу же приобрела невероятную популярность.
Фотография из профессии немногих превратилась в повальное увлечение. Девизом фирмы стало изречение Истмена:
«Вы только нажимайте на кнопку – мы сделаем всё остальное». Этот принцип в полной мере выполняется и
сегодня.
(Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – С. 445.)
Телефон. Изобретатель телефона Александер Грейам Белл (1847–1922) по своей основной специальности был фило
логом. Он родился в шотландском городе Эдинбурге в семье известного специалиста в области фонетики. Отец
Александера много лет разрабатывал систему записи звуков речи, с помощью которой люди могли бы правильно
произносить слова на любом языке – от английского до китайского. Нет ничего удивительного в том, что
Александер Белл пошёл по стопам отца и уже в 17 лет стал работать преподавателем музыки и ораторского
искусства. Желая глубоко изучить звуковой строй языка, следующие десять лет Александер Белл посвятил
изучению акустики (от греч. «акустикос» – «слуховой») – раздела физики, исследующего колебания звуковой
частоты. В 1871 г. молодого учёного пригласили в американский город Бостон преподавать в школе для глухонемых.
Здесь он продолжил научные занятия.
70е годы XIX в. – время бурного развития телеграфа. Американские фирмы стремились первыми использовать
новинки технического прогресса. Компания «Вестерн юнион» объявила, что выплатит огромную сумму тому, кто
сможет передать несколько телеграмм по одному проводу одновременно. Александер Белл решил найти такой
способ, и в этом ему помогло полученное в юности музыкальное образование. Он рассуждал так: камертон
отзывается на одну ноту, т.е. на определённую частоту звуковых колебаний (камертон – технический прибор,
источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении.) Если
послать по общему проводу несколько электрических сигналов, каждый из которых соответствует определённой
частоте, то в приёмном устройстве электрические «камертоны» смогут разделить эти сообщения по несущей их
«ноте». С помощью изобретённого Беллом телеграфа можно было одновременно передавать семь телеграмм –
столько же, сколько нот.
© ООО «Баласс», 2014Работая над практическим воплощением своего замысла, Белл пришёл к идее создания телефона; при этом
оказались чрезвычайно полезными его знания в области акустики. При телеграфировании по проводам передаются
одинаковые электрические сигналы, различающиеся только длительностью («точка» и «тире»). Для передачи речи
необходимо было научиться посылать сигналы, изменяющие силу тока соответственно высоте произносимых
звуков.
Патент на изобретение телефона Александер Белл получил 7 марта 1876 г. После этого он предложил компании
«Вестерн юнион» купить его за 100 тысяч долларов. Сумма, которую Белл запросил у компании, была очень
скромной: уже через несколько лет станет ясно, что создание телефонной сети даст многомиллионные прибыли.
Тем не менее «Вестерн юнион» отказалась купить патент Белла. Руководство фирмы считало, что если никому не
известный учитель школы глухонемых сумел придумать телефон, то сотрудничавшие с «Вестерн юнион» видные
изобретатели – Томас Эдисон, Илайша Грей (1835–1901) и другие – создадут более совершенное устройство.
В июне 1877 г. Александер Белл женился на глухонемой девушке Мейбл Хаббард, и молодая чета отправилась в
Англию. Тем временем его друзья организовали показ нового изобретения при британском дворе: королева и члены её
семьи по телефону Белла разговаривали друг с другом, декламировали стихи и даже пели. Молва о чудесном
открытии выходца из Шотландии разнеслась по всему миру.
Компания «Вестерн юнион» начала выпуск телефонов, игнорируя авторские права. И тогда интеллигентному и
деликатному Александеру Беллу пришлось осваивать суровые правила конкурентной борьбы. В этом большую
помощь ему оказали компаньоны, в том числе и адвокат Гардинер Хаббард.
В конце 1879 г. «Вестерн юнион» заключила наконец соглашение с компаньонами изобретателя. Была создана
объединённая фирма «Белл компания», основная часть акций которой принадлежала Беллу. Вскоре цена одной
акции компании поднялась до тысячи долларов.
В последующие годы телефон стали активно совершенствовать. К 1900 г. было выдано более 3 тысяч патентов на
изобретения, связанные с телефонными устройствами. В США к тому времени установили уже 1,5 миллиона
аппаратов. Капитал телефонных компаний оценивался почти в 6 миллионов долларов, а выплаты акционерам
составляли 3,9 миллиона долларов в год.
© ООО «Баласс», 2014На полученные деньги Белл основал в Вашингтоне Институт имени А. Вольты. Здесь изобретатели работали над
дальнейшим совершенствованием телефона, фонографа и электрической связи. Сам Белл трудился над многими
проектами, в частности в области авиации и гидродинамики. Материальная сторона дела его уже не интересовала,
зато большое удовлетворение приносила возможность поддерживать талантливых учёных и изобретателей. По
своему опыту Александер Белл знал, как важно своевременно помочь одарённому человеку: в начале его собственных
научных исканий огромную поддержку Беллу оказал американский физик Д. Генри.
(Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – С. 108.)
Электрическая лампочка. Будущий великий американский изобретатель Томас Алва Эдисон (1847–1931) посещал
школу в родном посёлке Милан в штате Огайо всего несколько месяцев. Учителей раздражало его упрямство, и
мать стала заниматься с сыном дома. Уже в 15 лет Томас стал зарабатывать деньги, продавая газеты. Затем
освоил престижную в то время специальность телеграфиста. Способный юноша научился посылать и принимать
телеграммы с рекордной скоростью, но работать, ничего не изобретая, ему было неинтересно, он сделал
приспособление к телеграфному аппарату, благодаря которому тот продолжал работать даже в то время, когда
Эдисон спал.
В 21 год Томас переехал в Бостон, где стал искать применение своим изобретательским способностям. Очень скоро
он приобрёл известность как электрик, в совершенстве знающий телеграфные аппараты. Фирма «Голд энд сток
телеграф» предложила Эдисону усовершенствовать систему биржевого телеграфа. При заключении договора моло
дой человек думал просить за свою работу 5 тысяч долларов, но не решился назвать столь колоссальную (в его
представлении) сумму. К изумлению изобретателя фирма предложила ему ... 40 тысяч долларов.
На первый крупный гонорар 22летний Эдисон нанял 50 помощников и организовал производство биржевых
телеграфных аппаратов в городе НьюАрк. В 1876 г., после шести лет работы, он перевёл мастерскую в небольшой
городок МенлоПарк. Теперь у него работали уже около ста человек, но все идеи принадлежали хозяину; лишь он
принимал решения, какую продукцию стоит изготавливать. Талантливый самоучка дал объявление о том, что
принимает «заказы на изобретения». Постепенно многие фирмы убедились: молодой учёный способен решать самые
сложные научнотехнические задачи.
© ООО «Баласс», 2014Фирма «Вестерн юнион» заключила с Эдисоном договор на право первой покупать его патенты, и это обеспечило ей
большую прибыль. Только от одного изобретения – многоканального телеграфа – капиталы компании выросли на 15
миллионов долларов.
«Изобретения по заказу» приносили значительные доходы и самому создателю. Но его интересовал не столько
банковский счёт, сколько само техническое творчество. «Единственное моё стремление – работать, не думая о
расходах, – говорил Эдисон, – то есть, если мне хочется выяснить, почему одна нить накаливания работает лучше
другой, я буду это исследовать, не заботясь о том, сколько это стоит. Мысль о затратах раздражает меня. Мне
не нужны утехи богачей: лошади, яхты – на всё это у меня нет времени. Мне нужна мастерская».
Создание системы электрического освещения стало одним из главных достижений Эдисона. Трудиться над ней он
начал в 1878 г., будучи ещё молодым, но уже широко известным в Америке изобретателем. Эта работа длилась
немногим более года, и в ней особенно ярко проявились особенности таланта этого незаурядного человека.
Предложения, связанные с изготовлением электрической лампы накаливания, делались и ранее, в том числе
выдающимся русским электротехником Александром Николаевичем Лодыгиным (1847–1923). Эдисон внёс в
конструкцию лампы много важных усовершенствований. Он добился значительно лучшего удаления воздуха из
лампы, благодаря чему накалённая нить светилась не перегорая в течение многих недель. Одновременно с лампой
было разработано всё, что необходимо для системы электрического освещения: генераторы, регуляторы,
выключатели, предохранители, провода, кабели и даже изоляционная лента. 1 января 1880 г. на демонстрации новой
системы освещения в МенлоПарк присутствовали 3 тысячи человек: государственные деятели, учёные,
журналисты, бизнесмены. Демонстрация электрического освещения домов и улиц прошла очень удачно. Учёный
стал получать тысячи писем с заказами на осветительное оборудование. Вскоре электрическое освещение по
системе Эдисона получило распространение не только в США, но и в других странах мира.
(Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – С. 106.)
Фонограф Эдисона. Изобретения Томаса Эдисона часто оказывались совершенно неожиданными не только для
широкой публики, но и для специалистов, например «говорящая машина» – фонограф (от греч. «фоне» – «звук» и
«графо» – «пишу»). До этого аппаратов для записи и воспроизведения человеческого голоса и музыки не
© ООО «Баласс», 2014существовало. Механики, по рисункам изготовившие коробку с вращающимся валиком, были поражены, когда это
устройство повторило вслед за Эдисоном фразу «У Мэри был барашек».
Фонограф имел большой успех на Всемирной выставке в Париже в 1889 г. Даже знаменитый композитор Шарль
Гуно одобрительно отозвался о качестве воспроизведения музыки с помощью аппарата американского
изобретателя.
В конце жизни великий изобретатель, чтобы помочь талантливым молодым людям, увлечённым техническим
творчеством, несколько раз организовывал конкурсы. Премии, которые Эдисон назначал победителям конкурса,
давали им возможность реализовывать свои идеи на практике.
Томас Эдисон прожил 84 года, и до конца своих дней этот мудрый человек продолжал изобретать.
(Энциклопедия для детей. Т. 14. Техника / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999. – С. 107.)
Архитектурные символы Нового времени
Британский парламент. В архитектуре Англии ещё в первой половине XVIII в. утвердился неоготический стиль.
Одним из самых впечатляющих его примеров стал ансамбль парламента в Лондоне. Его строительство
продолжалось с 1840 г., когда на берегу Темзы был заложен массивный гранитный фундамент, по 1868 г.
Автором архитектурного проекта был сэр Чарлз Бэрри (1795–1860), известный своими постройками в духе
итальянского Возрождения. Однако, вдохновясь особой ролью здания парламента как национального символа,
зодчий придал ему облик памятников английской готики XVI в. Комплекс совмещает чёткость, ясность планировки
с живописностью: лёгкое кружево готического убранства придаёт грандиозному сооружению неожиданную
лёгкость. Башни разной высоты делают силуэт парламента асимметричным; самая высокая из них – Виктория –
достигает 103 метров, а Часовая – почти 100; на Часовой башне установлены знаменитые часы БигБен с 14
тонным колоколом. По сторонам центрального вестибюля располагаются залы заседаний палата лордов и общин.
Всего в здании 1100 комнат, коридоры обшей протяжённостью 4 километра, около ста лестниц и 11 внутренних
© ООО «Баласс», 2014дворов. В ансамбль парламента Бэрри включил также Вестминстерхолл – одно из старейших лондонских зданий
(XI в.).
Внутренней отделкой парламента руководил Огастес Уэлби Пьюджин (1812–1852) – архитектор и художник,
страстно влюблённый в Средневековье. Интерьеры здания украшены статуями (их более пятисот), картинами,
фресками, мозаикой, витражами, деревянной резьбой и изделиями из бронзы. Особой роскошью отделки отли
чается палата лордов с оконными витражами и резным позолоченным балдахином над королевским троном.
(Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997.)
Эйфелева башня. Париж. Эйфелева башня – символ Парижа. Она парит над центром города, бесчисленные
сувениры воспроизводят её силуэт, толпы туристов стремятся подняться на неё. Мало кто помнит скандал,
сопровождавший рождение башни. Ни один человек уже не спрашивает, для чего понадобилось возводить столь
грандиозное сооружение, вдвое превышающее по высоте пирамиду Хеопса.
Эйфелева башня была построена в 1889 г. как парадный вход на Всемирную выставку, проводившуюся в Париже.
Очередная выставка должна была превзойти по масштабу все предыдущие и разместиться в нескольких
павильонах. Следовательно, входная башня становилась композиционным и смысловым центром архитектурного
ансамбля. Кроме того, Франция стремилась эффектно продемонстрировать свои технические достижения,
заявить о себе как о ведущей промышленной державе.
Александр Гюстав Эйфель (1832–1923) в 70–80е гг. XIX века занимался строительством большепролётных мостов.
Самый смелый среди осуществлённых проектов – полукилометровый мост Гараби через реку Труэр в Центральной
Франции. Все его детали были выполнены из решётчатых металлических конструкций.
Получив заказ на возведение башни, Эйфель остроумно использовал найденное ранее решение. Он выбрал для башни
(её высота 300 метров) форму многократно увеличенной мостовой опоры. Благодаря конструктивному расчёту
башня обрела высокую степень прочности. Подъёмники, доставлявшие во время строительства детали наверх,
после его окончания превратились в пассажирские лифты. Посетители поднимались на смотровые площадки, с
которых открывался вид и на ансамбль выставочных зданий, и на город.
© ООО «Баласс», 2014Художественная общественность возмущалась тем, что «в сердце Парижа установлена эта никому не нужная и
чудовищная Эйфелева башня», требовала её снести. Однако за столетие, прошедшее со времени строительства
Эйфелевой башни, споры утихли. Великолепно продемонстрировав технические и художественные возможности
нового строительного материала – металла, она стала достопримечательностью французской столицы.
(Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 2 / Глав. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1997.)
Запретный город. Пекин. Пекин с 1421 г. стал постоянной столицей Китая. Выстроенный по образцу прежних
столиц, этот город являлся строго организованным ансамблем. Крыши дворцов, храмов, городских стен, башен над
воротами и парковых павильонов стали покрывать цветной черепицей в соответствии с символикой: золотистый
цвет символизировал могущество императора, землю и спелые плоды; синий – небесную лазурь, мир и покой; зелёный
цвет – листву деревьев.
Главным ансамблем Пекина был расположенный в центре монументальный императорский дворец – Запретный
город, окружённый со всех сторон красными стенами высотой 10 метров и окружённый рвом с водой. Вся жизнь
правителей Срединного государства протекала в его пределах. Императорский дворец, в котором жили несколько
тысяч чиновников, охранников, наложниц и рабынь, представлял собой своего рода государство в государстве со
сложной системой подчинения старшим по должности, со своими законами и судом. Дворец разделялся на
несколько частей – центральную парадную, состоявшую из ряда площадей и приёмных залов, и боковые, отделённые
коридорами. Здесь располагались жилые покои, театры, сады и беседки. Северная часть завершалась
императорским садом с причудливыми горками, мозаичными дорожками, редкими породами деревьев. Общая
площадь дворца составляла 720 тысяч квадратных метров.
Каждое здание имело своё поэтическое название. Тронный зал Тайхэдянь (Зал Высшей Гармонии) вобрал в себя все
самые характерные особенности дворцовой архитектуры. Нарядность, яркость и торжественность сочетаются в
этом сооружении с простотой и стройностью. Высокие лакированные красные колонны опираются на
многоступенчатую, украшенную резьбой белую платформу и делят зал на 11 пролётов. Потолочные балки покрыты
разноцветной росписью с позолоченными фигурами драконов, которые являются символом императорской власти,
а двойная жёлтая черепичная крыша украшена фигурками птиц и зверей, охраняющих эту власть.
© ООО «Баласс», 2014Огромный дворцовый ансамбль, в свою очередь, входил в пределы обнесённого стенами грандиозного
«императорского города» (площадью более 15 квадратных километров), куда включались храмы, беседки, пагоды,
парк с искусственно вырытыми большими озёрами и высокими насыпными островами.
Наиболее важным храмовым ансамблем Пекина, воплотившим в своей структуре древние символические образы,
является Тяньтань (Храм Неба; 1420–1530 гг.), расположенный в южной части «внешнего города». Ансамбль
включает несколько священных построек (кухню для приготовления жертвенной пищи, дворец, где император
постился перед молитвой и др.). Круглые террасы храмов, так же как и их синие крыши, отождествлялись с
Небом, а стена, окружавшая всю территорию ансамбля в форме квадрата, символизировала Землю. Самое высокое
здание ансамбля – Цяньаньдянь (Храм молений об урожае), возведённый в 1420 г., – представляло собой
окрашенную красным лаком деревянную круглую постройку высотой 38 метров, увенчанную трёхъярусной кони
ческой черепичной крышей яркосинего цвета. Она возведена на высокой тройной беломраморной террасе с
лестницами и рельефными оградами. (Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М.Д. Аксенова. –
М.: Аванта+, 1997. – С. 636.)
ТаджМахал. Индия. В 1629 году, после рождения четырнадцатого ребенка, умерла жена правителя Индии
султана ШахДжахана из династии Великих Моголов – Ардужману Бану, известная также МумтазМахал, что в
переводе означает «избранная дворцом». Ей было 36 лет, из которых 17 она была замужем.
Султан ШахДжахан потерял не только любимую жену, но и мудрую политическую советницу. Есть сведения, что
он два года носил по ней траур (по другим сведениям, его волосы поседели от горя) и дал клятву построить
необычайный надгробный памятник, достойный памяти жены, с которым ничто в мире не сможет сравниться.
Так возник ТаджМахал, названный сокращённым именем жены султана.
Здание стало известным во всём мире и привлекло множество посетителей. Знакомый по бесчисленным
фотографиям силуэт стал символом Индии. В нем нет монументальной тяжести, типичной для мавзолеев.
Скорее кажется, что он парит между небом и землей: его пропорции, симметричность архитектуры, окружающие
сады и водоёмы создают впечатление, от которого бесчисленные посетители снова и снова лишаются дара речи.
© ООО «Баласс», 2014Строительство ТаджМахала длилось 22 года, на нём были заняты около 20 000 рабочих. Согласно преданиям, в
разработке архитектурного проекта приняли деятельное участие два зодчихиностранца – Франции и Венеции,
однако их имена неизвестны.
Усыпальница выстроена из мрамора (его надо было доставлять на место из каменоломни за 300 километров).
Здание вовсе не выдержано полностью в белом цвете, как это кажется по фотографиям. Поверхность его
инкрустирована тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а для каллиграфически выполненных орнаментов
использовался чёрный мрамор. Мраморная облицовка филигранно отделана.
Когдато двери в ТаджМахал были сделаны из серебра. Внутри находился парапет из золота, а усыпанная
жемчугом ткань лежала на гробнице жены султана, установленной на месте сожжения. Воры похитили эти
драгоценности и неоднократно пытались выбить драгоценные камни инкрустации.
Здание расположено в окружении садов. Большие красивые ворота символизируют вход в рай. Над ними
возвышается увенчанный куполами павильон, ведущая в него дверь также изготовлена из серебра, и в неё вбиты
сотни серебряных гвоздей. Дверь украли, и в настоящее время на её месте дверь, изготовленная из меди.
(Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времён и народов. – М.: Терра, 1998.
– С. 114.)
Голубая мечеть. Стамбул. Официально Голубая мечеть называется мечетью Султана Ахмеда. А своим
общеизвестным названием она обязана плиткам, по преимуществу голубым, украшающим её изнутри (их более 200
000).
Строительство началось в 1609 году по распоряжению султана, которому в ту пору было 19 лет. По преданию, он
хотел искупить грехи юности и умилостивить Аллаха. К тому же он подписал с одним из правителей династии
Габсбургов договор, где признавал монархахристианина равным себе. Это, по всей вероятности, и стало причиной
того, что султан счёл себя обязанным публично проявить свою веру и особую приверженность исламу.
Архитектор мечети Мехметага построил этот шедевр зодчества за семь лет. Здание обладает всеми
характерными для архитектуры мечетей признаками. Необычно в Голубой мечети только то, что у неё шесть
минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких – на внешних углах внутреннего двора.
© ООО «Баласс», 2014Миновав трое ворот во внутреннем дворе мечети, можно подойти к внешней колоннаде из гранита, на крыше
которой 30 маленьких куполов. В центре внутреннего дворика расположен шестиугольный фонтан. Такие фонтаны
часто встречаются в мечетях и имеют вполне практическое назначение: здесь верующие умываются перед входом в
мечеть. В восточной части дворика находится медресе (мусульманская школа).
Расположение куполов в мечети очень интересно. Большой центральный купол окружён четырьмя полукуполами, а
под ними находятся ещё четыре купола. Эта структура полностью раскрывается только во внутренней части.
Четыре больших, стоящих на слоновых ногах колонны держат всю купольную конструкцию. Почти ослепляющий
эффект многих тысяч плиток мог бы стать навязчивым, если бы внутреннее пространство не было таким объ
ёмным, а свет не струился бы из 260 окон.
Михраб (молитвенная ниша, обращённая в сторону Мекки) и минбар (кафедра для чтения проповедей) вырезаны из
белого мрамора. Пол покрыт толстым, преимущественно выдержанным в красных тонах ковром; однако до
минирующее впечатление создаётся голубизной плиток. Здесь встречаются во множестве оттенки голубого и
синего, и только при ближайшем рассмотрении можно различить и другие многочисленные цвета.
(Атлас чудес света. Выдающиеся архитектурные сооружения и памятники всех времен и народов. – М.: Терра, 1998.
– С. 112.)
© ООО «Баласс», 2014