Тема: «Осенних дней очарованье в книжной графике»
Оценка 5

Тема: «Осенних дней очарованье в книжной графике»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
изобразительное искусство
5 кл
28.02.2019
Тема: «Осенних дней очарованье в книжной графике»
Цель урока: познакомить учащихся с книжной иллюстрацией, ее видами и особенностями исполнения. Задачи: а) образовательные: - изучение основ композиционного построения книжной иллюстрации; - овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке литературных произведений на примере отрывка из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»; - знакомство с книжной графикой и особенностями ее исполнения; - активизация творческой деятельности; - знакомство детей с материалами и основами композиции и изобразительной грамоты, - обучение изобразительным умениям и навыкам в изобразительном искусстве. б) воспитательные: - воспитание интереса к изобразительному искусству и декоративному творчеству; - воспитание аккуратности при работе с различными материалами и инструментами, усидчивости, трудолюбия; - воспитание чувства гордости за культурное наследие своей страны, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества. в) развивающие: - развитие творческого и пространственного мышления; - развитие мелкой моторики; - развитие мотивации к творческой деятельности; - развитие познавательного интереса к книжной графике и произведениям русских писателей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в творческой деятельности.
Осенних дней очарованье в книжной графике.doc

  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

 

 

 

 

 

 

 

 

Номинация: «Методическая разработка общего образования:

- Конспект урока (школы), занятия (дополнительное образование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Осенних дней очарованье в книжной графике»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Пожалуйстина Елена Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Осенних дней очарованье в книжной графике»

 

 

Пожалуйстина Елена Евгеньевна,

МБОУ СОШ №16,

учитель изобразительного искусства,

г.Серпухов,

[email protected]

 

Цель урока: познакомить учащихся с книжной иллюстрацией, ее видами и особенностями исполнения.

Задачи:

а) образовательные:

- изучение основ композиционного построения книжной иллюстрации;

- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке литературных произведений на примере отрывка из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»;  

- знакомство с книжной графикой и особенностями ее исполнения;

- активизация творческой деятельности;

- знакомство детей с материалами и основами композиции и изобразительной грамоты,

- обучение изобразительным умениям и навыкам в изобразительном искусстве.

 

б) воспитательные:

- воспитание интереса к изобразительному искусству и декоративному творчеству;

- воспитание аккуратности при работе с различными материалами и инструментами, усидчивости, трудолюбия;

- воспитание чувства гордости за культурное наследие своей страны, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.

в) развивающие:

- развитие творческого и пространственного мышления;

- развитие мелкой моторики;

- развитие мотивации к творческой деятельности;

- развитие познавательного интереса к книжной графике и произведениям русских писателей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в творческой деятельности.

 

Оборудование:

     а) для учителя: конспект урока, наглядные пособия, презентация, отрывок из стихотворения И.А Бунина «Листопад», аудиозаписи классической музыки, компьютер, дырокол, атласная лента.

      б) для учащихся: бумага (формат А4), простой карандаш, ластик, клей-карандаш.

Литература:

1.                 Б. Дехтерев. Что такое книжная иллюстрация.

2.                 Н.Н. Фомина, Б.М. Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд: 5 – 8кл. – М.: Просвещение, 1995.

3.                 Т.Я. Шпикалова. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е издание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2013г.

 

План оформления доски.

 

 

 

 


1. – Тема урока

2 – 4. – Варианты композиционного решения иллюстрации (полосная, оборонная, «буквица»)

5, 6. – Репродукции русских художников на тему «Осень»

7, 8.  –  Примеры книжной графики

 

 

Ход урока.

 

  1. Организация класса.  

Здравствуйте! Садитесь. Пожалуйста, проверьте, чтобы на ваших столах было все необходимое: лист бумаги (формат А4), простой карандаш, ластик, клей-карандаш.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Ребята, посмотрите внимательно на доску. Что объединяет все изображения, представленные на ней? (Книжные иллюстрации и репродукции картин объединены общей темой – «Осень»)

По каким признакам можно понять, что на рисунках изображена осень? (цвет листьев – желтый, оранжевый, красный, хмурая погода, сбор урожая и т.д.)

Совершенно верно. Все эти произведения объединяет общая тема – «Осень». А теперь давайте с вами послушаем отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Листопад»:

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

 

 

Слайд 2

 

 

 

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной;

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льет;

Играя, в небе промелькнет

Скворцов рассыпанная стая —

И снова все кругом замрет.

 

Слайд 3

 

Последние мгновенья счастья!

Уж знает Осень, что такой

Глубокий и немой покой —

Предвестник долгого ненастья.

Глубоко, странно лес молчал

И на заре, когда с заката

Пурпурный блеск огня и злата

Пожаром терем освещал.

Потом угрюмо в нем стемнело.

Луна восходит, а в лесу

Ложатся тени на росу...

Вот стало холодно и бело

Среди полян, среди сквозной

Осенней чащи помертвелой,

И жутко Осени одной

В пустынной тишине ночной.

        3. Постановка цели (проблемы) и сообщение темы урока.

Вы прослушали отрывок из стихотворения, а теперь скажите, как вы думаете, что делает книгу произведением искусства?

(ответы учащихся)

Первыми на ум приходят иллюстрации. Иллюстрация. Осень.

Как вы думаете, как звучит тема нашего урока.

 

Слайд 4

 

 

 

Тема нашего урока «Осенних дней очарованье в книжной графике».

Какую цель мы поставим перед собой?

 

Слайд 5

 

Цель урока: познакомить учащихся с книжной иллюстрацией, ее видами и особенностями исполнения.

Я предлагаю вам попробовать себя в роли художников-иллюстраторов. На каждую группу я раздала фрагменты стихотворения И.А. Бунина «Листопад», которое вы только что услышали.

Ваша задача создать иллюстрации, к предоставленным вам фрагментам стихотворения. В конце урока мы соберем ваши иллюстрации в одну книгу и посмотрим, насколько точно вам удастся передать смысл и настроение этого стихотворения. Как у любой книги, у нашей тоже должна быть обложка. Её я и нарисовала.

 

       4. Объяснение нового материала.

Прежде чем мы с вами начнем работать над иллюстрациями, давайте сначала разберемся, что же это такое иллюстрация? (ответы учащихся)

 

Слайд 6

 

 

Иллюстра́ция — рисунок, гравюра, фотография или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге.

 

Иллюстрации поясняют текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют его. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги. Виды иллюстраций можно рассматривать по их значению и месту в книге, по их связи с художественными особенностями литературного текста, по технике исполнения и полиграфическому воспроизведению.

 

Иллюстрации могут быть:

- пояснительным изображением к тексту, дополняющим текст;

- изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст.

 

 

В зависимости от размера и расположения в книге бывают различные виды иллюстраций. Сегодня мы рассмотрим несколько из них – заставку, концовку, полосную и полуполосную иллюстрации, а также рассмотрим такой элемент декора в книжном деле, как «буквица».

 

Слайд 7

 

 

 

 

- Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем.

 

Слайд 8

 

 

- Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и

заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.

 

Слайд 9

 

 

- Полосная иллюстрация – иллюстрация, целиком занимающая полосу, расположенная на странице без текста.

 

Слайд 10

 

 

- Полуполосная иллюстрация – (на половину страницы). Иллюстрации располагаются внутри текста. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту.

 

Слайд 11

 

 

 

 

Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения.

И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора.

 

Слайд 12

 

 

Буквица - это заглавная буква укрупненного размера, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца.

Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы.

Техник выполнения иллюстраций большое множество. Их можно использовать как самостоятельно, так и сочетать друг с другом. Сегодня мы с вами поработаем гуашью или красками.

На доске вы видите варианты иллюстраций: заставку, концовку, полосную, полуполосную и иллюстрацию с буквицей. Ваша задача: выбрать один из видов иллюстрации и выполнить ее, 

Начиная работать над композицией, надо в первую очередь определить в ней центральный элемент, объединяющий все другие части композиции. В качестве такого композиционного центра обычно выбирается наиболее важный в смысловом отношении элемент, помогающий сразу определить суть произведения, понять его содержание. Этот главный элемент композиции выделяется среди других своими размерами, цветом, обрамлением и пр. Части композиции должны четко делиться на главные и второстепенные.

 

Слайд 13

 

 

В композиции существует три основных закона:

 

1) Закон цельности и неделимости

Это значит, что ваш рисунок должен восприниматься цельно независимо от количества изображенных на нем объектов. Здесь очень важно именно расположение объектов. Все элементы должны быть связаны по смысловому и пространственному расположению.

 

2) Закон контраста

 

Какие существуют виды контрастов? (Ответы учащихся)

Правильно. Контраст величин (маленькое-большое), цветовой контраст (черный-белый, желтый-синий и т.д.), тональный (светлый-темный, яркий-тусклый), даже смысловой контраст. Контраст помогает выделить главное, создать общее настроение рисунка. Контраст — это очень хорошее средство сделать свой рисунок более выразительным.

 

3) Закон подчиненности всех элементов и средств композиции единому замыслу

 

Композиция всегда должна выстраиваться вокруг главного объекта или действия. Все второстепенные элементы должны подчиняться, не должны отвлекать внимание или быть лишними (необязательными). С помощью второстепенных предметов взгляд человека должен постоянно направляться к главному. Они должны вести взгляд зрителя к смысловому центру композиции.

Прежде чем мы перейдем к самостоятельной работе, давайте немного отдохнём.

 

Физминутка.

 

Слайд 14

 

      5. Самостоятельная работа учащихся

Представьте, что вы настоящие художники-иллюстраторы. Ваша задача создать иллюстрации к фрагменту стихотворения. Оформить ее вы можете одним из трех вариантов, предложенных на доске. Чтобы наша книга получилась настоящей, я рекомендую тому, у кого окажется начало стихотворения – расположить иллюстрацию над текстом в верхней части листа. Это будет иллюстрация – заставка. Тому, у кого окажется концовка стихотворения, лучше всего расположить изображение в нижней части страницы, под текстом. Это – иллюстрация-концовка.

Листок необходимо расположить вертикально. Урок рассчитан на два часа, сегодня на уроке мы выполним предварительный эскиз простым карандашом, а на следующей недели мы будем работать в цвете.

 

      6. Анализ работ учащихся

Давайте посмотрим, что же у нас получилось. (Просмотр работ учащихся).

Я предлагаю каждому из вас продемонстрировать свою иллюстрацию и прочитать свой фрагмент стихотворения (учащиеся выступают и дают оценку друг другу).

Как вы считаете, наши иллюстрации хорошо отражают смысл стихотворения, передают его настроение? Что в этой работе вам показалось самым сложным? Что, наоборот, было легко?

Рефлексия.

    

Слайд 15

    

 

 

      7. Домашнее задание. Краски (гуашь или акварель).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №16»

Осенних дней очарованье в книжной графике»

Осенних дней очарованье в книжной графике»

План оформления доски. 1

План оформления доски. 1

Лес, точно терем расписной,

Лес, точно терем расписной,

Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине,

Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине,

Постановка цели (проблемы) и сообщение темы урока

Постановка цели (проблемы) и сообщение темы урока

Цель урока: познакомить учащихся с книжной иллюстрацией, ее видами и особенностями исполнения

Цель урока: познакомить учащихся с книжной иллюстрацией, ее видами и особенностями исполнения

В зависимости от размера и расположения в книге бывают различные виды иллюстраций

В зависимости от размера и расположения в книге бывают различные виды иллюстраций

Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги

Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги

Полуполосная иллюстрация – (на половину страницы)

Полуполосная иллюстрация – (на половину страницы)

Буквица - это заглавная буква укрупненного размера, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца

Буквица - это заглавная буква укрупненного размера, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца

Контраст помогает выделить главное, создать общее настроение рисунка

Контраст помогает выделить главное, создать общее настроение рисунка

Что в этой работе вам показалось самым сложным?

Что в этой работе вам показалось самым сложным?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2019