Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Номинация: «Методическая разработка общего образования:
- Конспект урока (школы), занятия (дополнительное образование).
Тема: «Осенних дней очарованье в книжной графике»
Автор: Пожалуйстина Елена Евгеньевна
«Осенних дней очарованье в книжной графике»
Пожалуйстина Елена Евгеньевна,
МБОУ СОШ №16,
учитель изобразительного искусства,
г.Серпухов,
lena111069@mail.ru
Цель урока: познакомить учащихся с книжной иллюстрацией, ее видами и особенностями исполнения.
Задачи:
а) образовательные:
- изучение основ композиционного построения книжной иллюстрации;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке литературных произведений на примере отрывка из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»;
- знакомство с книжной графикой и особенностями ее исполнения;
- активизация творческой деятельности;
- знакомство детей с материалами и основами композиции и изобразительной грамоты,
- обучение изобразительным умениям и навыкам в изобразительном искусстве.
б) воспитательные:
- воспитание интереса к изобразительному искусству и декоративному творчеству;
- воспитание аккуратности при работе с различными материалами и инструментами, усидчивости, трудолюбия;
- воспитание чувства гордости за культурное наследие своей страны, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.
в) развивающие:
- развитие творческого и пространственного мышления;
- развитие мелкой моторики;
- развитие мотивации к творческой деятельности;
- развитие познавательного интереса к книжной графике и произведениям русских писателей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в творческой деятельности.
Оборудование:
а) для учителя: конспект урока, наглядные пособия, презентация, отрывок из стихотворения И.А Бунина «Листопад», аудиозаписи классической музыки, компьютер, дырокол, атласная лента.
б) для учащихся: бумага (формат А4), простой карандаш, ластик, клей-карандаш.
Литература:
1. Б. Дехтерев. Что такое книжная иллюстрация.
2. Н.Н. Фомина, Б.М. Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд: 5 – 8кл. – М.: Просвещение, 1995.
3. Т.Я. Шпикалова. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е издание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2013г.
План оформления доски.
1. – Тема урока
2 – 4. – Варианты композиционного решения иллюстрации (полосная, оборонная, «буквица»)
5, 6. – Репродукции русских художников на тему «Осень»
7, 8. – Примеры книжной графики
Ход урока.
Здравствуйте! Садитесь. Пожалуйста, проверьте, чтобы на ваших столах было все необходимое: лист бумаги (формат А4), простой карандаш, ластик, клей-карандаш.
Ребята, посмотрите внимательно на доску. Что объединяет все изображения, представленные на ней? (Книжные иллюстрации и репродукции картин объединены общей темой – «Осень»)
По каким признакам можно понять, что на рисунках изображена осень? (цвет листьев – желтый, оранжевый, красный, хмурая погода, сбор урожая и т.д.)
Совершенно верно. Все эти произведения объединяет общая тема – «Осень». А теперь давайте с вами послушаем отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Листопад»:
Слайд 1
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Слайд 2
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
Слайд 3
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу...
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.
3. Постановка цели (проблемы) и сообщение темы урока.
Вы прослушали отрывок из стихотворения, а теперь скажите, как вы думаете, что делает книгу произведением искусства?
(ответы учащихся)
Первыми на ум приходят иллюстрации. Иллюстрация. Осень.
Как вы думаете, как звучит тема нашего урока.
Слайд 4
Тема нашего урока «Осенних дней очарованье в книжной графике».
Какую цель мы поставим перед собой?
Слайд 5
Цель урока: познакомить учащихся с книжной иллюстрацией, ее видами и особенностями исполнения.
Я предлагаю вам попробовать себя в роли художников-иллюстраторов. На каждую группу я раздала фрагменты стихотворения И.А. Бунина «Листопад», которое вы только что услышали.
Ваша задача создать иллюстрации, к предоставленным вам фрагментам стихотворения. В конце урока мы соберем ваши иллюстрации в одну книгу и посмотрим, насколько точно вам удастся передать смысл и настроение этого стихотворения. Как у любой книги, у нашей тоже должна быть обложка. Её я и нарисовала.
4. Объяснение нового материала.
Прежде чем мы с вами начнем работать над иллюстрациями, давайте сначала разберемся, что же это такое иллюстрация? (ответы учащихся)
Слайд 6
Иллюстра́ция — рисунок, гравюра, фотография или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге.
Иллюстрации поясняют текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют его. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги. Виды иллюстраций можно рассматривать по их значению и месту в книге, по их связи с художественными особенностями литературного текста, по технике исполнения и полиграфическому воспроизведению.
Иллюстрации могут быть:
- пояснительным изображением к тексту, дополняющим текст;
- изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст.
В зависимости от размера и расположения в книге бывают различные виды иллюстраций. Сегодня мы рассмотрим несколько из них – заставку, концовку, полосную и полуполосную иллюстрации, а также рассмотрим такой элемент декора в книжном деле, как «буквица».
Слайд 7
- Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем.
Слайд 8
- Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и
заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.
Слайд 9
- Полосная иллюстрация – иллюстрация, целиком занимающая полосу, расположенная на странице без текста.
Слайд 10
- Полуполосная иллюстрация – (на половину страницы). Иллюстрации располагаются внутри текста. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту.
Слайд 11
Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения.
И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора.
Слайд 12
Буквица - это заглавная буква укрупненного размера, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца.
Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы.
Техник выполнения иллюстраций большое множество. Их можно использовать как самостоятельно, так и сочетать друг с другом. Сегодня мы с вами поработаем гуашью или красками.
На доске вы видите варианты иллюстраций: заставку, концовку, полосную, полуполосную и иллюстрацию с буквицей. Ваша задача: выбрать один из видов иллюстрации и выполнить ее,
Начиная работать над композицией, надо в первую очередь определить в ней центральный элемент, объединяющий все другие части композиции. В качестве такого композиционного центра обычно выбирается наиболее важный в смысловом отношении элемент, помогающий сразу определить суть произведения, понять его содержание. Этот главный элемент композиции выделяется среди других своими размерами, цветом, обрамлением и пр. Части композиции должны четко делиться на главные и второстепенные.
Слайд 13
В композиции существует три основных закона:
1) Закон цельности и неделимости
Это значит, что ваш рисунок должен восприниматься цельно независимо от количества изображенных на нем объектов. Здесь очень важно именно расположение объектов. Все элементы должны быть связаны по смысловому и пространственному расположению.
2) Закон контраста
Какие существуют виды контрастов? (Ответы учащихся)
Правильно. Контраст величин (маленькое-большое), цветовой контраст (черный-белый, желтый-синий и т.д.), тональный (светлый-темный, яркий-тусклый), даже смысловой контраст. Контраст помогает выделить главное, создать общее настроение рисунка. Контраст — это очень хорошее средство сделать свой рисунок более выразительным.
3) Закон подчиненности всех элементов и средств композиции единому замыслу
Композиция всегда должна выстраиваться вокруг главного объекта или действия. Все второстепенные элементы должны подчиняться, не должны отвлекать внимание или быть лишними (необязательными). С помощью второстепенных предметов взгляд человека должен постоянно направляться к главному. Они должны вести взгляд зрителя к смысловому центру композиции.
Прежде чем мы перейдем к самостоятельной работе, давайте немного отдохнём.
Физминутка.
Слайд 14
5. Самостоятельная работа учащихся
Представьте, что вы настоящие художники-иллюстраторы. Ваша задача создать иллюстрации к фрагменту стихотворения. Оформить ее вы можете одним из трех вариантов, предложенных на доске. Чтобы наша книга получилась настоящей, я рекомендую тому, у кого окажется начало стихотворения – расположить иллюстрацию над текстом в верхней части листа. Это будет иллюстрация – заставка. Тому, у кого окажется концовка стихотворения, лучше всего расположить изображение в нижней части страницы, под текстом. Это – иллюстрация-концовка.
Листок необходимо расположить вертикально. Урок рассчитан на два часа, сегодня на уроке мы выполним предварительный эскиз простым карандашом, а на следующей недели мы будем работать в цвете.
6. Анализ работ учащихся
Давайте посмотрим, что же у нас получилось. (Просмотр работ учащихся).
Я предлагаю каждому из вас продемонстрировать свою иллюстрацию и прочитать свой фрагмент стихотворения (учащиеся выступают и дают оценку друг другу).
Как вы считаете, наши иллюстрации хорошо отражают смысл стихотворения, передают его настроение? Что в этой работе вам показалось самым сложным? Что, наоборот, было легко?
Рефлексия.
Слайд 15
7. Домашнее задание. Краски (гуашь или акварель).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.