Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Номинация: «Методическая разработка общего образования:
- Конспект урока (школы), занятия (дополнительное образование).
Тема: «Осенних дней очарованье в книжной графике»
Автор: Пожалуйстина Елена Евгеньевна
«Осенних дней очарованье в книжной графике»
Пожалуйстина Елена Евгеньевна,
МБОУ СОШ №16,
учитель изобразительного искусства,
г.Серпухов,
lena111069@mail.ru
Цель урока: познакомить учащихся с книжной иллюстрацией, ее видами и особенностями исполнения.
Задачи:
а) образовательные:
- изучение основ композиционного построения книжной иллюстрации;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке литературных произведений на примере отрывка из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Листопад»;
- знакомство с книжной графикой и особенностями ее исполнения;
- активизация творческой деятельности;
- знакомство детей с материалами и основами композиции и изобразительной грамоты,
- обучение изобразительным умениям и навыкам в изобразительном искусстве.
б) воспитательные:
- воспитание интереса к изобразительному искусству и декоративному творчеству;
- воспитание аккуратности при работе с различными материалами и инструментами, усидчивости, трудолюбия;
- воспитание чувства гордости за культурное наследие своей страны, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества.
в) развивающие:
- развитие творческого и пространственного мышления;
- развитие мелкой моторики;
- развитие мотивации к творческой деятельности;
- развитие познавательного интереса к книжной графике и произведениям русских писателей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в творческой деятельности.
Оборудование:
а) для учителя: конспект урока, наглядные пособия, презентация, отрывок из стихотворения И.А Бунина «Листопад», аудиозаписи классической музыки, компьютер, дырокол, атласная лента.
б) для учащихся: бумага (формат А4), простой карандаш, ластик, клей-карандаш.
Литература:
1. Б. Дехтерев. Что такое книжная иллюстрация.
2. Н.Н. Фомина, Б.М. Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд: 5 – 8кл. – М.: Просвещение, 1995.
3. Т.Я. Шпикалова. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2-е издание. 5 класс. – М.: Просвещение, 2013г.
План оформления доски.
1. – Тема урока
2 – 4. – Варианты композиционного решения иллюстрации (полосная, оборонная, «буквица»)
5, 6. – Репродукции русских художников на тему «Осень»
7, 8. – Примеры книжной графики
Ход урока.
Здравствуйте! Садитесь. Пожалуйста, проверьте, чтобы на ваших столах было все необходимое: лист бумаги (формат А4), простой карандаш, ластик, клей-карандаш.
Ребята, посмотрите внимательно на доску. Что объединяет все изображения, представленные на ней? (Книжные иллюстрации и репродукции картин объединены общей темой – «Осень»)
По каким признакам можно понять, что на рисунках изображена осень? (цвет листьев – желтый, оранжевый, красный, хмурая погода, сбор урожая и т.д.)
Совершенно верно. Все эти произведения объединяет общая тема – «Осень». А теперь давайте с вами послушаем отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Листопад»:
Слайд 1
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Слайд 2
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
Слайд 3
Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой —
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу...
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.
3. Постановка цели (проблемы) и сообщение темы урока.
Вы прослушали отрывок из стихотворения, а теперь скажите, как вы думаете, что делает книгу произведением искусства?
(ответы учащихся)
Первыми на ум приходят иллюстрации. Иллюстрация. Осень.
Как вы думаете, как звучит тема нашего урока.
Слайд 4
Тема нашего урока «Осенних дней очарованье в книжной графике».
Какую цель мы поставим перед собой?
Слайд 5
Цель урока: познакомить учащихся с книжной иллюстрацией, ее видами и особенностями исполнения.
Я предлагаю вам попробовать себя в роли художников-иллюстраторов. На каждую группу я раздала фрагменты стихотворения И.А. Бунина «Листопад», которое вы только что услышали.
Ваша задача создать иллюстрации, к предоставленным вам фрагментам стихотворения. В конце урока мы соберем ваши иллюстрации в одну книгу и посмотрим, насколько точно вам удастся передать смысл и настроение этого стихотворения. Как у любой книги, у нашей тоже должна быть обложка. Её я и нарисовала.
4. Объяснение нового материала.
Прежде чем мы с вами начнем работать над иллюстрациями, давайте сначала разберемся, что же это такое иллюстрация? (ответы учащихся)
Слайд 6
Иллюстра́ция — рисунок, гравюра, фотография или другое изображение, поясняющее текст. Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге.
Иллюстрации поясняют текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют его. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги. Виды иллюстраций можно рассматривать по их значению и месту в книге, по их связи с художественными особенностями литературного текста, по технике исполнения и полиграфическому воспроизведению.
Иллюстрации могут быть:
- пояснительным изображением к тексту, дополняющим текст;
- изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст.
В зависимости от размера и расположения в книге бывают различные виды иллюстраций. Сегодня мы рассмотрим несколько из них – заставку, концовку, полосную и полуполосную иллюстрации, а также рассмотрим такой элемент декора в книжном деле, как «буквица».
Слайд 7
- Иллюстрации-заставки помещаются в начале части или главы книги на спусковой полосе вместе с текстом, означают начало одной из частей повествования, обычно находятся вверху страницы и отделяются от текста белым полем.
Слайд 8
- Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Они так же, как и
заставки, могут быть сюжетно-тематическими, орнаментально-декоративными или символическими.
Слайд 9
- Полосная иллюстрация – иллюстрация, целиком занимающая полосу, расположенная на странице без текста.
Слайд 10
- Полуполосная иллюстрация – (на половину страницы). Иллюстрации располагаются внутри текста. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту.
Слайд 11
Как таковое искусство оформления книг стало активно развиваться в раннехристианские времена, когда появились тексты, считавшиеся божественными, и, следовательно, требовавшие особого отношения.
И тогда же появилась буквица как обязательная часть книжного декора.
Слайд 12
Буквица - это заглавная буква укрупненного размера, помещаемая в начале текста книги, главы, части или абзаца.
Буквицы щедро украшались цветными растительными орнаментами, часто доведёнными до поразительной ажурно-филигранной тонкости. Буквицы могли изображаться и в виде людей или животных, переплетённых с геометрическими узорами. В религиозных книгах буквицы украшались цветными иллюстрациями на библейские темы.
Техник выполнения иллюстраций большое множество. Их можно использовать как самостоятельно, так и сочетать друг с другом. Сегодня мы с вами поработаем гуашью или красками.
На доске вы видите варианты иллюстраций: заставку, концовку, полосную, полуполосную и иллюстрацию с буквицей. Ваша задача: выбрать один из видов иллюстрации и выполнить ее,
Начиная работать над композицией, надо в первую очередь определить в ней центральный элемент, объединяющий все другие части композиции. В качестве такого композиционного центра обычно выбирается наиболее важный в смысловом отношении элемент, помогающий сразу определить суть произведения, понять его содержание. Этот главный элемент композиции выделяется среди других своими размерами, цветом, обрамлением и пр. Части композиции должны четко делиться на главные и второстепенные.
Слайд 13
В композиции существует три основных закона:
1) Закон цельности и неделимости
Это значит, что ваш рисунок должен восприниматься цельно независимо от количества изображенных на нем объектов. Здесь очень важно именно расположение объектов. Все элементы должны быть связаны по смысловому и пространственному расположению.
2) Закон контраста
Какие существуют виды контрастов? (Ответы учащихся)
Правильно. Контраст величин (маленькое-большое), цветовой контраст (черный-белый, желтый-синий и т.д.), тональный (светлый-темный, яркий-тусклый), даже смысловой контраст. Контраст помогает выделить главное, создать общее настроение рисунка. Контраст — это очень хорошее средство сделать свой рисунок более выразительным.
3) Закон подчиненности всех элементов и средств композиции единому замыслу
Композиция всегда должна выстраиваться вокруг главного объекта или действия. Все второстепенные элементы должны подчиняться, не должны отвлекать внимание или быть лишними (необязательными). С помощью второстепенных предметов взгляд человека должен постоянно направляться к главному. Они должны вести взгляд зрителя к смысловому центру композиции.
Прежде чем мы перейдем к самостоятельной работе, давайте немного отдохнём.
Физминутка.
Слайд 14
5. Самостоятельная работа учащихся
Представьте, что вы настоящие художники-иллюстраторы. Ваша задача создать иллюстрации к фрагменту стихотворения. Оформить ее вы можете одним из трех вариантов, предложенных на доске. Чтобы наша книга получилась настоящей, я рекомендую тому, у кого окажется начало стихотворения – расположить иллюстрацию над текстом в верхней части листа. Это будет иллюстрация – заставка. Тому, у кого окажется концовка стихотворения, лучше всего расположить изображение в нижней части страницы, под текстом. Это – иллюстрация-концовка.
Листок необходимо расположить вертикально. Урок рассчитан на два часа, сегодня на уроке мы выполним предварительный эскиз простым карандашом, а на следующей недели мы будем работать в цвете.
6. Анализ работ учащихся
Давайте посмотрим, что же у нас получилось. (Просмотр работ учащихся).
Я предлагаю каждому из вас продемонстрировать свою иллюстрацию и прочитать свой фрагмент стихотворения (учащиеся выступают и дают оценку друг другу).
Как вы считаете, наши иллюстрации хорошо отражают смысл стихотворения, передают его настроение? Что в этой работе вам показалось самым сложным? Что, наоборот, было легко?
Рефлексия.
Слайд 15
7. Домашнее задание. Краски (гуашь или акварель).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.