Тема: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОНКРЕТНЫМ СМЫСЛОМ ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок разработан для изучения нового материала по теме " ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОНКРЕТНЫМ СМЫСЛОМ ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ. Цели данного урока: раскрыть конкретный смысл деления с остатком; закреплять внетабличные случаи умножения и деления, а также навык решения задач. Закреплять таблицу умножения и деления.Тема: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОНКРЕТНЫМ СМЫСЛОМ ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ
Иконка файла материала У р о к 20.docx
У р о к  20. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОНКРЕТНЫМ СМЫСЛОМ ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ (с. 23) Цели:  раскрыть   конкретный   смысл   деления   с   остатком;   закреплять внетабличные случаи умножения и деления, а также навык решения задач. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1.  Кроме внетабличного деления, на этом и следующих уроках по теме необходимо включить в устные упражнения более трудные случаи табличного умножения   и   деления,   вести   индивидуальную   проверку   усвоения   таблиц каждым учеником. Трудные случаи табличного умножения и деления: 6 ∙ 7 56 : 8 9 ∙ 8 36 : 9 7 ∙ 8 54 : 6 4 ∙ 7 72 : 9 8 ∙ 8 63 : 7 2. Сравните выражения: 14 ∙ 6 … 16 ∙ 4 23 ∙ 4 … 19 ∙ 5 3. Устно также выполнить задание «Лабиринт» (на полях учебника). 90 : 5 … 80 : 4 51 : 17 … 95 : 19 III. Работа над новым материалом. Объяснение   нового   материала   лучше   всего   провести   на   основе практических действий и демонстраций. Вызываемым к доске ученикам учитель может предложить разложить по 3 сначала 6 яблок, затем 12 яблок (решение каждый раз записывается на доске), затем 7 яблок (при этом выясняется, что 7 яблок разложить по 3 нельзя, что получится   2   раза   по   3   яблока,   но   еще   1   яблоко   останется).   На   доскевыполняется запись:   7 : 3 = 2 (ост. 1). Необходимо сообщить детям, что прочитать   эту   запись   можно   так:   «7   разделить   на   3,   получится   2   и   1   в остатке». Или: «Делимое – 7, делитель – 3, частное – 2, остаток – 1». Затем   аналогичные   демонстрации   должны   провести   дети,   используя кружки, раскладывая их на заданные группы или раскладывая их на две (или три) полочки наборного полотна поровну. Важно, чтобы при этом в одних случаях деление выполнялось без остатка, а в других – с остатком. Сравнивая выполненные на доске записи, легко будет сделать вывод, что при делении одних чисел остаток получается, а при делении других – его нет (или он равен нулю). После   такой   подготовки   можно   перейти   к   работе   по   учебнику.   Детям следует самостоятельно рассмотреть данный в учебнике рисунок, прочитать запись решения и объяснить ее по вопросам учителя. Учитель. Ребята, рассмотрите рисунок. Сколько всего кружочков взяли? Дети. 17 кружочков. Учитель. Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 17. Что вы видите по рисунку? Дети. В 17 содержится 5 раз по 3, и ещё остаётся 2. Для первичного закрепления предназначено задание № 1. Используя рисунки, дети по вызову учителя должны объяснить, почему 15 : 2 = 7 (ост. 1) и т. д. Полезно, чтобы каждый раз в объяснении звучала формулировка: «Надо узнать, сколько раз по 2 (по 4, по 3) содержится в 15». Особое   внимание   следует   обратить   на   последний   пример   из   этого упражнения,  где   в  остатке   получен   нуль.   Дети   должны   объяснить,   что  15 делится на 3 без остатка, можно сказать, что остаток в этом случае равен нулю. Для закрепления дети выполняют задание № 2 с комментированием. Учащиеся.  Надо   узнать,   сколько   раз   по   3   содержится   в   7.   Для   этого сделаем рисунок.                       7 : 3 Учащиеся. По рисунку мы видим, что по 3 в 7 содержится 2 раза и ещё 1 кружок остаётся. Запишем решение: 7 : 3 = 2 (ост. 1). Аналогично комментируются другие примеры. Ф и з к у л ь т м и н у т к а IV. Работа над пройденным материалом.1.   Решение   задач.  Задачу   №   3   можно   предложить   учащимся   решить самостоятельно,   по   вариантам   (I   вариант   отвечает   на   первый   вопрос,   II вариант отвечает на второй вопрос задачи). I вариант В 1 т. Одинаковое Кол­во т. 3 т. ? 1) 54 : 3 = 18 (л.) – в 1­й тетради 2) 90 : 18 = 5 (т.) О т в е т: 5 тетрадей из 90 листов. II вариант В 1 т. Одинаковое Кол­во т. 3 т. ? Всего л. 54 л. 90 л. Всего л. 54 л. 72 л. 1) 54 : 3 = 18 (л.) – в 1­й тетради 2) 72 : 18 = 4 (т.) О т в е т: 4 тетради из 72 листов. Условие задачи № 4 учитель записывает вместе с учащимися, а после этого дети приступают к самостоятельному решению. 1/8 часть – 5 см2 S – ? см2. 5 ∙ 8 = 40 (см2) Ответ: S = 40 см2. 2. Для самостоятельной работы можно предложить решить примеры № 5. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Дети. Мы начали тему «Деление с остатком». Сегодня мы учились делить с остатком, используя рисунок. Учитель. Что повторяли сегодня на уроке? Дети. Сегодня мы повторяли решение задач и примеров. Домашнее задание: с. 23, № 5.