Тема. «Почва, её значение»
Оценка 4.7

Тема. «Почва, её значение»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
окружающий мир
2 кл
22.02.2018
Тема. «Почва, её значение»
Тема урока: Почва, её значение Цель урока: планируется, что на выходе с урока ученики смогут выполнить тест Задачи: организовать деятельность по формированию представлений о почве, её составе и свойствах; создавать условия для развития мышления, наблюдательности, умения делать выводы; создавать ситуации для актуализации потребности в соблюдении правил природоохранного поведения по отношению к почве, навыка работать в группе, паре. Оборудование: презентация, оборудование для опытов, почва. Ход урока. 1. Организационный этап Вот звонок нам дал сигнал – Поработать час настал. - Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать.
1624111829.doc
Конспект урока по курсу «Человек и мир» проведённого во 2  классе Тема. «Почва, её значение» Тема урока:  Почва,  её значение Цель урока: планируется, что на выходе с урока ученики смогут   выполнить тест Задачи: организовать деятельность по формированию представлений о почве, её составе и свойствах; создавать   условия   для   развития   мышления,   наблюдательности,   умения   делать   выводы;   создавать ситуации   для     актуализации   потребности   в   соблюдении   правил   природоохранного   поведения   по отношению к почве, навыка работать в группе, паре. Оборудование: презентация, оборудование для опытов, почва.                                                               Ход урока. 1. Организационный этап    Вот звонок нам дал сигнал –     Поработать час настал. ­ Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. 2. Этап проверки д/з  ­На  протяжении   нескольких   уроков   мы   с   вами   говорили   о  воде,   её   свойствах,   о   том   как   нужно охранять воду. Прежде, чем приступить к изучению новой темы нам нужно проверить как мы помнит то, что выучили ранее. • Вода — растворитель. Где в быту мы используем это свойство? (Когда умываемся, готовим чай, рисуем красками и др.) • Перечислите одинаковые свойства чистой воды и чистого воздуха. Какими свойствами они отличаются? (Одинаковые свойства чистой воды и чистого воздуха: прозрачны, бесцветны, без запаха. Отличительные свойства воздуха: легко сжимается, упруг, плохо проводит тепло. Вода — жидкость. Ее отличительные свойства: текуча, несжимаема, растворяет вещества») • Вспомните свойства воды и закончите предложения: а) Солнечный свет свободно проникает через толщу воды, потому что вода... б) Сахар, соль растворяются в воде, потому что вода — ... • В некоторых местах, где на глубине залегает каменная соль (которой мы солим еду), иногда образуются   пустоты,   пещеры,   воронки.   Зная   свойства   воды,   объясните   причины   этих   явлений. Образуются ли пещеры, если вместо каменной соли будет залегать глина? Почему? (Вода растворяет соль, образуя в ней пустоты. Глину вода растворить не может, поэтому в местах залежи глины пещеры образовываться не будут.) Почему люди должны заботиться о чистоте водоемов? Что для этого необходимо делать? (От загрязненной воды страдают живые организмы, обитающие в водоемах и на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья человека. Нельзя есть рыбу, выловленную и загрязненных водоемах. В таких водоемах   нельзя   купаться,   а   тем   более   пить   из   них   воду.   Поэтому   люди   должны   заботиться   о сохранении   чистоты   водоемов.   Аля   этого   они   не   должны   наберем   у   водоемов   мыть   машины, велосипеды, стирать одежду стиральным порошком. Фабрики и заводы строят очистные сооружения, в которых вода освобождается от вредных примесей и только пос л е   этого поступает в водоемы. В настоящее время также строятся предприятия, у которых нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и вновь используют в производстве. Таким предприятиям не нужно брать новую воду из водоема.) ­ В течение урока мы с вами выполним много разных заданий и по результатам их выполнения вы будете оценивать свои достижения известным вам значками на «Листках самооценки». Первое задание мы уже выполнили­ мы повторили д/з. Оцените себя в ходе работы над д/з.   3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся ­ Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного   мешка   в   кладовой   уже   двадцать.   Ведро   картошки   в   чудесной   кладовой   превращается   в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, уже догадались, как она называется? ­ Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка: Меня бьют, колотят, ворочают, режут, Я все терплю и всем добром плачу.  Это земля. Слово «земля» имеет много значений: (почему оно может писаться с большой и с  маленькой  буквы)    это и название нашей планеты, на которой мы живем;  это и суша как противоположность водному и воздушному пространству; это и земля в понимании страна, государство, а также вообще какая­нибудь большая  территория. ­ Но мы с вами сегодня будем говорить о земле, на которой все растет, о земле ­  матушке нашей  кормилице или ... о чем? Каково её научное название? ­ Почва. ­ Да, это почва. Но всякую ли землю можно назвать почвой? 4. Сообщение темы урока ­Как вы думаете, какие цели мы поставим сегодня перед собой? Чему вы хотите сегодня научиться,  что узнать? ­ Сегодня на уроке нас предстоит узнать, что такое почва, из чего она состоит, можно ли её отнести к живой   или   неживой   природе,   какое   значение   имеет   почва   для   всего   живого   на   нашей   планете: растений, животных, человека. ­ Сегодня мы с вами будем учёными­ почвоведами. Как вы думаете, кто это такие?  Значит, сегодня на уроке вы не просто ученики, а учёным, исследователи.  ­Что нам потребуется для того, чтобы хорошо выполнить свою работу? Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны.  Учёные  всегда работают по плану. Я предлагаю и вам составить план работы на уроке. Согласны? С чего начнем? (Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос.) ­ Знаете ли вы, что такое почва? ­ Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка «Что такое почва?») Что ещё хотели бы узнать о почве? ­ Что входит в ее состав? (На доску вывешивается следующая табличка — «Состав почвы».) ­ А знаете ли вы, зачем человеку  почка и  как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая табличка — «Почва и человек».) План работы: 1. Что такое почва? 2. Состав почвы. 3. Почва и человек. - Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей.) 5. Этап работы над новым материалом 1. ­ Приступим к работе, следуя составленному плану. Так, что же такое почва? Как вы думаете, что  поможет ответить на этот вопрос? Правильно.   Работа с учебником на с. 28  ­ Почва – это верхний темный плодородный слой земли. ­ А что значит «плодородный»?  ­ Что такое плодородие?  ­  Плодородие – главное свойство почвы. ­ Разберите это слово по составу. (Плодородие – это способность почвы «рождать плоды», производить богатую растительность, давать обильный урожай. Это главное свойство почвы.) ­ Почему же почва плодородна?  ­ Наверное, в ней содержится как раз то, что необходимо растениям для жизни.  ­ Ответили на первый пункт плана? (Да.) 2.  Что входит в состав почвы?  Состав почвы (практическая работа) ­ Сейчас вы будете работать в группе. Вам нужно рассмотреть образец почвы и выяснить, что входит в её состав. Правила работы в группе 1. В группе должен быть ответственный. 2. Если не понял, переспроси. 3. Один говорит, другие слушают. 4. Своё несогласие высказывай вежливо. 5. Работать должен каждый на общий результат. Свои результаты мы занесём в схему. ­Что нам нужно сделать, для того, чтобы узнать состав почвы? ­ рассмотрите почву. ­ Какие частицы вы увидели? (Песок, глина.) Запишите свои наблюдения в таблицу. (Дети вписывают в таблицу «песок» и «глина».)  ­ Проверим, что получилось. ­ Оцените свою работу в группе по исследованию почвы. ­ Схема заполнена? ­Почему возникли затруднения? ­ Мы с вами почву только рассматривали, значит,  для получения дальнейших результатов нам нужно провести… опыты.  ­ Для чего мы будем их делать? 1 опыт. • Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней. Что заметили? (Пузырьки.) • Какой вывод мы можем сделать?  (В почве есть воздух.) • Впишите «воздух» в таблицу. 2 опыт. Нагревание почвы (При выполнении этого опыта учителю следует помнить о правилах техники безопасности, работая с сухим горючим и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Дети внимательно наблюдают. На стекле появляются капли воды и белый налет.) 3 опыт. Если я продолжу нагревать землю, то появиться дым с запахом. Что может гореть? ­Сделайте вывод. Значит, в почве есть… перегной. ­Наша табличка заполнена.  ­Что входит в состав почвы? ­ Как мы это узнали? Что мы для этого сделали? ­Оцените свою работу в ходе выполнения опытов. ­Следующий пункт нашего плана «Почва и человек» ­ А может ли почве что­нибудь угрожать? (Может.) Давайте прочтем текст «Почва в опасности!» ­ Что может угрожать почве? (Разрушение, загрязнение.) ­ Что является врагами почвы? (Вода, ветер, ядовитые вещества.) (На доске заполняется таблица.) Болезни почвы ­ Как происходит разрушение почвы? (Выслушиваются ответы детей.) Вода   размывает   землю,   образуя   рытвины.   Не   скрепленная   корнями   растений   рытвина   легко размывается   водой,   углубляется,   расширяется,   превращается   в   овраг.   От   большого   оврага ответвляются мелкие. Вся местность бывает изрезана ими. Овраги разрушают плодородные земли. Этим они приносят большой вред народному хозяйству. Поэтому люди ведут борьбу с оврагами. По краям   оврагов   высаживают   деревья   и   кустарники,   корневая   система   которых   препятствует разрушению поверхностного слоя земли; строят плотины, которые удерживают потоки воды. Землю около   оврагов   пашут   только   поперек   склонов,   чтобы   вода   по   бороздам   не   стекала   в   овраг   и   не размывала его склоны. Дети могут помочь взрослым, ухаживая за посадками на склонах оврагов, охраняя растения от уничтожения. ­  В   результате   чего   происходит   загрязнение   почвы?   (Причиной   загрязнения   служат,   как   правило, различные техногенные катастрофы. Например, после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. боль­ шая   площадь   плодородных   земель   Беларуси   была   загрязнена   радионуклидами.   Загрязнение   почв происходит также в связи с ядовитыми выбросами на промышленных предприятиях и т. д.) ­ Давайте составим правила, которые нужно соблюдать для защиты  почвы:    * от ветра, воды    * загрязнений ­ Оцените свою работу. 6. Этап закрепления изученного Ситуации для обсуждения а)   Ребята,   придя   на   некогда   красивую   полянку,   увидели   неприятную   картину.   На   земле • валялась бумага, прозрачные мятые пакеты, сломанные пластмассовые стаканчики и другой мусор. Мальчики собрали все это и сожгли на костре. Правильно ли поступили ребята? «Сжигать   полиэтиленовую   пленку,   изделия   из   поролона,   пенопласта,   пластмассы   нельзя   нигде.   В воздух попадаю! очень вредные вещества, образующиеся при сжигании. Кроме того, в золе остается смола, которая не разлагается естественным путем. Все это надо было взять в город, чтобы выбросить в общий мусоросборник, содержимое которого уничтожается централизованно. Разлагаясь   очень   медленно,   эти   отходы   отравляют   почву.   Так,   консервная   банка   будет   лежать   и отравлять почву на протяжении 30 лет, полиэтиленовый пакет — 200 лет, стекло — 1000 лет». б) На склоне холма вырубили деревья. Растаял снег, прошел сильный дождь. Назовите последствия вырубки   леса.   (Вырубка   леса   приводит   к   разрушению   почвы,   образованию   рытвин,   оврагов,   ис­ чезновению растений.) 7. Этап контроля и самоконтроля ­ Выполнение теста. ­ Сверка с эталоном. ­ Оцените свою работу. 8. Этап информации о д/задании Стр. 28­31 Вам предлагается выбрать, один из вариантов и подготовить ответ. ­ Как человек использует почву и её охраняет? ­ Почва и ее состав. 9. Этап подведения итогов урока ­ Что узнали о почве? (Учащиеся делают вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока.) ­ Что должен делать человек, чтобы сохранить почву? ­ Какова была цель? (узнать состав почвы и заполнить схему) ­ Вы достигли цели? (да) ­ Чем вы воспользовались при достижении цели? Что мы делали, чтобы достичь цель урока (провели опыты ­  практическим путём  исследовали почву, работали по учебнику) ­ У кого остались затруднения? ­ У кого в «Листке самооценки» только +, один ­. ­ Кого бы вам хотелось отметить сегодня на уроке? Чьей работой вы были удивлены? 10. Этап рефлексии «Гора успеха»

Тема. «Почва, её значение»

Тема. «Почва, её значение»

Тема. «Почва, её значение»

Тема. «Почва, её значение»

Тема. «Почва, её значение»

Тема. «Почва, её значение»

Тема. «Почва, её значение»

Тема. «Почва, её значение»

Тема. «Почва, её значение»

Тема. «Почва, её значение»

Тема. «Почва, её значение»

Тема. «Почва, её значение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2018