Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».
Оценка 5

Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
28.02.2018
Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».
Цель: Сформировать понятие былины и понимание ее особенностей как жанра фольклора. Познакомить школьников с былиной «Ильины три поездочки». Выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников.Обучать выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями. Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза, обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок. Показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин для воспитания чувства патриотизма. Показать отражение «богатырской» темы в живописи и музыке. Продолжить развитие культуры речи. Продолжить воспитание сотрудничества. Формы работы: фронтальная форма, индивидуальная форма, работа в паре.
1 (2).docx
Конспект урока литературного чтения в 4 классе Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки». Цель: Сформировать понятие былины и понимание ее особенностей как жанра фольклора.   Познакомить школьников с былиной «Ильины три поездочки».  Выделить важнейшие  признаки былины, доступные для восприятия младших школьников.Обучать  выразительному чтению, находить аналогии с реальными историческими событиями.  Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза, обучающихся  через выявление сходства и отличия былин и сказок.  Показать связь содержания былин с русской историей. Использовать возможности былин  для воспитания чувства патриотизма. Показать отражение «богатырской» темы в живописи и музыке. Продолжить развитие культуры речи. Продолжить воспитание сотрудничества.  Формы работы: фронтальная форма, индивидуальная форма, работа в паре.  ХОД УРОКА I. Организационный момент  II. Самоопределение к деятельности 1. Актуализация опорных знаний учащихся. . Произведения устного народного творчества вы читали в 1, 2,3 классах. Давайте проверим ваши знания. Объясните каждое слово в названии темы. Почему «устное»? (Передавали  тексты сказок, былин и др. произведений из уст в уста, письменности не было). ­ Почему «народное»? (Автором был не один человек, а народ) ­Почему «творчество»? (Люди придумывали, творили, сочиняли).  ­ Какие произведения устного народного творчества вы знаете?   На опорном листе записаны называния народных произведений. Продолжите список теми  произведениями, которые вам известны, но не записаны. Опорный лист: Загадки,  скороговорки, пословицы, потеши, небылицы. Обучающиеся дописывают слова: сказки,  поговорки, былины. ­О ком сочиняли былины? (О богатырях.) Назовите русских богатырей.  Какие былины вы знаете?   Илья Муромец является героем многих былин. Прочитайте названия некоторых из этих  былин на опорном листе.  Опорный лист:  «Исцеление Ильи Муромца» «Илья Муромец и Соловей­разбойник»  «Илья Муромец и Калин­царь»  «Илья Муромец и Идолище»  «Илья Муромец и дочь его»  «Илья Муромец в ссоре с Владимиром»  «Илья Муромец и татарчонок» Илья Муромец с Добрыней на Соколе­корабле» Отметьте те, которые вы читали 2. Самоопределение к деятельности. ­  Почему Илья Муромец стал героем многих былин? (Народ его любил за силу,  справедливость, борьбу с врагами. Он совершал подвиги ради народа, Родины, охранял  труд мирных людей).  ­Знаете ли вы, что местом рождения Ильи Муромца называют село Карачарова под  городом Муромом во Владимирской области? Прошло почти 500 лет, как появились  первые упоминания о герое, но память о нем живет и сегодня. Гробница с мощами  богатыря находится в Киево­Печерском монастыре. На берегу реки Оки стоит памятник Илье Муромцу.   В краеведческом музея города Мурома лежит гигантских размеров дубовый пень, на  котором написано: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку  их кидал и изменил русло реки». ­Сегодня на уроке мы будем читать былину «Ильины три поездочки». Давайте поставим  вопросы, на которые мы постараемся найти ответы на уроке.  1. Кто… (является главным героем былины?)  2. Как народ … (изображает Илью Муромца?)   3. Какая связь существует между … (былинами и историческими событиями?)   4. Что означает слово… («былина»?)  5. Чем былины интересны… (для современного читателя?)  III. Работа по теме урока.  Текст былины записан со слов сказителя – человека, который рассказывал былины, – более  5оо лет тому назад. Для нас их сберегли собиратели былин. Они ездили по городам и сёлам и записывали былины от простых крестьян­сказителей. В старину былины назвались  песнями. Их действительно «пели», распевно читали под гусли.  А сейчас послушайте былину.  2.Словарная работа. 3.Самостоятельное чтение былины. 4.Ответы на вопросы. ­ Какие чувства вызвали у вас герои былины? Почему? (Отвечая, используйте слова на  опорных листах: уважение, восхищение, гордость, удивление, злоба, ненависть, осуждение,  раздражение, страх, боль, радость, обида) ­ Каким вы представили Илью Муромца и разбойников?    ­ Почему народ воспевал подвиги Ильи Муромца? (Илья Муромец – истинный народный  герой­богатырь. Он любит родную землю, стоит на страже её границ, в минуту опасности  приходит на помощь своему народу, спасает его от врага. Народ выражал свое восхищение  мужественным, честным, преданным Родине человеком и не уставал славить в былинах его  подвиги. Илью Муромца не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.) ­ Какие подвиги богатыря вам известны?  . Помогает ли кто­нибудь Илье Муромцу в борьбе против разбойников? (По былине, рядом  никого нет. Богатырь надеется только на свою силу, смекалку, мужество.) ­ Чью точку зрения, чьи мысли отражает былина? (Народную.)  ­ Что обозначает слово «былина»? (Былина – это быль, рассказ о том, что было на самом  деле, т.е.  правдивое повествование. Действительно, Русь боролась с многочисленными врагами.  Русский народ показывал на поле брани чудеса храбрости. В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень­озера нашли такой сапожок,  какой точно был описан в былине про Микулу Селяниновича.) ­ Давайте вместе дадим определение былине. Итак, былины – это героические народные  песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли­богатырей. 5.Работа с текстом. ­ Подчеркните в тексте преувеличения (гиперболы) – то, чего в жизни не может быть.  Объясните, с какой целью они используются. (Гиперболы делают более заметными и  яркими подвиги, силу, мужество героя.) ­ Найдите повторяющиеся эпизоды и скажите, с какой целью они используются.  (Троекратные повторения подчеркивают несгибаемое мужество и отвагу богатыря;  повторы в тексте делают речь более выразительной.) ­ Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Три богатыря». ­Назовите известных по былинам героев, изображенных на картине. ­ Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание? Почему? ­ЧТО общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине?  Михаил Врубель  продолжает «богатырскую» тему Виктора Васнецова. Безымянный богатырь и его могучий конь словно созданы из камня. Они будто внезапно  появляются перед нашим взором. Создается ощущение, что всадник и окружающий его мир слиты воедино. Богатырская тема нашла отражение и в музыке русского композитора  Александра Порфирьевича Бородина. Одна из его симфоний называется «Богатырской».   IV Диагностика качества освоения темы  Посмотрите мультфильм «Илья Муромец и Соловей­разбойник», сравните его с текстом  былины и сделайте вывод о том, какие изменения претерпел текст в мультфильме.   Составьте небольшой рассказ об Илье Муромце.(Опорные  слова:смелый,мужественный,мудрый,умный,справедливый,сильный,добрый). V Интеллектуально­преобразовательная деятельность.  Восстановите план текста былины, расположив события в нужной последовательности.  1.Какую судьбу выбрать? 2. Разбойнички позарились на богатство Ильи.  3. Богатыри собираются на совет.  4.Бой с разбойниками.  5. Илья Муромец едет на богатырский дозор.  6.Новая надпись на камне.   7. Встреча с разбойничками. VI Итог урока ­Что такое былина? ­Кто такие богатыри? ­Как можно охарактеризовать русских богатырей? ­Каковы отличительные черты былины? Почему современному читателю нужно знать и читать былины? VII Рефлексия    Как вы считаете, как вы поработали на уроке?  ­ Сегодня я узнал… ­ Было интересно… ­ Было трудно… ­ Я понял, что…  ­Я научился… VIII Домашнее задание  Подготовить выразительное чтение былины «Три поездки Ильи Муромца» с.17­19 Найти объяснение незнакомых слов. Найти сходства и различия былин. Литература: 1.БагирянВ.Б., Смелова В.Г.Интерактивное оборудование и Интернет­ресурсы в  школе.Литераеурное чтение 1­4кл. 2.Кутявина С. В. Поурочные разработки уроков по литературному чтению. 3 класс­М.:  ВАКО,2015 3.www/shola­abv.ru

Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».

Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».

Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».

Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».

Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».

Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».

Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».

Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».

Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».

Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».

Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».

Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».

Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».

Тема: Поэтический текст былины» Ильины три поездочки».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2018