Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "Гармония". Тема: ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ
Цели: подвести к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий; развивать мышление; воспитывать уважение к трудовой деятельности.
Оборудование: рисунки с изображением представителей наиболее распространённых профессий; пословицы о труде; загадки.Тема: ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ
Т е м а : ПРОФЕССИИ ЛЮДЕЙ
Ц е л и : подвести к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий;
развивать мышление; воспитывать уважение к трудовой деятельности.
О б о р у д о в а н и е : рисунки с изображением представителей наиболее распространённых профессий; пословицы о
труде; загадки.
Х о д у р о к а
I. Сообщение темы урока.
– Прочитайте пословицу и объясните её смысл: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
II. Работа по учебнику.
– Кем работают ваши родители? Чем важен их труд?
– Важен труд каждого человека.
…Стало быть, так и выходит:
Всё, что мы делаем, – нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно…
(Отрывок из стихотворения Ю. Тувима «Всё для всех».)
Рабочие, колхозники, врачи, инженеры, учителя – это одна дружная трудовая семья. Все заинтересованы в том, чтобы
вырастить больше хлеба, сделать больше машин, тканей, одежды.
– C чего начинается трудовая деятельность каждого человека?
– Какие трудовые обязанности есть у вас? Кем хотите стать?
– Чему вы научились на уроках технологии? Какие навыки приобрели? Чему еще вы бы хотели научиться?
З а д а н и е 1 .– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Люди каких профессий изображены? (Врач, пожарный, программист,
учитель, лётчик, стоматолог.) Что нужно знать о природе и человеке людям этих профессий?
И г р а «Профессии людей».
– Назовите на каждую букву алфавита какуюнибудь профессию. Если на какуюто букву вы не можете назвать
профессию, то ставьте себе штрафное очко. Запишите буквы, на которые вы не смогли назвать профессию.
З а д а н и е 2 .
– Прочитайте текст в учебнике. О какой профессии говорится? (Об экологе.) Чем занимаются экологи?
– Вспомните названия растений и животных, которые исчезли или стали редкими на Земле по вине человека. Хотелось
бы вам стать экологами? Как можно избавить природу от загрязнения?
З а д а н и е 3 .
– Соотнесите слова в столбиках. Кто где работает?
– Какую работу выполняют люди этих профессий? Какие ещё профессии нужны в магазине, школе, больнице, театре?
З а д а н и е 4.
– Из перечисленных профессий назовите те, которые выбирают люди, любящие природу. (Эколог, служитель
зоопарка, биолог, дрессировщик, учитель по предмету «Окружающий мир», ветеринар, астроном.)
III. Работа в тетради на печатной основе.
З а д а н и е 13.
– Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово.– Что должны знать экологи об этих живых существах?
2
у
т
к
о
н
о
с
1
к
а
к
т
у
с
э
4
м
у
х
о
м
о
р
5
п
и
н
г
в
и
н
3
п
а
л
ь
м
а
З а д а н и е 14.
– Прочитайте просьбу Кикиморы Болотной, которую она направила экологам. Какой ответ дал эколог? (Нельзя
нарушать природные связи!)
З а д а н и е 15.
– Кем хотят стать ребята? (Врачом, инженером, учителем.)
З а д а н и е 16 (дети приводят свои примеры профессий).
IV. Фронтальная работа.
– Что означает слово «профессия»? Обратимся к словарю русского языка: «Это род трудовой деятельности, занятий,
требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования, это то, чем человек занимается,
подругому, это его работа».
– Какие профессии вы знаете? Отгадайте з а г а д к и .
В небе звездочка искрится,
Спит клубком усатый кот,
А ему всегда не спится –
Каша булькает легонько,
И яичница шипит,
И под вкусный шум и гомонВсегда он затемно встает.
В спальни входит аппетит.
(Повар.)
– Чем занимается повар? (Повар готовит различные блюда, а уж какие конкретно, зависит от его специализации.
Некоторые повара специализируются на кухнях народов мира, например на японской еде – суши. В таких случаях
повар должен не только уметь хорошо готовить эти блюда, но еще и знать историю и культуру конкретной
страны.)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнят вас.
(Фотограф.)
Он красил перила на лестничной клетке.
– Я очень спешу, – говорил он соседке, –
Мне нужно скорее докрасить перила,
Покуда не кончились в банке белила.
Почту, письма и журналы он по домам разносит,
Ходит он во все кварталы, в каждый дом заходит.
(Маляр.)
Встаем мы рано, ведь наша забота – всех отвозить по утрам на работу. (Водители.)
Сидит, склонившись за столом, он час, и два, и три
И водит тоненьким пером до утренней зари.
(Писатель.)
– Попробуйте узнать профессии по тем предметам, которые нужны людям определенной профессии.
1. Чек, весы, касса... (Продавец.)
2. Шланг, вода, спецодежда... (Пожарный.)
3. Ножницы, шампунь, лак... (Парикмахер.)
(Почтальон.)– Чем занимаются люди этих профессий?
– Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым
делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые
руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь.
Мы все семьею дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте на своем.
– Объясните, как вы понимаете эти строки. (Все профессии важны, и все люди работают на благо других людей.)
– Ребята, каждая профессия требует крепких знаний. Чтобы стать профессионалом, надо хорошо учиться и не бояться
труда.
Чтоб уметь все делать ловко, нам нужна во всем сноровка.
Нужно многому учиться, постараться не лениться,
И тогда хорош финал: станешь профессионал.
И г р а «Собери пословицы о труде» (работа в 4 группах).
1 й п а к е т :
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Судят не по словам, а по делам.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
2 й п а к е т :
Сделал дело – гуляй смело.
Делу – время, а потехе – час.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
3 й п а к е т :
Мастера по работе видно. Терпение и труд все перетрут.
Для доброго Федота не тягостна работа.
4 й п а к е т :
Почет и труд рядом живут.
Труд человека кормит, а лень портит.
Терпение дает умение.
V. Итог урока.
Учитель читает стихотворение:
Передо мной открыты все дороги,
Как много от судьбы своей я жду.
Но помню я со школьного порога:
Все что посею, то же и пожну.
Знайте, ребята! От знаний зависят
Сила страны и здоровье людей.
«Троечный» трактор в труде не помощник,
Воин на «двойку» – врага он страшней.
Труд наш сегодня – это учеба.
Разве нам стыдно свой труд показать?
Так постараемся делать работу
Пусть на «четыре», а лучше – на «пять».