Урок
34
Тема: СЛОЖЕНИЕ С НУЛЁМ. ВЫЧИТАНИЕ
НУЛЯ
Педагогические цели: создать условия для ознакомления с выражениями видами + 0 и – 0; закрепления знаний о том, что при вычитании из числа самого числа получается нуль; продолжать пропедевтическую работу по теме «Задача»; развивать логическое мышление, наблюдательность.
Планируемые результаты (предметные): знать, что при сложении любого числа с нулём и при вычитании из числа нуля получается то же самое число; уметь моделировать действия вычитания и сложения, записывать числовые равенства.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.
Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-математической деятельности.
Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Сценарий урока
I. Изучение нового материала.
1. Подготовка к восприятию нового.
Учитель выставляет на наборное полотно (доску), например, 2 яблока на тарелке, а ниже – пустую тарелку.
– Сколько яблок на первой тарелке? Сколько на второй? Сколько яблок всего?
– Каким действием вы нашли количество яблок на двух тарелках? Запишите решение.
Запись в тетрадях с комментированием (один ученик записывает на доске):
2 + 0 = 2.
Далее учитель выставляет, например, веточку, на которой 7 вишенок, и пустую веточку.
– Сколько вишенок на первой веточке? Сколько на второй? Как узнать, сколько вишенок всего? Запишите.
– Сколько вишенок на двух веточках? Запишите ответ.
В результате на доске и в тетрадях учащихся появляется запись:
7 + 0 = 7.
Аналогичная работа проводится ещё с двумя-тремя предметами счётного материала.
– Рассмотрите внимательно записи на доске и в тетради. Что заметили?
– Какой вывод следует из этого? (Если к числу прибавить нуль, получится то же самое число.)
2. Сложение числа с нулем и вычитание из числа нуля.
Работа с учебником (задание 1, с. 72).
– Рассмотрите рисунок. Что хотите сказать?
– Составьте рассказ по первому рисунку, чтобы он соответствовал первому равенству. (На одной тарелке лежало три кусочка дыни, а на другой – ни одного кусочка. Сколько кусочков дыни на двух тарелках?)
– Ответьте на поставленный вопрос. (На двух тарелках три кусочка дыни.)
– Составьте рассказ по этому же рисунку так, чтобы он соответствовал второму равенству. (На тарелке лежало три кусочка дыни. Съели нуль кусочков. Сколько кусочков осталось на тарелке?)
– Ответьте на поставленный вопрос. (На тарелке осталось три кусочка.)
Аналогичная работа проводится со вторым рисунком.
– Рассмотрите равенства в учебнике.
– Какой вывод можно сделать? (При вычитании из числа нуля, получается то же самое число.)
Ученики по рисунку задания 3 (с. 72) и счётному материалу, подобранному учителем, составляют равенства, в которых к нулю прибавляется какое-либо число.
Равенства записываются на доске.
– Рассмотрите внимательно равенства. Что заметили?
– Какой вывод из этого следует? (Если к нулю прибавить какое-либо число, то получится то же число, которое прибавляли).
Учащиеся выполняют с комментированием задание 2 (с. 72) и записывают решение в тетради.
Особое внимание учителю следует обратить на равенства с пропусками, например:
8 – = 0
Учащиеся, рассуждая, должны прийти к выводу о том, что в данном равенстве пропущено число 8.
II. Работа с геометрическим материалом (задание 4, с. 72 учебника).
– Какие линии изображены на чертеже?
– Измерьте длину каждого отрезка и сравните длины отрезков.
III. Пропедевтика темы «Задача» (задание 1, с. 73 учебника).
– О чём рассказ? Что в нём известно? Что нужно узнать?
– Какое арифметическое действие следует использовать, для того чтобы ответить на поставленный вопрос? Почему?
Учащиеся с комментированием записывают решение в тетрадях и на доске:
4 + 2 = 6 (р.).
Аналогичная работа проводится над задачей 1 (с. 67 учебника).
В результате в тетрадях детей и на доске появляется запись:
5 – 1 = 4 (к.).
В заключение урока учащиеся выполняют задание на наблюдательность, данное на полях учебника (с. 73).
IV. Итог урока.
Вопросы: Что нового узнали на уроке? Какие открытия сделали? Какова ваша роль на уроке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.