Тема «Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС»
Оценка 5

Тема «Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС»

Оценка 5
Семинары
doc
биология
Взрослым
12.01.2017
Тема «Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС»
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий. Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Выступление.doc

 

 

 

 

Выступление

на РМО учителей биологии.

 

 

 

Тема «Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС»

 

 

 

 

 

Подготовила

учитель биологии

МБОУ СОШ №2

Иванова Светлана Викторовна

 

2016 г.

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития,  высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся  главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель.

В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который

•        демонстрирует универсальные и предметные способы действий

•        инициирует действия учащихся

•        консультирует и корректирует их действия

•        находит способы включения в работу каждого ученика

•        создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта.

Во-вторых, это учитель, применяющий  развивающие технологии.

В-третьих, современный учитель обладает информационной компетентностью.

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного  подхода, который положен в основу Стандарта.

Поэтому, в первую очередь, меняются функции участников образовательного процесса: учитель из вещателя и передатчика информации становится менеджером. Главное для учителя  в новой системе образования – это управлять процессом обучения,  а не передавать знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания  на практике.

В отличие от  традиционного  урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.

Первый аспект - Мотивационно – целеполагающий.

Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель  можно отождествить с результатом урока. Результатом урока  является  не успеваемость,  не объем изученного материала, а приобретаемые УУД  учащихся (  такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке  не отрицает значения знаний,  он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

К  новым образовательным целям урока относятся  цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.

Второй аспект современного урока  - Деятельностный аспект

Новым смыслом урока является   решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную  познавательную деятельность. Проблемный характер урока  с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, так как  учащиеся приобретают умения  решения проблем, информационную компетентность  при работе с текстом.

Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Развитию УУД  на уроке способствует применение  современных педагогических технологий:  технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа,  дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя  из нее только отдельные приемы.

Новый подход к образованию соответствует современному представлению об уроке. Именно такой урок называется современным, где учитель вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

Развивающее обучение также лежит в основе современного урока, так как  урок развивающий – направлен на создание условий, в которых ребенок чувствует себя самим собой, полноценным участником различных форм общественной жизни. Учитель на таком уроке является организатором учебной деятельности.

Наша главная задача на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Для того, чтобы сформировать у учащихся любое УУД необходимо:

•        Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;

•        Сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;

•        Сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.

Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

В ГОС 2004 г. требования предъявлялись предметным и метапредметным результатам, так же как и в новых стандартах. Но в стандартах второго поколения предъявляются требования к Личностным результатам.  Поэтому в структуру современного урока были  внесены новые элементы и этапы, связанные с достижениями личностного результата.

•        Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.  

•        Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.

•        Новый этап урока – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.

•        Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая  с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.

•        На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.

•        Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно с учётом индивидуальных возможностей.

Учитель обозначает для себя ту часть материала, которую будет использовать в дальнейшем.

Фронтальный опрос, часто используемый на традиционном уроке, не давал возможности включить в деятельность всех  учащихся, поэтому  на современном уроке учитель включает учеников в индивидуальную и групповую виды деятельности.

Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию не только в учебнике, но и в других источниках; самостоятельно перерабатывать содержание материала с записью основных положений в виде пересказа, конспекта, схем, тезисов, сложного плана.

Для закрепления материала и самостоятельной работы учитель применяет такие техники, как чтение таблиц, диаграмм, составление интеллект-карт, кластеров, изучение и комментирование иллюстраций.

Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, побуждающих к  действию учащихся.

На подбор заданий и вопросов осуществляется на основе системно-деятельностного подхода к обучению.

Учитель предлагает задания, которые ориентированы на получение не только предметного, но и метапредметного и личностного результатов. К таким заданиям относятся продуктивные.  Выполняя такие задания, учащиеся не найдут готовый ответ в учебнике, а значит учатся применять знания на практике, проектируют новые способы действий, формируют собственную жизненную позицию.


Выступление на РМО учителей биологии

Выступление на РМО учителей биологии

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей

Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу

Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного подхода, который положен в основу

Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии

Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии

Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию; •

Сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию; •

На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности

На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017