План-конспект урока 8 класс na Темy «Таблицы истинности». Есть раздаточный материал. Урок информатики предназначен для кабинета с интерактивной доской или же требует проектора. Структура урока соблюдена, тип урока: изучение нового материала., поставлена цель и три задачи (образовательная, развивающая, воспитательная z).
8_klass_TABLITsY_ISTINOSTI.docx
Планконспект урока информатики в 8 классе
Тема: «Таблицы истинности»
Цели урока: Учить строить таблицы истинности логических функций, определять
последовательность выполнения логических операций.
Задачи:
Воспитательная: воспитание информационной культуры учащихся, внимательности,
аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Развивающая: развитие познавательных интересов, навыков работы на компьютере,
самоконтроля, умения конспектировать.
Образовательная: научить работать с таблицами истинности, дать основные
понятия, необходимые для грамотной работы на компьютере.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: Объяснительноиллюстративный, беседа, практическая работа.
План урока:
1. Организационный момент
2. Проверка ЗУНов
3. Изучение нового материала
4. Закрепление
5. Итог урока
Ход урока:
Орг.момент
I.
Мы продолжаем изучение темы “Основы логики”. На предыдущих уроках мы
увидели, что логика достаточно крепко связана с нашей повседневной жизнью, а
также увидели, что почти любое высказывание можно записать в виде формулы.
Проверка ЗУНов: Давайте вспомним основные определения и понятия:
II.
1. Какое предложение является высказыванием? (Повествовательное
предложение, в котором чтолибо утверждается или отрицается)
2. На какие виды делятся высказывания по своей структуре? (Простые и сложные)
3. Истинность каких высказываний является договорной? (Простых)
4. Истинность каких высказываний вычисляется? (Сложных)
5. Как обозначаются простые высказывания в алгебре высказываний? (Логическими
переменными)
6. Как обозначается истинность таких высказываний? (1 и 0)
7. Что связывает переменные в формулах алгебры высказываний? (Логические
операции)
8. Перечислите их: Инверсия (отрицание)
Конъюнкция (умножение) Дизъюнкция (сложение)
Импликация (следование)
Эквиваленция (равносильность)
III.
Изучение нового материала
Последние два примера относятся к сложным высказываниям. Как же определить
истинность сложных высказываний?
Мы говорили, что она вычисляется. Для этого в логике существуют таблицы для
вычисления истинности составных (сложных) высказываний. Они называются
таблицами истинности.
Итак, тема урока ТАБЛИЦЫ ИСТИННОСТИ. Таблицы истинности используют для
определения значения логических функций и упрощения логических схем. В таблице
истинности устанавливается соответствие между возможными значениями
логических переменных (простых высказываний) и значениями логической функции
(сложного высказывания).
Правила построения таблиц истинности:
1. Подсчитать количество n переменных в логической функции; (сколько
высказываний в формуле, сколько букв);
2. Определить число строк в таблице по формуле k= 2n;
3. Подсчитать количество логических операций в формуле;
4. Установить последовательность выполнения логических операций с учетом скобок
и приоритетов;
5. Определить количество столбцов в таблице: число переменных плюс число
операций;
6. Заполнить таблицу истинности: выписать все возможные значения логических
переменных, последовательно выполнять логические операции и выписать их
значения.
Последовательность выполнения логических операций определяется по аналогии с
арифметическими операциями: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция. Первыми
выполняются действия в скобках.
Построение таблиц истинности основной способ, используемый при решении
текстовых логических задач.
Построим таблицу для высказывания
Определим количество строк и столбцов.
По формуле количество строк определяется k= 2n, сколько высказываний в
выражении? (2)
Значит k=22=4, т.е. строк в таблице будет 4. Определим количество столбцов: их
столько, сколько высказываний и операций в формуле. Сколько высказываний (2), а
операций (2) значит в таблице будет 4 столбца. Еще нужна одна строка для
обозначения.
´А (cid:217) В (прочитать вместе с учащимися) (cid:217) В
В первых столбцах пишем высказывание которые содержатся в логическом
выражении. Затем определяем все возможные значения логических переменных, т.е.
определим какими могут быть одновременно оба высказывания (заполняем вместе с
детьми входные значения истинности т.е. первые два столбца). Определить порядок
действий расписать их по столбцам.
Последовательно выполнить логические операции и выписать их значения.
Отрицание это унарная операция, применимая к одному высказыванию, т.е. смотрим
на один столбец. Конъюнкция и дизъюнкция это бинарные операции, при
выполнении смотрим на два столбца.
Построим таблицу для высказывания B˄A˅ ´D (прочитать вместе с
учащимися)
Определим количество строк и столбцов.
По формуле количество строк определяется k= 2n, сколько высказываний в
выражении? (3)
Значит k=23=8, т.е. строк в таблице будет 8. Определим количество столбцов: их
столько, сколько высказываний и операций в формуле. Сколько высказываний (3), а
операций (3) значит в таблице будет 6 столбца. Еще нужна одна строка для
обозначения.
IV.
Закрепление
? ´D
В первых столбцах пишем высказывание которые содержатся в логическом
выражении. Затем определяем все возможные значения логических переменных, т.е.
определим какими могут быть одновременно оба высказывания (заполняем вместе с
детьми входные значения истинности т.е. первые два столбца). Определить порядок
действий расписать их по столбцам.
Последовательно выполнить логические операции и выписать их значения. С помощью таблиц истинности можно решать логические задачи. Решать следующую
задачу.
Задача №1
Серик, Берик, Арман, Данияр заняли первые 4 места в соревновании. На вопрос о
том, кто и какое место занял, трое ответили: «Серик ни первое, ни последнее»,
«Берик второе», «Арман ни последнее», известно, что все сказали правду. Кто и
какое место занял?
Для построения таблицы необходимо выделить категории т.е. о чем говорится в
задаче? (О местах и о людях).
Подготовим таблицу:
1) Исходя из первого высказывания, мы можем в столбце «Серик» поставить «»
напротив 1ого и 4ого места:
2) «Берик второе» ставим «+» и соответственно он не может занимать никакое
другое место и больше никто из мальчиков не стоит на 2м месте:
3) То есть 3е место занял Серик:
4) Зная, что «Арман не последнее», получаем ответ.
Серик
Берик
Арман
Данияр
1 место
2 место
3 место
4 место
+
+
+
+
Ответ: на 1м месте Арман, на 2мБерик, на 3мСерик и на 4ом месте Данияр.
V.
Подведение итогов:
Домашнее задание: § 6практическая работа стр.30 уровень А и С в тетради
Сегодня на уроке мы с вами научились строить таблицы истинности.
Выставление оценок (Оценки за урок…)
Домашнее задания § 6, стр. 2730, ответить на вопросы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.