Презентация к уроку по математике «Конкретный смысл действия умножения».
Тема урока: «Конкретный смысл действия умножения».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока:
Формирование интереса к совместной познавательной деятельности по открытию и осознанию
значимости понятия «умножение», как новой формы записи сложения одинаковых слагаемых.
Задачи:
Предметные: Создать условия для введения соответствующей математической терминологии и
символики, условия для повышения интереса процесса обучения и активного восприятия учебного
материала, совершенствования вычислительных навыков.
Познавательные: использовать рисуночные и символические варианты математической записи;
проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям), делать выводы на основе сравнения;
выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные признаки.
Коммуникативные: умения контролировать свои действия и
индивидуальной работе.
Регулятивные: Принимать учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
учебном материале; выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять
пошаговый контроль под руководством учителя в доступных видах учебнопознавательной
деятельности; высказывать свою точку зрения и прислушиваться к мнению одноклассников.
Личностные: создать условия для понимания роли математики в жизни человека; интерес к учебной
деятельности, включая элементы предметноисследовательской деятельности;
Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы обучения: проблемнопоисковый, диалоговый, анализ, сравнение.
Технологии: проблемного диалога, технология деятельностного подхода.
Оборудование:
Планируемый результат: уметь заменить сумму одинаковых слагаемых произведением.
Этапы урока:
договариваться в парной и
1. Организационно мотивационный момент.
Ход урока:
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Внимательно посмотрите на девиз нашего урока: «Учись …..открывать!» (СЛАЙД)
А что именно открывать, вы узнаете, если расположите данные числа в порядке возрастания и
прочитать слово:
69
Н
17
Т
44
Й
23
А
85
Ы
Итак, запомните наш девиз.
«Учись тайны открывать!» (СЛАЙД БУРАТИНО)
Сегодня на уроке открывать математические тайны нам будет помогать всеми вами известный
сказочный герой Буратино.
Я вижу, что вы все готовы к новым открытиям! Я верю, что всё получится. А наш урок будет
успешным и интересным!
1Я вам предлагаю индивидуальные листы, где вы будите оценивать свои старания. Если у вас всё
получается вы усвоили материал, вы закрашиваете кружок зелёным цветом, если допускаете ошибки
жёлтым, если ничего не поняли красным.
2. Активизация познавательной деятельности и постановка проблемы.
Устный счёт.
Буратино предлагает нам провести математическую разминку:
а) Вычислим цепочку примеров: (СЛАЙД)
32+8+6020707= 3 (СЛАЙД)
Сегодня 3 марта. Откройте тетради и запишите число, классная работа. (СЛАЙД)
Что мы знаем о числе 3? (Однозначное. Нечётное. Состоит из разряда единиц).
Запишите это число, продолжите числовой ряд, увеличивая каждое следующее число на 3.
Увеличиваем до 30.
Проверим. 3,6,9,12,15,18,21,24,27, 30. (СЛАЙД )
б) Определи закономерность, продолжи числовые ряды на три числа: (СЛАЙД)
2, 4, 6, 8, 10, 12…(+2)
3, 5, 7, 9, 11, 13…(+2)
в) А это задание посложней…(СЛАЙД)
…, 14, 21, 28, 35, …, …
Найдите закономерность. (+7).
Назовите пропущенные числа. Проверим. Оценим.
г) Поиграем в группах. (Дети каждого ряда образуют круг, протягивают ладошки соседям) Кто
быстрее посчитает, прибавляя четвёрки. (Каждый ребёнок в кругу прибавляет 4, называет
число и хлопает своей ладошкой соседу, последний называет результат)
Установка: «Считайте внимательно, не подводите товарищей!»
И.Л.Оцените свою работу в индивидуальном листе.
Хорошо размялись, теперь можно двигаться дальше.
д) Проверим на сколько вы внимательны:
Кто это? (СЛАЙД)
Это друг Буратино – Артемон.
Сколько хвостов у Артемона?
Сколько ушей у Артемона?
Сколько лап у Артемона?
Артемон просит узнать:
1) Сколько хвостов у 5 собак? Как найти? Какие слагаемые? ( СЛАЙД)
2) Сколько ушек у 4собак? Как найти? Какие слагаемые? (СЛАЙД)
1+1+1+1+1
2+2+2+2
3) Сколько лапок у 3 собак? Как найти? Какие слагаемые? (СЛАЙД)
4+4+4
Каким математическим действием будем пользоваться, чтобы это узнать? (сложение) Почему?
Что показывает число 1? 2? 4?
Что общего в этих выражениях? (Одинаковые слагаемые)
Чем выражения отличаются? (Количеством слагаемых)
Можно ли суммы одинаковых слагаемых записать каклибо иначе? (Не знаем) ? (СЛАЙД)
3. Выявление места и причины затруднения, сообщение нового знания
А в задачах вам встречались суммы одинаковых слагаемых? (Да)
Кто помнит эти задачи? (Дети вспоминают пройденные задачи.)
2 Попробуем решить несколько задач и выявить их общее свойство.
2. Работа в парах. (СЛАЙД)
У вас на партах лежат листочках на которых нарисованы точки. Ваша задача – сосчитать число
точек.
Сколько точек получили? (Получились разные ответы)
Как вы думаете, как легче сосчитать количество точек?
Вспомним русский язык, как легче изучать слова? (Разделить их на группычасти речи.)
Давайте попробуем посчитать точки группами. Возьмите карандаш и обведите группы линией. Для
каждой пары своё число в группе точек. 1 ряд группирует (делит) по 4 точки, 3 ряд – по 5 точек, 2
ряд– по 8 точек и по10 точек. Очень внимательно считайте число точек в группе, прежде чем обвести
её линией.
У ребят получилось:
Покажите, что у вас получилось. Молодцы.
Составьте выражение к своему рисунку, запишите его в тетрадь, найдите значение. По желанию
выходят к доске. (Работы вывешиваются на доску).
У вас получилось: (СЛАЙД )
5+5+5+5+5+5+5+5=40
4+4+4+4+4+4+4+4+4+4=40
10+10+10+10=40
8+8+8+8+8=40
Очень хорошо, замечательно. Какая пара сосчитала правильно вначале? (Дети называют)
Вывод, значения получились одинаковые.
Все пары сосчитали правильно, никто не ошибся.
Скажите, пожалуйста, что вы заметили, как удобнее, легче и точнее сосчитать по одному или по 4,
по 5, по 8, по 10? Группировать предметы.
А как быстрее считать? (По десять сосчитать быстрее, потому что выражение состоит из 4
слагаемых)
При подсчёте видно, что удобнее укрупнить единицу счёта вести счёт по 10. Но удобно ли так
записывать полученные выражения? (Нет)
И.Л.Оцените свою работу в индивидуальном листе.
4. Открытие нового знания.
Следующее задание предлагает выполнить Мальвина.
А) Задание 1 (СЛАЙД)
Мальвина любит выращивать цветы и предлагает посчитать цветы на её клумбе. Работам в паре.
Установка. Подумайте, как УДОБНЕЕ посчитать? Посоветуйтесь друг с другом».
Чья пара выполнит быстрее и правильнее?! Запишите результат.
Сделаем вывод: «Удобнее считать группами»
Сколько цветков в группе? (5)
3Сколько групп? (6)
Проверим надпись: 5+5+5+5+5+5=30(цв.) (СЛАЙД )
Молодцы.
Б) Задание 2 (СЛАЙД)
Мальвина решил угостить всех учеников 2б класса яблоками. У нас сегодня 21 человек. Каждому
она приготовил по 3 яблока. Сколько яблок она собрала?
Удобно ли будет записывать такое выражение?
Что же делать? Давайте посчитаем по цепочке рук. (Дети протягивают руки, образуют единую
цепочкузмейку, считают: 3,6,9,12…..63)
М. Л. 3.Оцените себя. Как вы справились с заданием.
Но как, же это записать? (ответы детей)
Давайте прочитаем совет Мальвины (СЛАЙД ).
Чтобы записать
умножение
, удобнее использовать
сумму одинаковых слагаемых
:
Кто может сказать тему нашего урока? (Умножение) (СЛАЙД)
Какие цели мы для себя на уроке? (Научиться записывать суммы одинаковых слагаемых
умножением. Познакомиться с новым математическим знаком.)
Мальвина сказочная героиня. Давайте проверим её математические знания. Прочтём правило в
учебнике на странице 48. Откройте учебник, прочитайте.
Какое открытие мы для себя сделали? (если складывать одинаковые числа, то можно заменить
сложение умножением.)
Так, что же такое умножение? (Умножение это арифметическое действие – сложение одинаковых
слагаемых.)
Как его обозначают на письме? (точкой)
И. Л. 4.Оцените себя. Смогли ли вы сформулировать тему и цели урока.
5. Физкультминутка. (СЛАЙД)
Мы устали чуточку
Отдохнем минуточку
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок.
Еще попрыгай: раз, два, три!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
А) Первичное закрепление.
Сейчас мы выполним задание №1 по учебнику на с.48 коллективно. Прочитайте внимательно.
Что нужно сделать? (Рассмотреть рисунок и объяснить записи.)
Что обозначает первая запись? Прочитайте её.
5+5+5=15 ( Треугольники сгруппировали по 5. Сложили группы и получили результат.)
Что обозначает вторая запись?
5 x 3=15 (По 5 взяли 3 раза). Пользуйтесь информацией из правила.
Б) Работа в тетрадях на печатной основой стр.43№1 . (СЛАЙД ).
И. Л. 5.Оцените себя. Кто подчеркнул правильно.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Буратино вам предлагает выполнить
задание.
В) Среди данных выражений найди и выпиши те, которые можно заменить новым действием
умножением (СЛАЙД). Выписывайте выражения в столбик, через клеточку.
6+6+6+6 19+19 23+23+23
43+3+3 18+28 12+11+10
7+8+7 5+5 36+36
(СЛАЙД ( ) Самопроверка. Замени выражение одинаковых слагаемых, используя знак умножения.
Записывай рядом (СЛАЙД).
И.Л.6. Оцените себя. Кто выписал правильно.
Давайте вернёмся к нашему девизу. «Учись тайны открывать!» (СЛАЙД).
Какие математические тайны вы открыли на уроке? (Можно сумму одинаковых слагаемых заменить
умножением. Есть другое математическое действие).
Какие цели мы ставили на урок, посмотрите. (СЛАЙД). Выполнили мы их?
(Научиться записывать суммы одинаковых слагаемых умножением. Познакомиться с новым
математическим знаком.)
7. Проверка усвоения материала
Вам предлагаю, проверь себя. Выполните тест по теме урока. Обведите правильные ответы.
Тест
1.Найди каким знаком обозначается действие умножение.
А) +
Б)
В) ∙
2. Какой из примеров можно заменить действием умножением?
А) 2+2+2+3
Б) 3+3+2+3+3
В) 3+3+3+3
3. Какая запись соответствует схеме:
А) 2*4
Б) 4*2
В)2+4
4. Соотнесите действия сложения с действиями умножения (соедините линией), затем укажи рядом с
цифрой нужную букву.
1)8+8+8
А) 5∙5
2)5+5+5+5+5
Б) 11∙2
3)11+11
В) 8∙3
1)_______2)________3)__________
Поменяйтесь листочками с соседом по парте, проверь ответы. (СЛАЙД ( ).
И.Л. Оцените себя. Как вы справились с тестом. Кто выполнил правильно.
А теперь оцените свою деятельность в течении всего урока, опираясь на индивидуальные листы
8. Рефлексия деятельности на уроке.
Давайте подведём итог нашего урока. (СЛАЙД ( ).
Оцените собственную работу на уроке, продолжив одно из предложений:
«Я запомнил…»
«Меня сегодня удивило…»
«Я узнал…»
«Я научился …»
Итог урока.
Графический диктант.
5Дети вычерчивают ключ под руководством учителя.
От точки две клетки вверх, 2 клетки вправо, одна клетка вниз, 3 – вправо, одна – вверх, 3 – вправо,
3 клетки вниз, 3 – влево, 1 клетка вверх, 5 клеток влево.
Если вы пришли к той точке, с которой начинали, значит, вы всё выполнили верно.
Что у вас получилось? (Ключик)
Буратино дарит вам эти ключики от всего сердца.
Где в жизни пригодятся нам наши новые знания? (Высказывания детей)
Большое спасибо всем за урок. Молодцы!
А домашнее задание будет такое: для тех, кто не боится трудностей нужно составить задачу под
№3,с.48. решение примеров под №4, – для всех.
Приложение 1
Индивидуальный лист ученика (цы) ______________________________________________________
Этапы урока
оценка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Устный счёт
Исследование.
Решение задач
Определение темы и цели урока
Работа с примерами с самопроверкой. Замена сложения на умножения
Работа в тетради
Тест
1.Найди каким знаком обозначается действие умножение.
А) +
Б)
В) ∙
2. Какой из примеров можно заменить действием умножением?
А) 2+2+2+3
Б) 3+3+2+3+3
В) 3+3+3+3
3. Какая запись соответствует схеме:
А) 2*4
Б) 4*2
В)2+4
4. Соотнесите действия сложения с действиями умножения (соедините
линией), затем укажи рядом с цифрой нужную букву.
1) 8+8+8
2) 5+5+5+5+5
А) 5∙5
Б) 11∙2
63) 11+11
В) 8∙3
1)_______2)________3)__________
Самооценка
7