Тема урока: «Обыкновенные дроби». Тип урока: урок-игра. Класс: 5 класс.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Обыкновенные дроби». Тип урока: урок-игра. Класс: 5 класс. Продолжительность урока: 45 минут. Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 5. М., Мнемозина. Цели урока: 1) Повторение и закрепление действий сложения и вычитания с обыкновенными дробями; 2) Умение выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанные числа в виде неправильных дробей.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: «Обыкновенные дроби». Тип урока: урок-игра. Класс: 5 класс. Продолжительность урока: 45 минут. Учебник: Н.Я. Виленкин и др. Математика 5. М., Мнемозина. Цели урока: 1) Повторение и закрепление действий сложения и вычитания с обыкновенными дробями; 2) Умение выделять целую часть из неправильной дроби, представлять смешанные числа в виде неправильных дробей. Ход урока: Учитель объявляет тему, цель урока, обращает внимание учащихся на высказывание Цицерона, записанное на доске: Без знания дробей никто не может признаваться знающим математику! I. Игра «Кто скорее, кто вернее» (устный счет). Правило игры: класс делится на 3 команды (по рядам), отвечает тот ученик – член команды, который первым поднимет руку. При правильном ответе принесет команде очко. 1) сравнить: и 2 5 4 5 и 1 1 14 2 1 2 1 и 0 и 8 9 5 6 и 8 8 11 11 и 1 100 1 1000 и 1 20 20 и . 3 15 17 3 12 17 2) назвать дроби в порядке возрастания: , 1 17 1 2 , 1 20 , 1 4 , 1 100 , 1 9 . Какая дробь наименьшая? Как называются эти дроби?3) выделить целую часть из неправильной дроби: 7 2 , 9 4 , 15 11 , 27 14 , 17 3 , 26 5 , 109 100 . 4) представить дробные числа в виде неправильных дробей: 1 5 24 , 4 3 20 , 2 7 50 , 4 7 9 , 1 5 12 . в метры: 4 дм, 3 м 3 дм, 20 см. в часы: 30 мин, 15 мин, 45 мин. 5) перевести: 6) решить уравнение: x 4 48 60  5 y a 15 120 147  7 b 7) Число x разделили на 5 и получили . Чему равно число x? 3 4 5 II. История возникновения дробей (небольшие сообщения трех учащихся от каждой команды по темам «Дроби в Древнем Риме», «Дроби в Древней Греции», «Дроби на Руси», «Дроби в Древнем Египте»). III. Игра «Ромашка» на повторение теоретического материала. Правило игры: на лепестках ромашки написаны задания-вопросы. Нужно открыть лепесток, прочитать задание и ответить на него. Правильный ответ – очко команде. Вопросы на лепестках: 1. Что показывают знаменатель и числитель дроби? 2. Какая дробь равна единице? 3. Какая дробь называется правильной? 4. Как выделить целую часть из неправильной дроби? 5. Какая их двух дробей с равными знаменателями меньше? 6. Какая дробь называется неправильной? 7. Какая из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше? 28. Сравни с единицей правильную дробь? 9. Как из одной дроби вычесть другую, если знаменатели одинаковые? 10.Какая дробь больше единицы? 11.Как сложить дроби с одинаковыми знаменателями? 12.Дроби какого вида называются основными, единичными дробями? IV. Игра «Лучший счетчик». Правило игры: дома каждый ученик должен подобрать по данной теме 3-4 примера для устного счета. В каждой команде выбирается «счетчик», который будет защищать честь команды. Примеры предлагают «счетчику» члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет другой «счетчик». Побеждает команда, в которой «счетчик» решил наибольшее количество примеров верно. V. Игра «Солнышко» – решить примеры. Правило игры: на лучах солнышка записаны числа, которые надо сложить или вычесть с числом, записанным на солнышке. Правильный ответ – очко команде. 3 1 2 17 8 6 17 2 3 17 2 17 16 17 5 1 4 15 17 3VI. Шуточная задача. 1). Клоун, чтобы посмешить публику сказал, что рост у него км, а вес т. 2 25 9 5000 Публика смеялась: всем было ясно, что клоун выбрал неподходящие единицы длины и массы. Скажите, каков рост клоуна в см и каков его вес в кг? 180 см, 80 кг) (Ответ: 2). Клоун предложил кому-нибудь из публики поиграть с ним в такую игру. Он называет дробь. Игрок из публики называет меньшую дробь. Затем клоун называет еще меньшую дробь, игрок из публики – еще меньшую и т.д. Выигрывает тот, кто называет дробь, меньше которой уже дробей нет? Можно ли выиграть в такой игре? VII. Диктант (по пластинке). VIII. Подведение итогов урока. IX. Домашнее задание: повторить изученный материал по теме «Дроби». Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времен появилась потребность измерять длину, площадь, объем, время и другие величины. Результат измерения не всегда удается выразить натуральным числом. Приходится учитывать и части употребляемой меры. Так возникли дроби. Дроби в Древнем Египте 4Первая дробь, с которой познакомились люди, была, наверное, половина. За ней последовали …, затем 1 3 , 1 6 , 1 4 , 1 8 , 1 16 , … и т.д., т.е. единичные или основные дроби. У них числитель всегда единица. Египтяне выражали любую дробь в виде суммы только основных дробей. Если, например, в результате измерения получалось , то для египтян оно представлялось в виде суммы единичных дробное число 3 4 дробей: 1  2 1 4 . Египтяне писали на папирусах, т.е. на свитках, изготовленных из стебля крупных тропических растений – папирус. В папирусе Ахмеса имеются таблицы для представления некоторых дробей в виде суммы единичных дробей. Дроби в Древнем Риме У древних римлян асс служил основной единицей измерения массы, а также денежной единицей. Если асс делить на 12 равных частей, то получается унций. Со временем унции стали применяться для измерения любых величин. Так возникли римские двенадцатеричные дроби, т.е. дроби, у которых знаменателем всегда было число 12. Вместо 1 12 римляне говорили «одна унция», – «пять унций» и т.д. Три 5 12 унции назывались четвертью, четыре унции – третью, шесть унций – половиной. Дроби в Древней Греции 5В Греции употреблялись наряду с единичными, «египетскими» дробями и общие обыкновенные дроби. Среди разных записей употреблялась и такая: сверху знаменатель, под ним – числитель дроби. Например, означало три пятых. 5 3 Еще за 2-3 столетия до Евклида и Архимеда греки свободно владели арифметическими действиями с дробями. Дроби на Руси Дроби в Древней Руси называли долями, позднее «ломаными числами». В старых руководствах находили следующие названия дробей на Руси: – половина, полтина, – четь, – полчеть, 1 2 1 4 1 8 – треть, – полтреть, 1 3 1 6 – полполчеть, – полполполчеть (малая четь), 1 16 1 32 – седьмина, 1 7 1 24 1 10 – полполтреть, 1 12 – полполполтреть (малая треть), – пятина, 1 5 – десятина. 6