Тема урока: «Пернатые изобретатели»
Оценка 4.6

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
окружающий мир
3 кл
21.01.2019
Тема урока: «Пернатые изобретатели»
Урок окружающего мира в 3-ем классе Цель урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлением к полёту. Задачи: - обучающие: • Познакомить учащихся с новой группой животных – птицами. • Выявить особенности строения, позволяющие этим животным освоить воздушную стихию. • Познакомить учащихся с осёдлыми и перелётными птицами и причиной их миграции. • Познакомить с размножением птиц. Обратить внимание учащихся на два типа развития птенцов, чтобы учащиеся могли отличать птенца от слетков, которые учатся летать и не нуждаются в помощи людей. • Учить детей сравнивать новый вид животного с ранее изученным, находить черты сходства и различия, делать выводы
Пернатые изобретатели. открытый урок.doc
Тема урока: «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3­ем классе  Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту.                              Задачи:  ­  обучающие:     Познакомить учащихся с новой группой животных –  птицами.  Выявить   особенности   строения,   позволяющие   этим   животным   освоить воздушную стихию.  Познакомить учащихся с осёдлыми и перелётными птицами и причиной их миграции.  Познакомить с размножением птиц. Обратить внимание учащихся на два типа развития   птенцов,   чтобы   учащиеся   могли   отличать   птенца   от   слетков, которые учатся летать и не нуждаются в помощи людей.  Учить детей сравнивать новый вид животного с ранее изученным,  находить черты сходства и различия, делать выводы ­развивающие:  Расширять детский кругозор.  Учить детей сравнивать новый вид животного с изученным раннее, находить черты сходства и различия, делать предположения и доказывать его.  Стимулировать   повышения  познавательных   интересов  учащихся  с  помощью ярких наглядных изображений и удивительных фактов из жизни животных.  Учить пользоваться дополнительной литературой, научным текстом, выбирать из него нужный материал.  Учить самостоятельно оценивать свои знания и умения.   ­воспитательные:  Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения  к живым организмам. учить работать в группах, развивать умение сотрудничать. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД:  Самостоятельно   сформулировать   цель   урока   после   предварительного обсуждения;  Работая   по   плану,   сверять   свои   действия   с   целью   и,   при   необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД:  Добывать   новые   знания:  извлекать  информацию,   представленную   в   разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные УУД:  Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;  Слушать   других,   пытаться   принимать   другую   точку   зрения,   быть   готовым изменить свою точку зрения;  Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);  Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Тип урока. Урок изучения нового материала. Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока Технология проблемно ­ диалогического обучения Технология продуктивного чтения Технология оценки учебных успехов Технология групповой работы Оборудование: проектор, экран, компьютер, перья птиц, ножницы,  картинки с  изображением птиц, клей, учебник, модели самолетов. Ход урока І. Организационный момент Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать ваша любознательность. II. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний. ­ Сегодня мы изучим группу животных, представителей которой надо разгадать: Загадки про птиц   У нее глаза большие, Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днем. Окраска – сероватая, Повадка – вороватая. Крикунья хрипловатая – Известная персона. Это   Он прилетает каждый год, Туда, где домик его ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет.    Прилетел к нам наконец Лучший наш певец. Дни и ночи напролет  Он поет, поет, поет.   На меня он не глядит, Все стучит, стучит, стучи Сероспиный, красногрудый, В зимних рощах обитает, Не боится он простуды, С первым снегом прилетает.     Кто в беретке ярко­красной, В черной курточке атласной. Ответы: Cова, ворона, скворец, соловей, снегирь, дятел. ­ Какие животные подсказали человеку изобретение самолета? IV. Постановка проблемной ситуации. У меня три модели самолета:  обычный из бумаги,   из бумаги, но с укороченной площадью крыльев, из тяжелого картона. ­ Какой из самолетов полетит дальше? Проверим на практике правильность  предположений. Вывод: Вы были правы. Для полета тело должно быть легким и иметь большие крылья. А что можете сказать про птицу?   (Для полета тело птицы должно быть легким ­ О ком мы будем говорить на уроке?  ­ Попробуйте дать определение: птицы – это… (Птицы – это животные, которые умеют  летать) ­ А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных вы знаете? (Очень  многие насекомые, большинство птиц, летучие мыши/)  ­ Чем отличие птиц отлетающих насекомых, летучих мышей? ­ Правильно тело птицы покрыто перьями. ­ Значит мы можем утверждать, что… Вывод: Птицы – это животные, отличительной особенностью которых является  перьевой покров. III Сообщение темы и задач урока. ­ Как звучит тема урока в учебнике? (Пернатые изобретатели) ­ Что значит изобретать? (Придумывать что­то новое, неизвестное ранее) ­ Почему пернатые? (Перья есть только у птиц.) ­ Крылья имеют не только птицы, но именно птицы летают быстрее, выше, дальше, чем  другие летающие животные! Пикирующий на добычу сокол – сапсан развивает скорость до  300 км/ч, а в горизонтальном полете – до 110 км/ч. Птицы – лучшие летуны в животном  царстве. Цель урока: узнать, какие изобретения у птиц. ­1.Прочтем диалог. ­ Что необходимо живому организму для полета? ­ Достаточно ли крыльев? (Уместно вспомнить Икара из древнегреческой легенды). Чтение диалога на странице 104. Вот птицы удивительно приспособлены к полету. ­ Как? Мы сейчас исследуем эти приспособления. Мы – орнитологи, специалисты, изучающие  птиц. ­ Кто будет объектом нашего исследования? (птицы)  ­ Что будем выяснять в ходе исследования?  (что помогает птицам летать) ­ Ваши предположения ­ Что помогает птицам так свободно летать в воздухе?  В науке это называют гипотеза.  ­ Что будет следующим шагом в исследовании? (проверка гипотезы)  ­ Как будем проверять ваши гипотезы? (почитать в учебнике, рассмотреть картинки и т.д.) 2. Построение знаний  Практическая работа. Дети   получают   перья,   рассматривание   структуры   строения   пера   через   увеличительное стекло. Слайд (Перья) Найдите у себя на столах самые маленькие пёрышки (работа с перьями). Они  называются пуховые. Они очень пушистые и помогают удерживать тёплый воздух вокруг  тела. Найдите у себя на столах перья немного больше.  Эти перья покрывают всё тело птицы и  называются покровные. Крупные перья в крыльях птиц называют маховыми. – Как вы думаете, почему? – А перья в хвосте у птиц называют рулевыми. Как вы думаете, почему?  ­ Оказывается, все птицы ухаживают за своими перьями. Водоплавающие птицы смазывают оперение специальным жиром, который не пропускает воду. Поэтому перья не намокают. И птица плавает как в непромокаемой лодке. Есть даже такая русская поговорка: «как с гуся вода». На парте конверт с перьями а) определить свойства пера:  ­Положите перо на ладошку и дуньте на него. Что произойдёт с пером? Значит,  перо  какое?  ___легкое________ ­ Попробуйте разорвать перо на 2 части. Получилось? Значит, перо какое?  _____прочное________ Как люди используют перья? Почему?  ­ Как человек использует перья птиц? ( пуховики, подушки, перины, одеяла) Значит, перья какие? ____мягкие, теплые__________ Вывод: __________________________________ б) определить свойства пера:  ­  Разрежьте стержень пера, рассмотрите, какое оно внутри. Какое значение  имеет это  свойство пера?  ­  Проведите по перу сверху вниз и обратно. Что произошло? Значит, перо какое? ______  полое , упругое ______ Вывод: __________________________________ Внимание! Новое задание! в) выделить основные части пера; ­ Рассмотрите рисунок строение пера птицы  под микроскопом, прочитайте описание на  странице 104 учебника. стержень в группах бородки бородочки крючочки План рассказа 1 Мы рассмотрели строение пера птицы на рисунке и под микроскопом. Перо состоит из   ___________,_____________, __________________, ________________ . 2. Провели исследование и выделили следующие  свойства перьев: _легкие,_прочные,  упругие, теплые______________________________  Если взять перо и провести по нему вниз, перо станет растрёпанным (показывает). Если  затем провести в обратную сторону, то перо станет опять гладким и ровным.  Возьмите перья со своего стола и попробуйте сами сделать также.  Наша лаборатория узнала, почему это так происходит. – А вы хотите узнать, почему это так?  Это происходит потому, что у пера есть крючочки. Их можно сравнить с застёжками­ липучками. Они соединяют перо. г) знакомство с информацией в учебнике ­ Какие еще изобретения узнали? Выводы _____________________________ ­ скелет состоит из трубчатых костей, ­вместо зубов­легкий клюв, ­ быстрое пищеварение, т.к. полным желудком трудно летать, ­ энергию запасается в жировых отложениях, жир весит мало, ­ внутренние органы имеют сложное строение, быстрый обмен веществ ­ внутренние органы уменьшены, ­ обтекаемость тела птицы, д) Рассмотрите рисунки. б) Сравните расположение перьев птицы при движении крыла вверх и вниз. Что при этом происходит с воздухом ? в) Сделайте вывод. На первом рисунке показано движение крыла (вверх, вниз), при этом перья (сомкнуты,  развёрнуты), (свободно пропускают, не пропускают) воздух. На втором рисунке показано движение крыла (вверх, вниз), при этом перья (сомкнуты,  развёрнуты), (свободно пропускают, не пропускают) воздух. Вывод:_________________(крылья и хвост служат для опоры в воздухе) IV.  Рефлексия 1. Рефлексия результатов деятельности ­ Вернёмся к гипотезам. Что подтвердилось, что осталось без внимания. ­ Как звучала тема урока? (Что помогает птицам летать?) ­ Какие основные особенности приспособления птиц к полёту вы выделили? (особое  строение перьев,  костей, жир, обтекаемость формы тела). ­ Можно ли птиц назвать изобретателями? ­ Что является их главным изобретением? (перья) 2. Рефлексия степени освоения содержания учебного материала Физкультминутка­игра «Верю ­ не верю»: присесть ­ если правда, хлопнуть в ладоши –  если ложь, Главным изобретением птиц является перья? (да) Перья птиц легкие, прочные, упругие, теплые. (да) Чем тяжелее птица, тем больше усилий требуется ей для полёта. (да) Кости скелета хрупкие и тяжёлые? (нет) Перья позволяют опираться на воздух во время полёта? (да) Жир служит топливом для дальних перелётов? (да) Птицы имеют обтекаемую форму? (да) Все перья птиц одинаковые по форме, размеру? (нет) Руки подняли и покачали – это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули. Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем. Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся, покажем­ Крылья сложим назад. ­ Что происходит в жизни птиц весной? ( Птицы строят гнезда, откладывают яйца,  насиживают их) ­ Что даёт забота о потомстве? (Многие птицы не только строят гнезда и насиживают яйца, но и долго опекают вылупившихся птенцов. Поэтому птенцы хорошо растут и чаще  выживают.) ­ Самки императорских пингвинов в суровых условиях антарктической зимы откладывают  обычно одно яйцо. Только самоотверженная забота обоих родителей позволяет выжить  птенцу. V. Обобщение и закрепление  а) Работа с рисунком на странице 107 ­ Что происходит в жизни птиц у нас осенью? (Многие виды птиц улетают на юг) ­ Рассмотрите рисунок на странице 107 в учебнике, какие из этих птиц оседлые, а какие –  перелетные. (Оседлые птицы: воробей, поползень, дятел. Перелетные птицы: кукушка,  мухоловка, стриж улетают в теплые края, свиристель прилетает на зиму с севера) ­ Как вы думаете, с чем может быть связан отлет птиц? (С наступлением холодов пищи  становиться все меньше и меньше) ­ Назовите других оседлых птиц, которых мы можем встретить в нашей местности.  (Голубь, галка, ворона, синица, сорока, клест) ­ Как можно помочь оседлым птицам зимой? (Устроить зимнюю кормушку: голубям и  воробьям – хлеб, синицам – семечки, несоленое сало) б) Работа в группах ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ ­ В группе должен быть  ответственный.                               ­ Если не понял, переспроси. ­ Один говорит, другие слушают. ­ Свое несогласие высказывай вежливо. ­ Работать должен каждый  на общий результат Составить плакаты   « Перелетные птицы»  ­ 1 группа «Оседлые птицы» ­ 2 группа «Кочующие птицы» ­ 3 группа  «Изобретения птиц» ­  4 группа  «Изобретения людей благодаря птицам» ­ 5 группа Чтение наизусть стихотворения   Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Сколько гибнет их ­ не счесть! Видеть тяжело.  А ведь в нашем сердце есть  И для птиц тепло. Приучайте птиц в мороз к своему окну. Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну. VI. Домашнее задание. Во 2 классе коллективный проект нашего класса «Помоги птичке»  занял 1 место в  городском конкурсе «Зимняя столовая». Мы с вами также и   в этом году решили  участвовать   в  этом конкурсе, который стартует с декабря 2013 года. 1. Выбрать зимующую  птицу для исследования, просмотреть литературу об этой птице,  спросить у других людей, использовать Интернет, пронаблюдать. 2. “Экологическая листовка”. Написать письмо от имени  птиц  людям с просьбой о помощи и советами.

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»

Тема урока: «Пернатые изобретатели»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2019