Цель: создание условий для освоения знаний о побудительных предложениях; их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.).
Задачи:
Обучающие: формировать умения определять и строить побудительные предложения.
Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы и работы в парах, группах.
Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
Учитель начальных классов Казачкова Елена Александровна. 3-а класс. МОУ «СОШ № 86» г. Саратов
Тема урока Побудительные предложения.
Цель: создание условий для освоения знаний о побудительных предложениях; их речевыми задачами (просьба, приказ,
совет, запрет и пр.).
Задачи:
Обучающие: формировать умения определять и строить побудительные предложения.
Развивающие: развитие умения работать с информацией, совершенствовать навык самостоятельной работы и
работы в парах, группах.
Воспитательные: воспитание уважения к труду, положительной мотивации к учению, интереса к предмету.
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
научатся: находить побудительные предложения;
получат возможность научиться: строить побудительные предложения на основе знаний об их особенностях.
Метапредметные
:
познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и
интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать
средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные – готовность слушать собеседника; признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную
задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие
навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная.
Методы: частично - поисковый, проблемный, креативный (метод конструирования правила).
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Interwrite Board, учебная
презентация, учебник «Русский язык. 3 класс, 1 часть» авт. Желтовская Л. Я., Калинина О. Б., рабочая тетрадь № 1.УУД
Личностные:
самоопределение,
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества
с учителем и
сверстниками;
Познавательные:
логические - анализ
объектов с целью
выделения признаков
Этапы урока
I.Самоопределе
ние к
деятельности
II. Актуализация
знаний и
фиксация
затруднения в
деятельности
Деятельность учителя
- Послушайте и отгадайте загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живёт,
То куда-то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится,
Грусть-тоска её боится. (Слайд 2)
- Улыбнитесь друг другу и с хорошим
настроением начнём урок!
1. Запишем в тетрадях дату. (Запись на
доске)
Чистописание
У у ул уч Ульяна улыбка участник
У осы не усы, не усищи, а усики.
- Подчеркните и объясните орфограммы в
словах 1-й строчки.
- Найдите родственные слова в
чистоговорке на 2-й строчке. Выделите
корень.
2. Повторение знаний о предложении.
- Вспомните, пожалуйста, что такое
предложение. А для этого закончите
высказывания (слайд 3).
Предложение состоит из слов,
связанных по смыслу и грамматически
(то есть с помощью изменения форм слов
и употребления предлогов, союзов).
Предложение выражает
законченную мысль.
- Назовите, какие бывают предложения по
цели высказывания? (Слайд 4)
- Какие предложения называются
повествовательными? Вопросительными?
Побудительными?
Деятельность ученика
Включение в деловой
ритм.
Эмоциональная
настройка.
Пишут букву У у,
сочетания, слова,
чистоговорку.
Объясняют орфограммы.
Находят родственные
слова, выделяют корень.
Для проверки два
ученика выполняют
задания на доске.
Вспоминают и называют
признаки предложения.
Называют предложения
по цели высказывания.
Дают характеристику
повествовательному и
вопросительному
предложениям.
Затруднение возникает
при характеристикеIII. Постановка
учебной задачи
IV. Построение
проекта выхода
из затруднения
(«открытие»)
- Где у вас возникло затруднение?
- Прилагательное «побудительное»
происходит от глагола «побудить». Как
вы понимаете значение этого слова?
Побудить – склонить к чему-либо,
заставить, упросить, подтолкнуть, вызвать
желание сделать что-нибудь.
- Какую цель мы поставим сегодня на
уроке?
Мы познакомимся с побудительными
предложениями; их речевыми
задачами.
(Слайд 5)
побудительного
предложения.
Высказывают свои
предположения.
Формулируют цель
урока.
1.Запишите предложения, расставив в
конце знаки. Какие это предложения по
цели высказывания? (Слайд 6):
Наш класс был в музее
занимательных наук Эйнштейна
А вы были в этом музее
Обязательно посетите его
- Объясните свой выбор.
- А что содержится в побудительном
предложении?
- Мы должны определить, какие речевые
задачи реализуются в побудительных
предложениях.
Дети записывают
предложения, ставят
знаки; определяют тип
предложения по цели
высказывания.
Дети объясняют свой
выбор и высказывают
предположение.
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
постановка вопросов;
Познавательные:
общеучебные -
самостоятельное
выделение -
формулирование
познавательной цели;
логические -
формулирование проблемы
Регулятивные:
планирование,
прогнозирование;
Познавательные:
моделирование,
логические- решение
проблемы, построение
логической цепи
рассуждений,
доказательство,
выдвижение гипотез и их
обоснование;
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информацииV. Первичное
закрепление с
проговаривание
м во внешней
речи.
VI.
Самостоятельна
я работа с
самопроверкой
Читают предложения,
рассуждают,
высказывают свою точку
зрения.
Высказывают
предположения, свою
точку зрения.
Рассуждают,
прогнозируют, делают
выводы.
Проверяют свои
предположения.
Регулятивные:
контроль, оценка,
коррекция;
Познавательные:
общеучебные - умение
структурировать знания,
выбор наиболее
эффективных способов
решения задач, умение
осознанно и произвольно
строить речевое
высказывание, рефлексия
способов и условий
действия;
Коммуникативные:
управление поведением
партнёра-контроль,
коррекция, оценка
действий партнёра
- Чтобы разобраться с речевыми задачами
побудительных предложений, прочитайте
данные предложения и постарайтесь
объяснить, что они выражают (слайд 7):
Сходи, пожалуйста, в магазин.
Не играй со спичками!
Прочитай задачу ещё раз
внимательнее.
Пойдём в кино!
- Назовите глаголы в этих предложениях.
Помогают ли они понять роль этих
предложений?
В побудительных предложениях
используется особая повелительная
форма глаголов.
- Если хотите, запомните, как их называют
ученые: глаголы повелительного
наклонения.
- Какие же предложения называются
побудительными? Попробуйте
сформулировать определение.
- Проверим ваши выводы! (Слайд 8)
Предложения, в которых выражается
желание побудить кого-либо к действию,
называются побудительными
. В них
могут содержаться совет, приказ, просьба,
призыв, пожелание, запрещение, мольба.
ФИЗМИНУТКА (слайды 9 – 25)
Выполняют самостоятельную
работу и самопроверку.
1.Самостоятельная работа (учебник
с.69, упр. 93).
(Слайд 26)
- Собери пословицы. Запишите,
подчеркните повелительные формы
глаголов.
Самопроверка.
Регулятивные:
контроль, коррекция,
выделение и осознание
того, что уже усвоено и что
ещё подлежит усвоению,
осознание качества и
уровня усвоения;
Личностные:самоопределение
Коммуникативные:
управление поведением
партнёра-контроль,
коррекция, оценка
действий партнёра.
Познавательные: выбор
наиболее эффективных
способов решения задач.
Личностные: интерес к
приобретению новых
знаний и умений,
стремление к
совершенствованию.
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
Познавательные:
рефлексия;
Личностные:
смыслообразование
VII. Включение в
систему знаний
и повторение
1. Работа в парах (РТ, с.31 упр.1).
Определи, каким является каждое
предложение по цели высказывания.
Соедини с табличкой. Поставь нужные
знаки.
Проверка.
2.Работа по учебнику – с. 69 упр. 95
(устно). Можно использовать электронный
учебник.
Выполняют задание в
парах.
Образуют от глаголов
«повелительные»
глаголы.
VIII. Рефлексия
Целью нашего урока было узнать о признаках
побудительных предложений. Достигли ли мы этих
целей?
О каких признаках побудительных предложений мы
узнали? (Слайд 27)
Приведите примеры побудительных предложений.
Оцените, как прошёл урок, чему вы научились
(слайд 28).
знаю …
Я умею …
могу …
Домашнее задание: с. 69, упр. 96, выучить правило.
Спасибо за урок! (Слайд 29)
Ответы детей.
Самооценка.
1. http://savrucha.ucoz.ru/konspekt/tekhnologicheskaja_karta_k_uroku_russkogo_jazyka_v.pdf
2. http://dep_mpmnk.pnzgu.ru/files/dep_kmpmnk/sbornik_pod_red_naumovoy_urok_teh_karta97.pdf
3. http://wiki.iteach.ru/images/4/41/Карта_урока_Клочкова.doc
4. http://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkiiyazyk/korenslovaodnokorennyeslova4
5. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98679840
Использованный материал:6. http://www.proshkolu.ru/user/katoshina68/file/4623912/