Цели: познакомить с краеведческими фактами и материалами (история храма в селе Ново-Сергиево), с отрывком из «Жития Сергия Радонежского»; формировать устойчивый интерес к пред¬мету, желание больше узнавать о православной культуре России; формировать эмоционально-личностное отношение к культу¬рологическим и историческим фактам, сообщаемым на уроке; учить внимательно относиться к слову, обогащать словарный за¬пас; развивать творческие способности учащихся, память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: использование раз¬ных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поис¬ковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в его обсуждении, создавать собственный текст на основе художественного произ¬ведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные: Р — формулировав ние учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энцик¬лопедиях и интерпретация информации в соответствии с ком¬муникативными и познавательными задачами, овладение логи¬ческими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родо-видовым признакам, установления при¬чинно-следственных связей, построения рассуждений, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве и разно¬образии природы, народов, культур и религий.
Оборудование: подборка книг о преподобном Сергии Радонеж¬ском для оформления выставки, фотографии памятника Сергию Радонежскому В. Клыкова, аудиозапись колокольного звона.
Урок 9.
Тема урока: Сергий Радонежский святой земли Русской.
В. Клыков «Памятник Сергию Радонежскому».
Цели: познакомить с краеведческими фактами и материалами (история храма в селе НовоСергиево), с отрывком из
«Жития Сергия Радонежского»; формировать устойчивый интерес к предмету, желание больше узнавать о
православной культуре России; формировать эмоциональноличностное отношение к культурологическим и
историческим фактам, сообщаемым на уроке; учить внимательно относиться к слову, обогащать словарный запас;
развивать творческие способности учащихся, память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику прозаического текста, участвовать в
его обсуждении, создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин
художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта; метапредметные: Р — формулировав ние учебной задачи
урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с
учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П использование различных
способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретация информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, овладение логическими действиями сравнения,
анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинноследственных
связей, построения рассуждений, К — ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения;
личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ, целостного взгляда на мир в единстве
и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Оборудование: подборка книг о преподобном Сергии Радонежском для оформления выставки, фотографии памятника
Сергию Радонежскому В. Клыкова, аудиозапись колокольного звона.
I. Организационный момент
II.
Прочитайте самостоятельно.
Речевая разминка
Отечество мое! Россия!
В тебе дух старины живет.
И ни одна еще стихия
Не победила твой народ.
Ход урока
Из тьмы веков ты восставала
И становилась все сильней.
Святая Русь твое начало,
И преподобный Сергий в ней.
Прочитайте способом «птичий базар» (еще: медленно, с ускорением, выразительно).
Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
(Звучит запись колокольного звона.)
С. Никулина
III. Проверка домашнего задания
Расскажите, что вы узнали о Сергии Радонежском.
IV. Физкультминутка
V.
(Знакомство с житиями святых. Рассказ учителя или подготовленных учеников.)
Работа по теме урока
Однажды монах Зосима, живший на Соловецких островах, пришел ш Новгород. Его позвала
на пир богатая и известная боярыня Марфа Борецкая, вдова новгородского посадника. «И
пригласила она Зосиму на обед, и посадила его на пиру... Известно было им о добродетельной жизни
его... Он же с привычным для него смирением и кротостью, сидя на пиру, немного пище
причастился — с юности возлюбил он безмолвие, не только во время трапезы, но и всегда. И
взглянув на сидящих с ним на пиру, вдруг удивился Зосима и поник головой, но не сказал ничего. И
снова поднял он глаза свои, и, то же увидев, опустил голову, и в третий раз взглянул, вновь то жеувидел: некоторые из пирующих, сидящие в числе первых, без голов Зосиме представились. И
ужаснулся блаженный, увидев столь необычное видение, и, вздохнув из глубины души своей,
прослезился. И не смог больше ни к чему притронуться из предложенного на трапезе, пока не
удалился оттуда». О своем видении Зосима рассказал лишь двоим близким ему людям, которые
были вместе с ним на пиру, монаху Герману и новгородцу Памфилию, известному своей
добродетельной жизнью. Он поведал им, что видел на пиру шесть бояр, сидевших без голов. Святой
велел Герману и Памфилию никому не сообщать об этом. Спустя несколько лет великий князь
московский Иван Васильевич отправился с войском в поход, чтобы подчинить себе вольный
Новгород. «И встретили их новгородцы со многими силами, и был у них бой с воеводами великого
князя, и побиты были новгородцы в битве той. И захватили воеводы шесть бояр великих, и много
других новгородцев взяли тогда в плен и привели к великому князю. Он же их всех к Москве
отправил, а некоторых казнил, чтобы и другие страх перед ним имели. А шести боярам повелел
князь великий головы им отсечь». Так исполнилось страшное пророческое видение святого Зосимы.
Об этом видении повествуется в житии высокочтимых русских святых Зосимы и Савватия —
основателей Соловецкого монастыря. Слово «житие» в церковнославянском языке означает
«жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни
святых. В древнерусских рукописях эти сочинения также часто именовались как повесть о житии
или сказание о житии и о чудесах.
Житие — не художественное произведение в современном смысле. Оно всегда повествует о
событиях, которые его составитель и читатели считали истинными, а не вымышленными. Не
случайно авторы житий (агиографы) часто называют свидетелей жизни святого и совершенных им
чудес. Сверхъестественные события: воскрешение из мертвых, внезапное исцеление неизлечимых
больных и т. д. — для древнерусских книжников были реальностью.
Откройте учебник на с. 21. Рассмотрите памятник Сергию Радонежскому В. Клыкова.
Что вы видите? Составьте устный рассказ.
(Далее учитель может сделать короткое сообщение. См. материал к уроку.)
VI.
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?
VII. Подведение итогов урока
С чем вы познакомились на уроке?
Что вас особенно удивило, поразило?
VIII. Домашнее задание
Прочитать текст «Житие Сергия Радонежского» на с. 22—28 учебника.
Материал для учителя
29 мая 1988 г. в день Святой Троицы состоялось открытие памятника преподобному Сергию
Памятник преподобному Сергию Радонежскому
Радонежскому духовному вдохновителю победы русского воинства в Куликовской битве,
благословившему князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем. Памятник был установлен возле
церкви Преображения Господня в подмосковном селе Городок, впоследствии переименованном в
Радонеж.
Место для установки памятника было выбрано не случайно. Недалеко находится город
Сергиев Посад, на территории которого расположена ТроицеСергиева лавра — православный
монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским.
Автор памятника — скульптор Вячеслав Клыков. Памятник преподобному СергиюРадонежскому представляет собой фигуру Сергия с изображением юного отрока Варфоломея —
души Сергия, с детских лет сохранившую свою чистоту. В руках у отрока — «Троица» Андрея
Рублева: на иконе три ангела сидят за столом перед Чашей. Любовью должен соединяться человек
с Богом и с ближними, тогда и уподобится он Святой Троице.