Согласно новым требованиям ФГОС составлена технологическая карта урока по математике для пятого класса, которая помогает:
1. Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
2. Формировать способность практического применения алгоритма.
3. Воспитать ответственность, развивать самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.
4. Стимулировать стремление ученика к познанию данного предмета и работе с дополнительной литературойТехнологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 5А
Базовый учебник Математика 5 класс, Н.Я Виленкин, В.И. Жохов – М.: Мнемозина
Тема урока:Сложение и вычитание десятичных дробей
Цели урока:
1. Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
2. Формировать способность практического применения алгоритма.
3. Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.
Тип урока:изучение нового материала
План урока:
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
3. Изучение нового материала
4. Закрепление. Формирование практических навыков при решении задач
5. Самостоятельная работа. Самопроверка.
6. Домашнее задание.
7. Итог. Рефлексия.
Необходимое оборудование:таблица «Дроби», раздаточные карточки с условием задачи и самостоятельной работой, ключ к самостоятельной работе, плакат «Алгоритм», карточки для рефлексии.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
Вводно-мотивационная часть урока(5 мин)
1 Организационный момент.
Цель – включитьобучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.
Озвучивает тему и цель урока
- Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. А вот что это за знания определите, анализируя таблицу «Дроби». (вывешивается на доске)
ДРОБИ
Обыкновенные Десятичные
Запись Запись, перевод
Сравнение Сравнение
Сложение и вычитание ???
- Как вы думаете, какая дорога подходит к вашей деятельности на этом уроке? Почему? (правая)
- Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание)
- Молодцы! Сформулируйте цели урока.(построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)
- Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (на доске открывается тема урока)
Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения. Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: планирование, целеполагание, волевая саморегуляция.
Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
2 Актуализация знаний.
Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел.
Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.
- Начнем с устной работы.
Задание 1.
-Запишите в тетради десятичные дроби: а) три целых семь десятых; б) две целых шестьсот пятьдесят одна тысячная.
- Сравните эти дроби.
-Запишите данные десятичные дроби в виде смешанных чисел.
-Выполните сложение и вычитание получившихся смешанных чисел.
-Проверим получившиеся результаты. (записаны на оборотной стороне доски)
-Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел. Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания.
Основная часть урока (операционная) (25 мин)
Изучение нового материала.
Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.
- Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте его.
Задание 2.
Мама купила 2,7 кг яблок и 3,580 кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама?
- Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление плана – 2 мин.
ПЛАН
Яб. – 2,7 кг
Бан. – 3,580 кг
2,7 + 3,580 = ?
- Проблема: как сложить десятичные дроби?
- Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением?(перевод десятичной дроби в смешанное число и обратно, сложение смешанных чисел)
- А нельзя ли проще выполнить вычисление?
- Хорошо! Откройте учебник на с.191.
- Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
- Расскажите алгоритм друг другу.
- Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм)
Задание 3.
3,7 + 2,651= ?
1) Уравнять количество знаков после запятой.
3,700 + 2,651
2) Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
3,700
2,561
3) Выполнить сложение (вычитание), не обращая
внимания на запятую
3,700
2,561
6 261
4) Поставить в ответе запятую под запятой
3,700
2,561
6,261 Читают текст задачи.
Обсуждают.
Составляют план.
Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания.
Выполняют действие в тетради.
Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух.
Составляют схему действий.
Комментируют выполнение задания. Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные:волеваясаморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.
Закрепление. Формирование практических навыков решения задач.
Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.
- Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием.
№ 1211
- Прочитайте условие задачи. Перескажите.
- Составим модель задачи на доске и в тетради.
- Решим задачу с комментированием (по алгоритму).
На пальто – 3,2 м На пальто – 320 см
На костюм – 2,63 м На костюм – 263 см
3,2 0 = 320
2,63 = 263
5,83 (м) ткани израсходовали всего. 583 (см) ткани израсходовали
Ответ: 5,83 м Ответ: 583 см
№ 1213 (а,б,г)
(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)
- Прочитайте задание.
- Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму.
А) 0,769 + 42,389
Б) 5,8 + 22,191
Г) 8,9021 + 0,68
№ 1214 (г,д,е)
(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)
- Прочитайте задание.
- Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму.
Г) 11, 1 – 2,8
Д) 88,252 – 4,69
Е) 6,6 – 5,99
Задание 4. (устно)
- Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске.
- Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.
Алгоритм
1. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую
2. Уравнять количество знаков после запятой.
3. Поставить в ответе запятую под запятой
4. Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
Ответ: 2, 4, 1, 3 Работа с учебником. Ученикипо одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради.
Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.
Работа в парах по восстановлению алгоритма.
Личностные: осознание ответственности за общее дело
Познавательные:выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
Самостоятельная работа. Самопроверка.
Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.
- Какое задание необходимо выполнить?
- Заполните таблицы самостоятельно.
+ 0,8 1,2 0,45 - 0,2 1,5 0,04
1,2 1,8
0,6 2,2
- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки.
- У кого возникли затруднения при выполнении задания?
- В каком месте?
- Кто правильно выполнил задание?
- Оцените себя. Осуществляют самопроверку.
Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку. Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму.
Домашнее задание.
Цель – обсудить и записать домашнее задание.
Домашнее задание будет практическое.
- Запишите задание: Вычислите рост вашей семьи в метрах.
Даёт комментарии к домашнему заданию
Записывают домашнее задание.
Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин)
Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников
- Удалось ли вам решить проблему урока?
- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?
- Проанализируйте свою работу.
(раздаются карточки рефлексии)
1. Мне понятно, как складывать десятичные дроби ________________________
2. Я смогу применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________
3. Мне понятно, как вычитать десятичные дроби __________________________
4. Я смогу применить алгоритм вычитания десятичных дробей ______________
Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили. Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: аргументация своего мнения
МАОУ «Гимназия №76»
Разработка темы: «Введение ФГОС ООО в
деятельность образовательного учреждения»
Исполнитель: учитель
математики
Хоружая Н. А.
2016 г
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 5А
Базовый учебник Математика
5 класс, Н.Я Виленкин, В.И. Жохов – М.: Мнемозина
Тема урока:Сложение и
вычитание десятичных дробей
Цели урока:
1. Обеспечить
осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
2. Формировать
способность практического применения алгоритма.
3. Воспитать
ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.
Тип урока:изучение нового
материала
План
урока:
1. Организационный
момент
2. Актуализация
опорных знаний
3. Изучение нового
материала
4. Закрепление. Формирование
практических навыков при решении задач
5. Самостоятельная
работа. Самопроверка.
6. Домашнее задание.
7. Итог. Рефлексия.
Необходимое
оборудование:таблица «Дроби», раздаточные карточки с условием задачи и
самостоятельной работой, ключ к самостоятельной работе, плакат «Алгоритм»,
карточки для рефлексии.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Формируемые УУД
|
|
Вводно-мотивационная часть урока(5
мин)
|
1
|
Организационный
момент.
Цель
– включитьобучающихся
в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать
условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в
учебную деятельность.
|
Приветствует учеников, контролирует
подготовку рабочих мест.
Озвучивает тему и цель урока
-
Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете
новые знания. А вот что это за знания определите, анализируя таблицу «Дроби».
(вывешивается на доске)
ДРОБИ
Обыкновенные Десятичные
Запись
Запись, перевод
Сравнение
Сравнение
Сложение и вычитание ???
|
- Как вы думаете, какая дорога подходит
к вашей деятельности на этом уроке? Почему? (правая)
- Какой следующий шаг вам предстоит
сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание)
- Молодцы! Сформулируйте цели урока.(построить
алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)
- Чтобы продолжить работу, запишите в
тетради тему урока. (на доске открывается тема урока)
|
Приветствует учителя, проверяют
подготовку рабочих мест.
Отвечают на вопросы учителя,
высказывают свои предположения.
|
Личностные:
самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: планирование,
целеполагание, волевая саморегуляция.
Познавательные: анализ,
сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной
деятельности, цели.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
|
2
|
Актуализация знаний.
Цель – актуализировать учебное
содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала:
сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и
наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел.
|
Формулирует задание. Создаёт
эмоциональный настрой на выполнение заданий.
- Начнем с устной работы.
Задание 1.
-Запишите в тетради десятичные дроби: а)
три целых семь десятых; б) две целых шестьсот пятьдесят одна тысячная.
- Сравните эти дроби.
-Запишите данные десятичные дроби в виде
смешанных чисел.
-Выполните сложение и вычитание
получившихся смешанных чисел.
-Проверим получившиеся результаты. (записаны
на оборотной стороне доски)
-Сформулируйте правило сложения и
вычитания смешанных чисел.
|
Выполняют задание. Называют правило,
на которое опирались при выполнении данного задания.
|
|
|
Основная часть
урока (операционная) (25 мин)
|
|
Изучение
нового материала.
Цель
– организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа
действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.
|
-
Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте его.
Задание
2.
Мама
купила 2,7 кг яблок и 3,580 кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама?
-
Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление
плана – 2 мин.
ПЛАН
Яб.
– 2,7 кг
Бан.
– 3,580 кг
2,7
+ 3,580 = ?
-
Проблема: как сложить десятичные дроби?
-
Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением?(перевод
десятичной дроби в смешанное число и обратно, сложение смешанных чисел)
-
А нельзя ли проще выполнить вычисление?
-
Хорошо! Откройте учебник на с.191.
-
Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
-
Расскажите алгоритм друг другу.
-
Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм)
Задание
3.
3,7
+ 2,651= ?
1) Уравнять
количество знаков после запятой.
3,700 + 2,651
2) Записать их друг
под другом, чтобы запятая была под запятой.
3,700
2,561
3) Выполнить
сложение (вычитание), не обращая
внимания на запятую
3,700
2,561
6 261
4) Поставить в
ответе запятую под запятой
3,700
2,561
6,261
|
Читают текст задачи.
Обсуждают.
Составляют план.
Называют правила, которыми будут пользоваться при
выполнении данного задания.
Выполняют действие в тетради.
Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и
запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух.
Составляют схему действий.
Комментируют выполнение задания.
|
Личностные:
самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные:волеваясаморегуляция
в ситуации затруднения.
Познавательные: анализ, синтез,
обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема
выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.
Коммуникативные: выражение своих
мыслей, аргументирование своего мнения, учебное сотрудничество со
сверстниками.
|
|
Закрепление.
Формирование практических навыков решения задач.
Цель
– организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их
проговариванием во внешней речи.
|
-
Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием.
№
1211
-
Прочитайте условие задачи. Перескажите.
-
Составим модель задачи на доске и в тетради.
-
Решим задачу с комментированием (по алгоритму).
На
пальто – 3,2 м На пальто –
320 см
На
костюм – 2,63 м На костюм –
263 см
3,2 0 = 320
2,63 = 263
5,83 (м) ткани израсходовали всего. 583
(см) ткани израсходовали
Ответ:
5,83 м Ответ: 583 см
№
1213 (а,б,г)
(три
ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)
-
Прочитайте задание.
-
Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму.
А)
0,769 + 42,389
Б)
5,8 + 22,191
Г)
8,9021 + 0,68
№
1214 (г,д,е)
(три
ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)
-
Прочитайте задание.
-
Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму.
Г)
11, 1 – 2,8
Д)
88,252 – 4,69
Е)
6,6 – 5,99
Задание
4. (устно)
-
Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске.
-
Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей.
Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.
Алгоритм
1. Выполнить
сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую
2. Уравнять
количество знаков после запятой.
3. Поставить в
ответе запятую под запятой
4. Записать их
друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
|
Ответ:
2, 4, 1, 3
|
Работа с учебником. Ученикипо
одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради.
Воспроизводят своими словами
правила, действуют по алгоритму.
Работа в парах по восстановлению
алгоритма.
|
Личностные: осознание
ответственности за общее дело
Познавательные:выполнение
действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ,
обобщение, подведение под понятие.
Коммуникативные: выражение своих
мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
|
|
Самостоятельная
работа. Самопроверка.
Цель – организовать
самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия
|
Ребята,
сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и
вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами.
Посмотрите.
-
Какое задание необходимо выполнить?
-
Заполните таблицы самостоятельно.
+
|
0,8
|
1,2
|
0,45
|
|
-
|
0,2
|
1,5
|
0,04
|
1,2
|
|
|
|
1,8
|
|
|
|
0,6
|
|
|
|
2,2
|
|
|
|
-
Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения
самопроверки.
-
У кого возникли затруднения при выполнении задания?
-
В каком месте?
-
Кто правильно выполнил задание?
-
Оцените себя.
|
Осуществляют самопроверку.
Проверяют свои ответы, отмечают
правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют
самооценку.
|
Регулятивные: контроль,
коррекция, самооценка
Познавательные: анализ, синтез,
аналогия, выполнение действий по алгоритму.
|
|
Домашнее
задание.
Цель
– обсудить и записать домашнее задание.
|
Домашнее
задание будет практическое.
-
Запишите задание: Вычислите рост вашей семьи в метрах.
Даёт
комментарии к домашнему заданию
|
Записывают домашнее задание.
|
|
|
Итог урока
(рефлексивно-оценочная) (5 мин)
|
|
Цель
– организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
|
Организует
подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников
-
Удалось
ли вам решить проблему урока?
-
Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?
-
Проанализируйте свою работу.
(раздаются
карточки рефлексии)
1. Мне понятно,
как складывать десятичные дроби ________________________
2. Я смогу
применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________
3. Мне понятно,
как вычитать десятичные дроби __________________________
4. Я смогу
применить алгоритм вычитания десятичных дробей ______________
|
|
Называют основные позиции нового
материала и как они их усвоили.
|
Познавательные: рефлексия
способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Коммуникативные: аргументация
своего мнения
|