Согласно новым требованиям  ФГОС составлена технологическая карта урока по математике для пятого класса, которая помогает:
1.	Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
2.	Формировать способность практического применения алгоритма.
3.	Воспитать ответственность, развивать самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.
4.     Стимулировать стремление ученика к познанию данного предмета и работе с дополнительной литературойТехнологическая карта урока 
Предмет: математика 
Класс: 5А
Базовый учебник Математика 5 класс, Н.Я Виленкин, В.И. Жохов – М.: Мнемозина
Тема урока:Сложение и вычитание десятичных дробей
Цели урока:
1.	Обеспечить осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
2.	Формировать способность практического применения алгоритма.
3.	Воспитать ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.
Тип урока:изучение нового материала
План урока:
1.	Организационный момент
2.	Актуализация опорных знаний
3.	Изучение нового материала
4.	Закрепление. Формирование практических навыков при решении задач
5.	Самостоятельная работа. Самопроверка.
6.	Домашнее задание.
7.	Итог. Рефлексия.
Необходимое оборудование:таблица «Дроби», раздаточные карточки с условием задачи и самостоятельной работой, ключ к самостоятельной работе, плакат «Алгоритм», карточки для рефлексии.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№	Этап урока	Деятельность учителя	Деятельность ученика	Формируемые УУД
	Вводно-мотивационная часть урока(5 мин)
1	Организационный момент.
Цель – включитьобучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.
	Приветствует учеников, контролирует подготовку рабочих мест.
Озвучивает тему и цель урока
- Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания. А вот что это за знания определите, анализируя таблицу «Дроби». (вывешивается на доске)
ДРОБИ
     Обыкновенные                                                      Десятичные
Запись                                                Запись, перевод
Сравнение                                      Сравнение
Сложение и вычитание ???
- Как вы думаете, какая дорога подходит к вашей деятельности на этом уроке? Почему? (правая)
- Какой следующий шаг вам предстоит сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание)
- Молодцы! Сформулируйте цели урока.(построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)
- Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (на доске открывается тема урока)
	Приветствует учителя, проверяют подготовку рабочих мест.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения.	Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: планирование,  целеполагание, волевая саморегуляция.
Познавательные: анализ, сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной деятельности, цели.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
2	Актуализация знаний.
Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел.
	Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.
- Начнем с устной работы.
Задание 1. 
-Запишите в тетради десятичные дроби: а) три целых семь десятых; б) две целых шестьсот пятьдесят одна  тысячная.
- Сравните эти дроби.
-Запишите данные десятичные дроби в виде смешанных чисел.
-Выполните сложение и вычитание получившихся смешанных чисел. 
-Проверим получившиеся результаты. (записаны на оборотной стороне доски)
-Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел.	Выполняют задание. Называют правило, на которое опирались при выполнении данного задания.	
	Основная часть урока (операционная) (25 мин)
	Изучение нового материала.
Цель – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.
	- Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте его. 
Задание 2.
Мама купила 2,7 кг яблок и 3,580 кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама?
- Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление плана – 2 мин. 
ПЛАН
Яб. – 2,7 кг
Бан. – 3,580 кг    
2,7 + 3,580 = ?
- Проблема: как сложить десятичные дроби?
- Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением?(перевод десятичной дроби в смешанное число и обратно, сложение смешанных чисел)
- А нельзя ли проще выполнить вычисление?
- Хорошо! Откройте учебник на с.191.
- Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. 
- Расскажите алгоритм друг другу.
- Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм)
Задание 3.
3,7 +  2,651= ?
1)	Уравнять количество знаков после запятой.
3,700 + 2,651
2)	Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
3,700
2,561
3)	Выполнить сложение (вычитание), не обращая 
внимания на запятую
  3,700
            2,561
            6 261
4)	Поставить в ответе запятую под запятой
            3,700
            2,561
            6,261	Читают текст задачи.
Обсуждают.
Составляют план.
Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания.
Выполняют действие в тетради.
Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух.
Составляют схему действий.
Комментируют выполнение задания.	Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные:волеваясаморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование  своего мнения, учебное сотрудничество со сверстниками.
	Закрепление. Формирование практических навыков решения задач.
Цель – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.
	- Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием.
№ 1211
- Прочитайте условие задачи. Перескажите.
- Составим модель задачи на доске и в тетради.
- Решим задачу с комментированием (по алгоритму).
На пальто – 3,2 м                                                 На пальто – 320 см
 На костюм – 2,63 м                                                 На костюм – 263 см
   3,2 0  = 320
   2,63  =  263
   5,83 (м) ткани израсходовали всего.                                   583 (см) ткани израсходовали
Ответ: 5,83 м                                                          Ответ: 583 см
№ 1213 (а,б,г)
(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)
- Прочитайте задание. 
- Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму.
А) 0,769 + 42,389
Б) 5,8 + 22,191
Г) 8,9021 + 0,68
№ 1214 (г,д,е)
(три ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем)
- Прочитайте задание.
- Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму.
Г) 11, 1 – 2,8
Д) 88,252 – 4,69
Е) 6,6 – 5,99
Задание 4. (устно)
- Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске. 
- Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей. Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам.
Алгоритм 
1.	Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую
2.	Уравнять количество знаков после запятой.
3.	Поставить в ответе запятую под запятой
4.	Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.
Ответ: 2, 4, 1, 3	Работа с учебником. Ученикипо одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради.
Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.
Работа в парах по восстановлению алгоритма.
	Личностные: осознание ответственности за общее дело
Познавательные:выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач.
	Самостоятельная работа. Самопроверка.
Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия	Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.
- Какое задание необходимо выполнить?
- Заполните таблицы самостоятельно.
+	0,8	1,2	0,45		-	0,2	1,5	0,04
1,2					1,8			
0,6					2,2			
- Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки.
- У кого возникли затруднения при выполнении задания?
- В каком месте?
- Кто правильно выполнил задание?
- Оцените себя.	Осуществляют самопроверку.
Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку.	Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка
Познавательные: анализ, синтез, аналогия, выполнение действий по алгоритму.
	Домашнее задание.
Цель – обсудить и записать домашнее задание.
	Домашнее задание будет практическое. 
- Запишите задание: Вычислите рост вашей семьи в метрах.
Даёт комментарии к домашнему заданию
	Записывают домашнее задание.	
	Итог урока (рефлексивно-оценочная) (5 мин)
	Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
	Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников
- Удалось ли вам решить проблему урока?
- Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?
- Проанализируйте свою работу.
(раздаются карточки рефлексии)
1.	Мне понятно, как складывать десятичные дроби ________________________
2.	Я смогу применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________
3.	Мне понятно, как вычитать десятичные дроби __________________________
4.	Я смогу применить алгоритм вычитания десятичных дробей ______________
	Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.	Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: аргументация своего мнения
            
        
        
        
                    
        
                    
                
                    
МАОУ «Гимназия №76»
 
 
 
 
Разработка темы: «Введение ФГОС ООО в
деятельность образовательного учреждения»
 
 
 
 
 
 
 
 
Исполнитель: учитель
математики
Хоружая Н. А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2016 г
 
 
 
 
 
 
Технологическая карта урока 
 
Предмет: математика 
Класс: 5А
Базовый учебник Математика
5 класс, Н.Я Виленкин, В.И. Жохов – М.: Мнемозина
Тема урока:Сложение и
вычитание десятичных дробей
Цели урока:
1.      Обеспечить
осознанное усвоение алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей.
2.      Формировать
способность практического применения алгоритма.
3.      Воспитать
ответственность, самостоятельность, аккуратность при оформлении заданий.
 
Тип урока:изучение нового
материала
План
урока:
1.      Организационный
момент
2.      Актуализация
опорных знаний
3.      Изучение нового
материала
4.      Закрепление. Формирование
практических навыков при решении задач
5.      Самостоятельная
работа. Самопроверка.
6.      Домашнее задание.
7.      Итог. Рефлексия.
 
 
Необходимое
оборудование:таблица «Дроби», раздаточные карточки с условием задачи и
самостоятельной работой, ключ к самостоятельной работе, плакат «Алгоритм»,
карточки для рефлексии.
 
 
 
 
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
| 
 № 
 | 
 Этап урока 
 | 
 Деятельность учителя 
 | 
 Деятельность ученика 
 | 
 Формируемые УУД 
 | 
| 
   
 | 
 Вводно-мотивационная часть урока(5
  мин) 
 | 
| 
 1 
 | 
 Организационный
  момент. 
Цель
  – включитьобучающихся
  в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать
  условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в
  учебную деятельность. 
  
  
 | 
 Приветствует учеников, контролирует
  подготовку рабочих мест. 
Озвучивает тему и цель урока 
-
  Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете
  новые знания. А вот что это за знания определите, анализируя таблицу «Дроби».
  (вывешивается на доске) 
  
| 
 ДРОБИ 
    
    Обыкновенные                                                      Десятичные 
Запись                                               
    Запись, перевод 
Сравнение                                     
    Сравнение 
Сложение и вычитание ??? 
 | 
 
 
  
- Как вы думаете, какая дорога подходит
  к вашей деятельности на этом уроке? Почему? (правая) 
- Какой следующий шаг вам предстоит
  сделать в изучении действий с десятичными дробями? (сложение и вычитание) 
- Молодцы! Сформулируйте цели урока.(построить
  алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей) 
- Чтобы продолжить работу, запишите в
  тетради тему урока. (на доске открывается тема урока) 
  
  
  
 | 
 Приветствует учителя, проверяют
  подготовку рабочих мест. 
Отвечают на вопросы учителя,
  высказывают свои предположения. 
 | 
 Личностные:
  самоопределение, смыслообразование. 
Регулятивные: планирование, 
  целеполагание, волевая саморегуляция. 
Познавательные: анализ,
  сравнение, самостоятельное выделение и формулирование познавательной
  деятельности, цели. 
Коммуникативные: планирование учебного
  сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения. 
 | 
| 
 2 
 | 
 Актуализация знаний. 
Цель – актуализировать учебное
  содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала:
  сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и
  наоборот, сложение и вычитание смешанных чисел. 
  
 | 
 Формулирует задание. Создаёт
  эмоциональный настрой на выполнение заданий. 
- Начнем с устной работы. 
Задание 1.  
-Запишите в тетради десятичные дроби: а)
  три целых семь десятых; б) две целых шестьсот пятьдесят одна  тысячная. 
- Сравните эти дроби. 
-Запишите данные десятичные дроби в виде
  смешанных чисел. 
-Выполните сложение и вычитание
  получившихся смешанных чисел.  
-Проверим получившиеся результаты. (записаны
  на оборотной стороне доски) 
-Сформулируйте правило сложения и
  вычитания смешанных чисел. 
 | 
 Выполняют задание. Называют правило,
  на которое опирались при выполнении данного задания. 
 | 
   
 | 
| 
   
 | 
 Основная часть
  урока (операционная) (25 мин) 
 | 
| 
   
 | 
 Изучение
  нового материала. 
Цель
  – организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа
  действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения. 
  
  
 | 
 -
  Ребята, на карточках дан текст задачи. Прочитайте его.  
Задание
  2. 
Мама
  купила 2,7 кг яблок и 3,580 кг бананов. Сколько кг фруктов купила мама? 
-
  Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. На составление
  плана – 2 мин.  
ПЛАН 
Яб.
  – 2,7 кг 
Бан.
  – 3,580 кг     
2,7
  + 3,580 = ? 
-
  Проблема: как сложить десятичные дроби? 
-
  Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением?(перевод
  десятичной дроби в смешанное число и обратно, сложение смешанных чисел) 
-
  А нельзя ли проще выполнить вычисление? 
-
  Хорошо! Откройте учебник на с.191. 
-
  Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.  
-
  Расскажите алгоритм друг другу. 
-
  Вместе составим схему ориентировочных действий (алгоритм) 
  
  
Задание
  3. 
3,7
  +  2,651= ? 
1)     Уравнять
  количество знаков после запятой. 
3,700 + 2,651 
2)     Записать их друг
  под другом, чтобы запятая была под запятой. 
3,700 
2,561 
3)     Выполнить
  сложение (вычитание), не обращая  
внимания на запятую 
  3,700 
           
  2,561 
           
  6 261 
4)     Поставить в
  ответе запятую под запятой 
           
  3,700 
           
  2,561 
           
  6,261 
 | 
 Читают текст задачи. 
Обсуждают. 
  
Составляют план. 
  
  
Называют правила, которыми будут пользоваться при
  выполнении данного задания. 
Выполняют действие в тетради. 
Работа с учебником: находят в тексте понятия, читаю и
  запоминают правило, читают и проговаривают его друг другу в слух. 
Составляют схему действий. 
  
Комментируют выполнение задания. 
 | 
 Личностные:
  самоопределение, смыслообразование. 
  
Регулятивные:волеваясаморегуляция
  в ситуации затруднения. 
  
Познавательные: анализ, синтез,
  обобщение, аналогия, самостоятельное выделение и формулирование
  познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, проблема
  выбора эффективного способа решения, создание способа решения проблемы. 
Коммуникативные: выражение своих
  мыслей, аргументирование  своего мнения, учебное сотрудничество со
  сверстниками. 
  
  
 | 
| 
   
 | 
 Закрепление.
  Формирование практических навыков решения задач. 
Цель
  – организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их
  проговариванием во внешней речи. 
  
 | 
 -
  Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием. 
№
  1211 
-
  Прочитайте условие задачи. Перескажите. 
-
  Составим модель задачи на доске и в тетради. 
-
  Решим задачу с комментированием (по алгоритму). 
На
  пальто – 3,2 м                                                 На пальто –
  320 см 
 На
  костюм – 2,63 м                                                 На костюм –
  263 см 
  
  3,2 0  = 320 
  
  2,63  =  263 
 
   5,83 (м) ткани израсходовали всего.                                   583
  (см) ткани израсходовали 
Ответ:
  5,83 м                                                          Ответ: 583 см 
  
№
  1213 (а,б,г) 
(три
  ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем) 
-
  Прочитайте задание.  
-
  Выполните сложение десятичных дробей по алгоритму. 
А)
  0,769 + 42,389 
Б)
  5,8 + 22,191 
Г)
  8,9021 + 0,68 
  
№
  1214 (г,д,е) 
(три
  ученика решают у доски, остальные в тетради, потом проверяем) 
-
  Прочитайте задание. 
-
  Выполните вычитание десятичных дробей по алгоритму. 
Г)
  11, 1 – 2,8 
Д)
  88,252 – 4,69 
Е)
  6,6 – 5,99 
  
  
Задание
  4. (устно) 
-
  Ребята, посмотрите на таблицу, которая весит на доске.  
-
  Вразброс даны части алгоритма по сложению и вычитанию десятичных дробей.
  Работая в парах в течение 30 секунд восстановите алгоритм по шагам. 
  
| 
 Алгоритм  
1.      Выполнить
    сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую 
2.      Уравнять
    количество знаков после запятой. 
3.      Поставить в
    ответе запятую под запятой 
4.      Записать их
    друг под другом, чтобы запятая была под запятой. 
  
 | 
 
 
  
Ответ:
  2, 4, 1, 3 
 | 
 Работа с учебником. Ученикипо
  одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради. 
Воспроизводят своими словами
  правила, действуют по алгоритму. 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Работа в парах по восстановлению
  алгоритма. 
  
 | 
 Личностные: осознание
  ответственности за общее дело 
Познавательные:выполнение
  действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, анализ,
  обобщение, подведение под понятие. 
Коммуникативные: выражение своих
  мыслей, использование речевых средств для решения коммуникативных задач. 
  
 | 
| 
   
 | 
 Самостоятельная
  работа. Самопроверка. 
Цель – организовать
  самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия 
 | 
 Ребята,
  сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и
  вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами.
  Посмотрите. 
-
  Какое задание необходимо выполнить? 
-
  Заполните таблицы самостоятельно. 
| 
 + 
 | 
 0,8 
 | 
 1,2 
 | 
 0,45 
 | 
   
 | 
 - 
 | 
 0,2 
 | 
 1,5 
 | 
 0,04 
 | 
 
| 
 1,2 
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
 1,8 
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
 
| 
 0,6 
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
 2,2 
 | 
   
 | 
   
 | 
   
 | 
 
 
-
  Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения
  самопроверки. 
-
  У кого возникли затруднения при выполнении задания? 
-
  В каком месте? 
-
  Кто правильно выполнил задание? 
-
  Оцените себя. 
 | 
 Осуществляют самопроверку. 
  
  
  
  
Проверяют свои ответы, отмечают
  правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют
  самооценку. 
 | 
 Регулятивные: контроль,
  коррекция, самооценка 
  
Познавательные: анализ, синтез,
  аналогия, выполнение действий по алгоритму. 
 | 
| 
   
 | 
 Домашнее
  задание. 
Цель
  – обсудить и записать домашнее задание. 
  
  
 | 
 Домашнее
  задание будет практическое.  
-
  Запишите задание: Вычислите рост вашей семьи в метрах. 
Даёт
  комментарии к домашнему заданию 
  
 | 
 Записывают домашнее задание. 
 | 
   
 | 
| 
   
 | 
 Итог урока
  (рефлексивно-оценочная) (5 мин) 
 | 
| 
   
 | 
 Цель
  – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 
  
 | 
 Организует
  подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников 
-
  Удалось
  ли вам решить проблему урока? 
-
  Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? 
-
  Проанализируйте свою работу. 
(раздаются
  карточки рефлексии) 
| 
 1.      Мне понятно,
    как складывать десятичные дроби ________________________ 
2.      Я смогу
    применить алгоритм сложения десятичных дробей ______________ 
3.      Мне понятно,
    как вычитать десятичные дроби __________________________ 
4.      Я смогу
    применить алгоритм вычитания десятичных дробей ______________ 
 | 
 
 
 | 
 Называют основные позиции нового
  материала и как они их усвоили. 
 | 
 Познавательные: рефлексия
  способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов
  деятельности. 
Коммуникативные: аргументация
  своего мнения 
 |