Тема урока:ПРИЕМ ПОДБОРА ПРИ ДЕЛЕНИИ с остатком

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок разработан для изучения нового материала по теме:" ПРИЕМ ПОДБОРА ПРИ ДЕЛЕНИИ С ОСТАТКОМ" Цели данного урока по теме "ПРИЕМ ПОДБОРА ПРИ ДЕЛЕНИИ с остатком: познакомить учащихся с приемом подбора при делении с остатком; закреплять табличные и внетабличные случаи умножения, а также навык решения задач.Урок по теме:ПРИЕМ ПОДБОРА ПРИ ДЕЛЕНИИ с остатком
Иконка файла материала У р о к 23.docx
У р о к  23. ПРИЕМ ПОДБОРА ПРИ ДЕЛЕНИИ  С ОСТАТКОМ (с. 26) Цели: познакомить учащихся с приемом подбора при делении с остатком; закреплять   табличные   и   внетабличные   случаи   умножения,   а   также   навык решения задач. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счёт. 1. Работа над пройденным материалом должна быть подчинена подготовке к рассмотрению нового приёма деления с остатком и закреплению приема, рассмотренного на предыдущем уроке. При подборе упражнений для устных вычислений особое внимание, естественно, обратить на табличное умножение и деление, повторение рядов чисел, которые делятся на данное число, а также требовать от детей подробного объяснения решения примеров на табличное и внетабличное деление с остатком. № 4. Какое самое большое число до 47 делится без остатка на 5? на 6? на 8? на 9? № 5. Уменьшите на 18 числа: 30, 38, 70, 98. Уменьшите в 9 раз числа: 27, 90, 72, 54.      2. Задание на смекалку. Как из каждого числа первой строки получено записанное под ним число второй строки? Продолжите второй ряд чисел: 1) 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. 2) 7, 10, 13, 16, 19, 22, … . III. Работа над новым материалом. Рассмотренный   на   предыдущем   уроке   прием   деления   с   остатком   легко применяется детьми, хорошо усвоившими ряды чисел, которые делятся на любое заданное однозначное число. Только в этом случае «легко» вспомнить самое   большое   число,   предшествующее   делимому,   которое   делится   без остатка на делитель. Именно поэтому для некоторых детей этот прием может оказаться   подходящим   в   одних   случаях   и   трудным   –   в   других,   когда соответствующие ряды чисел усвоены ими еще недостаточно прочно. В связис   этим   представляется   важным   познакомить   всех   учащихся   со   способом подбора частного при делении с остатком, который хорошо был усвоен для случаев   деления   без   остатка   при   изучении   табличного   и   внетабличного деления. Так, решая пример 48 : 8 = 8, ученики рассуждали следующим образом: – На какое число надо умножить 8, чтобы получилось 48? – Это число 6, так как 8 ∙ 6 = 48, значит, 48 : 8 = 6. Если им трудно было сразу указать нужное число, то они использовали метод подбора, пробуя, например, умножить 8 на 5. Получив при этом 40, они легко переходили от этого примера к нужному: – Если умножить 8 на 5, получится 40, а надо получить 48, значит, надо взять не 5 раз по 8, а 6 раз. – В частном будет 6. Аналогично строится и рассуждение при делении с остатком. – Пусть надо 50 : 8. –  Будем   подбирать   частное:   возьмем   5,  умножим  8  ∙  5  =  40,   то   тогда остаток будет 50 – 40 = 10, а 10 больше, чем 8, значит, взяли мало, в частном будет больше. – Пробуем 8 ∙ 6 = 48, остаток 50 – 48 = 2. Он меньше делителя, значит, в частном получится 6, а в остатке 2. Чтобы   подготовить   детей   к   сознательному   восприятию   рассмотренного приема,   как   это   видно   из   приведенного   выше   объяснения,   важно предварительно вспомнить с ними прием подбора частного на примерах из табличного и внетабличного умножения:  96 : 32 48 : 8 Повторить   ещё,   что  остаток  всегда   должен   быть  меньше  делителя. Проведя после этого приведенное выше объяснение (в случае необходимости можно в ходе этого объяснения использовать и наглядность), учитель должен предложить детям прочитать объяснение по учебнику и решить с пояснением задание № 1 (можно использовать оба рассмотренных способа). №1: 53 : 8 I способ: Учащиеся.  53   не   делится   на   8   без   остатка.   Вспомним,   какое   самое большое число до 53 делится на 8 без остатка. Это 48. Найдём частное: 48 : 8 = 6 Найдём остаток: 53 – 48 = 5 53 : 8 = 6 (ост. 5) II способ:53 : 8 Учащиеся. Надо 53 разделить на 8. Пробуем в частном 2. Проверим 8 ∙ 2 =16; найдём остаток и сравним его с делителем: 53 – 16 = 37, 37 > 8, значит, 2 мало. Пробуем в частном 3. Проверим: 8 ∙ 3 = 24, 53 – 24 = 29, 29 > 8, значит, 3 мало. Пробуем в частном 4. Проверим: 8 ∙ 4 = 32, 53 – 32 = 21, 21 > 8, значит, 4 мало. Пробуем в частном 5.  8 ∙ 5 = 40, 53 – 40 = 13, 13 > 8, значит, 5 мало. Пробуем в частном 6.  8 ∙6 = 48, 53 – 48 = 5, 5 < 8, значит, частное 6, а остаток 5. С записью на доске и в тетрадях решается задача на деление с остатком (задание № 2). № 2: 20 : 3 = 6 (ост. 2) О т в е т: 6 троек самолётов поднимется в воздух и 2 самолёта останется на земле. Ф и з к у л ь т м и н у т к а IV. Работа над пройденным материалом. 1. Для самостоятельной работы можно предложить задачу № 3 (учащимся полезно предварительно под диктовку записать ее кратко в форме таблицы): В 1 день Одинаковое Кол­во дней Всего мешков 3 д. ? 48 меш. 80 меш. 1) 48 : 3 = 16 (меш.) – в 1­й день 2) 80 : 16 = 5 (д.) О т в е т: на 5 дней хватит 80 мешков. 2.  Примеры № 6. V. Итоги урока. Учитель. Ребята, чему учились вы сегодня на уроке? Дети.  Мы   учились   решать   примеры   на   деление   с   остатком   методом подбора. Учитель. Что закрепляли сегодня на уроке?Дети. Закрепляли умение решать задачи и примеры. Домашнее задание: с. 26, № 6.