Конспект урока по окружающему миру. УМК "Гармония". 2 класс. Тема: УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ
Цели: ввести понятие «вежливость»; учить употреблять в речи вежливые слова; развивать коммуникативные умения; воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Оборудование: схема «Вежливость»; карточки с представленным заданием; альбом, краски; афоризмы о вежливом человеке.Тема: УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ
Т е м а : УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ
Ц е л и : ввести понятие «вежливость»; учить употреблять в речи вежливые слова; развивать коммуникативные умения.
О б о р у д о в а н и е : схема «Вежливость»; карточки с представленным заданием; альбом, краски; афоризмы о вежливом
человеке.
Х о д у р о к а
I. Сообщение темы урока.
– Ребята, есть такая народная пословица: «Доброе слово, что ясный день». Как вы её понимаете? (Народ, слагая
сказки, складывая пословицы, прославил слово ласковое, дело доброе.Может быть, поэтому мы часто такие слова
называем «волшебными».)
– Доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день, словом можно согреть человека. Как вы будете
обращаться с окружающими вас людьми? А как вы будете произносить добрые слова? (С улыбкой.)
– Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает? (Вежливым.)
II. Работа по учебнику.
– Для чего люди общаются? Какого человека называют общительным?
– Какие формы общения есть у людей?
З а д а н и е 1.
– Прочитайте текст. Назовите правила культурного общения.
– Умеете ли вы вежливо общаться?
– О чём надо помнить, обращаясь к незнакомым людям?
З а д а н и е 2.
– Рассмотрите рисунки. К кому и зачем обращались школьники? (К библиотекарю, продавцу, секретарю, учителю,
врачу, уборщице.)
– Как вы думаете, что и как им отвечали?
Учитель читает рассказ В. Осеевой «На катке», просит ответить на вопрос: кого из ребят можно считать
вежливым?«День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила
от скамейки к скамейке.
Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал различные фокусы – то ехал на одной ноге, то крутился волчком.
– Молодец! – крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
– Я нечаянно... – сказал Витя, отряхивая с её шубки снег. – Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
– Коленку...
Сзади раздался смех.
«Надо мной смеются», – подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
– Эка невидаль – коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников.
– Иди к нам! – позвали они.
Витя пошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла
ушибленную коленку и плакала».
– Можно ли считать Витю вежливым по сравнению с ребятами? Что вы скажете о поведении девочки? По каким
качествам можно судить о вежливости человека?
Учитель вывешивает на доске таблички с представленными словами:
– Прочитайте ситуации в учебнике. Как надо поступать вежливому человеку в каждом случае?
З а д а н и е 3.
– Составьте пословицы и поговорки (подобрать нужную половину). Не торопись говорить, торопись слушать.
Слово ранит и слово лечит.
Недоброе слово больней огня жжёт.
Ласковым словом и лёд растопишь.
– Объясните значение этих пословиц.
– Какие добрые и ласковые слова вы говорите родным? друзьям? одноклассникам?
III. Фронтальная работа.
И г р а «Школа вежливости».
Все дети встают в волшебный Круг вежливости. Один ребенок говорит какоелибо вежливое слово своему соседу.
Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих
вежливых слова и добавляет к ним новое и т. д.
В е ж л и в ы е с л о в а : здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень
рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т. д.
– Представьте, что ваши слова ожили и рассказали нам волшебные истории из своей жизни.
Учитель делит детей на группы.
– Выберите какоелибо вежливое слово и расскажите историю из его жизни. Что вы испытываете, когда к вам вежливо
обращаются? Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова? Могут ли поступки быть
вежливыми? Перечислите разные вежливые поступки, например: уступить место старому человеку, помочь женщине с
сумками выйти из автобуса и т. д.
Учитель читает мексиканскую сказку «Вежливый кролик».
«Жилбыл Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он
собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского
двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала
его другая грозная опасность – в пещере поселилась Змея.Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно
поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
– Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
– Входите, входите! – ответила она, желая обмануть Кролика. Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет
дело.
– Простите, что я побеспокоил вас, – сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! – и
бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила. Змея же
свернулась в клубок и проворчала:
– Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики. Нужно же было ему просить разрешения войти!»
В о п р о с ы и з а д а н и я к сказке:
– Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый Кролик.
– Представьте, что вежливый Кролик открыл в лесу школу вежливости. Расскажите, как будет устроена эта школа.
– Вспомните какойлибо случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость. Как вы поступите, если ктото будет
грубо разговаривать с вами или с вашими друзьями?
Рисунок «Вежливый человек».
– Нарисуйте, с чем вы могли бы сравнить вежливого человека, и объясните почему. Например, с солнышком, потому
что каждое утро оно ласково здоровается со всеми.
Творческое задание «Приветливые люди».
– Прочитайте на доске пословицу: «Не будь приметлив, а будь приветлив».
Учитель делит детей на пары и раздает им карточки с представленным заданием: придумать небольшие сценки
диалоги между приветливыми учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и
больным, бабушкой и внуком и т. д.
– Что же такое вежливость?Вежливость – это умение деликатно, предусмотрительно относиться к окружающим людям, умение вести себя в
зависимости от требований и сложившейся конкретной обстановки. Например, умение встретить гостей в доме,
уважительно относиться к старшим и к ровесникам.
Итак, наше общение и наше поведение невозможно без такого качества, как вежливость. Умение владеть культурой
речевого общения – это один из главных секретов доброжелательных отношений между людьми.
– Назовите примеры речевой формы вежливого обращения. (Здравствуйте, до свидания, будьте так любезны,
будьте так добры, извините.)
– Сейчас мы поупражняемся на речевых формах вежливого обращения. Узнаем, умеете ли вежливо обращаться друг к
другу. При выполнении задания вы должны использовать вежливые слова.
Учитель раздает к а р т о ч к и с з а д а н и я м и :
№ 1. Вы хотите помочь надеть пальто своему товарищу. Как вы это сделаете?
№ 2. Вам позвонил одноклассник, и вы чувствуете, что ваш разговор затянулся. Как вы прервёте разговор?
№ 3. Вы решали задачу и не поняли вопроса этой задачи. Как вы обратитесь за помощью к товарищу?
№ 4. Вам преподнесли подарок, упакованный в большую коробку с бантом. Как вы на него отреагируете?
№ 5. Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, так как вы не сделали домашнее задание. Как
вы ответите на их предложение?
№ 6. Вы хотите, чтобы ваш товарищ составил вам компанию в игре в шахматы. Как вы его об этом попросите?
– Кто из выступающих удачно подобрал вежливые слова?
– Прочитайте приведенные ниже высказывания и объясните их смысл.
«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». (И. Гёте.)
«Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». (Сервантес.)
«Вежливость порождает вежливость». (Эразм Роттердамский.)
«Остерегайся сам того, чего не одобряешь в других». (Старший Катон.)
«Не делай другому того, чего не желаешь себе». (Бенедикт Спиноза.)
«Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой». (Фирдоуси.)
Учитель читает стихотворение.
– Добрый день! – тебе сказали.
– Добрый день! – ответил ты.Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
Нам желают: «Доброго пути!» –
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Только к доброму чемунибудь.
– Знаете ли вы, что за дата 21 ноября? Это Международный день приветствий! Идея этого праздника принадлежит
двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день дружбы и
взаимопонимания между народами всех стран мира. И пусть в этот день каждый человек пожелает добра и счастья
близким и незнакомым людям и, конечно же, подарит им свою лучезарную улыбку.
А как удивились бы вы, если бы при встрече с вами я сказала:
«Будь весел! Радуйся! Я тебя вижу!»
«Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?»
«Хорошо ли вы потеете?», «Мир с тобой!»
Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно. Ведь, например, слова: «Здоров ли твой скот?» –
это и приветствие, и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголовкочевников составляло их
стадо. Здоровые животные – значит, хватит еды, всё благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым
кормильцам скотовода – всё равно что пожелать здоровья ему самому и его близким. А какие приветствия знаете вы?
Знаете ли вы, что в Древнем Риме при встрече было принято обнажать голову? В Средние века рыцари поднимали
забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.
Женщине, доящей корову, говорили: «Море под коровой!». Девушке, черпающей воду, – «Свеженько тебе!»,
молотильщикам – «По сто на день, по тысяче на неделе». Военные и до сих пор отдают друг другу честь.
– А что же всё это объединяет? (Все эти приветствия объединяет одно – пожелание добра и благополучия.)– В кодексе приличий на Востоке приводится старинный стих: «Человек, не знакомый с правилами вежливости, не
соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц,
имеющих и не имеющих к нему какоето отношение».
В старину на Руси в деревне принято было здороваться даже с незнакомыми людьми. Но многое ещё зависит от того,
как вы поздоровались.
Поздороваться с человеком надо так, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире». В речи культурного человека,
умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения.
– Давайте поиграем в речевой этикет.
1. Назовите слова приветствия.
2. Выскажите просьбу.
3. Какими словами лучше всего начать знакомство?
4. Как принято извиняться в культурном обществе?
5. Есть ли несколько слов утешения и одобрения у тебя в запасе? Назовите слова благодарности.
6. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?
7. Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлён: «А почему я
должен здороваться? Ты первая увидела, вот бы и здоровалась». Кто прав?
8. Ольга говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не
хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться?» Права ли Ольга?
9. Тебя обозвали. Твоя реакция?
– Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с
родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже
действуют определённые правила этикета. Многие из них нашли отражение в русских пословицах, например: «В чужом
доме не будь приметлив, а будь приветлив», «Потчевать потчуй, а неволить не неволь», «К обедне ходят по звону, а к
обеду по зову», «Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай», «В гости ходить – надо и к себе водить», «Умей в
гости звать, умей и встречать», «Приехал – не здоровался, уехал – не простился», – говорили о невежливом госте. «У него
гостят четыре угла, он сам себе не рад», – осуждали негостеприимного человека.
– Как вы поступите в следующих ситуациях?
С и т у а ц и я 1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?С и т у а ц и я 2. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить?
С и т у а ц и я 3. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.
С и т у а ц и я 4. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.
С и т у а ц и я 5. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какуюлибо историю, а тебя не слушают,
перебивают. Как ты поступишь?
С и т у а ц и я 6. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?
С и т у а ц и я 7. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно…
С и т у а ц и я 8. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел
мальчик, который шёл следом. Что он должен сделать?
С и т у а ц и я 9. Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с мятным пряником и вдруг неожиданно приходит твой
одноклассник, что нужно сделать?
С и т у а ц и я 10. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Иван увидел своего классного руководителя
и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Светлана Алексеевна». Какая допущена ошибка? А может быть, всё в
порядке?
С и т у а ц и я 11. Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился.
Надо ли поздороваться и тебе?
С и т у а ц и я 12. Кто здоровается первым, если встретились:
а) младший и старший?
б) мальчик и девочка?
в) два мальчика?
– Кто подает первым руку?
– Правильно ли? Ответьте «да» или «нет»:
1) в общественном транспорте причёсываться;
2) после еды оставлять ложку в тарелке;
3) ходить в театр в спортивном костюме;
4) печенье и пирожки брать с подноса руками;
5) случайно задев коголибо или наступив комуто на ногу, вежливо извиниться;
6) входить в общественный транспорт в грязной, пачкающей одежде.IV. Итог урока.
– Что такое вежливость? Назовите вежливые слова.