Тема: УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 31.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по окружающему миру. УМК "Гармония". 2 класс. Тема: УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ Цели: ввести понятие «вежливость»; учить употреблять в речи вежливые слова; развивать коммуникативные умения; воспитывать культуру поведения в общественных местах. Оборудование: схема «Вежливость»; карточки с представленным заданием; альбом, краски; афоризмы о вежливом человеке.Тема: УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ
Иконка файла материала 5.docx
Т е м а : УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ Ц е л и :  ввести понятие «вежливость»; учить употреблять в речи вежливые слова; развивать коммуникативные умения. О б о р у д о в а н и е : схема «Вежливость»; карточки с представленным заданием; альбом, краски; афоризмы о вежливом человеке. Х о д   у р о к а I. Сообщение темы урока. – Ребята, есть такая народная пословица: «Доброе слово, что ясный день». Как вы её понимаете?  (Народ, слагая сказки, складывая пословицы, прославил слово ласковое, дело доброе.Может быть, поэтому мы часто такие слова называем «волшебными».) – Доброе слово дарит радость, тепло, как солнышко в ясный день, словом можно согреть человека. Как вы будете обращаться с окружающими вас людьми? А как вы будете произносить добрые слова? (С улыбкой.) – Как мы называем человека, который никогда об этом не забывает? (Вежливым.) II. Работа по учебнику. – Для чего люди общаются? Какого человека называют общительным? – Какие формы общения есть у людей? З а д а н и е  1. – Прочитайте текст. Назовите правила культурного общения. – Умеете ли вы вежливо общаться? – О чём надо помнить, обращаясь к незнакомым людям? З а д а н и е  2. – Рассмотрите рисунки. К кому и зачем обращались школьники? (К библиотекарю, продавцу, секретарю, учителю, врачу, уборщице.) – Как вы думаете, что и как им отвечали? Учитель читает рассказ В. Осеевой «На катке», просит ответить на вопрос: кого из ребят можно считать вежливым?«День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал различные фокусы – то ехал на одной ноге, то крутился волчком. – Молодец! – крикнул ему один из мальчиков. Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался. – Я нечаянно... – сказал Витя, отряхивая с её шубки снег. – Ушиблась?  Девочка улыбнулась: – Коленку...  Сзади раздался смех. «Надо мной смеются», – подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки. – Эка невидаль – коленка! Вот плакса! – крикнул он, проезжая мимо школьников. – Иди к нам! – позвали они. Витя пошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала». – Можно ли считать Витю вежливым по сравнению с ребятами? Что вы скажете о поведении девочки? По каким качествам можно судить о вежливости человека? Учитель вывешивает на доске таблички с представленными словами: – Прочитайте ситуации в учебнике. Как надо поступать вежливому человеку в каждом случае? З а д а н и е  3. – Составьте пословицы и поговорки (подобрать нужную половину). Не торопись говорить, торопись слушать.  Слово ранит и слово лечит.  Недоброе слово больней огня жжёт.  Ласковым словом и лёд растопишь. – Объясните значение этих пословиц. – Какие добрые и ласковые слова вы говорите родным? друзьям? одноклассникам? III. Фронтальная работа. И г р а  «Школа вежливости». Все дети встают в волшебный Круг вежливости. Один ребенок говорит какое­либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т. д. В е ж л и в ы е   с л о в а : здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т. д. – Представьте, что ваши слова ожили и рассказали нам волшебные истории из своей жизни. Учитель делит детей на группы. – Выберите какое­либо вежливое слово и расскажите историю из его жизни. Что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются? Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова? Могут ли поступки быть вежливыми? Перечислите разные вежливые поступки, например: уступить место старому человеку, помочь женщине с сумками выйти из автобуса и т. д. Учитель читает мексиканскую сказку «Вежливый кролик». «Жил­был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность – в пещере поселилась Змея.Кролик,  однако,  был   хорошо  воспитан   и  знал,  что  без   разрешения  в  чужой  дом   входить  не   полагается. «Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!» И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал: – Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо. – Входите, входите! – ответила она, желая обмануть Кролика. Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело. – Простите, что я побеспокоил вас, – сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! – и бросился бежать прочь со всех ног. Прискакал   Кролик   в   свою   нору   и   подумал   о   том,   что   вежливость   никогда   еще   никому   не   повредила.   Змея   же свернулась в клубок и проворчала: – Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики. Нужно же было ему просить разрешения войти!» В о п р о с ы  и  з а д а н и я  к сказке: – Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый Кролик. – Представьте, что вежливый Кролик открыл в лесу школу вежливости. Расскажите, как будет устроена эта школа. – Вспомните какой­либо случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость. Как вы поступите, если кто­то будет грубо разговаривать с вами или с вашими друзьями? Рисунок «Вежливый человек». – Нарисуйте, с чем вы могли бы сравнить вежливого человека, и объясните почему. Например, с солнышком, потому что каждое утро оно ласково здоровается со всеми. Творческое задание «Приветливые люди». – Прочитайте на доске пословицу: «Не будь приметлив, а будь приветлив». Учитель делит детей на пары и раздает им карточки с представленным заданием: придумать небольшие сценки­ диалоги между приветливыми учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т. д. – Что же такое вежливость?Вежливость  – это умение деликатно, предусмотрительно  относиться к окружающим людям, умение вести себя в зависимости   от   требований   и   сложившейся   конкретной   обстановки.   Например,   умение   встретить   гостей   в   доме, уважительно относиться к старшим и к ровесникам. Итак, наше общение и наше поведение невозможно без такого качества, как вежливость. Умение владеть культурой речевого общения – это один из главных секретов доброжелательных отношений между людьми. –   Назовите   примеры   речевой   формы   вежливого   обращения.  (Здравствуйте,   до   свидания,   будьте   так   любезны, будьте так добры, извините.) – Сейчас мы поупражняемся на речевых формах вежливого обращения. Узнаем, умеете ли вежливо обращаться друг к другу. При выполнении задания вы должны использовать вежливые слова.  Учитель раздает к а р т о ч к и   с   з а д а н и я м и : № 1. Вы хотите помочь надеть пальто своему товарищу. Как вы это сделаете? № 2. Вам позвонил одноклассник, и вы чувствуете, что ваш разговор затянулся. Как вы прервёте разговор? № 3. Вы решали задачу и не поняли вопроса этой задачи. Как вы обратитесь за помощью к товарищу? № 4. Вам преподнесли подарок, упакованный в большую коробку с бантом. Как вы на него отреагируете? № 5. Ваши товарищи позвали вас в кино, но вы не можете с ними пойти, так как вы не сделали домашнее задание. Как вы ответите на их предложение? № 6. Вы хотите, чтобы ваш товарищ составил вам компанию в игре в шахматы. Как вы его об этом попросите? – Кто из выступающих удачно подобрал вежливые слова? – Прочитайте приведенные ниже высказывания и объясните их смысл. «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». (И. Гёте.) «Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость». (Сервантес.) «Вежливость порождает вежливость». (Эразм Роттердамский.) «Остерегайся сам того, чего не одобряешь в других». (Старший Катон.) «Не делай другому того, чего не желаешь себе». (Бенедикт Спиноза.) «Тот самый человек пустой, кто весь наполнен сам собой». (Фирдоуси.) Учитель читает стихотворение. – Добрый день! – тебе сказали. – Добрый день! – ответил ты.Как две ниточки связали Теплоты и доброты. – Здравствуйте! – ты скажешь человеку. – Здравствуй! – улыбнётся он в ответ. И, наверно, не пойдёт в аптеку И здоровым будет много лет. Нам желают: «Доброго пути!» – Будет легче ехать и идти. Приведёт, конечно, добрый путь Только к доброму чему­нибудь. – Знаете ли вы, что за дата 21 ноября? Это Международный день приветствий! Идея этого праздника принадлежит двум   американским   юношам,   братьям   Маккормики,   предложившим   в   1973   году   проводить   день   дружбы   и взаимопонимания между народами всех стран мира. И пусть в этот день каждый человек пожелает добра и счастья близким и незнакомым людям и, конечно же, подарит им свою лучезарную улыбку. А как удивились бы вы, если бы при встрече с вами я сказала:  «Будь весел! Радуйся! Я тебя вижу!»  «Здоров ли твой скот? Ел ли ты сегодня?»  «Хорошо ли вы потеете?», «Мир с тобой!» Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно. Ведь, например, слова: «Здоров ли твой скот?» – это и приветствие, и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов­кочевников составляло их стадо. Здоровые животные – значит, хватит еды, всё благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормильцам скотовода – всё равно что пожелать здоровья ему самому и его близким. А какие приветствия знаете вы? Знаете ли вы, что в Древнем Риме при встрече было принято обнажать голову? В Средние века рыцари поднимали забрала тяжёлых шлемов и стягивали с рук боевые рукавицы. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Женщине,   доящей   корову,   говорили:   «Море   под   коровой!».   Девушке,   черпающей   воду,   –   «Свеженько   тебе!», молотильщикам – «По сто на день, по тысяче на неделе». Военные и до сих пор отдают друг другу честь. – А что же всё это объединяет? (Все эти приветствия объединяет одно – пожелание добра и благополучия.)– В кодексе приличий на Востоке приводится старинный стих: «Человек, не знакомый с правилами вежливости, не соблюдающий приличий, приносит вред не одному себе, но и другим; позор падает на головы его родителей и всех лиц, имеющих и не имеющих к нему какое­то отношение». В старину на Руси в деревне принято было здороваться даже с незнакомыми людьми. Но многое ещё зависит от того, как вы поздоровались. Поздороваться с человеком надо так, чтобы «на капельку солнца прибавилось в мире». В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения. – Давайте поиграем в речевой этикет. 1. Назовите слова приветствия. 2. Выскажите просьбу. 3. Какими словами лучше всего начать знакомство? 4. Как принято извиняться в культурном обществе? 5. Есть ли несколько слов утешения и одобрения у тебя в запасе? Назовите слова благодарности. 6. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? 7. Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шёл мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлён: «А почему я должен здороваться? Ты первая увидела, вот бы и здоровалась». Кто прав? 8. Ольга говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне притворяться?» Права ли Ольга? 9. Тебя обозвали. Твоя реакция? – Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И здесь тоже действуют определённые правила этикета. Многие из них нашли отражение в русских пословицах, например: «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив», «Потчевать потчуй, а неволить не неволь», «К обедне ходят по звону, а к обеду по зову», «Где рады, там не учащай, а где не рады, век не бывай», «В гости ходить – надо и к себе водить», «Умей в гости звать, умей и встречать», «Приехал – не здоровался, уехал – не простился», – говорили о невежливом госте. «У него гостят четыре угла, он сам себе  не рад», – осуждали негостеприимного человека. – Как вы поступите в следующих ситуациях? С и т у а ц и я  1. Ты пришёл в гости к приятелю, а он празднует день рождения. Как ты поступишь?С и т у а ц и я  2. К тебе в гости пришёл приятель, который не нравится твоим родителям. Как следует поступить? С и т у а ц и я   3. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия. С и т у а ц и я  4. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.  С и т у а ц и я  5. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую­либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь? С и т у а ц и я   6. Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос? С и т у а ц и я  7. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно… С и т у а ц и я   8. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом. Что он должен сделать? С и т у а ц и я   9. Если ты сидишь и с удовольствием пьёшь чай с мятным пряником и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник, что нужно сделать? С и т у а ц и я  10. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Иван увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте, Светлана Алексеевна». Какая допущена ошибка? А может быть, всё в порядке? С и т у а ц и я   11. Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? С и т у а ц и я  12. Кто здоровается первым, если встретились: а) младший и старший? б) мальчик и девочка? в) два мальчика? – Кто подает первым руку? – Правильно ли? Ответьте «да» или «нет»: 1) в общественном транспорте причёсываться; 2) после еды оставлять ложку в тарелке; 3) ходить в театр в спортивном костюме; 4) печенье и пирожки брать с подноса руками; 5) случайно задев кого­либо или наступив кому­то на ногу, вежливо извиниться; 6) входить в общественный транспорт в грязной, пачкающей одежде.IV. Итог урока. – Что такое вежливость? Назовите вежливые слова.