Педагогические цели: создать условия для ознакомления с десятком как новой единицей счёта; показать, как образуются числа второго десятка; раскрыть особенность их названий и порядок следования при счёте.
Планируемые результаты (предметные): знать, как образуются числа второго десятка; уметь использовать десяток как новую единицу счёта.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь различать способ и результат действия; принимать практическую задачу.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Т е м а : УСТНАЯ НУМЕРАЦИЯ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 20
У р о к 93
Педагогические цели: создать условия для ознакомления с
десятком как новой единицей счёта; показать, как образуются числа
второго десятка; раскрыть особенность их названий и порядок
следования при счёте.
Планируемые результаты (предметные): знать, как образуются
числа второго десятка; уметь использовать десяток как новую единицу
счёта.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь различать способ и результат действия;
принимать практическую задачу.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении.
Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; определять
умения, которые будут сформированы на основе изучения данного
раздела; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную
информацию в учебнике; сравнивать предметы, объекты: находить
общее и различия; группировать предметы, объекты на основе
существенных признаков; подробно пересказывать прочитанное или
прослушанное; определять тему урока.
Личностные: делают выбор, как поступить в предложенных
педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, при поддержке других участников
группы и педагога.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Каллиграфическая минутка.
1 2 1 2
1 3 1 3
II. Устный счёт.– Найдите пару, соединив линиями примеры с одинаковыми
значениями.
– Сравните значения выражений, не делая вычислений.
8 – 1 … 8 + 1
6 + 2 … 6 – 2
7 – 1 … 7 + 1
4 + 0 … 4 – 0
– Докажите правильность вашего мнения.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство с новой единицей счёта – десятком.
На этот урок дети должны принести материал для практической
работы: палочки, связанные в пучок (два пучка по десять палочек в
каждом), и десять палочек, не связанных в пучок.
Учитель выставляет на наборное полотно какиелибо фигурки,
например, пять лисичек.
– Сосчитайте количество предметов. Как вы считали? (По одному.)
– Как ещё можно считать? (Парами, то есть по два.)
– Считать предметы можно не только единицами и парами, но и
тройками, пяткáми и т. д.
– Возьмите 10 палочек. Как можно сказать о количестве палочек?
(Их десять.)
– А теперь соедините палочки в пучок. Получим десяток.
– Сколько десятков палочек у вас в пучке? (Один.)
– Значит, можно сказать, что у вас десять палочек или один
десяток.
На д о с к у учитель вывешивает табличку:2. Образование чисел второго десятка.
П р а к т и ч е с к а я деятельность учащихся.
– Положите на парту один десяток палочек.
– Теперь положите одну палочку на десяток палочек. Сколько стало
всего палочек? (11.)
– Сколько у вас лежит десятков палочек? (Один.) Сколько
отдельных палочек? (Одна.)
– Значит, в числе 11 – 1 десяток и 1 единица.
– Добавьте ещё одну палочку. Сколько палочек стало? (12.)
– Сколько в числе 12 десятков, сколько единиц?
Аналогично рассматриваются числа от 13 до 19. Учитель обращает
внимание на то, что первая часть в названии чисел от 11 до 19 говорит о
количестве единиц.
– А теперь положите на парту ещё одну палочку. Сколько не
связанных в пучок палочек у вас на парте? (Десять.) Сколько это
десятков? (Один.)
– Замените несвязанные палочки пучком палочек.
– Сколько всего десятков палочек у вас на парте? (Два.)
– Два десятка – это двадцать единиц.
3. Закрепление знания новой единицы счёта (задания 1, 2, с. 46
учебника).
Выполняя задание 1, учащиеся пользуются рисунками, данными на
странице выше.
Работу по заданию 2 можно провести следующим образом:
– Сколько красных флажков на рисунке? (Десять.)
– Как можно сказать подругому? (Один десяток.)
– Положите один десяток палочек на парту.
– Сколько синих флажков? (Десять.) Как подругому назвать 10?
(Один десяток.)– Положите ещё 1 десяток палочек на парту. Сколько всего палочек
у вас на парте? (2 десятка.)
– Сколько флажков на рисунке? (2 десятка.)
– Два десятка – это сколько единиц? (Двадцать.)
– Положите на парту 10 красных кружков и 7 синих. Каких кружков
больше? На сколько?
– Сколько кружков всего? (Семнадцать.)
– Какое число предшествует числу 17? Какое число следует за
числом 17?
IV. Работа над задачами. Подготовка к решению составных
задач.
– Прочитайте текст в задании 4 (с. 47 учебника).
– Докажите, что это задача. Прочитайте условие. Прочитайте
вопросы задачи.
– Какое действие следует выполнить, чтобы ответить на первый
вопрос задачи? (Сложение.)
– Почему? (Спрашивается, сколько всего деревьев посадили дети.)
– Запишите решение.
– Каким действием будете находить ответ на второй вопрос?
(Вычитанием.)
– Почему? (Так как спрашивается, на сколько меньше берёзок, чем
липок.)
– Запишите решение.
– Ответьте на вопросы задачи.
Читают тексты задач в задании 6 (с. 47 учебника), выделяют в
каждой условие и вопрос, данные и искомое числа, обосновывают выбор
арифметического действия, которым будут решать задачи, и
самостоятельно записывают решение.
– Как связаны между собой задачи?
V. Решение выражений.Выполняют устно (с подробным объяснением) задание под чертой (с.
47 учебника).
VI. Итог урока.
В о п р о с ы : Что нового узнали? Что вас заинтересовало больше
всего? Оцените свою работу на уроке.