Тема: УТЕШЕНИЕ Утешить – помочь. Утешить – поддержать.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Учим детей: – сопереживать чужому горю, несчастью, предлагать свою помощь; – помогать людям преодолеть трудности, неприятности, горе не только на словах, но и на деле; – оказывать поддержку в трудных ситуациях. 3 3 3 Беседа. – На прошлом уроке мы познакомились со словами, которыми люди утешают, если случилась какая-то неприятность, горе, несчастье. – Но всегда ли достаточно одних успокаивающих слов? (Правильно, часто необходимо не только словами, но и делами помочь человеку.) – Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
Иконка файла материала 1 (23).doc
Риторика  ОБЩЕНИЕ Урок 7. Тема: УТЕШЕНИЕ       Утешить – помочь. Утешить – поддержать. Цель: Учим детей: – сопереживать чужому горю, несчастью, предлагать свою помощь; – помогать людям преодолеть трудности, неприятности, горе не только на словах, но и на деле; – оказывать поддержку в трудных ситуациях. Этапы урока Ход урока Ι . Актуализация  знаний.  Постановка  учебной задачи. 3  3  3 Беседа. – На прошлом уроке мы познакомились со словами, которыми люди утешают, если случилась какая­то неприятность, горе, несчастье. – Но всегда ли достаточно одних успокаивающих слов? (Правильно, часто необходимо не только словами, но и делами помочь человеку.) – Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? © ООО «Баласс», 2014 Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию  в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов.ΙI. Открытие  новых знаний. Работа в учебнике.  3 4 6 2 3 – Откройте учебник на с. 44. Прочитайте тему урока. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. Задание 62.  –   Наверное,   Таня   перестанет   плакать,   если   пообещать   ей   достать упавший в речку мяч. (Ответ 3.) – Что скажет Таня доставшему мяч? Задание 63.  – Паж решил немножко развеселить Золушку не только словами, но и делом – он угостил Золушку мороженым, которое она очень любила и не успела съесть на балу. Так он постарался отвлечь её от грустных мыслей. –   Как   вы   думаете,   была   ли   Золушка   благодарна   пажу   за   это утешение? Задание 65.  – Какие утешительные слова вы могли бы сказать деду и бабке? Как помочь? 1  3  2 1. Работа в учебнике.  Задание 64.  Вариант утешительной записки: Не огорчайся, дорогой Иа­Иа! Я обязательно помогу тебе. Мы найдём   твою   потерю.   И   все   наши   друзья   помогут.   Полно печалиться, дело поправится. 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в  III. Развитие  умений.  Применение  знаний. © ООО «Баласс», 2014–   Какие   слова   из   обрывков   записок   не   могут   утешить   Иа­Иа,   а, наоборот, расстроят его ещё больше? Задание 66.  –  Пассажиров   утешит   объявление   о   том,   какие   возможности   для проведения   свободного   времени   есть   в   аэропорту   (сказкотека, видеоизбушка, ресторан), а также извинения авиакомпании. –  Конечно,   их   успокоит   сообщение   о   том,   что   Иван­царевич   уже спешит на помощь. Больше всего недоумения и вопросов вызовет объявление:  Рейс № 13 в Тридесятое царство не состоится. Задание 67.  Дети   вписывают   на   оставленных   строчках   имена   сказочных персонажей. Задание 68.  Возможные утешения: Малышу:  Не плачь. Сейчас мы пойдём искать твою маму. Как её зовут? Не волнуйся, мы её обязательно найдём. Игроку:  Не переживай, что проиграл. Ведь твой партнёр, наверное, мастер? И ты тоже научишься играть не хуже. Это горе – не горе. Девочке:  Не огорчайся, девочка. Жалко, конечно, мороженого. Но оно   не   последнее   в   твоей   жизни.   А   вот   уж   воробьи   летят. Получается,   что   ты   их   угостила.   Для   воробьёв­то   разве   жалко мороженого? Бабушке: Не волнуйтесь, пожалуйста. Вы видите без очков? Может быть, проводить вас? Чем вам помочь? устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  © ООО «Баласс», 2014(составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную  рефлексию. –   Как   ответят   люди   на   утешительные   слова?   Может   быть, поблагодарят, улыбнутся в ответ? Задание 69.  Возможные утешительные слова: Деду: Не расстраивайся так, дедуля. Всё бывает. Конечно, это очень неприятно.   Но   посмотри,   какая   у   тебя   дружная   семья.   Все прибежали тебе помочь, даже мышка. Это горе – не беда. Волку: Не огорчайся, серый Волк. Жалко хвост, конечно, но хорошо, что   жив   остался.   Зато   теперь   ты   уж   точно   знаешь,   что   с   Лисой дружить нельзя. Нет худа без добра. Зайцу:  Успокойся,   Заяц.   Главное,   Лису   из   избушки   выгнали. Придётся   убирать   избушку,   ремонт   делать.   Не   печалься.   Давай   я помогу тебе. Это беда – не беда, лишь бы больше не была. Резервный материал. – Прослушайте потешку Л. Петрушевской. И может быть, не один раз. – Как ты понял эту потешку? Расскажи подробно, своими словами, о чём в ней говорится. Пуськи бятые Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: – Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: © ООО «Баласс», 2014– Оёё, оёё! Бутявка­то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: – Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо­зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка волит за напушкой: –   Калушата   подудонились!   Калушата   подудонились!   Зюмо некузявые! Пуськи бятые! – Кого бы ты стал утешать в этой ситуации и как? Это задание можно провести в виде игры двух команд. Каждая команда   придумывает   и   записывает   свой   вариант   перевода   и сдаёт его жюри. На обдумывание, запись и репетицию рассказа необходимо дать командам 5–15 минут. После   этого   команды   по   очереди   рассказывают   свой   вариант сказки. Жюри и учитель могут прочитать свой вариант сказки. Возможный вариант сказки. Дурачки бестолковые Шла курица (дикая утка, перепёлка) по опушке (полянке, лужку) и увидела (заметила) гусеницу (жужелицу и т.д.). И крикнула (завопила): – Цыплята! Гусеница! Цыплята   подбежали   (подскочили)   и   гусеницу   слопали   (съели, склевали). © ООО «Баласс», 2014И отравились. А курица крикнула: – Ой! Гусеница­то нехорошая (несъедобная, вредная)! Цыплята гусеницу выплюнули. А гусеница встряхнулась, оглянулась и пошла по опушке. И кричит: – Цыплята отравились, цыплята отравились! Очень нехорошие! Дурачки бестолковые! Жюри должно оценить связность и точность рассказа, после чего командам предлагается утешить героев этой истории: Калушу, калушат   и   бутявку.   Их   могут   представлять   члены   другой команды. Жюри оценит как утешительные слова одной команды, так и вежливые ответы утешаемых из другой команды. – В чём вы будете утешать героев этой истории, какие неприятности произошли с ними? – Калуша, наверное, огорчилась, что её дети отравились и что они её плохо слушаются. – Калушата могли расстроиться из­за того, что они отравились и их обозвали «пуськами бятыми». –   Бутявке   необходимо   успокоиться,   так   как   она   пережила неприятное приключение – сначала её съели, а потом выплюнули. – А теперь выберите из команды Калушу, калушат и бутявку. Игроки другой   команды   будут   их   утешать.   А   герои   этой   истории   будут © ООО «Баласс», 2014вежливо отвечать на утешение. Жюри оценит работу обеих команд. Возможные утешения и ответы на них: Калуше:  Не   огорчайся,   что   твои   калушата   подудонились.   Сами виноваты. Надо было спрашивать, кузявая ли бутявка. В следующий раз не будут трямкать что попало. – Вы правы, не стоит переживать из­за этой неприятности. Спасибо за добрые слова. Калушатам:  Не   переживайте,   что   бутявка   назвала   вас   пуськами бятыми.   Вы   ещё   просто   маленькие   и   не   знали,   что   бутявка   – некузявая. А вообще­то надо больше слушаться маму, иначе будут всякие неприятности. –   Ладно,   не   будем   больше   некузявых   бутявок   трямкать.   Очень противно дудониться. Бутявке: Успокойся, не нервничай. Ну стрямкали, ну вычучили тебя калушата. Жива ведь осталась. Маленькие они, поэтому и пуськи. –   Ну   хорошо,   забудем   об   этом.   Будем   надеяться,   что   это   не повторится. – Спасибо за хорошие слова. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? © ООО «Баласс», 2014– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. ΙV. Итог урока. – Как можно утешить человека?   V. Домашнее  задание. По усмотрению учителя. © ООО «Баласс», 2014