Тема: Возможности применения современных средств
ИКТ на уроках химии и биологии.
Выполнила:
Учитель химии и биологии МОУ
«ООШ с.Петропавловка»
Аккулова А.Б 2017г
Слайд 1 Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и
биологии.
ХХI век век высоких компьютерных технологий. Важной составляющей
информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ
на школьном уроке. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной
дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Необходимо, потому
что урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно,
экономит время учителя и ученика, позволяет работать ученику в своем темпе, учителю
работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно
проконтролировать и оценить результаты обучения.
Особенностью преподавания химии и биологии в средней общеобразовательной школе
является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока:
при опросе, при объяснении нового материала и в процессе закрепления новых знаний.
Установлено, что эффективность усвоения материала при использовании одних словесных
методов изложения возможна в пределах 10 – 15 %, при использовании только зрительной
наглядности усвоение возрастает до 25 %, а при одновременном предъявлении звуковой и
зрительной информации эффективность усвоения материала достигает уже 65 %.
Компьютер применяю на различных этапах урока:
Слайд 2 Использование возможностей ИКТ на различных этапах урока химии и
биологии.
при объяснении нового материала (цветные рисунки и фото, слайдшоу,
видеофрагменты, анимации короткие и сюжетные, интерактивные модели и рисунки,
вспомогательный материал, электронные презентации);
На этапе объяснения нового материала я использую следующие виды учебной
деятельности:
Слайд 3 1. Цветные рисунки и фото.
Учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т. к.
это резко повышает их себестоимость. Цифровые технологии позволяют при той же
стоимости насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные рисунки и
фото позволяют расширить иллюстративный ряд, придать ему большую эмоциональность,
приближенность к реальной жизни. Использование компьютера на уроках позволяет при
объяснении нового материала использовать большой иллюстративный материал, что
способствует лучшему усвоению материала.
Так, например, на уроке в 6 классе по теме «Строение и значение побега. Почки» я
использую следующие иллюстрации [1]: Строение побега.
Строение побега (рисунок)
Строение почек.
Разновидности почек растений.
Развертывание побега из почки.
Почки Фрагмент урока «Строение и значение побега. Почки»
Задачи урока:
* cформировать понятия: «побег», «вегетативный побег», «генеративный побег»;
* познакомить учащихся c типами листорасположения, с разновидностями почек по
расположению на стебле и по назначению, строением почек;
* научить распознавать части побега, показать роль побега в жизни растительного
организма.
Вначале объяснения нового материала вместе с учащимися формулируем понятие
«побег», затем записываем его в тетрадь. После чего я рассказываю о строении побега
по с использованием схемы «Строение побега» (рисунок 1), после чего демонстрирую
фото «Строение побега осины» (рисунок 2).
Рисунок 1 Рисунок 2.
При объяснении строения почек демонстрирую «Разновидностей почек растений»
(рисунок 3). Далее ввожу понятия «вегетативной» и «генеративной» почек. После
этого разбираем строение этих почек по рисунку «Строение почек» (рисунок 4) и
«Почки» (рисунок 5). Это позволяет детализировать строение почки.
Рисунок 3. Рисунок 4.
Рисунок 5. Рисунок 6.
При изучении процесса развертывания почек показываю учащимся схему
«Развертывание побега из почки» (рисунок 6), которая поэтапно иллюстрирует процесс
развертывания почки.
слайд 4 Слайдшоу – сменяющиеся иллюстрации (фотографии, рисунки) с
дикторским сопровождением. Использование слайдшоу при объяснении нового
материала дает возможность более наглядно проиллюстрировать новый материал,
Особенно полезны слайдшоу при изучении
привлечь внимание учащихся.
многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют
иллюстрировать богатый живой мир.
( показать на примере рыбы)
Слайд 5 Видеофрагменты
Видеофрагменты с использованием компьютера,
позволяют использовать видеоматериал как сверхэффективное средство создания
проблемной ситуации на уроке. ( видеофрагмент мимикрия)
Слайд 6 Анимации lashанимация– это небольшой учебный ролик, в котором с
помощью подвижных изображений, схем, подписей и дикторского текста изложен
фрагмент изучаемого материала. Flashанимации содержат чётко дозированный объём
информации и хорошо продуманный дикторский текст. Длительность просмотра
анимации от 30 секунд до 20 минут.
•
•
•
•
Движение дождевого червя.
Бесполое размножение дождевого червя.
Половое размножение дождевого червя.
Пищеварение дождевого червя.
При изучении темы «Кольчатые черви» в 7 классе применяю следующие анимации
Слайд 7 для закрепления полученных знаний (задания с выбором ответа,
тренажеры, интерактивные задания, биологические лабиринты, виртуальные
лабораторные работы);
На этом этапе я предлагаю учащимся ряд индивидуальных (групповых) заданий и
задач разного типа. Среди них могут быть тестовые задания; теоретические вопросы,
ответы на которые можно проверить при обращении к компьютерным моделям и
вопросы, направленные на понимание проиллюстрированного моделями
теоретического материала. На этапе закрепления материала я использую следующие
виды учебной деятельности.
1. Работа с заданиями с выбором ответа – компьютерные технологии позволяют
анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется один или несколько
вариантов ответа из предложенных. Такие задания помимо текста могут содержать
рисунки, а также фотографии, видео и анимационные фрагменты. Выполнение
учащимися таких заданий позволяет закрепить полученные ими знания по изучаемому
материалу. Применение электронных образовательных ресурсов для закрепления
материала позволяет сделать этот этап более привлекательным для учащихся и
удобным для меня.
Существуют различные задания с выбором ответа, например, на уроке «Класс
Ракообразные» в 8 классе, с целью закрепления знаний о внешнем строении рака я
использую задание «Строение рака» . Учащиеся должны из предложенных вариантов
названий органов рака выбрать правильные . При заполнении всех окон учащиеся сразу
получают результат своей работы, компьютер указывает им правильно или нет
выполнено задание, так как при проверке правильные ответы окрашиваются зеленым
цветом, а неправильные – красным. Выполнение этих заданий может носить
индивидуальный и фронтальный характер. В первом случае один учащийся выходит к
доске и решает поставленную задачу самостоятельно. Задание выполняется либо при
помощи компьютерной мыши, либо на интерактивной доске с помощью маркера.
Иногда подобные задания выполняем на уроках фронтально, при этом один ученик
находится у доски, а остальные корректируют его ответы. Данный вид работы очень
нравится детям и позволяет достигнуть поставленной цели урока
Подобные задания предлагаю и на других уроках
на уроке «Особенности строения птиц» в 8 классе задания «Внутреннее строение
птицы» и «Строение скелета птицы»
на уроке «Общая характеристика лишайников» в 7 классе использую задание
«Строение лишайника»
на уроке «Органы цветковых растений» в 6 классе – задание «Строение цветка»
на уроке «Общие свойства прокариотических организмов» в 7 классе – задание
«Строение бактериальной клетки» и др.
Выполнение этих заданий позволяет учащимся закрепить знания и отработать
умения определять органы живых организмов, части клеток, хорошо развивает
зрительную память.
Слайд 8 Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют кроме
закрепления знаний и отработки умений, значительно сократить время на проведение
лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы.
Например, лабораторную работу «Изучение особенностей строения мхов» я провожу с
использованием электронного приложения « Биология 7 класс. . Первый слайд
виртуальной лабораторной работы содержит тему, цель и оборудование лабораторной
работы, а так же задание, которое необходимо выполнить учащимся.
Рисунок 11.
После оформления этой части в тетрадях переходим к выполнению лабораторной
работы.
Каждый последующий слайд содержит:
конкретное задание, которые учащиеся фиксируют в тетради,
рисунки (или фото), которые они рисуют в тетради,
вопросы, на которые они отвечают письменно (имеются поля для занесения ответа, при
индивидуальной работе с компьютером) (рисунки 1214)
Рисунок 12. Рисунок 13.
Слайд 9 Работа с тренажерами. Данный вид работы позволяет закрепить знания
учащихся и отработать умения определять части и органы живых организмов
Слайд 10 Работа с интерактивными заданиями – задания (система заданий), в
которых
заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система
подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от
результатов выполнения первого этапа. Интерактивные задания могут содержать
фото, видео и анимационные объекты. Такие задания переводят эти объекты из
категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. В преподавании биологии
могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом,
обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации,
представленной в различных видах.
Например, на уроке «Многообразие голосеменных» в 7 классе, я использую
интерактивную таблицу «Голосеменные растения» . Учащиеся получают задание:
распределить фотографии голосеменных по классам. Выполнение этого задания
позволяет закрепить знания учащихся о многообразии и классификации голосеменных,
а также отработать умения узнавать голосеменные растения по фотографиям.
На уроке «Общая характеристика лишайников» в 7 классе предлагаю учащимся
заполнить таблицу «Разнообразные формы таллома лишайников» . Учащимся
необходимо распределить фотографии лишайников по форме талломов: кустистые,
листовые, накипные. Таким образом, отрабатываются умения узнавать биологические
объекты и закрепляются знания о формах талломов лишайников. Положительным
моментом данного вида работы является наличие богатого иллюстративного
материала, что очень хорошо развивает умения учащихся узнавать биологические
объекты.
Слайд 11 для контроля знаний (компьютерное тестирование).
Слайд 12 ИКТ используются при проведении внеклассных мероприятий по
предмету. (Викторина «Знатоки природы», посвящённая Дню Земли, интерактивная
игра « Люби и знай свой край родной», стараюсь использовать ЭОР.
Слайд 13 Ну и также незаменимыми помощниками являются учебные диски
мультимедийные презентации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, следует сказать, что использование компьютера на школьном
уроке имеет большое значение:
экономит время;
доступность учащимся самой современной информации по предмету;
возможность обратной связи с каждым учеником;
наглядность представленного учебного материала;
Использование новых информационных технологий позволяет существенно
повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся. Я считаю,
что эффект от применения ИКТ в большей степени зависит от желания учителя постигать новое и
умения использовать эти новые возможности. Использование ИКТ в педагогической практике дает
мне возможность саморазвития. В современном информационном обществе целью учителя
становится внедрение в процесс обучения современных технических средств.
Задача учителя быть "в ногу со временем". Учитель – это тот человек, который
не только учит других, но и всю жизнь учится сам. Очень важно не останавливаться на месте,
ставить новые цели и стремиться к их достижению это основной механизм развития личности как
ученика, так и учителя.
Обобщая вышесказанное, хочется пожелать коллегам: «Не бойтесь,
экспериментируйте и у вас все получится, ведь только учитель, свободно владеющий
современными формами работы, может побудить интерес у учащихся к своему предмету!»
ФОРМЫ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
На уроках химии можно применять самые разнообразные формы работы с использованием
информационных технологий. Это может быть использование готовых программ по химии, имеющихся
в медиатеке; создание собственных образовательных ресурсов, использование интернетресурсов. Всё
это, в полной мере, относится и к внеурочной деятельности.
Кратко остановлюсь на каждой из форм и сразу приведу анализ результативности.
2.1. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов
На уроках по химии и биологии и во внеурочное время использую также электронные диски.
Какова Результативность. Изза высокой степени наглядности и заинтересованности, учащихся в таком
виде работы на уроке, естественно, повышается интерес, происходит более осмысленное понимание
многочисленных химических процессов, схем, моделей, которые до этого, смотрел на статический
рисунках в учебнике, теперь видит реальный процесс организации и движения частиц. Это очень важно
для понимания именно химии, ведь это наука о строении вещества и его превращении.
Создание собственных электронных образовательных ресурсов ( презентаций)
. Речь, в первую очередь, идёт о разработке презентаций, применением которых я активно
занимаюсь.
2.6.
2.3.
2.4.
2.5.
Использование Интернетресурсов на уроках и во внеурочной деятельности.
В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым
днём, большое значение для человека приобретает умение быстро её находить. Задача учителей
сегодня это не столько передача знаний, сколько обучение учащихся добывать их. Сейчас многие
образовательные учреждения имеют доступ к Интернету и должны в полной мере использовать его в
образовательном процессе. Возможности колоссальные. Это и поиск практически любой информации,
передача и получение её по электронной почте; общение в реальном времени; участие в
телеконференциях, форумах, общение в чатах; использование ftpархивов; дистанционные курсы,
олимпиады, конкурсы, проекты; использование виртуальных библиотек, фондов музеев и др.
Учащиеся, владеющие приёмами работы в сети, имеют ряд преимуществ: поиск нужного
материала идёт быстрее, чем, например, в библиотеке; можно сказать, что результаты поиска гарантированы; повышается актуальность получаемой информации; учащиеся приучаются
систематизировать данные, выделять главное, ориентироваться в больших объёмах информации.
Сегодня можно и нужно активно использовать возрастающий интерес школьников к компьютеру и
Интернету, направить этот интерес в нужное русло.
Объём химической информации в Интернете огромен, однако, надо учитывать, что
значительная часть содержащейся в нём информации либо недостоверна, либо содержит опасные
сведения. Из множества сайтов, посвященных химии, я отобрала наиболее серьёзные, созданные
. ru), сайт химического факультета МГУ
профессиональными химиками: сайт «Алхимик» (www
(www
. ru), Единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов (www
Российский
образовательный портал (www
. su), сайт популярного журнала «Химия и жизнь. XXI век» (www
. ru),
. collection
. scholl
collection
. chem
. msu
. edu
. ru)
. alhimik
. hiy
. edu
При использовании Интернета на уроке, чтобы учащиеся не тратили много времени на
поиск той или иной темы, необходимо заранее разработать инструкционную карту, в которой указаны
соответствующие электронные адреса, вопросызадания, ответы на которые нужно подготовить.
Инструкции могут быть для всех одинаковые или индивидуальные для каждой группы (в основном это
зависит от объёма информации, которую нужно освоить за небольшое количество времени).
Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.
Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.
Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.
Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.
Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.
Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.
Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.
Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.
Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.
Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.
Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.
Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.
Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.