Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.
Оценка 4.7

Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Оценка 4.7
Семинары
docx
биология
Взрослым
01.04.2017
Тема: Возможности применения современных  средств ИКТ на уроках химии и биологии.
икт.docx
Тема: Возможности применения современных  средств ИКТ на уроках химии и биологии.                                                                                                                               Выполнила:          Учитель химии и  биологии МОУ                                                                            «ООШ с.Петропавловка»                                                                      Аккулова А.Б 2017г Слайд 1  Возможности применения современных  средств ИКТ на уроках химии и биологии. ХХI   век   ­   век   высоких   компьютерных   технологий.   Важной   составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на   школьном   уроке.   Сегодня   необходимо,   чтобы   каждый   учитель   по   любой   школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок  с использованием  ИКТ  – это наглядно,  красочно, информативно,  интерактивно, экономит   время  учителя  и   ученика,  позволяет  работать  ученику  в  своем  темпе,  учителю работать  с  учеником  дифференцированно  и  индивидуально,  дает  возможность  оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.         Особенностью преподавания химии и  биологии в средней общеобразовательной школе является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при   опросе,   при   объяснении   нового   материала   и   в   процессе   закрепления   новых   знаний. Установлено, что эффективность усвоения материала при использовании одних словесных методов изложения возможна в пределах 10 – 15 %, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает до 25 %, а при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигает уже 65 %. Компьютер  применяю на различных этапах урока:         Слайд 2 Использование возможностей ИКТ на различных  этапах урока химии и  биологии.  при объяснении нового материала (цветные рисунки и фото, слайд­шоу,  видеофрагменты, анимации короткие и сюжетные, интерактивные модели и рисунки,  вспомогательный материал, электронные  презентации);          На   этапе   объяснения   нового   материала   я   использую   следующие   виды   учебной     деятельности:     Слайд 3   1. Цветные рисунки и фото. Учебники и методические пособия не могут иметь большой иллюстративный материал, т. к. это   резко   повышает   их   себестоимость.   Цифровые   технологии   позволяют   при   той   же стоимости  насытить издание большим количеством цветных иллюстраций. Цветные рисунки и фото   позволяют   расширить   иллюстративный   ряд,   придать   ему   большую  эмоциональность, приближенность   к   реальной   жизни.   Использование   компьютера   на   уроках   позволяет   при объяснении   нового   материала   использовать   большой   иллюстративный   материал,   что способствует лучшему усвоению материала.          Так, например, на уроке в 6 классе по теме «Строение и значение побега. Почки» я использую следующие иллюстрации [1]:  Строение побега.  Строение побега (рисунок)  Строение почек.  Разновидности почек растений.  Развертывание побега из почки.  Почки  Фрагмент урока «Строение и значение побега. Почки»        Задачи урока:         * cформировать понятия: «побег», «вегетативный побег», «генеративный побег»;     * познакомить учащихся c типами листорасположения, с разновидностями почек по расположению на стебле и по назначению, строением почек;      * научить распознавать части побега, показать роль побега в жизни растительного организма.       Вначале объяснения нового материала вместе с учащимися формулируем понятие «побег», затем записываем его в тетрадь. После чего я рассказываю о строении побега по с использованием схемы «Строение побега» (рисунок 1), после чего демонстрирую фото «Строение побега осины»  (рисунок 2).                          Рисунок 1                                                                                    Рисунок 2.        При объяснении строения почек демонстрирую «Разновидностей почек растений» (рисунок   3).   Далее   ввожу   понятия   «вегетативной»   и   «генеративной»   почек.   После этого разбираем строение этих почек по рисунку «Строение почек» (рисунок 4) и «Почки» (рисунок 5). Это позволяет детализировать строение почки.                           Рисунок 3.                                                                          Рисунок 4.                       Рисунок 5.                                                                         Рисунок 6.        При   изучении   процесса   развертывания   почек   показываю   учащимся   схему   «Развертывание побега из почки» (рисунок 6), которая поэтапно иллюстрирует процесс развертывания почки.        слайд   4     Слайд­шоу  –   сменяющиеся   иллюстрации   (фотографии,   рисунки)   с дикторским   сопровождением.   Использование   слайд­шоу   при   объяснении   нового материала   дает   возможность   более   наглядно   проиллюстрировать   новый   материал,   Особенно   полезны   слайд­шоу   при   изучении привлечь   внимание   учащихся.   многообразия живых организмов различных систематических групп, так как позволяют иллюстрировать богатый живой мир.  ( показать на примере рыбы)    Слайд   5   Видеофрагменты    Видеофрагменты   с   использованием   компьютера, позволяют   использовать   видеоматериал   как   сверхэффективное   средство   создания проблемной ситуации на уроке.    ( видеофрагмент мимикрия)    Слайд 6   Анимации ­ lash­анимация– это небольшой учебный ролик, в котором с помощью   подвижных   изображений,   схем,   подписей   и   дикторского   текста   изложен фрагмент изучаемого материала. Flash­анимации содержат чётко дозированный объём информации   и   хорошо   продуманный   дикторский   текст.   Длительность   просмотра анимации от 30 секунд до 20 минут.    • • • • Движение дождевого червя. Бесполое размножение дождевого червя. Половое размножение дождевого червя. Пищеварение дождевого червя.  При изучении темы «Кольчатые черви» в 7 классе применяю следующие анимации          Слайд 7    для закрепления полученных знаний (задания с выбором ответа,  тренажеры, интерактивные задания,  биологические лабиринты, виртуальные  лабораторные работы);         На этом этапе я предлагаю учащимся ряд индивидуальных (групповых) заданий и  задач разного типа. Среди них могут быть тестовые задания; теоретические вопросы,  ответы на которые можно проверить при обращении к компьютерным моделям и  вопросы, направленные на понимание проиллюстрированного моделями  теоретического материала.    На этапе закрепления материала я использую следующие  виды учебной деятельности. 1. Работа с заданиями с выбором ответа – компьютерные технологии позволяют  анализировать, сохранять и обрабатывать задания, где требуется один или несколько  вариантов ответа из предложенных.  Такие задания помимо текста могут содержать  рисунки, а также фотографии, видео­ и анимационные фрагменты. Выполнение  учащимися таких заданий позволяет закрепить полученные ими знания по изучаемому  материалу. Применение электронных образовательных ресурсов для закрепления  материала позволяет сделать этот этап  более привлекательным для учащихся и  удобным для меня.       Существуют различные задания с выбором ответа, например, на уроке «Класс  Ракообразные» в 8 классе, с целью закрепления знаний о внешнем строении рака я  использую задание «Строение рака» . Учащиеся должны из предложенных вариантов  названий органов рака выбрать правильные . При заполнении всех окон учащиеся  сразу получают результат своей работы, компьютер указывает им правильно или нет  выполнено задание, так как при проверке правильные ответы окрашиваются зеленым  цветом, а неправильные – красным. Выполнение этих заданий может носить  индивидуальный и фронтальный характер. В первом случае один учащийся выходит к   доске и решает поставленную задачу самостоятельно. Задание выполняется либо при  помощи компьютерной мыши, либо на интерактивной доске с помощью маркера.  Иногда подобные задания выполняем на уроках фронтально, при этом один ученик  находится у доски, а остальные корректируют его ответы. Данный вид работы очень  нравится детям и позволяет достигнуть поставленной цели урока        Подобные задания предлагаю и на других уроках      на уроке «Особенности строения птиц» в 8 классе задания «Внутреннее строение  птицы» и «Строение скелета птицы»  на уроке  «Общая характеристика лишайников» в 7 классе использую задание  «Строение лишайника»  на уроке «Органы цветковых растений» в 6 классе – задание «Строение цветка»  на уроке «Общие свойства прокариотических организмов» в 7 классе – задание  «Строение бактериальной клетки» и др.       Выполнение этих заданий позволяет учащимся закрепить знания и отработать  умения определять органы живых организмов, части клеток, хорошо развивает  зрительную память.   Слайд 8  Выполнение виртуальных лабораторных работ позволяют кроме  закрепления знаний и отработки умений,  значительно сократить время на проведение  лабораторной работы и решить проблему недостаточной материальной базы.    Например, лабораторную работу «Изучение особенностей строения мхов» я провожу с  использованием электронного  приложения « Биология 7  класс. . Первый слайд  виртуальной лабораторной работы содержит тему, цель и оборудование лабораторной  работы, а так же задание, которое необходимо выполнить учащимся.            Рисунок 11.        После оформления этой части в тетрадях переходим к выполнению лабораторной  работы.       Каждый последующий слайд содержит: конкретное задание, которые учащиеся фиксируют в тетради, рисунки (или фото), которые они рисуют в тетради, вопросы, на которые они отвечают письменно (имеются поля для занесения ответа, при индивидуальной работе с компьютером) (рисунки 12­14)       Рисунок 12.                                                              Рисунок 13.         Слайд  9   Работа с тренажерами. Данный вид работы позволяет закрепить знания  учащихся  и отработать умения  определять части и органы живых организмов    Слайд  10  Работа с интерактивными   заданиями –   задания  (система заданий),   в   которых    заложен компьютерный контроль этапов выполнения и ошибок, имеется система  подсказок для выбора следующего шага, система ветвлений в зависимости от  результатов выполнения первого этапа. Интерактивные  задания могут содержать  фото­, видео­ и анимационные объекты. Такие задания переводят эти объекты из  категории иллюстраций в категорию обучающих материалов. В преподавании биологии могут быть использованы для создания заданий, связанных с экспериментом,  обработкой экспериментальных данных и для сопоставления информации,  представленной в различных видах.      Например, на уроке «Многообразие голосеменных» в 7 классе, я использую  интерактивную таблицу «Голосеменные растения» . Учащиеся получают задание:  распределить фотографии голосеменных по классам. Выполнение этого задания  позволяет закрепить знания учащихся о многообразии и классификации голосеменных, а также отработать умения узнавать голосеменные растения по фотографиям.      На уроке «Общая характеристика лишайников»  в 7 классе предлагаю учащимся  заполнить таблицу «Разнообразные формы таллома лишайников» . Учащимся  необходимо распределить фотографии лишайников по форме талломов: кустистые,  листовые, накипные. Таким образом, отрабатываются умения узнавать биологические  объекты и закрепляются знания о формах талломов лишайников. Положительным  моментом данного вида работы является наличие богатого иллюстративного  материала, что очень хорошо развивает умения учащихся узнавать биологические  объекты.       Слайд 11  для контроля знаний (компьютерное тестирование).        Слайд 12    ИКТ  используются при проведении внеклассных мероприятий по  предмету. (Викторина «Знатоки природы», посвящённая Дню Земли, интерактивная  игра « Люби и знай свой край родной»,  стараюсь использовать ЭОР.    Слайд   13     Ну и также незаменимыми помощниками являются учебные диски   мультимедийные презентации.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ   Подводя   итог,   следует  сказать,   что   использование   компьютера   на  школьном уроке имеет большое значение: экономит время; доступность учащимся самой современной информации по предмету; возможность обратной связи с каждым учеником; наглядность представленного учебного материала;  Использование   новых   информационных   технологий   позволяет   существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся. Я считаю, что эффект от применения ИКТ в большей степени зависит от желания учителя постигать новое и умения использовать эти новые возможности. Использование ИКТ в педагогической практике дает мне   возможность   саморазвития.   В   современном   информационном   обществе   целью   учителя становится внедрение в процесс обучения современных технических средств. Задача учителя быть "в ногу со временем". Учитель – это тот человек, который не только учит других, но и всю жизнь учится сам. Очень важно не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению ­ это основной механизм развития личности как ученика, так и учителя. Обобщая   вышесказанное,   хочется   пожелать   коллегам:   «Не   бойтесь, экспериментируйте   и   у   вас   все   получится,   ведь   только   учитель,   свободно   владеющий современными формами работы, может побудить интерес у учащихся к своему предмету!»                            ФОРМЫ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ   На   уроках   химии   можно   применять   самые   разнообразные   формы   работы   с  использованием информационных технологий. Это может быть использование готовых программ по химии, имеющихся в медиатеке; создание собственных образовательных ресурсов, использование интернет­ресурсов. Всё это, в полной мере, относится и к внеурочной деятельности.   Кратко остановлюсь на каждой из форм и сразу приведу анализ результативности.    2.1. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов  На уроках по химии и биологии   и во внеурочное время использую также электронные диски. Какова Результативность. Из­за высокой степени наглядности и заинтересованности, учащихся в таком виде работы на уроке, естественно, повышается интерес, происходит более осмысленное понимание многочисленных химических процессов, схем, моделей, которые до этого, смотрел на статический рисунках в учебнике, теперь видит реальный процесс организации и движения частиц. Это очень важно для понимания именно химии, ведь это наука о строении вещества и его превращении.     Создание собственных электронных образовательных ресурсов ( презентаций)   . Речь, в  первую очередь, идёт о разработке презентаций, применением которых я активно занимаюсь.    2.6. 2.3. 2.4. 2.5. Использование Интернет­ресурсов на уроках и во внеурочной деятельности.    В настоящее время, когда количество информации интенсивно увеличивается с каждым днём,   большое   значение   для   человека   приобретает   умение   быстро   её   находить.   Задача   учителей сегодня ­ это не столько передача знаний, сколько обучение учащихся добывать их. Сейчас многие образовательные учреждения имеют доступ к Интернету и должны в полной мере использовать его в образовательном процессе. Возможности колоссальные. Это и поиск практически любой информации, передача   и   получение   её   по   электронной   почте;   общение   в   реальном   времени;   участие   в телеконференциях,   форумах,   общение   в   чатах;   использование   ftp­архивов;   дистанционные   курсы, олимпиады, конкурсы, проекты; использование виртуальных библиотек, фондов музеев и др.  Учащиеся, владеющие приёмами работы в сети, имеют ряд преимуществ: поиск нужного материала   идёт   быстрее,   чем,   например,   в   библиотеке;   можно   сказать,   что   результаты   поиска гарантированы;   повышается   актуальность   получаемой   информации;   учащиеся   приучаются систематизировать   данные,   выделять   главное,   ориентироваться   в   больших   объёмах   информации. Сегодня можно и нужно активно использовать возрастающий интерес школьников к компьютеру и Интернету, направить этот интерес в нужное русло.  Объём   химической   информации   в   Интернете   огромен,   однако,   надо   учитывать,   что значительная   часть   содержащейся   в   нём   информации   либо   недостоверна,   либо   содержит   опасные сведения.   Из   множества   сайтов,   посвященных   химии,   я   отобрала   наиболее   серьёзные,   созданные  .  ru), сайт химического факультета МГУ профессиональными химиками: сайт «Алхимик» (www  (www   .  ru),   Единая коллекция   цифровых   образовательных   ресурсов   (www    Российский образовательный портал (www   .  su),   сайт   популярного   журнала   «Химия   и   жизнь.  XXI  век»   (www   .  ru),  .  collection    .  scholl    ­  collection    .  chem   .  msu   .  edu   .  ru)     .  alhimik    .  hiy   .  edu  При использовании Интернета на уроке, чтобы учащиеся не тратили много времени на поиск той или иной темы, необходимо заранее разработать инструкционную карту, в которой указаны соответствующие   электронные   адреса,   вопросы­задания,   ответы   на   которые   нужно   подготовить. Инструкции могут быть для всех одинаковые или индивидуальные для каждой группы (в основном это зависит от объёма информации, которую нужно освоить за небольшое количество времени).                 

Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных  средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных  средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных  средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных  средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных  средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных  средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных  средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных  средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных  средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных  средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных  средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных  средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных средств ИКТ на уроках химии и биологии.

Тема: Возможности применения современных  средств ИКТ на уроках химии и биологии.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017