Тема:Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Оценка 4.7

Тема:Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
3 кл
11.05.2022
Тема:Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Тема:Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
ТемаРус нар - копия.docx

Тема:Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

 

 Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие спо­собности.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

 Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Сестрица Але­нушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой раз­минки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки лукошко.

В каждом лукошке кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

—  Прочитайте. Что прочитали? (Скороговорку.)

Какой звук повторяется в скороговорке? (Повторяется звук [и/].)

—  Прочитайте скороговорку тихо, громко, еще громче. (Чте­ние хором.)

А сейчас начнем читать медленно, постепенно ускоряя темп.

 (Объявляется конкурс на самое быстрое чтение этой скорого­ворки. Читают желающие.)

—  Можно ли назвать текст этой скороговорки сказочным? Почему? (Да, можно. Так как здесь говорится о кошках в лу­кошках, которые шьют старушкам сапожки.)

III. Проверка домашнего задания

—  Какие произведения устного народного творчества вы чи­тали дома? (Выступления детей.)

—  Какие сказки мы читали и даже сочиняли на предыдущих уроках? Что значит докучные? (Надоедливые.)

IV. Постановка цели урока. Введение в тему

—  Кроме докучных сказок, какие бывают еще? (Русские на­родные.)

—  Почему они называются народными? (Их сочинил народ. Сказки передавались из уст в уста. Автора определить нельзя.)

—  Ребята, в одной сказочной стране злой волшебник закол­довал интересные добрые сказки. Почти все слова из ска­зочных текстов разлетелись по свету. Названия стерлись. Но остались некоторые слова. Не поможете ли вы мне рас­колдовать эти сказки, вспомнить, как они называются?

•   Заяц, избушка, Лиса, Баран, Петух, дружно, выгнала. («Лиса и Заяц».)

•   Коза, козлята, Волк, кузнец, съел. («Волк и семеро козлят».)

•   Аленушка, Иванушка, козленок, купец, ведьма, утонула, зарезать, ожила. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

Какие вы молодцы! Расколдовали сказки. Сейчас мы с вами отдохнем и продолжим работу.

V. Физкультминутка

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели — вновь за дело.

VI. Работа по теме урока

1. Первичное чтение

(Читают учитель и учащиеся (по выбору учителя, или вклю­чается видеозапись сказки) так, чтобы классу было интересно.)

—  Ваши впечатления о прочитанном?

2. Первичная проверка понимания

—  Что вы узнали об Аленушке и Иванушке из первых строк сказки? (Аленушка и Иванушка были братом и сестрой. Ро­дители их умерли, и остались они одни-одинешеньки.)

—  Куда пошла Аленушка и почему она братца взяла с собой? (Аленушка пошла на работу. А Иванушку, наверное, не с кем было оставить, или чтобы он ей помогал в работе.)

—  В кого превратился братец Иванушка? Как это случилось? (Он превратился в козленочка, потому что испил водицы из лужицы от козьего копытца.)

—  Ребята, как вы думаете, почему мальчик не послушался свою старшую сестру? (Он очень-очень хотел пить, ведь было жарко.)

— Хорошо ли это: не слушать старших - и почему вы так считаете? (Старших надо слушать. Они лучше знают, что может случиться, так как у них больше опыта.)

—  Что предложил Аленушке купец? (Он предложил выйти за него замуж.)

—  Хорошо ли им жилось всем вместе? (Да, жили они хорошо.)

—  А кто помешал их счастью? Как это случилось? (Им поме­шала ведьма. Она утопила Аленушку, а сама превратилась в нее.)

—  Кто знал о ее обмане? (Все знал козленочек. Он и не дал осу­ществить задуманное.)

—  Стал ли козленок снова мальчиком? (Да. Он от радости Зраза перекинулся через голову и обернулся мальчиком.)

—  Что сделали с ведьмой? (Ее привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.)

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

—  С какой сказкой вы познакомились?

—  Чему учит эта сказка?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение сказки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

—  Научитесь читать скороговоркой.

Нет ни речки, ни пруда — Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!

—  Научитесь читать красиво, без ошибок.

III. Введение в тему

—  Узнайте героев и назовите, откуда они.

Удивляется народ:

Едет печка, дым идет,

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению,

А сказка называется... («По щучьему велению»).

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он сам, того не ведая,

Несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Названье этой сказки... («Маша и медведь»).

Укатился он из дома         

По дороге незнакомой...

Ты узнал его, дружок?

Это самый непослушный,

Говорливый, несмышленый

И румяный... (Колобок).

—  О ком эти стихи? (О героях сказок.)

—  По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные.)

—  Верно. А с какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? (Со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Ива­нушка».)

IV. Работа по теме урока

1. Чтение по ролям

—  Прочитайте по ролям эпизод, в котором Иванушка просит Аленушку водицы напиться.

—  Найдите слова, которые помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день, их мучила жажда. Почему эти слова повторяются в сказке несколько раз? (В сказке есть троекратный повтор. Это признак сказки.)

2. Выборочное чтение

(Дети зачитывают отрывок: «Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает».)

—  Сколько раз просил Иванушка воды напиться? На какой раз случилась беда? (Он просил воды три раза. Беда случилась на третий раз.)

  - Проследите по сказке, какие несчастья случились с Ива­нушкой и Аленушкой. (Дети зачитывают отрывки: «Сначала они остались одни», «Иванушка превращается в козленочка», «Ведьма топит Аленуш­ку», «Ведьма хочет зарезать козленочка».)

—  Как проявили себя герои в несчастьях? Какие строки го­ворят о том, что сестра и брат любили друг друга? (Они не оставляли друг друга в беде.)

(Дети зачитывают предложения.)

—  Как жилось Аленушке и Иванушке в доме купца? Как вы понимаете выражение «наряжу в злато-серебро»? (Им жи­лось там хорошо. Жили они в достатке, богато.)

—  Какую неосмотрительность допустила Аленушка и что из этого вышло? (Аленушка пошла купаться с незнакомой женщиной. А это оказалась ведьма.)

—  Можно ли идти куда-то с незнакомым человеком, если даже он зовет вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет, это очень опасно.)

—  Как в сказке показано, что зло наказывается, а добро побе­ждает?

—  Найдите вопрос 7 на с. 27. Ответьте на него. (Аленушка доб­рая, ласковая, преданная, доверчивая.)

—  А какая была ведьма?

—  Расскажите о ней.

—  Какие слова характеризуют Аленушку, а какие — ведьму? Соедините линиями.

                                                     добрая

                                                       злая

АЛЕНУШКА                               ласковая

                                                       преданная

                                                   доверчивая

                                                 заботливая

ВЕДЬМА                                       грубая

                                                     хитрая

                                                      жестокая

V. Физкультминутка

(По выбору учителя или учеников из проведенных ранее.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Определение вида сказки

—  К какому виду сказок мы ее отнесем?

—  Что же в этой сказке волшебного?

—  Какие волшебные предметы есть в сказке?

—  Найдите в сказке троекратный повтор.

—  Где в сказке добро, а где зло?

—  Что победило?

Признаки сказки (повторяем, записываем в рабочую тетрадь):

1)зачин;

2) волшебные предметы;

3) сказочные слова и выражения;

4) троекратный повтор;

5) борьба добра и зла;

6) добро побеждает зло;

7) концовка.

2. Беседа по иллюстрации

—  Ребята, только что вы дали описание Аленушки, ее характе­ра. А сейчас подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы себе ее представляете? (Аленушка красивая, стройная, в стареньком сарафане, так как она бедная.)

—  А вот какой представлял ее себе художник Иван Яковлевич Билибин, можно видеть на с. 23 учебника. Такой ли вы ее себе представляли? (Ответы детей.)

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

—  С какой сказкой вы познакомились?

—  К какому виду сказок она относится?

—  Докажите, что она волшебная.

—  Чему учит эта сказка?

Домашнее задание

Выполнить задание 9 на с. 27 учебника.

 

 

 

 


 

Тема:Русская народная сказка «Сестрица

Тема:Русская народная сказка «Сестрица

Какие вы молодцы! Расколдовали сказки

Какие вы молодцы! Расколдовали сказки

Научитесь читать красиво, без ошибок

Научитесь читать красиво, без ошибок

Как жилось Аленушке и Иванушке в доме купца?

Как жилось Аленушке и Иванушке в доме купца?

С какой сказкой вы познакомились? —

С какой сказкой вы познакомились? —
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2022