Тематический план по Истории - 7 класс
Оценка 4.9

Тематический план по Истории - 7 класс

Оценка 4.9
Документация
doc
история
7 кл
29.01.2020
Тематический план по Истории - 7 класс
история 7.doc

 

 

I.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты изучения истории

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

Метапредметные результаты изучения истории

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У обучающихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

1.         Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

•           анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

•           идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

•           выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

•           ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

•           формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

•           обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

2.         Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

•           определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

•           обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

•           определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

•           выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

•           выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

•           составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

•           определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

•           описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

•           3.         Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

•           определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

•           систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

•           отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

•           оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

•           находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

•                       устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

•           сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.         Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

•           определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

•           анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

•           свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

•           оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

•           обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

•           фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.         Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

•           наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

•           соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

•           принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

•           самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

•           ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

•           демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

6.         Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

•           подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

•           выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

•           выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

•           объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

•           выделять явление из общего ряда других явлений;

•           определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

•           строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

•           строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

•           излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

•           самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

•           вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

•           объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

•           выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

•           делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.         Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

•           обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

•           определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

•           создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

•           строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

•           создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

•           преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

•           переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

•           строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

•           строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

•           анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

8.         Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

•           находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

•           ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

•           устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

•           резюмировать главную идею текста;

•           преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

•           критически оценивать содержание и форму текста.

9.         Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

•           определять свое отношение к природной среде;

•           анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

•           проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

•           прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

•           распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

•           выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

•           определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

•           осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

•           формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

•           соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

11.       Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

         определять возможные роли в совместной деятельности;

         играть определенную роль в совместной деятельности;

         корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

         критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

         предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

         выделять общую точку зрения в дискуссии;

         договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

         организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

         устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12.       Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

•           определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

•           отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

•           представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

•           соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

•           высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

•           принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

•           создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

•           использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

•           использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

•           делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

13.       Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

•           целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

•           выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

•           использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

•           использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

•           создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты изучения истории
Обучающийся научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Обучающийся получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

II. Содержание учебного предмета.

 

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1500 – 1800

Введение. От Средневековья к Новому времени

Понятие о Новом времени. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает Новая история. Понятие «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и эта­пы Нового времени. Познание окружающего мира, его миро­устройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь, появление машинного производства.

Новое время - эпоха великих изменений.

Человек Нового времени. Развитие личностных характе­ристик человека, его стремление к самостоятельности и успе­ху. Предприниматели.

Что связывает нас с Новым временем. Близость во вре­мени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономи­ческого развития.

ГЛАВА I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ

Тема 1. Технические открытия и выход к Мировому океану

Новые изобретения и усовершенствования. Новые источ­ники энергии - ветряная мельница, каменный уголь. Книго­печатание. Расширение тематики книг. Географические пред­ставления. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. «Рыцарство было унич­тожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и ко­раблестроении. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия _ лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африкив Индию. БартоломеуДиаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи.

Тема 2. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: АмеригоВеспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие. Фернандо Магеллан. Земля - шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португаль­цев в Азии. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустри­ального и традиционного миров.

Тема 3. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе

Разложение традиционных отношений и формирование но­вых. Складывание абсолютизма в политике управления евро­пейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития обще­ства. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» вла­сти короля. Король - наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система налогообложе­ния. Единая экономическая политика. Складывание центра­лизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в из­менение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Тема 4. Дух предпринимательства преобразует экономику

Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров тор­говли. Торговые компании. Право монополии. Накопление ка­питалов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.

Тема 5. Европейское общество в раннее Новое время

Изменения в социальной структуре общества, его основ­ные занятия. Новые социальные группы европейского обще­ства, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство - джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.

Тема 6. Повседневная жизнь

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия ред­кого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в куль­турной жизни общества.

Тема 7. Великие гуманисты Европы

От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» - рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.

Темы 8-9. Мир художественной культуры ВозрожденияЭпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового, человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени.

Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие  - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия ХVIIв. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший; гуманистическая личностьв портретах Альбрехта Дюрера.

Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие свет­ской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.

Тема 10. Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.

Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его про­явление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в ХУН в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на тех­нический прогресс и самосознание человека.

Тема 11. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

Влияние Великих географических открытий и идей гуманиз­ма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация - борьба за пере­устройство церкви. Причины Реформации и широкого её рас­пространения в Европе. Германия - родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» - суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лю­теранская церковь в Германии. Пастор - протестантский про­поведник.

Тема 12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопре­делении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви против еретичных учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель - Игнатий Лойола. Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.

Тема 13. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море

Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: полити­ка Марии Кровавой. «Золотой век ЕлизаветыI» - укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика пре­дотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы 1

Тема 14. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

Французы - кальвинисты-гугеноты. Разрастание противо­стояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье, ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.

ГЛАВАII.ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 15. Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций

«Жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская ре­волюция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отно­шений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободи­тельной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «крова­вого герцога» Альбы. Лесные и морские гёэы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика _ самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни - Амстердам.

Тема 16. Парламент против короля. Революция в Англии

Англия - первая страна в Европе с конституционной парла­ментской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Личное прав­ление короля Карла 1 Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции - созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремон­страция. Оливер Кромвель и создание армии «нового образ­ца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее на­растание противостояния: казнь короля. Англия - республика.

Тема 17. Путь к парламентской монархии

Реформы английского парламента. Движение протеста: ле­веллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель - пожизненный лорд-протектор Английской респу­блики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «Habeascorpusасt - закон, утверждавший права ареста и при­влечение к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального об­щества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной власти. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия - владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.

Темы 18-19. Международные отношения в XVI-XVIII вв.

Причины международных конфликтов в Европе в XVI- ХVIIIвв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его концепция войны. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф - крупнейший полково­дец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Европа в XVIII в. Северная война России и Дании против Швеции. Общеевропейская война - Семилетняя война, её участники, итоги и значение. Восточный вопрос. Война за испанское на­следство - война за династические интересы и за владение колониями. Влияние европейских войн на международные от­ношения. Влияние Великой французской революции на евро­пейский международный процесс.

ГЛАВА III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ.ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Тема 20. Великие просветители Европы

Просветители XVIII в. - продолжатели дела гуманистов эпо­хи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укре­пляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория обще­ственного договора. Представление о цели свободы как стрем­лении к счастью. Шарль Монтескье: теория разделения вла­стей «О духе законов». Вольтер: поэт, историк, философ. Идеи Вольтера об общественно-политическом устройстве общества, его ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суве­ренитете: принципы равенства и свободы в программе преобра­зований. Идеи энциклопедистов - альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения.

Тема 21. Мир художественной культуры Просвещения

Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Образ человека новой эпохи (буржуа) в ху­дожественной литературе - Д. Дефо. Д. Свифт: сатира на поро­ки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Придворное искусство. «Певцы третьего со­словия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVI11 в.: И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена. Архитектура эпо­хи великих царствований. Секуляризация культуры.

Тема 22. На пути к индустриальной эре

Аграрная революция в Англии. Складывание новых отно­шений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и со­циальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая ма­шина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения  Корба и Модсли. Появление фабричного произ­водства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капи­талистического производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.

Тема 23. Североамериканские колонии в борьбе за независимость.

Образование Соединённых Штатов Америки

Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Идеология амери­канского общества. Культура и общественная жизнь в коло­ниях. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Б. Франклин - великий наставник «юного капи­тализма».

Тема 24. Война за независимость.

Создание Соединённых Штатов Америки

Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и его по­следствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоялисты. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественно­го равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских колоний. Позиции Европы и России в борь­бе североамериканских штатов за свободу. Историческое значе­ние образования Соединённых Штатов Америки.

Тема 25. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции

Ускорение социально-экономического развития Франции в XVIIJ в. Демографические изменения. Изменения в со­циальной структуре, особенности формирования француз­ской буржуазии. Особенности положения третьего сословия. Французская мануфактура и её специфика. Влияние движе­ния просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция как инструмент разрушения тради­ционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика ХV. Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка реформиро­вания. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение Бастилии - начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность Учредительного собрания. Конститу­ционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет - герой Нового Света.

Тема 26. Великая французская революция. От монархии к республике

Поход на Версаль. Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Первые преобразования новой вла­сти. Конституция 1791г. Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: личностные черты и особенности мировоззрения. Провозгла­шение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Неоднородность лагеря револю­ции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура и террор.

Тема 27. Великая французская революция.

От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера - «якобинца без народа». Термидорианский пере­ворот и расправа с противниками. Причины падения яко­бинской диктатуры. Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9-10 ноября 1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной исто­риографии о характере, социальной базе и итогах.

ГЛАВА IV. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ

Тема 28. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

Земля принадлежит государству. Деревенская община и её отличия в разных цивилизациях Востока. Государство - регу­лятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного обще­ства. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока - путь самосовершенствования.

Темы 29-30. Государства Востока.Начало европейской колонизации

Разрушение традиционности восточных обществ европей­скими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию.

Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, син­тоизм.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Направления русско-китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии. СёгунатТокугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.

 

ИСТОРИЯ РОССИИ XVI-XVII ВЕКА.

Введение (1 ч)

Хронологические рамки курса. Особенности государственного, экономического, социального и культурного развития России в XVI—XVII вв. Принципы периодизации отечественной истории XVI—XVII вв.
Источники  по российской истории XVI—XVII вв.
Основные понятия и термины: исторический источник.

Р а з д е л I. Создание Московского царства (11 ч)

 Завершение объединения русских земель. Правление Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Укрепление великокняжеской власти. Складывание системы управления единым государством. Формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, её роль в управлении государством. Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Складывание сословной системы общества. Дворянство, духовенство, торгово-ремесленное население городов. Крестьянство. Крестьянские повинности. Формирование казачества. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва — третий Рим».
Основные понятия и термины: самодержавие, Боярская дума, думные чины, окольничие, местничество, наместники, волостели, волость, стан, сословия, дворянство, помещики, вотчина, поместье, духовенство, посадский люд, тягло; черносошные, владельческие и монастырские крестьяне, оброк, барщина, казачество.
Иван Грозный — первый русский царь

Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. Период боярского правления. Детство Ивана IV и условия становления его личности. Значение венчания на царство Ивана IV для внутриполитического развития и международного статуса Московского государства. Московское восстание 1547 г. Избранная рада: её состав и значение. Земские соборы. Развитие приказной системы.Отмена кормлений. Система налогообложения. Земская реформа: формирование органов местного самоуправления. Судебник 1550 г. Служилые люди. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе».

Основные понятия и термины: царь, Избранная рада, Земский собор, приказы, дьяки, губные старосты городовые приказчики, земские старосты, Судебник 1550 г., дворянское ополчение, стрелецкое войско, стрельцы.

Основные персоналии: Елена Глинская, Андрей Старицкий, Иван IV, А.Ф. Адашев, А.М. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр.

Внешняя политика России при Иване Грозном

Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства.
Народы Поволжья после присоединения к России. Укрепление южных границ Российского государства.
Ливонская война: причины и характер. Причины поражения России и его последствия для экономического и политического положения страны. Предпосылки и причины продвижения русских на восток. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Роль казаков в освоении Сибири. Начало присоединения к России Западной Сибири.Основные понятия и термины: засечная черта, ясак.Основные персоналии: Иван IV, И.Г. Выродков, Ермак, хан Кучум, Стефан Баторий, И.П. Шуйский. Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей.  Опричнина, дискуссия о её причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Отношение современников к деятельности Ивана Грозного в период опричнины (митрополит Филипп, князь Андрей Курбский, Малюта Скуратов и др.). Набег хана Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. Царствование Фёдора Иоанновича: характер царя и его правление.  Возвышение боярина Бориса Годунова. Введение «урочных лет» как продолжение политики закрепощения крестьян. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега хана Казы (Гази)-Гирея в 1591 г.
Русско-шведская война. Тявзинский мирный договор: восстановление позиций в Прибалтике. Пресечение царской династии Рюриковичей.

Основные понятия и термины: опричнина, опричник, земщина, заповедные лета, урочные лета, закрепощение крестьян.

Основные персоналии: Иван IV, митрополит Филипп, Малюта Скуратов, хан Девлет-Гирей, М.И. Воротынский, царь Фёдор Иоаннович, хан Казы (Гази)-Гирей, Б.Ф. Годунов. Русская православная церковь в XVI в. Особенности отношения государственной и церковной властей в XVI в. Стоглавый собор. Святые и еретики XVI в. Учреждение патриаршества и его историческое значение. Основные понятия и термины: Стоглавый собор, юродивые, еретики, патриаршество.
Русская культура в XVI в.

Развитие письменности в XVI в. Начало книгопечатания. Основные жанры русской литературы XVI в.Лицевой летописный свод. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Домострой. Развитие изобразительного искусства в XVI в. Продолжение формирования дворцово-храмового ансамбля Соборной площади в Москве. Крепостное строительство: Китай-город, Смоленский, Зарайский, Нижегородский, Серпуховской, Коломенский кремли. Фёдор Конь. Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря. Шатровый стиль в архитектуре. Собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного).Развитие науки и техники в XVI в.Основные понятия и термины: скоропись, книгопечатание, летописный свод, парсуна, шатровый стиль.

Основные персоналии: Иван Фёдоров, Пётр Мстиславец, Алевиз Новый, Петрок Малый, Фёдор Конь, Барма, Постник Яковлев, Андрей Чохов.

Р а з д е л II. Смутное время (7 ч)
В преддверии Смуты

Предпосылки и причины Смуты в России на рубеже XVI—XVII вв. Тайна гибели царевича Дмитрия. Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова.  Политика Бориса Годунова в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Основные понятия и термины: Смутное время, династический кризис, Земский собор.
Основные персоналии: Б.Ф. Годунов, В.И. Шуйский, царевич Дмитрий, Ф.Н. Романов.

Лжедмитрий I. Предпосылки появления самозванства. Личность Лжедмитрия I. Война Лжедмитрия I с Борисом Годуновым. Правление и гибель Лжедмитрия I.
Основные понятия и термины: самозванство, казаки, холопы.
Основные персоналии: Лжедмитрий I, Марина Мнишек, Ф.И. Мстиславский.

Правление Василия Шуйского

Обстоятельства восшествия на престол Василия Шуйского. Причины, социальный состав, цели участников движения И.И. Болотникова; основные эпизоды и причины поражения. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну.

Основные понятия и термины: «крестоцеловальная запись», бояре.

Основные персоналии: В.И. Шуйский, патриарх Гермоген, митрополит Филарет, И.И. Болотников,И. Пашков, П. Ляпунов, Г.П. Шаховской, А.А. Телятевский.

Лжедмитрий II. Вторжение

Лжедмитрий II: личность самозванца, его социальная опора и военно-политическая поддержка. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Оборона Троице-Сергиева монастыря.  Расцвет самозванства. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря.  Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Захват Новгорода шведскими войсками.

Основные понятия и термины: Тушинский вор, «тушинские перелёты».

Основные персоналии: В.И. Шуйский, Лжедмитрий II, И.М. Заруцкий, Я. Сапега, .В. Скопин-Шуйский, Сигизмунд III, М.Б. Шеин, королевич Владислав, С. Жолкевский, Карл IX.
Междуцарствие (1610—1613)
Свержение с престола Василия Шуйского и переход власти к Семибоярщине. Договор об

Избрании на престол польского королевича Владислава. Вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Русская православная церковь и патриарх Гермоген как духовные организаторы борьбы за спасение России. Первое ополчение: социальная база участников, внутренние противоречия. Лжедмитрий III. Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли». Основные персоналии: Ф.И. Мстиславский, королевич Владислав, патриарх Гермоген, П.П. Ляпунов, И.М. Заруцкий, Д.Т. Трубецкой, Лжедмитрий III. Второе ополчение и освобождение Москвы. Ситуация в стране к середине 1612 г. Формирование Второго ополчения, социальный состав и предводители (Кузьма Минин и князь Д.М. Пожарский). Освобождение Москвы в 1612 г. Подготовка к Земскому собору. Претенденты на российский престол и преимущества кандидатуры М.Ф.Романова. Избрание царя из династии Романовых и его венчание на царство. Подвиг Ивана Сусанина.
Основные понятия и термины: Семибоярщина, народное ополчение, «Совет всея земли», Земский собор.
Основные персоналии: королевич Владислав, Кузьма Минин, Д.М. Пожарский, М.Ф. Романов.
Р а з д е л III. Россия при первых Романовых (20 ч)
Правление Михаила Фёдоровича (1613—1645)
Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход королевича Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. Основные направления внутренней политики Михаила Фёдоровича. Роль Земских соборов и патриарха Филарета в политической жизни России в царствование Михаила Романова. Восстановление экономического потенциала страны. Смоленская война (1632—1637) и причины поражения в ней России. Укрепление южных границ Московского государства в контексте отношений с Крымским ханством
и Османской империей. Взятие Азова и проблема принятия его «под руку Москвы». Итоги правления Михаила Фёдоровича и положение России в середине XVII
Основные понятия и термины:Столбовский мир, Деулинское перемирие, пятинные деньги, соха,Поляновскиймир,«Азовскоесидение».
Основные персоналии: М.Ф. Романов, патриарх Филарет, М.Б. Шеин.
Правление Алексея Михайловича (1645—1676)
Личность царя Алексея Михайловича. Правительство Б.И. Морозова. Соляной бунт 1648 г.: предпосылки и причины восстания, социальный состав его участников, требования и действия восставших, последствия. Соборное уложение 1649 г.: основные положения. Окончательное оформление крепостного права в России. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества.
Основные понятия и термины: Соляной бунт, челобитная, белые слободы, Соборное уложение, тягло, крепостное право.
Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, Б.И. Морозов, Н.И. Одоевский.
Россия в XVII в.
Территория и население России в XVII в. Административное деление страны. Россия как многонациональное государство. Система государственного управления. Укрепление самодержавия и ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Затухание деятельности Земских соборов. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Создание полков нового(иноземного)строя. Экономическое развитие Россиив XVII в. Развитие внутренних торговых связей и хозяйственной специализации регионов Российского
государства. Ярмарки. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. Возникновение мануфактурного производства.
Основные понятия и термины: сословно-представительная монархия, абсолютизм, Боярская дума, Государев двор, приказы, приказные люди, приказ Тайных дел, воеводы, земские старосты, городовые приказчики, дворяне, дворянское ополчение, полки нового (иноземного) строя, мелкотоварное производство, ярмарка, купцы, мануфактура, приписные крестьяне.
Русская деревня в XVII в.
Последствия Смуты для сельского хозяйства страны. Освоение новых сельскохозяйственных угодий.Развитие растениеводства, огородничества и скотоводства в XVII в. Рыбный промысел. КрестьянствовXVIIв.Распространениедворянскогоземлевладения.Основные понятия и термины:барщина,оброк,тягло,бобыли,захребетники,однодворцы.ПрисоединениеУкраиныкРоссииУкраинские земли под властью Речи Посполитой. Запорожская Сечь — центр борьбы украинского народа за освобождение. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада 8 января 1654 г. Война России с Речью Посполитой 1654—1667 гг. Русско-шведская война 1656—1658гг.иеёрезультаты.

Основные понятия и термины: Люблинская уния, католицизм, Униатская церковь, шляхта, казачество, гетман, реестровые казаки, Запорожская Сечь, атаман, Зборовский договор, Белоцерковский мир, Переяславская рада,  Андрусовское перемирие.

Основныеперсоналии:Б.М.Хмельницкий,И.Выговский.
Раскол в Русской православной церкви
Необходимость церковных реформ в середине XVII в. Кружок ревнителей благочестия. Личность патриарха Никона и суть церковной реформы.  Сущность раскола Русской  православной церкви. Никон и Аввакум: столкновение судеб и характеров. Старообрядчество. Трагические страницы истории старообрядчества: «дело боярыни Морозовой», осада Соловецкого монастыря.
Основные понятия и термины: кружок ревнителей благочестия, церковный обряд, старообрядчество, раскол.
 Основные персоналии: Стефан Вонифатьев, патриарх Никон, царь Алексей Михайлович, ЕпифанийСлавинецкий, протопоп Аввакум, боярыня Феодосия Морозова.
Народные волнения в 1660—1670-е гг.
Предпосылки и причины народных волнений в связи с внутренней и внешней политикой царя Алексея Михайловича. Медный бунт (1662): причины, социальная база, результаты и последствия. Общее и особенное в городских восстаниях 1648 и 1662 гг. Донское казачество в XVIIв.:условия формирования, образ жизни, роль в охране южных рубежей России, отношения с царской властью, социальное и имущественное расслоение казаков. Степан Разин как предводитель донского войска. Восстание 1670—1671 гг.: цели и социальный состав участников,«прелестныеписьма»,основные места сражений разинцев с правительственными войсками, итоги восстания.
Основные понятия и термины: Медный бунт, поход «за зипунами», «прелестные письма».
Основные персоналии: царь Алексей Михайлович, С.Т.Разин.
Наследники Алексея Михайловича
Дети Алексея Михайловича. Личность Фёдора Алексеевича. Планы преобразований. Налоговая реформа. «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отмена местничества. События1682г.

Основные понятия и термины: местничество, подворное налогообложение, cтрелецкий бунт, Вечный мир с Речью Посполитой.
Основные персоналии:
Фёдор Алексеевич, Софья Алексеевна, Пётр и Иван Алексеевичи, Н.М.Зотов,И.А.Хованский.
Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.
Народы Сибири и Дальнего Востока. Цели и способы освоения русскими пространств Сибири и Дальнего Востока в XVII в. Политика властей в отношении народов Сибири и Дальнего Востока, а также условия их вхождения в состав Российского государства. Сибирский приказ (1637).Основание русских острогов и городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения, формирование многонациональной элиты. Русские географические открытия. Плавание Семён. Дежнёва. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч — корабль русских первопроходцев. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. Нерчинский договор (1689)с Китаем.

Основные понятия и термины: землепроходцы, «мягкая рухлядь», острог, ясак, Сибирский приказ, Нерчинский договор.
Основные персоналии: Ермак, И.Ю. Москвитин, С.И. Дежнёв, Ф.А. Попов, В.Д. Поярков, Е.П. Хабаров, В.В.Атласов.
Просвещение, литература и театр в XVII в.
Развитие грамотности, книжного дела и просвещения в России в XVII в. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. Открытие Славяно-греко-латинского училища. Обмирщение культуры. Причины угасания жанра летописей и популярности произведений светского характера. Сказания, повести, сатирические произведения XVII в. «Синопсис» Иннокентия Гизеля — первое учебное пособие по истории.
Театр времён Алексея Михайловича как новое явление культурной жизни царского двора.
Основные понятия и термины: Псалтырь, Часослов, Славяно-греко-латинское училище, сказание, повесть,«вирши»,газета ,театр.

Основные персоналии: С. Медведев, М. Смотрицкий, К. Истомин, Ф.М. Ртищев, братья Софроний и ИоанникийЛихуды, Авраамий Палицын, Симеон Полоцкий, Иннокентий Гизель, Иоганн  Грегори.
Искусство XVII в.

Новые черты в архитектуре XVII в. Приказ каменных дел и Оружейная палата. Выдающиеся произведения каменного и деревянного зодчества в столице России, в старых городах и новых землях Московского царства. Московское (нарышкинское) барокко. Реализм в церковной и светской живописи XVII в. Парсунная живопись. «Строгановская» школа иконописи. Симон Фёдорович Ушаков и особенности его творчества. Ярославская школа иконописи. Развитие декоративно-прикладногоискусства.
Основные понятия и термины: «узорочье», московское (нарышкинское) барокко, «строгановская» и ярославская школы иконописи, парсуна, изразец..

III. Тематическое планирование

 

Всеобщая история. ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1500 – 1800

 

№ раздела 

Название темы (раздела)

Кол-во часов по рабочей программе

 

Введение. От Средневековья к Новому времени.

1

1.

МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ.

13

2.

ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ)

5

3.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

8

4.

ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ

3

 

 

30

ИСТОРИЯ РОССИИ XVI-XVII ВЕКА.

№ раздела 

Название темы (раздела)

Кол-во часов по рабочей программе

 

ВВЕДЕНИЕ

1

1.

СОЗДАНИЕ МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА

11

2.

СМУТНОЕ ВРЕМЯ

7

3.

РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ

20

 

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

1

 

 

40

 

 

 

 

Тема и тип урока

Дата

Примечание

  1.  

Введение. От Средневековья к Новому времени. – 1 ч.

 

 

  1.  

МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ – 13 ч.

Технические открытия и выход к Мировому океану

 

 

  1.  

Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия

 

 

  1.  

Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе

 

 

  1.  

Дух предпринимательства преобразует экономику

 

 

  1.  

Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь

 

 

  1.  

Великие гуманисты Европы

 

 

  1.  

Мир художественной культуры Возрождения

 

 

  1.  

Рождение новой европейской науки

 

 

  1.  

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства

 

 

  1.  

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация

 

 

  1.  

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях

 

 

  1.  

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции

 

 

  1.  

Контрольная работа №1 по теме «Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация»

 

 

  1.  

ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ) – 5 ч.
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединенных провинций

 

 

  1.  

Парламент против короля. Революция в Англии

 

 

  1.  

Путь к парламентской монархии

 

 

  1.  

Международные отношения в XVI—XVIII вв

 

 

  1.  

Контрольная работа №2  по теме «Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях

 

 

 

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ – 8 ч.

 

 

  1.  

Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения

 

 

  1.  

На пути к индустриальной эре

 

 

  1.  

Английские колонии в Северной Америке

 

 

  1.  

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки

 

 

  1.  

Франция в XVIII в. Причины и начало Французской революции

 

 

  1.  

Французская революция. От монархии к республике

 

 

  1.  

Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта

 

 

  1.  

Контрольная работа №3  по теме «Эпоха Просвещения. Время преобразований»

 

 

 

ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ – 3 ч.

 

 

  1.  

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

 

 

  1.  

Государства Востока. Начало европейской колонизации

 

 

  1.  

Итоговое обобщение

 

 

 

ИСТОРИЯ  РОССИИ  XVI-XVII ВЕКА

 

 

31.

Введение. Создание Московского царства - 12

Завершение объединения русских земель

 

 

32.

Завершение объединения русских земель

 

 

33.

Иван Грозный – первый русский царь

 

 

34.

Внешняя политика России при Иване Грозном

 

 

35.

Внешняя политика России при Иване Грозном

 

 

36.

Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей

 

 

37.

Опричное лихолетье и конец московской династии Рюриковичей

 

 

38.

Обобщающий урок: Итоги правления Ивана Грозного

 

 

39.

Русская православная церковь в XVI в.

 

 

40.

Русская культура в XVI в.

 

 

41.

Контрольная работа № 4 по теме «Создание Московского царства»

 

 

42.

Завершение объединения русских земель

 

 

43.

Смутное время- 7 ч.

В преддверии Смуты.

 

 

44.

Лжедмитрий I.

 

 

45.

Правление Василия Шуйского.

 

 

46.

Лжедмитрий II. Вторжение

 

 

47.

Междуцарствие (1610 – 1613)

 

 

48.

Второе ополчение и освобождение Москвы.

 

 

49.

Контрольная работа № 5 по теме «Смутное время».

 

 

50.

Россия при первых Романовых- 20 ч.

Правление Михаила Федоровича (1613 – 1645)

 

 

51.

Правление Михаила Федоровича (1613 – 1645)

 

 

52.

Правление Алексея Михайловича (1645 – 1676)

 

 

53.

Россия в XVII веке

 

 

54.

Россия в XVII веке

 

 

55.

Русская деревня в XVII в.

 

 

56.

Присоединение Украины к России.

 

 

57.

Раскол в Русской православной церкви.

 

 

58.

Раскол в Русской православной церкви.

 

 

59.

Народные волнения в 1660 – 1670-е годы

 

 

60.

Наследники Алексея Михайловича

 

 

61.

Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.

 

 

62.

Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.

 

 

63.

Просвещение и литература и театр в XVII в.

 

 

64.

Искусство XVII в.

 

 

65.

Искусство XVII в.

 

 

66.

Промежуточная аттестация.

 

 

67.

Жизнь и быт различных сословий

 

 

68.

Жизнь и быт различных сословий

 

 

69.

Контрольная работа №6 по теме «Россия при первых Романовых»

 

 

70.

ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ – 1ч.

Обобщающее повторение по курсу «История России. XVIXVII вв.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 класс

1. Контрольная работа №1. « Мир в начале Нового времени . Великие географические открытия. Возрождение. Реформация.» Материалы взяты из  «Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 7 класс»  П.А.Баранов     (стр. 23 )

2. Контрольная работа №2. « Первые революции Нового времени. Международные отношения».  Материалы взяты из «Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 7 класс»  П. А. Баранов  (стр. 42)

3. Контрольная работа №3. « Эпоха Просвещения. Время преобразований».  Материалы взяты из «Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 7 класс»  П. А. Баранов  (стр.63)

4. Контрольная работа № 4. «Создание Московского Царства». Материалы взяты из  «Текущий и итоговый контроль по курсу «История России XVI— XVII века», 7 класс, Гевуркова Е.А.( стр.7).

5. Контрольная работа № 5. «Смутное время». Материалы взяты  из  «Текущий и итоговый  контроль по курсу  «История России XVI— XVII века», 7 класс,      Гевуркова Е.А.( стр.17).

6. Контрольная работа № 6. «Россия при первых Романовых». Материалы взяты из  «Текущий и итоговый контроль по курсу «История России XVI— XVII века», 7 класс, Гевуркова Е.А.( стр.27).

7. Материалы  для проведения промежуточной аттестации.

Промежуточная аттестация по истории за курс 7 класса

Вариант 1.

1. Развитию мореплавания способствовало появление

А) водяного двигателя  Б) каравеллы В)  мушкетов Г) токарного станка  

2.  В честь Магеллана был назван открытый им

А)  океан                  Б)   северо-восточный берег Америки 

В)  материк              Г) пролив меду Южной Америкой и островом

3. Люди эпохи Возрождения считали, что

А) человек – центр мироздания                   Б) общество должно делиться на касты    

В) человек – игрушка в руках Бога             Г) богатство важнее образованности

4. Английский учёный Исаак Ньютон

А)  открыл законы стихосложения                 Б)  доказал шарообразность Земли

В) открыл закон всемирного тяготения         Г) обосновал существование Бога

5. Сторонники Реформации выдвигали требование

А) причислить к лику святых князей            Б)  передать княжеские земли церкви

В) увеличить плату за церковные обряды    Г) сократить траты на содержание духовенства  

6. В результате победы Нидерландской революции

А) к власти пришли новые дворяне и буржуазия

Б) католицизм стал государственной религией 

В) в стране установилась абсолютная монархия 

Г) пришла в упадок международная торговля

7. На стороне парламента в ходе английской революции выступали

А)  гёзы    Б) джентри    В) кавалеры      Г) круглоголовые

8. Мыслители эпохи Просвещения

А) Н.Коперник, Г.Галилей            Б) Р.Декарт, Авиценна

В) Ж.-Ж. Руссо, Ш.Монтескье      Г) Т.Мор, Э. Роттердамский   

9. Аграрной революцией называют процесс

А) перехода к использованию труда наёмных работников в сельском хозяйстве

Б) внедрения новых сельскохозяйственных культур

В) роста численности сельского населения

Г) перехода к аграрному обществу

10. Первый президент США

А) Оливер Кромвель        Б)  Бенджамин Франклин

В) Томас Джеферсон       Г) Джордж Вашингтон 

11. Главное последствие изоляции Японии

А) ускорение развития страны            Б) техническое отставание от стран Запада

В) ослабление центральной власти     Г) превращение в колонию Великобритании

12. Чем объясняется стремительный приход Лжедмитрия I к власти?

А) его родством с династией Рюриковичей

Б) поддержкой, которую ему оказали крестьяне, горожане, казаки, боярство

В) желанием Бориса Годунова видеть Лжедмитрия I на престоле

Г) поддержкой Русской православной церкви

13. Начало правления Алексея Михайловича Романова

А)  1584 г.      Б) 1645 г. В) 1613 г.      Г) 1598 г.  

14. Кого называли старообрядцами?

А) сторонников патриарха Никона

Б) сторонников объединения с римско-католической церковью

В) язычников

Г) верующих, отказавшихся признать церковные нововведения XVII в.

15. Что было причиной народных выступлений XVII в.?

А) требование монголов увеличить дань            Б) увеличение числа приказов

В) снижение роли Боярской Думы                      Г) рост феодальных повинностей  

16. Парсуна, так же как и икона, - изображение

А) написанное на доске Б) святого В) реальных людей   Г) сделанное из кусочков смальты

17. Что называли «потешными» полками?

А) дворянское ополчение                         Б) полки «иноземного строя»

В) полки, состоящие из новобранцев     Г) отряды, созданные для забав Петра 1

18. Причиной Северной войны было стремление России

А) получить выход к Балтийскому морю  Б) расширить территорию на севере

В) завоевать побережье Северного моря   Г) не допустить вступления Швеции в Северный союз

19. Что было создано в ходе Петровских реформ?

А) Приказ тайных дел   Б)  Земский собор   В) Сенат  Г) Кабинет министров

20. Что было причиной дворцовых переворотов XVIII в.?

А)  военные неудачи России

Б) усиление роли гвардии в государственных делах

В) стремление крестьянства ограничить боярский произвол

Г) перенесение столицы в Санкт-Петербург

21. С чем было связано развитие внутренней и внешней торговли во второй половине XVIII в.?

А) с уменьшением феодального гнёта

Б) с развитием железнодорожного транспорта

В) с увеличением внутренних таможенных пошлин

Г) с успехами в развитии промышленности и сельского хозяйства

22. Что было причиной восстания под предводительством Е.И.Пугачёва?

А)  усиление власти и произвола помещиков в отношении крестьян

Б) стихийное бедствие

В) публикация книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» 

Г) издание указа о секуляризации церковных земель

23. Что было причиной побед России в русско-турецких войнах XVIII в.?

А) введение в России всеобщей воинской повинности

Б) отсутствие военного флота у Османской империи

В) талантливые полководцы и высокие боевые качества русской армии

Г) поддержка России польскими повстанцами во главе с Тадеушем Костюшко

24. Направление внутренней политики Павла 1

А) следование заветам Екатерины 11     Б) ограничение дворянских прав и привилегий

В)усиление крепостного гнёта                Г) уменьшение контроля власти над обществом.

 

Промежуточная аттестация по истории за курс 7 класса

Вариант 2.

1. В XVI в. значение рыцарского войска существенно снизилось из-за появления

А) тяжёлых доспехов  Б)  народного ополчения  В) камнемётов  Г)  мушкетов

2. Территории, потерявшие независимость и попавшие под власть завоевателей, называют

А) Новым Светом  Б)  компаниями  В)  колониями  Г) гильдиями

3. Деятели эпохи Возрождения выступали за

А) восстановление старых порядков     Б) запрещение любой религии

В) развитие научных знаний                  Г) усиление власти церкви

4. Мысль о вращении Земли вокруг Солнца впервые высказал

А) Эразм Роттердамский  Б)  Николай Коперник  В) Христофор Колумб  Г) Аристотель

5. Сторонники Реформации выдвигали требование

А) подчинить церковь светским правителям  Б) организовать новые крестовые походы

В) прекратить гонение на церковь                   Г) усилить контроль церкви над людьми

6. Результат победы Нидерландской революции

А) появление на севере страны независимого государства

Б) замедление темпов развития капитализма

В) возвращение феодальных порядков

Г) запрещение протестантизма

7. На стороне короля в ходе английской революции выступали

А)  гёзы    Б) джентри    В) кавалеры      Г) круглоголовые

8. Мыслители эпохи Просвещения

А) Я.Гус, Ф.Бэкон                     Б) Д.Дидро, Вольтер

В) Ф.Рабле, У.Шекспир           Г) Дж.Бруно, И.Ньютон

9. Промышленным переворотом называют процесс

А) создания мануфактур                                     Б) перехода от ручного труда к машинному

В) роста численности городского населения   Г) отделения ремесла от сельского хозяйства

10. Автор Декларации независимости США

А) Оливер Кромвель        Б)  Джордж Вашингтон 

В) Томас Джеферсон       Г) Бенджамин Франклин

11. Главная причина «закрытия» Китая

А) стремление утаить от европейцев технические достижения

Б) активизация деятельности мусульманских проповедников

В) обособленное географическое положение страны

Г) стремление сохранить традиционные устои общества

12. Что было причиной Смуты?

А) пресечение династии Рюриковичей    Б) захват Москвы поляками

В) введение Судебника Ивана III              Г) разорение страны монголами

13. Начало правления Михаила Фёдоровича Романова

А)  1584 г.      Б) 1598 г.   В) 1613 г.      Г) 1645 г.

14. Что было целью церковной реформы XVII в.?

А) привести церковные книги и обряды в соответствии с греческими образцами

Б) учредить патриаршество

В) запретить на территории России католичество

Г) поставить церковную  власть выше светской

15. Несмотря на подавление Медного бунта, правительство было вынуждено

А) разработать  новый свод законов    Б) пойти на отмену медных денег

В) отменить крепостное право             Г) освободить всех от уплаты налогов

16. Парсуна, в отличие от иконы, - изображение

А) природы   Б) святого   В) реальных людей   Г) Бога и Богоматери

17. Причиной поездки Петра 1 за границу в 1697-1698 гг. было стремление

А) найти союзников для войны с Турцией 

Б) найти союзников для войны с Речью Посполитой

В) заключить династический брак

Г) познакомить мир с достижениями русской науки и техники

18. Чему способствовала победа России в Северной войне?

А) присоединению земель по берегам Северного моря

Б) разгрому союзника Швеции – Речи Посполитой

В) ослаблению могущества Англии на Балтике

Г) завоеванию побережья Балтики

19. Что было создано в ходе Петровских реформ?

А) Синод   Б) воеводства   В) «ближняя» Дума   Г) Посольский приказ

20. Чему способствовала политика правительства в 1725-1762 гг. по отношению к дворянству?

А)  упразднению дворянских привилегий

Б) ослаблению гнёта помещиков над крестьянами

В) ограничению помещичьего землевладения

Г) превращению дворянства в привилегированное сословие

21. Что было создано для оказания помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта ведения сельского хозяйства?

А) дворянское собрание        Б) Вольное экономическое общество

В) Уложенная комиссия        Г) Академия наук

22.  Что было причиной поражения крестьянской войны под предводительством Е.И.Пугачёва?

А) отход дворян от движения            Б) гибель Пугачёва во время штурма Казани

В) стихийный характер восстания    Г) отказ крестьян поддержать восстание

23. Каково было основное направление внешней политики России во второй половине XVIII в.?

А) присоединение Черноморского побережья

Б) выход к берегам Балтийского моря

В) создание военной коалиции в поддержку революционной Франции

Г) оказание военной помощи Польше в борьбе с Пруссией и Австрией

24. Манифест 1797 г. о трёхдневной барщине

А) заменял выплату оброка барщиной

Б) позволял крестьянам откупиться от барщины

В) запрещал привлекать к работам женщин и детей

Г) запретил помещикам использовать крестьян на полевых работах по воскресеньям.

 


Скачано с www.znanio.ru

I .Планируемые результаты освоения учебного предмета

I .Планируемые результаты освоения учебного предмета

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Познавательные УУД 6.

Познавательные УУД 6.

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее –

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее –

II . Содержание учебного предмета

II . Содержание учебного предмета

Европейское население и основные черты повседневной жизни

Европейское население и основные черты повседневной жизни

Жемчужина в короне Габсбургов»

Жемчужина в короне Габсбургов»

Изобретения в ткачестве. Паровая ма­шина англичанина

Изобретения в ткачестве. Паровая ма­шина англичанина

Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, син­тоизм

Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, син­тоизм

Противостояние с Крымским ханством

Противостояние с Крымским ханством

Формирование Второго ополчения, социальный состав и предводители (Кузьма

Формирование Второго ополчения, социальный состав и предводители (Кузьма

Необходимость церковных реформ в середине

Необходимость церковных реформ в середине

III . Тематическое планирование

III . Тематическое планирование

Тема и тип урока Дата

Тема и тип урока Дата

Английские колонии в Северной Америке

Английские колонии в Северной Америке

Правление Алексея Михайловича (1645 – 1676) 53

Правление Алексея Михайловича (1645 – 1676) 53

Контрольная работа №1. « Мир в начале

Контрольная работа №1. « Мир в начале

В) в стране установилась абсолютная монархия

В) в стране установилась абсолютная монархия

Причиной Северной войны было стремление

Причиной Северной войны было стремление

Мысль о вращении Земли вокруг Солнца впервые высказал

Мысль о вращении Земли вокруг Солнца впервые высказал

В) отменить крепостное право

В) отменить крепостное право
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020