Дети должны усвоить: названия диких животных наших лесов (волк, лиса, медведь, заяц, белка, ежик); их отличительные признаки; условия их обитания.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Где звери живут?» Практическое употребление в речи предлога В
На наборном полотне — картинка с изображением леса. Логопед выставляет поочередно картинки с изображением ди¬ких животных и спрашивает детей, где они живут.
Волк живет в лесу.
Лиса живет в лесу.
Медведь живет в лесу.
Заяц живет в лесу.
Тематический цикл «Дикие животные» (средняя группа)
(восемнадцатая неделя)
Дети должны усвоить: названия диких животных наших лесов (волк,
лиса, медведь, заяц, белка, ежик); их отличительные признаки; условия их
обитания.
Лексикограмматические игры и упражнения
•
«Где звери живут?» Практическое употребление в речи предлога
В
На наборном полотне — картинка с изображением леса. Логопед
выставляет поочередно картинки с изображением диких животных и
спрашивает детей, где они живут.
Волк живет в лесу.
Лиса живет в лесу.
Медведь живет в лесу.
Заяц живет в лесу.
Белка живет в лесу.
Ежик живет в лесу.
•
«Назови картинки». Составление сложных предложений.
Логопед вызывает детей (по 2 человека), просит их взять, любую
картинку. Остальные дети комментируют:
У Тани волк, а у Светы лиса.
У Коли медведь, а у Сани заяц.
У Маши белка, а у Миши ежик. И так далее.
•
«Кому это нужно?» Усвоение категории дательного падежа.
Логопед помогает детям узнать, кто чем питается. Для этого
используются картинки из любого лото: мед, рыба, малина, курица, цыпленок,
заяц, мясо, колбаса, морковка, капуста, орехи, грибы, яблоко, мышка.
Логопед спрашивает: «Кому нужен мед?» Дети отвечают: «Мед нуженмедведю». И так далее.
•Чтение с выражением рассказа Е. Чарушина «Лиса». Ответы на
вопросы логопеда по тексту.
«Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы
подальше было видно, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет,
где снег чутьчуть шевельнется. Услышит, заметит — кинется. Готово:
попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице».
Развитие связной речи
•
«Прогулка в лес». Усвоение категории родительного падежа.
Закрепление знаний детей по теме.
Логопед с детьми «идет» в лес на прогулку. Действие происходит в
игровом уголке, где расставлены игрушки зверюшки. Рекомендуется
стимулировать речевую активность детей — дети должны говорить вместе с
логопедом.
Вот лиса, она рыжая, хитрая, лиса живет в норе. Вот медведь, он
большой, косолапый, медведь живет в берлоге. Вот белка, она маленькая,
ловкая, белка живет на дереве. Вот заяц, он белый, быстроногий, заяц живет
под кустом.
Далее логопед спрашивает детей, кого они видели в лесу. Дети
отвечают: «Мы видели лису. Мы видели волка». И так далее.
Прогулка в лес повторяется, дети самостоятельно рассказывают о
животных.
Сенсорное развитие
•
«Длинный или короткий ?» Развивать у детей умение сравнивать
два предмета разной длины. Усвоение словантонимов.
У зайца длинные уши, а у медведя... (короткие).
У лисы длинный хвост, а у зайца... (короткий).
У белки длинный хвост, а у медведя... (короткий).У белки короткие ноги, а у волка... (длинные).
У медведя короткий хвост, а у лисы... (длинный).
У ежика короткие уши, а у зайца... (длинные).
Работа над звуковой стороной речи
•
«Как назвать зайку?» Игра со словами.
Логопед. Дети, к нам в гости пришел заяц. А можно про него сказать —
волк? (Нет.) А зайка? Ежик? Зайчик? Зайчишка? Ежишка? Волчишка?
Заинька? Заюшка? Медвежонок? Зайчонок?
Далее дети повторяют за логопедом цепочку родственных слов: заяц —
зайка — зайчик — зайчишка — заинька — зайчонок.
Физкультминутка логоритмика
•
«Колыбельная для заиньки». Импровизация движений.
Баюбаюбаиньки,
Засыпай, мой заинька,
Положу тебя в кровать,
Будешь крепкокрепко спать.