тематическое планирование

  • Образовательные программы
  • docx
  • 30.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала чтение.docx

 

Принята

на заседании педагогического совета  Муниципального  бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы

 с. Вазерки им.В.М.Покровского

Протокол №1, от «30»  августа 2019 г

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ

с. Вазерки им.В.М.Покровского

___________О.В.Коновалова

Приказ № 46/01-07

«02 »  сентября  2019г.

 

 

 

Рабочая программа

начального общего образования

ФГОС НОО

по литературному чтению

в 4 классе

на 2019-2020 учебный год

 

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения средней общеобразовательной школы

с. Вазерки им.В.М.Покровского

 

 

Составители:

Аханова В.И., Бодрова Г.Н.

учителя начальных классов

 

 

 

 

 

с. Вазерки

2019 г.

       Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и составлена на основе образовательной программы начального общего образования по ФГОС МБОУ СОШ с. Вазерки им.В.М.Покровского. Планирование ориентировано на учебник Литературное чтение.     4класс. В 2 частях. Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Л. А. Виноградская,8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ с. Вазерки им.В.М.Покровского на изучение  предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 3 ч в неделю, всего 102 часа

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»

Личностные

Выпускники научатся:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».

Выпускники получат возможность научиться:

  • познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;
  • рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
  • находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
  • создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные

Регулятивные УУД

Выпускники научатся:

  • формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;
  • читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
  • осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;
  • фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

Выпускники получат возможность научиться:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;
  • свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;
  • самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;
  • владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;
  • пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные УУД

Выпускники научатся:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;
  • сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;
  • находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
  • сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;
  • создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и замысел автора;
  • определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Выпускники получат возможность научиться:

  • самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
  • определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
  • создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные УУД

Выпускники научатся:

  • высказывать свою точку зрения (9 – 10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  • формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;
  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
  • участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению;
  • создавать 5 – 10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
  • демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  • отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
  • определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
  • определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  • оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • обращаться к перечитыванию тех литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  • находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных ситуаций;
  • находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных затруднений;
  • использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  • озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Выпускники получат возможность научиться:

  • участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
  • договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
  • интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускники научатся:

  • понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
  • выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
  • формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;
  • делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;
  • находить в произведениях средства художественной выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

Выпускники получат возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
  • приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно-эстетическую оценку;
  • соотносить нравственно-эстетические идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;
  • на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героя);
  • работать с детской периодикой.

Творческая деятельность

Выпускники научатся:

  • пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
  • составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам; участвовать в читательских конференциях;
  • писать отзыв на прочитанную книгу.

Выпускники получат возможность научиться:

  • создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Выпускники научатся:

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Выпускники получат возможность научиться:

  • определять позиции героев и позицию автора художественного текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

 

II. Содержание учебного предмета «Литературное чтение» (102ч)


Вводный урок по курсу литературного чтения /1ч./

Летописи, былины, жития /8ч./

А.С. Пушкин "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"? "И вспомнил Олег коня своего".

Былина. «Ильины три поездочки»

Древнерусская литература. «Житие Сергия Радонежского».

Чудесный мир классики /16ч./

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб».

Л.Н. Толстой «Детство».

Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».

А.П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь /9ч./

Ф.И. Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…».

А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…».

Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».

И.А. Бунин «Листопад».

Литературные сказки /12ч./

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Делу время – потехе час /9ч./

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

В.В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

Страна детства /8 ч./

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

М.М. Зощенко «Ёлка».

Поэтическая тетрадь /4ч./

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

С.А.Есенин «Бабушкины сказки».

М.Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

Природа и мы /10 ч./

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

М.М. Пришвин «Выскочка».

Е.И. Чарушин«Кабан».

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь /6ч./

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

С.А. Клычкова «Весна в лесу».

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

С.А. Есенин «Лебёдушка».

Родина /6ч./

И.С. Никитин «Русь».

С.Д. Дрожжин «Родине».

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

Страна Фантазия /5ч. /

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

Зарубежная литература /13ч./

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

С. Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете»

 

III. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

 

     №  п/п

 

Тема урока

Количество часов

1

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1

 

Летописи, былины, жития (8ч)

 

2

Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.

1

3

Из летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

1

4

Из летописи. «И вспомнил Олег коня своего».

1

5

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки».

1

6

Прозаический текст былины в пересказе И.Карнауховой

1

7

Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы.

1

8

«Житие Сергия Радонежского»

1

9

Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».

1

 

Чудесный мир классики (16ч)

 

10-12

П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».

3

13

Подготовка сообщения  об А.С. Пушкине.  А.С. Пушкин «Няне».

1

14

А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!»

1

15-17

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

3

18

Подготовка сообщения  о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».

1

19-20

М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

2

21

 Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом .Л.Н.толстой «Детство».

1

22

Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал».

1

23

Подготовка сообщения о А.П. Чехове. А.П.Чехов «Мальчики».

1

24

А.П.Чехов «Мальчики».

1

25

Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».

1

 

Поэтическая тетрадь(9ч)

 

26

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…».

1

27

А.А. Фет. «Весенний дождь» , «Бабочка».

1

28

Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» «Где сладкий шепот...».

1

29

А.Н. Плещеев «Дети и птичка».

1

30

И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...».

1

31

Н.А. Некрасов «Школьник».

1

32

Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...».

1

33

И.А. Бунин «Листопад».

1

34

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

 

Литературные сказки(12ч)

 

35-36

В.Ф. Одоевский «Городок в таба­керке».

2

37-38

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

2

39-41

П.П. Бажов «Серебряное копытце».

3

42-44

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».

3

45

Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей.

1

46

Обобщение по разделу «Литературные сказки».

1

 

Делу время – потехе час (6ч)

 

47-48

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».

2

49

В.Ю. Драгунский «Главные реки».

1

50

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка».

1

51

В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».

1

52

Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».

1

 

Страна детства(6ч)

 

53-54

Б.С. Житков «Как я ловил человечков».

2

55-56

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

2

57

М.М. Зощенко «Елка».

1

58

Обобщение по разделу «Страна детства».

1

 

Поэтическая тетрадь(4ч)

 

59

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская».

1

60

С.А. Есенин «Ба­бушкины сказки».

1

61

М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

1

62

Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

 

Природа и мы (10ч)

 

63-64

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

2

65-66

А.И. Куприн «Барбос и Жулька».

2

67

М.М. Пришвин «Выскочка».

1

68

Е.И. Чарушин «Кабан».

1

69-70

В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

2

71

Обобщение по разделу «Природа и мы».

1

72

Проект «Природа и мы».

1

 

Поэтическая тетрадь(6ч)

 

73

Б.Л. Пастернак «Золотая осень».

1

74

С.А. Клычков «Весна в лесу».

1

75

Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

1

76

Н.М. Рубцов «Сентябрь».

1

77

С.А. Есенин «Лебедушка».

1

78

Путешествие в мир поэзии. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».

1

 

Родина (6ч)

 

79

И.С. Никитин «Русь».

1

80

С.Д. Дрожжин «Родине».

1

81

А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».

1

82

Обобщение по разделу «Родина».  Проект: «Они защищали Родину».

1

83

Итоговая диагностика.

1

84

Внеклассное чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

1

 

Страна Фантазия (5ч)

 

85-86

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».

2

87-88

Кир Булычёв «Путешествие Алисы».

2

89

Обобщение по разделу «Страна Фантазия».

1

 

Зарубежная литература (13ч)

 

90-91

Д. Свифт «Путешествие Гулливера».

2

92-94

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

3

95

Комплексная контрольная работа.

1

96

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

1

97-98

С. Лагерлеф «Святая ночь».

2

99-100

С. Лагерлеф «В Назарете».

2

101

Обобщение по разделу «Зарубежная литература».

1

102

Внеклассное чтение.

1

                                                                           Итого-102 часа

 


 

Скачано с www.znanio.ru