Принята
на заседании педагогического совета Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы
с. Вазерки им.В.М.Покровского
Протокол №1, от «30» августа 2019 г
|
Утверждаю
Директор МБОУ
СОШ
с. Вазерки им.В.М.Покровского
___________О.В.Коновалова
Приказ №
46/01-07
«02 » сентября
2019г.
|
Рабочая программа
начального общего образования
ФГОС НОО
по литературному чтению
в 4 классе
на 2019-2020 учебный год
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы
с. Вазерки им.В.М.Покровского
Составители:
Аханова В.И., Бодрова Г.Н.
учителя начальных классов
с.
Вазерки
2019
г.
Рабочая программа по
литературному чтению разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования и составлена на основе
образовательной программы начального общего образования по ФГОС МБОУ СОШ с.
Вазерки им.В.М.Покровского. Планирование ориентировано на учебник Литературное
чтение. 4класс. В 2 частях. Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Л. А.
Виноградская,8-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Согласно учебному плану
МБОУ СОШ с. Вазерки им.В.М.Покровского на изучение предмета «Литературное чтение» в 4 классе отводится 3 ч в
неделю, всего 102 часа
I.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литературное чтение»
Личностные
Выпускники научатся:
- понимать, что отношение к Родине
начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной
любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
- собирать материал для проведения
заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в
произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей,
используя художественные формы изложения (литературный журнал,
уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
- составлять сборники стихов и
рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;
- принимать участие в проекте на тему
«Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».
Выпускники получат возможность научиться:
- познавать национальные традиции
своего народа, сохранять их;
- рассказывать о своей Родине, об
авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;
- находить в Интернете, в библиотеке
произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;
- создавать свои собственные проекты о
Родине, писать собственные произведения о Родине.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Выпускники научатся:
- формулировать учебную задачу урока
коллективно, в мини-группе или паре;
- читать в соответствии с целью чтения
(в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);
- осмыслять коллективно составленный
план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой),
предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или
некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;
- принимать замечания, конструктивно
обсуждать недостатки предложенного плана;
- выбирать наиболее эффективный вариант
плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен,
следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;
- оценивать свою работу в соответствии
с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
- определять границы собственного
знания и незнания по теме самостоятельно;
- фиксировать по ходу урока и в конце
урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с
помощью шкал, значков «+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
- фиксировать индивидуальные причины
неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель
достижений».
Выпускники получат возможность научиться:
- самостоятельно обнаруживать и
формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать
возможный путь для достижения данного результата;
- свободно пользоваться выбранными
критериями для оценки своих достижений;
- самостоятельно интерпретировать
полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из
одного вида в другой;
- владеть приёмами осмысленного чтения,
использовать различные виды чтения;
- пользоваться компьютерными
технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.
Познавательные УУД
Выпускники научатся:
- находить необходимую информацию в
тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с
помощью рисунков, схем, таблиц;
- анализировать литературный текст с
опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль
произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;
- находить в литературных текстах
сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения,
эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;
- сравнивать летопись и былину, сказку
волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое
произведение; находить в них сходства и различия;
- сравнивать литературное произведение
со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или
мультфильмом;
- находить пословицы и поговорки,
озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;
- сравнивать мотивы поступков героев из
разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в
зависимости от мотива;
- создавать высказывание (или
доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9 – 10 предложений;
- понимать смысл и значение создания
летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих
классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и
др.) для русской и мировой литературы;
- проявлять индивидуальные творческие
способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе
чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;
- предлагать вариант решения
нравственной проблемы исходя из своих нравственных установок и ценностей и
учитывая условия, в которых действовал герой произведения, его мотивы и
замысел автора;
- определять основную идею произведений
разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа,
фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл
изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять
отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Выпускники получат возможность научиться:
- самостоятельно анализировать
художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения
героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать
свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;
- определять развитие настроения;
выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;
- создавать свои собственные
произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования
различных выразительных средств.
Коммуникативные УУД
Выпускники научатся:
- высказывать свою точку зрения (9 – 10
предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и
стремление высказываться, задавать вопросы;
- формулировать цель своего
высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...»,
«Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести
пример...» и пр.;
- пользоваться элементарными приёмами
убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;
- участвовать в полилоге,
самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и
оригинальные, по прочитанному произведению;
- создавать 5 – 10 слайдов к проекту,
письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
- способствовать созданию
бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога (полилога);
- демонстрировать образец правильного
ведения диалога (полилога);
- предлагать способы саморегуляции в сложившейся
конфликтной ситуации;
- определять цитаты из текста
литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые
абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым
событиям;
- использовать найденный текстовый
материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
- отвечать письменно на вопросы, в том
числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;
- определять совместно со сверстниками
задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе
(паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке
инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;
- определять самостоятельно критерии
оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои
достижения по выработанным критериям;
- оценивать своё поведение по
критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;
- искать причины конфликта в себе,
анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные
ситуации;
- обращаться к перечитыванию тех
литературных произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
- находить в библиотеке книги,
раскрывающие на художественном материале способы разрешения конфликтных
ситуаций;
- находить все источники информации,
отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать,
выстраивать в логике, соответствующей цели;
- самостоятельно готовить презентацию
из 9 – 10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае
серьёзных затруднений;
- использовать в презентации не только
текст, но и изображения, видеофайлы;
- озвучивать презентацию с опорой на
слайды, на которых представлены цель и план выступления.
Выпускники получат возможность научиться:
- участвовать в диалоге, полилоге,
свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;
- договариваться друг с другом,
аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного
опыта, на основе прочитанных литературных произведений;
- интерпретировать литературное
произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать
самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.
Предметные
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускники научатся:
- понимать значимость произведений
великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева,
Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;
- читать вслух бегло, осознанно, без
искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в
тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;
- выбирать при выразительном чтении
интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка
сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с
сатирическими нотками и пр.);
- пользоваться элементарными приёмами
анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через
произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности
(добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически
воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в
поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно
создавать яркий образ;
- участвовать в дискуссиях на
нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;
- формулировать вопросы (один-два)
проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных
частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на
проблему;
- делить текст на части, подбирать
заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать
связки для соединения частей;
- находить в произведениях средства художественной
выразительности;
- готовить проекты о книгах и
библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться
алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.
Выпускники получат возможность научиться:
- осознавать значимость чтения для
дальнейшего успешного обучения по другим предметам;
- приобрести потребность в
систематическом просматривании, чтении и изучении справочной,
научно-познавательной, учебной и художественной литературы;
- воспринимать художественную
литературу как вид искусства;
- осмысливать нравственное преображение
героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему
нравственно-эстетическую оценку;
- соотносить нравственно-эстетические
идеалы автора,раскрытые в произведении, со своими эстетическими
представлениями и представлениями о добре и зле;
- на практическом уровне овладеть
некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по
аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание –
характеристика героя);
- работать с детской периодикой.
Творческая деятельность
Выпускники научатся:
- пересказывать содержание произведения
подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный
план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность
изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать
текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя,
обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;
- составлять рассказы об особенностях
национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений
(фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
- подбирать материалы для проекта,
записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных
по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их,
переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские
национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные
праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах,
конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским
поэтам; участвовать в читательских конференциях;
- писать отзыв на прочитанную книгу.
Выпускники получат возможность научиться:
- создавать собственные произведения,
интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание
кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).
Литературоведческая пропедевтика
Выпускники научатся:
- сравнивать, сопоставлять, делать
элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих
понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой,
автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение,
метафора).
Выпускники получат возможность научиться:
- определять позиции героев и позицию
автора художественного текста;
- создавать прозаический или
поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя
средства художественной выразительности.
II. Содержание
учебного предмета
«Литературное чтение» (102ч)
Вводный урок по курсу литературного чтения /1ч./
Летописи, былины, жития /8ч./
А.С.
Пушкин "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда"? "И
вспомнил Олег коня своего".
Былина.
«Ильины три поездочки»
Древнерусская
литература. «Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики /16ч./
П.П.
Ершов «Конёк-Горбунок».
А.С.
Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».
А.С.
Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
М.Ю.
Лермонтов «Дары Терека». «Ашик-Кериб».
Л.Н.
Толстой «Детство».
Л.Н.
Толстой «Как мужик убрал камень».
А.П.
Чехов «Мальчики».
Поэтическая тетрадь /9ч./
Ф.И.
Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».
А.
Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».
Е.А.
Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот…».
А.Н.
Плещеев «Дети и птичка».
И.С.
Никитин «В синем небе плывут над полями…».
Н.А.
Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…».
И.А.
Бунин «Листопад».
Литературные сказки /12ч./
В.Ф.
Одоевский «Городок в табакерке».
В.М.
Гаршин «Сказка о жабе и розе».
П.П.
Бажов «Серебряное копытце».
С.Т.
Аксаков «Аленький цветочек».
Делу время – потехе час /9ч./
Е.Л.
Шварц «Сказка о потерянном времени».
В.Ю.
Драгунский «Главные реки».
В.Ю.
Драгунский «Что любит Мишка».
В.В.
Голявкин «Никакой горчицы я не ел».
Страна детства /8 ч./
Б.С.
Житков «Как я ловил человечков».
К.Г.
Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
М.М.
Зощенко «Ёлка».
Поэтическая тетрадь /4ч./
В.Я.
Брюсов «Опять сон», «Детская».
С.А.Есенин
«Бабушкины сказки».
М.Цветаева
«Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»
Природа и мы /10 ч./
Д.Н.
Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
А.И.
Куприн «Барбос и Жулька».
М.М.
Пришвин «Выскочка».
Е.И.
Чарушин«Кабан».
В.П.
Астафьев «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь /6ч./
Б.Л.
Пастернак «Золотая осень».
Д.Б.
Кедрин «Бабье лето».
С.А.
Клычкова «Весна в лесу».
Н.М.
Рубцов «Сентябрь».
С.А.
Есенин «Лебёдушка».
Родина /6ч./
И.С.
Никитин «Русь».
С.Д.
Дрожжин «Родине».
А.В.
Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».
Б.А.
Слуцкий «Лошади в океане».
Страна Фантазия /5ч. /
Е.С.
Велтистов «Приключения Электроника».
Кир
Булычёв «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература /13ч./
Д.
Свифт «Путешествие Гулливера».
Г.-Х.
Андерсен «Русалочка».
М.
Твен «Приключения Тома Сойера».
С.
Лагерлёф «Святая ночь». Сказания о Христе. «В Назарете»
III.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
№ п/п
|
Тема урока
|
Количество часов
|
1
|
Знакомство
с учебником по литературному чтению.
|
1
|
|
Летописи, былины, жития (8ч)
|
|
2
|
Внеклассное
чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.
|
1
|
3
|
Из
летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
|
1
|
4
|
Из
летописи. «И вспомнил Олег коня своего».
|
1
|
5
|
Поэтический
текст былины «Ильины три поездочки».
|
1
|
6
|
Прозаический
текст былины в пересказе И.Карнауховой
|
1
|
7
|
Житие
Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы.
|
1
|
8
|
«Житие
Сергия Радонежского»
|
1
|
9
|
Обобщение
по разделу «Летописи. Былины. Жития».
|
1
|
|
Чудесный мир классики (16ч)
|
|
10-12
|
П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».
|
3
|
13
|
Подготовка
сообщения об А.С. Пушкине. А.С. Пушкин «Няне».
|
1
|
14
|
А.С. Пушкин «Туча», «Унылая пора!»
|
1
|
15-17
|
А.С.
Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
|
3
|
18
|
Подготовка
сообщения о М.Ю. Лермонтове. М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».
|
1
|
19-20
|
М.Ю. Лермонтов
«Ашик-Кериб».
|
2
|
21
|
Подготовка
сообщения о Л.Н. Толстом .Л.Н.толстой «Детство».
|
1
|
22
|
Л.Н.Толстой
«Как мужик камень убрал».
|
1
|
23
|
Подготовка
сообщения о А.П. Чехове. А.П.Чехов «Мальчики».
|
1
|
24
|
А.П.Чехов
«Мальчики».
|
1
|
25
|
Обобщение
по разделу «Чудесный мир
классики».
|
1
|
|
Поэтическая тетрадь(9ч)
|
|
26
|
Ф.
И. Тютчев «Еще земли печален
вид...», «Как неожиданно и ярко…».
|
1
|
27
|
А.А. Фет. «Весенний дождь» , «Бабочка».
|
1
|
28
|
Е.А. Баратынский «Весна, весна!
Как воздух чист!..» «Где сладкий шепот...».
|
1
|
29
|
А.Н. Плещеев «Дети и птичка».
|
1
|
30
|
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...».
|
1
|
31
|
Н.А.
Некрасов «Школьник».
|
1
|
32
|
Н.А.
Некрасов «В зимние сумерки нянины
сказки...».
|
1
|
33
|
И.А.
Бунин «Листопад».
|
1
|
34
|
Обобщение
по разделу «Поэтическая тетрадь».
|
1
|
|
Литературные сказки(12ч)
|
|
35-36
|
В.Ф.
Одоевский «Городок в табакерке».
|
2
|
37-38
|
В.М.
Гаршин «Сказка о жабе и розе».
|
2
|
39-41
|
П.П.
Бажов «Серебряное копытце».
|
3
|
42-44
|
С.Т. Аксаков «Аленький
цветочек».
|
3
|
45
|
Внеклассное
чтение. Сказки любимых писателей.
|
1
|
46
|
Обобщение
по разделу «Литературные сказки».
|
1
|
|
Делу время – потехе час (6ч)
|
|
47-48
|
Е.Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени».
|
2
|
49
|
В.Ю. Драгунский «Главные реки».
|
1
|
50
|
В.Ю.
Драгунский «Что любит Мишка».
|
1
|
51
|
В.В.
Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
|
1
|
52
|
Обобщение по разделу «Делу время –
потехе час».
|
1
|
|
Страна детства(6ч)
|
|
53-54
|
Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
|
2
|
55-56
|
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
|
2
|
57
|
М.М. Зощенко «Елка».
|
1
|
58
|
Обобщение
по разделу «Страна детства».
|
1
|
|
Поэтическая тетрадь(4ч)
|
|
59
|
В.Я.
Брюсов «Опять сон», «Детская».
|
1
|
60
|
С.А.
Есенин «Бабушкины сказки».
|
1
|
61
|
М.И.
Цветаева «Бежит тропинка с бугорка»,
«Наши царства».
|
1
|
62
|
Обобщение
по разделу «Поэтическая тетрадь».
|
1
|
|
Природа и мы (10ч)
|
|
63-64
|
Д.Н.
Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
|
2
|
65-66
|
А.И.
Куприн «Барбос и Жулька».
|
2
|
67
|
М.М. Пришвин «Выскочка».
|
1
|
68
|
Е.И. Чарушин «Кабан».
|
1
|
69-70
|
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
|
2
|
71
|
Обобщение
по разделу «Природа и мы».
|
1
|
72
|
Проект
«Природа и мы».
|
1
|
|
Поэтическая тетрадь(6ч)
|
|
73
|
Б.Л.
Пастернак «Золотая осень».
|
1
|
74
|
С.А.
Клычков «Весна в лесу».
|
1
|
75
|
Д.Б.
Кедрин «Бабье лето».
|
1
|
76
|
Н.М.
Рубцов «Сентябрь».
|
1
|
77
|
С.А. Есенин «Лебедушка».
|
1
|
78
|
Путешествие
в мир поэзии. Обобщение по разделу «Поэтическая
тетрадь».
|
1
|
|
Родина (6ч)
|
|
79
|
И.С.
Никитин «Русь».
|
1
|
80
|
С.Д.
Дрожжин «Родине».
|
1
|
81
|
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».
|
1
|
82
|
Обобщение
по разделу «Родина». Проект: «Они
защищали Родину».
|
1
|
83
|
Итоговая
диагностика.
|
1
|
84
|
Внеклассное
чтение. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»
|
1
|
|
Страна Фантазия (5ч)
|
|
85-86
|
Е.С. Велтистов «Приключения
Электроника».
|
2
|
87-88
|
Кир
Булычёв «Путешествие Алисы».
|
2
|
89
|
Обобщение
по разделу «Страна Фантазия».
|
1
|
|
Зарубежная литература (13ч)
|
|
90-91
|
Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
|
2
|
92-94
|
Г.Х.
Андерсен «Русалочка».
|
3
|
95
|
Комплексная
контрольная работа.
|
1
|
96
|
М.
Твен «Приключения Тома Сойера».
|
1
|
97-98
|
С. Лагерлеф «Святая ночь».
|
2
|
99-100
|
С.
Лагерлеф «В Назарете».
|
2
|
101
|
Обобщение
по разделу «Зарубежная
литература».
|
1
|
102
|
Внеклассное чтение.
|
1
|
Итого-102 часа
|
Скачано с www.znanio.ru