Теоретическая подготовка юных спортсменов (цель, задачи, содержание, организационные формы).
Цель – вооружить специальными знаниями в избранном виде спорта.
Задачи: - ориентация труда спортсменов на формирование и развитие ЗУН в избранном виде спорта, - организация умственной деятельности, соблюдение режима дня.Занятия – один раз в неделю.
Примерные темы: история развития спорта в стране, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, эволюция методики тренировки, технико-тактическая подготовка спортсменов.
Формы организации: лекции, рассказ, беседа, просмотр кинофильма и т.д.
49 Проблема переучивания элементам техники: ошибки объективного и субъективного характера и их устранение, положительный и отрицательный перенос двигательного навыка, его перестройка.
В процессе обучения движениям и совершенствования техники выполнения движения постоянно возникают ошибки.
Объективные ошибки – связанные с неправильным обучением, возникающим из-за недостаточного материально-технического обеспечения. Они легко устранимы при соблюдении режима обучения. Субъективные ошибки – связанные с личностными качествами спортсмена (недостаточная физическая подготовленность и т.д.).
- из-за двигательной недостаточности (недостаточность физических качеств, координационная недостаточность, особенности телосложения, навыковая бедность);
- из-за дефекта обучения (обучение ошибочной технике выполнения, методические ошибки, перенос неадекватного навыка, неудовлетворительный контроль навыка);
- психогенные (неудовлетворительный контроль, психологические воздействия внешних условий, неуверенность, опасение, страх);
- из-за необычности условий (особенности внешних физических условий, регламент деятельности, дефекты психологической двигательной установки);
- случайные (спонтанные, вызванные случайными внешними факторами, совпадением внешних и внутренних факторов, несистематические, неясного происхождения).
Освоение действия может протекать без ошибок и с появлением ошибок. На этапе начального разучивания наиболее типичны (т.е. имеющие массовый характер) следующие двигательные ошибки: а) лишние, ненужные движения; б) искажение движения по амплитуде и направлению; в) нарушение ритма двигательного действия; г) закрепощенность движения.
Причинами ошибок могут быть: недостаточно ясное представление о двигательной задаче; неправильное выполнение предыдущих действий; слабое развитие координационных способностей, точности и других двигательных качеств; влияние конкурирующих навыков, боязнь, невнимательность, неуверенность, повышенная возбудимость занимающихся, состояние утомления и др.
Основной путь исправления ошибок: необходимо указать на ошибку, показать правильное исполнение и предоставить ученику дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения. Если это не дало результата, следует вернуться к подводящим упражнениям, использовать корригирующие (в частности, контрастные) задания.
Положительный перенос – это такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык способствует, облегчает и ускоряет процесс становления нового навыка. Основное условие положительного переноса навыка – наличие структурного сходства в главном звене техники двигательного действия.
Отрицательный перенос - это такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык затрудняет процесс становления нового. Это происходит при сходстве в подготовительных фазах движений и в его отсутствии в главном звене.Отрицательное взаимодействие навыков можно в значительной мере снизить или вообще устранить, если указывать ученику те основные опорные точки, в которых нежелателен перенос.Своевременное выявление и установление причин возникновения ошибок в значительной мере обусловливает эффективность процесса технического совершенствования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.