СТАТЬЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Специфика содержания и организации музыкальной проектной деятельности
Понятие «проект» пришедшее в педагогику из большой науки, несомненно, претерпело некоторую трансформацию, которая коснулась прежде всего целей и задач ученического проектирования: не столь важен результат – открытие принципиально новых законов или приобретение нового качества продукта; его цель – создание развивающей среды, способствующей развитию таких личностных качеств подростка, как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, умение решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, прогнозировать результаты своей деятельности и возможные последствия различных вариантов решения.
В ходе проектной деятельности дети обучаются тому, чего не дает традиционная система образования, а именно: решать практические задачи, зачастую не имеющие аналога, от самого начала до завершения (от замысла до представления результатов).
Термин «проект» (от лат.рrojectus – «выступающий, выдающийся вперед) предполагает несколько смыслов:
· прототип, прообраз предлагаемого объекта;
· описание (обоснование) замысла, идеи, образа, раскрывающее их сущность и возможность практической реализации;
· деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата или цели
Проектная деятельность рассматривается в педагогической литературе как форма инновационных процессов в сфере образования, преобразовательная деятельность. Было бы весьма неправильным свести данное понятие к «обновлению старого» или же «внедрению нового». Под педагогическим проектированием подразумевается «создание развивающей среды образовательной практики, построение образовательных программ и технологий, а также, способов и средств педагогической деятельности .
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию учителя. Требования к учебному проекту совершенно особые:
· наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической;
· выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;
· каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Задача проекта состоит в том, чтобы помочь ребёнку стать первооткрывателем, стать исследователем того, что доступно для наблюдения и согласуется с его опытом.
Иная же задача проекта для учителя состоит в необходимости помочь ученику переосмыслить результаты своей деятельности и творчески воплотить их в доступной для него форме. Ученические проекты дают возможность каждому школьнику почувствовать себя творцом, созидателем новой огромной и таинственной вселенной. Творчество – это сотворение собственного, не заимствованного текста культуры, а если не создание нового, то «со-творение», сотворчество – одно из наиболее интересных и привлекательных свойств проекта.
И, конечно же, еще один важнейших педагогический эффект проектной деятельности – приобретение опыта самостоятельного исследования, накопление, освоение и индивидуализация которого невозможны иными (в частности, вербальными) способами. При этом ученическое проектирование сохраняет алгоритм, присущий любой проектной деятельности, и включает следующие компоненты:
· формирование идеального прообраза (моделирование) – определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, желаемых качеств предполагаемого продукта и разработка на этой на этой основе документируемого на любом профессиональном языке проекта (описание, изображение, компьютерная программа, и пр.);
· выстраивание «шагов» для достижения желаемого результата – определение методов исследования и последовательности действий, способов оформления конечного продукта, согласование со всеми заинтересованными сторонами;
· реализация идеи соответствующими и подведение итогов проекта – сбор, систематизация и анализ полученных данных, оформление результатов и их презентации.
Таким образом, сохраняя все стадии реализации проекта и его основные характеристики, ученические проекты наполняет их иным содержанием. Очевидно, что большая часть проектов решает чисто учебные задачи.
Обратимся к Федеральным Государственным Образовательным Стандартам (далее – ФГОС). Основные его положения диктуют необходимость освоения педагогами-музыкантами его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования». В него включены: базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях; основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы; универсальные учебные действия (далее – УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс.
Базовые национальные ценности представлены в содержании вариативных программ по предмету «Музыка» и новых учебно-методических комплектов и направлены на формирование ценностных ориентаций личности, ее духовного багажа, так как изучаемые на уроках музыки сочинения представляют, прежде всего, «золотой фонд» мирового музыкального наследия прошлого и настоящего времени. Проблемы человеческого бытия раскрываются в них языком художественных образов.
Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.
Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы.
Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике преподавания музыки. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.
Применительно к уроку музыки, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:
· показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
· реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
· продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
· подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной деятельности - особая форма её организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
· тематика музыкального проекта должна быть актуальной;
· проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
· необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.
Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы учащихся в современном мире. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор (разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе. Это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.), и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений).
Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.
Влияет ли применение проектной деятельности на модель обучения, с какой регулярностью и в какой форме проектные задания включаются в учебную деятельность?
Метод проектов применяется на всех уровнях общего образования. В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, музыкальные клипы и ролики, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.
В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.
Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
• проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;
• должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
• большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.
Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию учителя. Требования к учебному проекту – совершенно особые: - наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической; - выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы; - каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Рассмотрим таблицу, в которой можно разделить деятельность ученика и учителя и проследить за задачами каждого из них:
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Определяет цель деятельности |
Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания |
Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует |
Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения |
Содействует прогнозированию результатов |
Активен |
Создает условия для активности школьника |
Несет ответственность за свою деятельность |
Партнер ученика |
Субъект обучения |
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки |
Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.
Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы.
Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися — проектантами.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.
3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.
4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз работали участники проектной группы для разрешения поставлен ной проблемы.
5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Типы проектов.
ü исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.
ü творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта.
ü игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.
ü информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. И здесь особенно важна организация координационной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Анатомия» учебного проекта/Основные требования к проекту. [Интернет-ресурс] (https://cog429.mskobr.ru/files/chto_takoe_uchebnyj_proekt.pdf)
2. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. — М.: МЭСИ, 2002; Андреев А. А.Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика //Высшее образование в России. 2011. № 11. — С. 113—117
Джежелей О.В. Формирование основ читательской самостоятельности на уроке внеклассного чтения. – М., 1975ты.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.