Теоретические аспекты проектной деятельности на уроках музыки.
Оценка 4.8

Теоретические аспекты проектной деятельности на уроках музыки.

Оценка 4.8
docx
24.10.2020
Теоретические аспекты проектной деятельности на уроках музыки.
СТАТЬЯ.docx

  

 

СТАТЬЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ  НА УРОКАХ МУЗЫКИ

 

Специфика содержания и организации музыкальной проектной деятельности

Понятие «проект» пришедшее в педагогику из большой науки, несомненно, претерпело некоторую трансформацию, которая коснулась прежде всего целей и задач ученического проектирования: не столь важен результат – открытие принципиально новых законов или приобретение нового качества продукта; его цель – создание развивающей среды, способствующей развитию таких личностных качеств подростка, как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, умение решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, прогнозировать результаты своей деятельности и возможные последствия различных вариантов решения.

В ходе проектной деятельности дети обучаются тому, чего не дает традиционная система образования, а именно: решать практические задачи, зачастую не имеющие аналога, от самого начала до завершения (от замысла до представления результатов).

Термин «проект» (от лат.рrojectus – «выступающий, выдающийся вперед) предполагает несколько смыслов:

·        прототип, прообраз предлагаемого объекта;

·        описание (обоснование) замысла, идеи, образа, раскрывающее их сущность и возможность практической реализации;

·        деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определенного результата или цели

Проектная деятельность рассматривается в педагогической литературе как форма инновационных процессов в сфере образования, преобразовательная деятельность. Было бы весьма неправильным свести данное понятие к «обновлению старого» или же «внедрению нового».  Под педагогическим проектированием подразумевается «создание развивающей среды образовательной практики, построение образовательных программ и технологий, а также, способов и средств педагогической деятельности .

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию учителя. Требования к учебному проекту совершенно особые:

·        наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической;

·        выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;

·        каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

 

 Задача  проекта состоит в том, чтобы помочь ребёнку стать первооткрывателем, стать исследователем того, что доступно для наблюдения и согласуется с его опытом.

Иная же задача проекта для учителя состоит в необходимости помочь ученику переосмыслить результаты своей деятельности и творчески воплотить их в доступной для него форме. Ученические проекты дают возможность каждому школьнику почувствовать себя творцом, созидателем новой огромной и таинственной вселенной. Творчество – это сотворение собственного, не заимствованного текста культуры, а если не создание нового, то «со-творение», сотворчество – одно из наиболее интересных и привлекательных свойств проекта.

И, конечно же, еще один важнейших педагогический эффект проектной деятельности – приобретение опыта самостоятельного исследования, накопление, освоение и индивидуализация которого невозможны иными (в частности, вербальными) способами. При этом ученическое проектирование сохраняет алгоритм, присущий любой проектной деятельности, и включает следующие компоненты:

·        формирование идеального прообраза (моделирование) – определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, желаемых качеств предполагаемого продукта и разработка на этой на этой основе документируемого на любом профессиональном языке проекта (описание, изображение, компьютерная программа, и пр.);

·        выстраивание «шагов» для достижения желаемого результата – определение методов исследования и последовательности действий, способов оформления конечного продукта, согласование со всеми заинтересованными сторонами;

·        реализация идеи соответствующими и подведение итогов проекта – сбор, систематизация и анализ полученных данных, оформление результатов и их презентации.

Таким образом, сохраняя все стадии реализации проекта и его основные характеристики, ученические проекты наполняет их иным содержанием. Очевидно, что большая часть проектов решает чисто учебные задачи.

Обратимся к Федеральным Государственным Образовательным Стандартам (далее – ФГОС). Основные его положения диктуют необходимость освоения педагогами-музыкантами его базовых категорий и понятий, которые составляют «фундаментальное ядро содержания образования». В него включены: базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях; основные элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы; универсальные учебные действия (далее – УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс.

Базовые национальные ценности представлены в содержании вариативных программ по предмету «Музыка» и новых учебно-методических комплектов и направлены на формирование ценностных ориентаций личности, ее духовного багажа, так как изучаемые на уроках музыки сочинения представляют, прежде всего, «золотой фонд» мирового музыкального наследия прошлого и настоящего времени. Проблемы человеческого бытия раскрываются в них языком художественных образов.

Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры — наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы.

 

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике преподавания музыки. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Применительно к уроку музыки, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:

·        показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;

·        реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;

·        продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;

·        подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной деятельности - особая форма её организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

·        тематика музыкального проекта должна быть актуальной;

·        проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;

·        необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.

Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы учащихся в современном мире. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания музыки. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор (разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе. Это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.), и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений).

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту.

Влияет ли применение проектной деятельности на модель обучения, с какой регулярностью и в какой форме проектные задания включаются в учебную деятельность?

Метод проектов применяется на всех уровнях общего образования. В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, музыкальные клипы и ролики, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.

В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.

С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.

Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

•  проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;

• должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

• большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию учителя. Требования к учебному проекту – совершенно особые: - наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической; - выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы; - каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и ученика, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Рассмотрим таблицу, в которой можно разделить деятельность ученика и учителя и проследить за задачами каждого из них:

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Несет ответственность за свою деятельность

Партнер ученика

Субъект обучения

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

 

 

 

Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы.

Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися — проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является  разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз работали участники проектной группы для разрешения поставлен ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

 

Типы проектов.

ü  исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.

ü  творческие. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта.

ü  игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

ü  информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

практико-ориентированные. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта.  И здесь особенно важна  организация координационной работы. 

 

                           СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.            «Анатомия» учебного проекта/Основные требования к проекту. [Интернет-ресурс] (https://cog429.mskobr.ru/files/chto_takoe_uchebnyj_proekt.pdf)

2.            Андреев А.А. Педагогика высшей школы. — М.: МЭСИ, 2002; Андреев А. А.Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика //Высшее образование в России. 2011. № 11. — С. 113—117

Джежелей О.В. Формирование основ читательской самостоятельности на уроке внеклассного чтения. – М., 1975ты.


 

Скачано с www.znanio.ru

СТАТЬЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

СТАТЬЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Было бы весьма неправильным свести данное понятие к «обновлению старого» или же «внедрению нового»

Было бы весьма неправильным свести данное понятие к «обновлению старого» или же «внедрению нового»

И, конечно же, еще один важнейших педагогический эффект проектной деятельности – приобретение опыта самостоятельного исследования, накопление, освоение и индивидуализация которого невозможны иными (в частности, вербальными)…

И, конечно же, еще один важнейших педагогический эффект проектной деятельности – приобретение опыта самостоятельного исследования, накопление, освоение и индивидуализация которого невозможны иными (в частности, вербальными)…

УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс

УУД), на формирование которых направлен образовательный процесс

Метод проектов широко использовался в

Метод проектов широко использовался в

Отличительная черта проектной деятельности - особая форма её организации

Отличительная черта проектной деятельности - особая форма её организации

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту

Новизна подхода в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту

В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал

В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал

Экспериментирует Раскрывает возможные формы работы

Экспериментирует Раскрывает возможные формы работы

Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца

Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца

Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая

Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2020