ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Московское
среднее специальное училище олимпийского резерва № 2 (колледж)»
Департамента спорта города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР № 2» Москомспорта)
Теоретический материал
по предмету «Педагогика»
для студентов СПО 2 курса
По специальности 49.02.01 «Физическая культура»
(углубленная подготовка)
Квалификация «Педагог по физической культуре и спорту»
Москва, 2021
·
Объект, предмет и функции педагогики как науки о воспитании и обучении. Исторический характер педагогики. Основные категории педагогики (формирование и развитие личности, воспитание, образование, обучение, самообразование и самообучение).
Педагогика – это наука о воспитании и обручении человека.
Объект педагогики- явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.(образование).
Предмет педагогики – это образование, как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях)
Функции педагогики:
- Теоретическая (изучение передового педагогического опыта/ выявление состояния пед. явлений, успешности и эффективности деятельности педагога и учащихся/ экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе преобразования этой действительности)
- Технологическая (разработка методических материалов (учебных планов, программ, учебников и т.д.)/ внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью её совершенствования и реконструкции/ оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания с последующей коррекцией)
Исторический характер педагогики.
Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшего, вынуждено было бы начинать всё сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.
Педагогика как отдельная наука впервые заявила о себе в XVI веке. До этого периода она была составной частью философии. Воспитание возникает на раннем этапе первобытнообщинного строя в связи с появлением разделения труда, с необходимостью передачи приобретенных знаний и умений молодому поколению для подготовки их к жизни. Следовательно, труд стала главным фактором появления воспитания. В то время дети усваивали полученный опыт во время совместной работы и общения, воспитания было одинаковым для всех детей рода или племени, оно еще не осуществлялось специальными людьми в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Развитие общества, появление рабовладельческого строя, дальнейшая дифференциация труда привели к возникновению специальных учебно-воспитательных учреждений и появления людей, профессией которых было обучение и воспитание детей.
Первые исторические сведения о школах для мальчиков имеем из Древнего Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции. Появление частной собственности, классов и государства придает воспитанию классового характера: дети разных классов получают разное воспитание и обучение.
Древняя Греция дала нам примеры зависимости воспитания и от социально-экономических условий. Две противоположные школы - спартанская и афинская - свидетельствуют об этом. Главной целью спартанского воспитания было воспитание мужественного, физически развитого воина, способного выживать в трудных обстоятельствах. Именно на это была направлена система спартанского воспитания, которая была всесторонне покорена интересам Спарты и носила общественный характер. Афины, которые были центром торговли, ремесел, науки и искусства, целью воспитание брали воспитания гармонично развитого человека, объединяющая развитие ума и эстетического вкуса с физическим совершенством. Единственное, что объединяло эти школы - презрение к труду, как дела, которым должны заниматься только рабы.
·
Система педагогических наук (теория и история воспитания, теория и история образования и обучения, школоведение, частные методики). Взаимосвязь педагогики с другими науками (психологией, анатомией и физиологией, гигиеной и генетикой, историей и философией, экономикой и социологией, этикой и эстетикой).
Педагогика – это наука о воспитании и обручении человека.
Связь педагогики с другими науками.
Формы связи:
1. Использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук.
2. Творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках.
3. Использование конкретных результатов исследований в психологии, физиологии, социологии и т.д.
4. Участие в комплексных исследованиях человека.
·
Методы научно-педагогических исследований (педагогическое наблюдение и эксперимент, опрос и экспертная оценка, изучение педагогической документации, архивных материалов и литературных источников).
https://www.youtube.com/watch?time_continue=49&v=tGHzmuFWKFY&feature=emb_logo
Метод исследования – это (от греческого methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.
Методологические принципы педагогики:
https://www.youtube.com/watch?time_continue=260&v=0AAVouHuHWM&feature=emb_logo
- Личностный подход – он утверждает представления о социальной, деятельной и творческой сущности личности.
-Деятельностный подход – утверждает, что личность формируется и развивается только в деятельности.
- Полисубъектный (диалогический подход) – основан на вере в позитивный потенциал человека, его неограниченные творческие возможности, постоянное развитие и самосовершенствование. Важным при этом является то, что активность личности и её потребности в самосовершенствовании рассматриваются не изолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога.
-Культурологический подход – изучение педагогических явлений через призму культуры и культурных ценностей.
-Этнопедагогический подход – единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального, т.к. ребёнок живёт в конкретной социокультурной среде и принадлежит к определённому этносу.
-Антропоцентрический подход (разработал К.Д. Ушинский) – системное использование данных всех наук о человеке, как предмете воспитания и их учёт при построении и осуществлении педагогического процесса.
Группы методов
а) методы эмпирического уровня исследований;
б) методы теоретического уровня исследований;
в) методологический (математический) уровень исследования.
Дальше нужно будет рассказать подробнее о любом одном методе исследования на ВАШ выбор.
О них можно узнать тут : https://www.youtube.com/watch?time_continue=453&v=eMZvUWj8jik&feature=emb_logo
Вот один из методов-
Эксперимент – это специально организованная проверка того или иного метода, приёма работы для выявления его педагогической эффективности.
Этапы эксперимента:
Педагогический эксперимент может быть констатирующим, устанавливающим только реальное состояние дел, или преобразующим (развивающим) когда проводится целенаправленная его организация для определения условий развития личности обучающегося или детского коллектива.
Закон об образовании. Система образования в России. Ступени и формы обучения в РФ.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
принят 29.12.2012 N 273-ФЗ
Полный текст закона: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Основные принципы и положения организации народного образования, отражённые в законе:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;
5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;
6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;
8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;
9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;
11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;
12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Система образования в России.
После вступления РФ в болонский процесс, высшее профессиональное образование в России имеет трехуровневую структуру, т.е. готовятся специалисты с присвоением квалификация "бакалавр" (степень); "дипломированный специалист"; "магистр"
1. Бакалавр
Для получения квалификации (степени) "бакалавр" в высшем учебном заведении, срок обучения составляет не менее чем четыре года. Программа рассчитана на получение высшего профессионального образования, а так же начальных навыков научно-исследовательской деятельности и при этом - профессиональной мобильности, умения быстро входить в разные виды трудовой деятельности. Конечная цель подготовки бакалавра - широкая компетенция в своей профессии. Бакалавры, имеющие хорошую фундаментальную подготовку, успешно устраиваются на любую экономическую должность, а при необходимости получают затем узкое специальное образование с учетом потребностей организации. Обладатели дипломов бакалавров находятся в ничуть не худшем положении, чем обладатели дипломов специалистов.
2. Дипломированный специалист
Программа для получения квалификации "дипломированный специалист" длится не менее чем пять лет, готовит специалистов, т.е. готовит человека к профессиональной деятельности в конкретной сфере, т.е готовит узкого специалиста. Эта схема подготовки была незаменима в условиях плановой экономики и целевой подготовки, когда выпускник знал место своей будущей работы. И остается актуальной некоторых отраслях до сих пор, например медицина.
3. Магистр
Подготовка
магистров ориентирована на научно - исследовательскую и научно - педагогическую
деятельность. Правом обучения по программе магистра обладают лица, имеющие
диплом о высшем образовании. В целом магистерская образовательная программа
состоит из бакалаврской программы по соответствующему направлению и программы третьего
уровня(непосредственно магистратура), которая должна иметь две примерно равные
по объему составляющие - образовательную и научно - исследовательскую. Срок
обучения для очной формы обучения составляет 2 года
Обучение по магистерской программе опирается на активную самостоятельную работу
студента, в связи с этим его максимальная аудиторная нагрузка не должна
превышать 14 часов в неделю (в среднем за весь срок обучения).
Болонский процесс
В
июне 1999 года в итальянском городе Болонья министры образования почти 30-ти
европейских государств подписали соглашение о создании единого образовательного
пространства Европы. Это соглашение получило название “Болонской декларации”. С
помощью единой зоны высшего образования Европа планирует повысить качество и
доступность образования и потеснить США на рынке высшего образования. В
Болонский процесс входят более 50 стран Европы.
Российская Федерация в лице министра образования РФ В.М. Филиппова подписала
Болонскую декларацию 19.09.2003
Послеву́зовское профессиона́льное образова́ние — система повышения квалификации лиц, имеющих высшее образование.
Государственные и негосударственные образовательные учреждения. Лицензирование образовательной деятельности. Аттестация и аккредитация учебных заведений.
Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Деятельность государственных и негосударственных образовательных организаций регулируется Законом об Образовании и законодательством Российской Федерации.
Образовательные учреждения.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Образовательные учреждения могут быть:
- Государственными
- Муниципальными
- негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций
Государственным является образовательное учреждение, созданное Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации
Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.
Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с Федеральным законом об образовании в РФ собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
К образовательным относятся учреждения следующих типов: 1) дошкольные; 2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); 3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; 4) учреждения дополнительного образования взрослых; 5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья 7) учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); 8) учреждения дополнительного образования детей; 9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений.
Любое образовательное учреждение должно иметь лицензию.
Лицензия – это разрешение на право ведения образовательной деятельности.
Лицензирование образовательной деятельности регламентируется Законом РФ «Об образовании» (статья 33.1.), Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011№ 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».
Государственная аккредитация – это подтверждение от лица государства соответствия деятельности образовательного учреждения образовательным стандартам и требованиям.
Порядок государственной аккредитации установлен Законом РФ «Об образовании» (статья 33.2.), Постановлением Правительства РФ от 21.03.2011№ 184 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций».
Государственная аттестация и аккредитация образовательных учреждений являются основными формами проверки и подтверждения качества образовательных услуг, оказываемых этими учреждениями.
Государственная аккредитация образовательного учреждения– это юридическое признание его прав и способности осуществлять свою деятельность на уровне не ниже официально признанной нормы. Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает государственный статус, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, право на выдачу документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Аккредитованные образовательные учреждения могут пользоваться печатью с изображением государственного герба РФ.
Для негосударственных общеобразовательный учреждений последствием государственной аккредитации является включение в схему централизованного государственного или муниципального финансирования.
Аттестация всегда предшествует аккредитации. Учреждение, обращаясь за аккредитацией, должно представить соответствующему государственному органу положительное заключение о его аттестации. Она проводится с целью установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.
По общему правилу, аттестация проводится по заявлению образовательного учреждения один раз в пять лет.
Дошкольное образование и воспитание. Пропедевтика
Дошкольное образование, согласно ФЗ "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ от 29.12.2012, вступившему в силу 1 сентября 2013 г., направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Пропеде́втика (греч. προπαιδέυω, предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку, предварительный вводный курс, систематически изложенный в сжатой и элементарной форме. Но дошкольное образование – не просто «пропедевтика», а базис системы образования! Специфические психологические завоевания дошкольного возраста как раз и создают почву для формирования универсальных учебных действий, обозначенных в ФЗ «Об образовании в РФ» в качестве одной из целей дошкольного образования.
Особенности педагогической профессии. Профессионально значимые качества личности педагога. Требования к личности учителя.
Учитель – лицо, занимающееся преподаванием какого-либо предмета в школе, организующее и реализующее учебно-воспитательные процессы в школе.
Обучение – процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого учащиеся приобретают знания, умения, навыки, а также происходит их воспитание и развитие.
Воспитание – процесс взаимодействия учителя и учащегося с целью подготовки к жизни, трудовой деятельности, выработки и развития определенных свойств и качеств учащихся.
Главным направлением педагогических усилий является обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащегося. Главная функция учителя – управление процессом обучения, воспитания, развития и формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессом воспитания.
Важные профессиональные качества педагога: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, организованность, настойчивость, стремление постоянно повышать качество своего труда, справедливость, требовательность.
Человеческие качества: человечность, доброта, терпеливость, гуманизм, порядочность, ответственность, объективность, эмоциональная уравновешенность, интерес к личности воспитанника.
Профессионально необходимыми качествами личности педагога являются: выдержка и самообладание. Педагог должен обладать педагогическим тактом – соблюдение чувства меры в общении с учащимся, уважение личности учащегося.
Первое требование к профессиональному педагогу – наличие педагогических способностей.
Педагогические способности – это индивидуальные психические свойства личности, позволяющие успешно вести педагогическую деятельность, это определенное сочетание психических свойств, являющееся условием высоких результатов в обучении и воспитании.
Главные группы способностей:
1. организаторские – проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их, разделить обязанности, спланировать работу, подвести итоги сделанному.
2. дидактические – умение подобать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно излагать учебный материал, передавать знания, вызвать мыслительную активность, помогать развивать творческую деятельность
3. перцептивные – адекватное восприятие и понимание психологического состояния личности, умение проникать во внутренний мир школьника
4. коммуникативные – проявляются в умении учителя устанавливать педагогически целесообразные отношения с учащимися, их родителями и учителями
5. экспрессивные – внешнее выражение своих мыслей, знаний, убеждений, чувств и не столько с помощью речи, сколько с помощью пантомимики и мимики
6. исследовательские – умение познать и объективно оценить педагогические ситуации и процессы
7. научно-познавательные – проявляются в способности к усвоению научных знаний в избранной области
8. интеллектуальные
9. академические – способности к соответствующей области науки
Педагогические способности – важная предпосылка успешного овладения педагогической профессией.
Дети о том, каким должен быть учитель https://www.youtube.com/watch?v=XaxVuS1isbc&feature=emb_logo
Взрослые о том, каким должен быть учитель
https://www.youtube.com/watch?v=ufeGXXcm9_Q&feature=emb_logo
https://www.youtube.com/watch?v=kkVOPfTb75c
Как стать запоминающимся учителем https://www.youtube.com/watch?v=KpSY5ZJraTY
Компетентность учителя. Профессиональная подготовка и профессиональная пригодность. Самообразование, повышение квалификации и аттестация учителей.
Компете́нтность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области..
Личностные качества компетентного учителя (приобретаются в процессе профессиональной подготовки связаны с получением специальных знаний, умений, способов решения, методов деятельности):
· владение предметом преподавания,
· владение методикой преподавания предмета,
· психологическая подготовка,
· широкий культурный кругозор,
· педагогическое мастерство,
· организаторские умения и навыки,
· ораторское искусство,
· педагогическая техника,
· научная увлеченность – научный интерес, помогающий учителю формировать уважение к своему предмету;
· любовь к своему профессиональному труду;
· эрудированность педагога (должен ориентироваться в современном мире, много знать).
Педагогическое мастерство – это высокий уровень профессиональной деятельности учителя, это система ЗУНов, псих. процессов, свойств личности, обеспечивающих решение пед. задач, это комплекс проф. умений, доведенных до степени совершенства и обеспечивающих оптимизацию образовательного процесса в целях развития личности школьника.
Критерии мастерства: целесообразность; продуктивность (результат знаний и воспитанности школьников); оптимальность (в выборе средств); творчество (по содержанию деятельности мастерство связано с комплексом свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности учителя).
Компоненты педагогического мастерства:
1. педагогическая направленность (гуманистическая) – интересы, цели, идеалы учителя с точки зрения гуманизма;
2. профессиональные знания (предмета + законов общения);
3. педагогические способности;
4. педагогическая техника (умение управлять собой, эмоциональным состоянием, техникой речи, своим телом и дидактические, организаторские умения).
1 группа – умения управлять своим поведением, управлять настроением и эмоциями, социальная перцепция, дикция
2 группа – воздействие на личность и коллектив
3 группа – технология создания дисциплинарного общения, организация режима создания «завтрашней радости»
Пример педагогического мастерства: https://www.youtube.com/watch?v=mW-PzKuU5N4&feature=emb_logo
Самообразование, повышение квалификации и аттестация учителей.
Педагогическое самообразование (профессиональное самообразование педагога) – это процесс самостоятельного освоения педагогом новых педагогических ценностей, способов и приёмов, технологий деятельности, умений и навыков их использования и творческой интерпретации в своей профессиональной деятельности.
Педагогическая культура и профессиональная этика педагога. Педагогическое взаимодействие.
Профессиональная культура педагога – это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики.
Одной их немаловажных составляющих культуры педагога является этика.
Педагогическая этика - это составная часть этики, отражающая специфику функционирования морали (нравственности) в условиях целостного педагогического процесса, наука о разных нравственных аспектах деятельности учителя.
Специфика педагогической этики обусловлена прежде всего тем, что педагог имеет дело с весьма хрупким, динамичным «объектом воздействия» - ребенком. Профессионально необходимыми качествами личности педагога являются: выдержка и самообладание. Педагог должен обладать педагогическим тактом – соблюдение чувства меры в общении с учащимся, уважение личности учащегося.
https://www.youtube.com/watch?v=2HAqWMcFeIc&feature=emb_logo
Ералаш педагогическая этика https://www.youtube.com/watch?v=N7XptMoqccM&feature=emb_logo
Задание 19. Вы - классный руководитель. У одного из учеников Вашего класса серьёзный конфликт с учителем-предметником. Ученик когда-то провинился, но уже давно раскаялся, а учитель всё никак не может его простить и всячески мстит ему. Ученик очень переживает, но ничего не может поделать. Вы чувствуете, что должны вмешаться. Как Вы поступите? (Обоснуйте Ваши действия.)
|
Задание 23. Вы - классный руководитель. Вы замечаете, что учитель-предметник часто ведет себя непедагогично (срывает зло на учащихся, оскорбляет и унижает их, ставит "дисциплинарные" двойки). От этого страдает учебный процесс. Вы не можете остаться в стороне. Как Вам поступить? (Ответ обоснуйте.)
|
Задание 24. Вы - классный руководитель. Вы замечаете, что учащиеся Вашего класса слишком увлечённо "проверяют" молодого учителя-предметника (срывают ему уроки, устраивают мелкие пакости и т.п.). От этого страдает учебный процесс. Вы не можете остаться в стороне. Как Вы поступите? (Ответ обоснуйте.)
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.