Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Волонтёрский отряд «Взгляд в будущее»
(основное общее образование)
Возраст обучающихся: 5-7 класс |
Срок реализации: 1 год |
1 час в неделю, 34 часа в год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волонтёрский отряд «Взгляд в будущее» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Курс внеурочной деятельности предназначен для работы с обучающимися 5 – 7 классов в рамках социального направления внеурочной деятельности и направлен на формирование у обучающихся активной жизненной позиции, духовно-нравственного развития обучающихся, усвоение ими гуманистических, демократических и традиционных ценностей, моральных норм, воспитание чувства ответственности и гражданской идентичности.
Образование для современного ученика – это не только овладение базовыми знаниями, но и поиск ответов на самые главные вопросы: «Для чего я живу?», «В чем смысл моего существования?». В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в разделе личностных результатов реализации образовательной программы выпускник школы характеризуется как:
¾ осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, человечества;
¾ социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством.
Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года среди основных направлений развития воспитания декларируется поддержка общественных объединений, т.е. «широкое привлечение детей к участию в деятельности социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организаций и объединений, волонтерском движении».
Программа внеурочной деятельности «Школа волонтера» отвечает задачам социального направления внеурочной деятельности, нацеленного на формирование осознанной, инициативной, социально полезной деятельности. Она составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Целью курса является не только интеллектуальное, но и духовно-нравственное, творческое и физическое развитие человека, а также удовлетворение его особых индивидуальных образовательных потребностей и интересов.
Задачи курса:
¾ формирование у обучающихся представления об отечественных и мировых традициях волонтерского движения;
¾ осознание обучающимися ответственности за настоящее и будущее своей страны, формирование у них активной жизненной позиции;
¾ формирование у обучающихся опыта и навыков для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере;
¾ освоение обучающимися форм социально-преобразовательной деятельности.
Данная программа составлена с учетом Рабочей программы воспитания основного общего образования МБОУ СОШ № (далее – Рабочая программа воспитания). Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка, что проявляется в:
¾ приоритете личностных результатов реализации Рабочей программы курса внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в Рабочей программе воспитания;
¾ высокой степени самостоятельности школьников в подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку, что является важным компонентом воспитания ответственного гражданина;
¾ интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих их большую вовлеченность в совместную с педагогом возможность образования на ее основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для воспитания подчеркивается Рабочей программой воспитания.
Перевод обучения в сферу сотрудничества обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей, а также предоставляет возможность каждому, опираясь на свои способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, реализовать себя в познании, учебной деятельности.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Реализация программы предполагает сочетание теоретических и практических занятий с обучающимися. Проведение практических занятий осуществляется в разных формах: круглые столы, тренинги, конференции, добровольческие акции и др. При проведении тренингов следует использовать сказки, легенды, притчи. Реализация программы предполагает самостоятельную работу обучающихся с различными источниками информации, а также создание печатной и видеопродукции, подготовку сообщений, написание сценариев и т.д.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю. Предназначена для учащихся 5- 7 классов общеобразовательной школы.
Формы организации учебных занятий
Направление |
Формы и методы |
Информационно-просветительская деятельность |
Создание презентаций, листовок, буклетов; семинары-тренинги с применением интерактивных методов обучения здоровью; дискуссии, ток-шоу, дебаты, конкурсы, акции, уроки-презентации, уроки – конференции; помещение материалов на школьный сайт; выпуск приложений к школьной газете; выступления школьной агитбригады и др. |
Шефская деятельность |
Организация и проведение игр, конкурсов, мастер-классов и соревнований; организация и участие в акциях; организация концертных программ, театральных представлений; уборка и благоустройство территории ОУ и др. |
Рекламная деятельность
|
Создание презентаций, листовок, буклетов; организация и проведение тематических бесед, лекториев; помещение материалов на школьный сайт; выступления школьной агитбригады и др. |
Спонсорская помощь |
Организация благотворительных акций; сборы одежды, канцелярских принадлежностей, игрушек и др. |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При проведении практических занятий и добровольческих акций учащихся следует объединять в пары и группы. Возможна и индивидуальная работа обучающихся, например, при подготовке листовок, видеороликов, сообщений и т.п.
Реализация программы предполагает создание волонтерского объединения, определение его миссии, планирование работы и участие волонтеров в конкретных добровольческих акциях.
Раздел 1. Из истории волонтерского движения в мире и России. Создание волонтерского отряда. Учащиеся узнают об истории волонтерского движения в России и за рубежом. Познакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Разработают проект положения о волонтерском объединении, определят миссию волонтерского объединения, продумают направления работы и наметят план работы на год. Составят банк организаций, которые нуждаются в волонтерской помощи. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера.
Раздел 2. Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров). Учащиеся познакомятся с психологическими особенностями людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Тренинги, как интерактивные методы обучения позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность). Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению. Психологическая подготовка способствует развитию личностного потенциала школьников, помогает разрешить собственные психологические проблемы, закрепить полученные теоретические знания, формирует коммуникативные способности и готовность терпимо относится к окружающим людям. Проект тренинга по теме “Будьте милосердными” и методические рекомендации к нему см. в Приложении 2.
Раздел 3. Учимся работать с документами. Обучающиеся познакомятся с основными правовыми актами и документами, регламентирующими волонтерскую деятельность. Они научатся вести документацию волонтера, создавать различную печатную и видеопродукцию для проведения мероприятий в рамках волонтерской деятельности. Волонтеры научатся оформлять личное портфолио.
Раздел 4. Адреса милосердия (социальная работа волонтеров). Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании - это дети с ограниченными возможностями, дети из малообеспеченных семей, сироты, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
¾ формирование духовно-нравственных качеств, приобретение знаний о принятых в обществе нормах отношения к памятникам культуры, к людям, к окружающему миру;
¾ формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
¾ развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
¾ формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.
Метапредметные результаты проявляются в:
¾ расширении круга приёмов составления разных типов плана;
¾ -расширении круга структурирования материала;
¾ умении работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами, планировать волонтёрскую деятельность;
¾ -обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.);
¾ -умении организовывать волонтёрскую деятельность;
¾ -способности оценивать результаты волонтёрской деятельности собственной и одноклассников.
Предметные
¾ духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
¾ патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
¾ здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
¾ формирование толерантности – организация досуга молодежи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программа содержит лекционные и практические занятия. Реализация программы предусматривает включение учащихся в социальную практику, образовательные тренинги, исследовательские программы по созданию базы добровольческой деятельности, разработку новых программ и проектов. Освоение программы “Школьные волонтёры” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях.
При реализации данной рабочей программы курса внеурочной деятельности предусмотрено использование следующих электронно-образовательных ресурсов:
· Российское движение детей и молодёжи https://будьвдвижении.рф;
· Добро. Ру https://dobro.ru.
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Из них: |
|
Теория |
Практика |
|||
1 |
Кто такой волонтёр? Кодекс волонтёра. Устав школьного волонтерского отряда. |
1 |
1 |
|
2 |
Подготовка материалов для проведения акции по ПДД «Возьми ребёнка за руку» |
1 |
|
1 |
3 |
Просветительский рейд «Телефон доверия» |
1 |
1 |
|
4 |
Всероссийская акция «Я выбираю спорт» |
1 |
|
1 |
5 |
Организация и проведения внеклассного мероприятия «Я талантлив!» |
1 |
|
1 |
6 |
Акция «Подарок Ветерану» (изготовление сувениров и открыток для ветеранов педагогического труда, тружеников тыла и вдов ко Дню пожилого человека) |
1 |
|
1 |
7 |
Поздравление учителей и ветеранов педагогического труда с Днём учителя |
1 |
|
1 |
8 |
Социальная Акция «Наша жизнь – в наших руках» |
1 |
1 |
|
9 |
Трудовой десант. |
1 |
|
1 |
10 |
Выпуск листовок «Здоровому образу жизни - Да!» |
1 |
|
1 |
11 |
Тренинг «Твоя цель - твой успех!» |
1 |
1 |
|
12 |
Акция «Давайте жить дружно», посвященная Дню народного единства |
1 |
|
1 |
13 |
Акция «Все мы разные, но мир у нас один, посвященная международному дню толерантности |
1 |
1 |
|
14 |
Праздничный концерт, посвященный Дню Матери |
1 |
|
1 |
15 |
Агитбригада «Быть здоровым - здорово!» |
1 |
|
1 |
16 |
Участие во Всероссийской акции «День героев Отечества» (9 декабря) |
1 |
|
1 |
17 |
Акция «Покормите птиц зимой» |
1 |
|
1 |
18 |
Участие в операции «Осторожно – гололёд!» |
1 |
|
1 |
19 |
Тренинг «Уверенность в себе!» |
1 |
1 |
|
20 |
Акция «Безопасный Новый год» |
1 |
|
1 |
21 |
Участие в экологической акции «Берегите лесную красавицу!» |
1 |
1 |
|
22 |
Акция «Поздравляем сильный пол с Днем защитника Отечества» |
1 |
|
1 |
23 |
Праздничный концерт, посвященный международному женскому дню |
1 |
|
1 |
24 |
Акция «Каждому скворцу - по дворцу» |
1 |
|
1 |
25 |
Благотворительная акция «Белый цветок» |
1 |
|
1 |
26 |
Организация Всемирного дня здоровья в школе |
1 |
|
1 |
27 |
Акция «Ветеран живёт рядом» (помощь в Доме Ветеранов) |
1 |
|
1 |
28 |
Акция «Чистота залог здоровья!» |
1 |
|
1 |
29 |
Акция «Георгиевская ленточка» |
1 |
|
1 |
30 |
Тренинг «Будьте милосердными!» |
1 |
1 |
|
31 |
Акция «Бессмертный полк» |
1 |
|
1 |
32 |
Операция «Говорим красиво и правильно!» (Отказ от нецензурной лексики) |
1 |
|
1 |
33 |
Подготовка материалов к акции «Дышите свободно» (день отказа от курения) |
1 |
|
1 |
34 |
Подведение итогов работы. |
1 |
1 |
|
Всего: |
34 |
9 |
25 |
Учебно-методическое обеспечение
1. Аксютина, З.А. Тимуровское движение и его характеристики в современных исследованиях [Электронный ресурс] / З. А. Аксютина // Педагогика. - 2022. - №5. - С.77-83.
2. Горская, С.В. Волонтерство в развитии социальной активности младших школьников [Текст] / С. В. Горская, И. В. Юденкова // Начальная школа. - 2022. - №9. - С.10-13.
3. Дьячкова, Т.В. Волонтёрское движение подростков как альтернатива асоциальным группировкам / Т. В. Дьячкова, Н. В. Зарниченко // Воспитательная работа в школе. - 2022. - №1. - С.63-69.
4. Кутняков, В.П. Организация волонтёрской помощи детям-инвалидам с умственной отсталостью (методические рекомендации) [Текст] / В. П. Кутняков, А. Р. Маллер // Мастер-класс. Прилож. к журналу "Методист". - 2022. - №1. - С.4-14.
5. Кутняков, В.П. Организация волонтёрской помощи детям-инвалидам с умственной отсталостью (методические рекомендации) [Текст] / В. П. Кутняков, А. Р. Маллер // Мастер-класс. Прилож. к журналу "Методист". - 2022. - №2. - С.20-28.
6. Мотивационные основы подготовки волонтеров к деятельности в области безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс] / М. Г. Синякова [и др.] // Педагогическое образование в России. - 2022. - №2. - С.141-150.
7. Соловьева, Н.И. Медиаволонтерство - инновационный ресурс социальной активности детей и молодежи [Текст] / Н. И. Соловьева, К. Г. Цуцкиридзе // Практические советы учителю. - 2022.- №5. - С.25-29.
8. Чешагорова, Н.В. Поддержка общественных и ученических инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтёрства) [Текст] / Н. В. Чешагорова // Управление качеством образования. - 2022. - №2. - С.81-87..
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.