Теория экспертных систем и способы их создания

  • Разработки уроков
  • doc
  • 06.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Теория экспертных систем и способы их создания» Цели урока: «Сформировать у обучающихся основные понятия об экспертных системах». Ход урока: 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания Страницы в учебнике. 3.Изучение нового материала В процессе изучения нового материала учащийся отвечают на вопросы, заполняя таблицу. Работа с презентацией. Экспертные системы Назначение ЭС Структура или компоненты ЭС Роли создателей ЭС Режимы работы ЭС Представление знаний в ЭС Определение ЭС Определение Базы знаний База знаний — совокупность знаний, относящихся к некоторой предметной области и формально представленных таким образом, чтобы на их основе можно было осуществлять рассуждения. Базы знаний чаще всего используются в контексте экспертных систем, где с их помощью представляются навыки и опыт экспертов, занятых практической деятельностью в соответствующей области (например, в медицине или в математике). Обычно база знаний представляет собой совокупность правил вывода. Экспертная система — это комплекс компьютерного программного обеспечения, помогающий человеку принимать обоснованные решения. Экспертные системы используют информацию, полученную заранее от экспертов — людей, которые в какой-либо области являются лучшими специалистами. Экспертные системы должны: • хранить знания об определенной предметной области (факты, описания событий и закономерностей); • уметь общаться с пользователем на ограниченном естественном языке (т.е. задавать вопросы и понимать ответы); • обладать комплексом логических средств для выведения новых знаний, выявления закономерностей, обнаружения противоречий; • ставить задачу по запросу, уточнять её постановку и находить решение; • объяснять пользователю, каким образом получено решение. Желательно также, чтобы экспертная система могла: • сообщать такую информацию, которая повышает доверие пользователя к экспертной системе; • «рассказывать» о себе, о своей собственной структуре. Экспертные системы могут использоваться в различных областях — медицинской диагностике, при поиске неисправностей, разведке полезных ископаемых, выборе архитектуры компьютерной системы и т.д. Классификация экспертных систем Экспертные системы являются одним из основных приложений искусственного интеллекта. Искусственный интеллект – это один из разделов информатики, в котором рассматриваются задачи аппаратного и программного моделирования тех видов человеческой деятельности, которые считаются интеллектуальными. Результаты исследований по искусственному интеллекту используются в интеллектуальных системах, которые способны решать творческие задачи, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти (базе знаний) системы. Системы искусственного интеллекта ориентированы на решение большого класса задач, к которым относятся так называемые частично структурированные или неструктурированные задачи (слабо формализуемые или не формализуемые задачи). Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида: Создающие управленческие отчеты (выполняющие обработку данных: поиск, сортировку, фильтрацию). Принятие решения осуществляется на основе сведений, содержащихся в этих отчетах. Разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения сводится к выбору одной из предложенных альтернатив. Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными: Модельные информационные системы предоставляют пользователю модели (математические, статистические, финансовые и т.д.), которые помогают обеспечить выработку и оценку альтернатив решения. Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания систем, основанных на знаниях, полученных от специалистов - экспертов.
Иконка файла материала Теория экспертных систем и способы их создания.doc

17-18 урок, 11 класс – теория

Учитель: Брух Т.В.

Дата:_________

Тема урока: «Теория экспертных систем и способы их создания»

Цели урока: «Сформировать у обучающихся основные понятия об экспертных системах».

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Страницы в учебнике.

3.Изучение нового материала

В процессе изучения нового материала учащийся отвечают на вопросы, заполняя таблицу. Работа с презентацией.

Экспертные системы

Назначение ЭС

 

 

 

 

 

 

Структура или компоненты ЭС

 

 

 

 

 

 

Роли создателей ЭС

 

 

 

 

 

 

Режимы работы ЭС

 

 

 

 

 

 

Представление знаний в ЭС

 

 

 

 

 

 

Определение ЭС

 

Определение Базы знаний

 

База знаний — совокупность знаний, относящихся к некоторой предметной области и формально представленных таким образом, чтобы на их основе можно было осуществлять рассуждения.

Базы знаний чаще всего используются в контексте экспертных систем, где с их помощью представляются навыки и опыт экспертов, занятых практической деятельностью в соответствующей области (например, в медицине или в математике).

Обычно база знаний представляет собой совокупность правил вывода.

Экспертная система — это комплекс компьютерного программного обеспечения, помогающий человеку принимать обоснованные решения. Экспертные системы используют информацию, полученную заранее от экспертов — людей, которые в какой-либо области являются лучшими специалистами.

Экспертные системы должны:

·        хранить знания об определенной предметной области (факты, описания событий и закономерностей);

·        уметь общаться с пользователем на ограниченном естественном языке (т.е. задавать вопросы и понимать ответы);

·        обладать комплексом логических средств для выведения новых знаний, выявления закономерностей, обнаружения противоречий;

·        ставить задачу по запросу, уточнять её постановку и находить решение;

·        объяснять пользователю, каким образом получено решение.

      Желательно также, чтобы экспертная система могла:

·        сообщать такую информацию, которая повышает доверие пользователя к экспертной системе;

·        «рассказывать» о себе, о своей собственной структуре.

Экспертные системы могут использоваться в различных областях — медицинской диагностике, при поиске неисправностей, разведке полезных ископаемых, выборе архитектуры компьютерной системы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Классификация  экспертных систем

Экспертные системы являются одним из основных приложений искусственного интеллекта. Искусственный интеллект – это один из разделов информатики, в котором рассматриваются задачи аппаратного и программного моделирования тех видов человеческой деятельности, которые считаются интеллектуальными.

Результаты исследований по искусственному интеллекту используются в интеллектуальных системах, которые способны решать творческие задачи, принадлежащие конкретной предметной области, знания о которой хранятся в памяти (базе знаний) системы. Системы искусственного интеллекта ориентированы на решение большого класса задач, к которым относятся так называемые частично структурированные или неструктурированные задачи (слабо формализуемые или не формализуемые задачи).

Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, подразделяются на два вида:

Создающие управленческие отчеты (выполняющие обработку данных: поиск, сортировку, фильтрацию). Принятие решения осуществляется на основе сведений, содержащихся в этих отчетах.

Разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.

Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными:

Модельные информационные системы предоставляют пользователю модели (математические, статистические, финансовые и т.д.), которые помогают обеспечить выработку и оценку альтернатив решения.

Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания систем, основанных на знаниях, полученных от специалистов - экспертов.

Экспертные системы - это программы для компьютеров, аккумулирующие знания специалистов - экспертов в конкретных предметных областях, которые предназначены для получения приемлемых решений в процессе обработки информации. Экспертные системы трансформируют опыт экспертов в какой-либо конкретной отрасли знаний  в форму эвристических правил и предназначены для консультаций менее квалифицированных специалистов.

Известно, что знания существуют в двух видах: коллективный опыт, личный опыт. Если предметная область представлена коллективным опытом (например, высшая математика), то эта предметная область не нуждается в экспертных системах. Если в предметной области большая часть знаний является личным опытом специалистов высокого уровня и эти знания являются слабоструктурированными, то такая область  нуждается в экспертных системах. Современные экспертные системы нашли широкое применение во всех сферах экономики.

База знаний является ядром экспертной системы. Переход от данных к знаниям является следствием развития информационных систем. Для хранения данных применяются базы данных, а для хранения знаний – базы знаний. В базе данных, как правило, хранятся большие массивы данных с относительно небольшой стоимостью, а в базах знаний хранятся небольшие по объему, но дорогие информационные массивы.

База знаний – это совокупность знаний, описанных с использованием выбранной формы их представления. Наполнение базы знаний является одной из самых сложных задач, которая связана с выбором знаний их формализацией и интерпретацией.

Экспертная система состоит из:

- базы знаний (в составе рабочей памяти и базы правил), предназначенной для хранения исходных и промежуточных фактов в рабочей памяти (ее еще называют базой данных) и хранения моделей и правил манипулирования моделями в базе правил

- решателя задач (интерпретатора), который обеспечивает реализацию последовательности правил для решения конкретной задачи на основе фактов и правил, хранящейся в базах данных и базах знаний

- подсистемы пояснения, позволяет пользователю получить ответы на вопрос: «Почему система приняла такое решение?»

- подсистемы приобретения знаний, предназначенной как для добавления в базу знаний новых правил, так и модификации имеющихся правил.

- интерфейса пользователя, комплекса программ, реализующих диалог пользователя с системой на стадии ввода информации, и получения результатов.

Экспертные системы отличаются от традиционных систем обработки данных тем, что в них, как правило, используется символьный способ представления, символьный вывод и эвристический поиск решений. Для решения слабо формализуемых или не формализуемых задач более перспективными являются  нейронные сети или нейрокомпьютеры.

Основу нейрокомпьютеров составляют нейронные сети – иерархические организованные параллельные соединения адаптивных элементов – нейронов, которые обеспечивают взаимодействие с объектами реального мира так же, как и биологическая нервная система.

Большие успехи использования нейросетей достигнуты при создании самообучающихся экспертных систем. Сеть настраивают, т.е. обучают, пропуская через нее все известные решения и добиваясь получения требуемых ответов на выходе. Настройка состоит в подборе параметров нейронов. Часто используют специализированную программу обучения, которая занимается обучением сети. После обучения система готова к работе.

Если в экспертную систему ее создатели предварительно закладывают знания в определенной форме, то в нейронных сетях  неизвестно даже разработчикам, как формируются знания в ее структуре в процессе обучении и самообучении, т.е. сеть представляет собой «черный ящик».

Нейрокомпьютеры, как системы искусственного интеллекта, являются весьма перспективными и могут бесконечно совершенствоваться в своем развитии. В настоящее время системы искусственного интеллекта в форме экспертных систем и нейронных сетей находят широкое применение при решении финансово – экономических проблем.

4. Подведение итогов.

5. Домашнее задание

10 видов экспертных систем, одну описать (стратег 2.0)


Посмотрите также