Характеристика форм и методов воспитательной работы в современной школе
Выполнил: 2 курс химия полияз Чапаксин И.
Для осуществления воспитания в детских образовательных учреждениях необходимо решение следующих задач: определение содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных, индивидуально-психологических особенностей обучающихся.
физическое и нравственное здоровье детей
интеллектуальное развитие
формирование культуры личности и духовных ценностей
Воспитание подрастающего поколения – процесс многогранный
The upbringing of the younger generation is a multifaceted process
Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы:
– традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;
– дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
– национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;
– телевизионные: “Тема”, “Счастливый случай”, “КВН”;
– коллективно творческие дела: эстафета “Ромашка”, кольцовка;
– нестандартные: спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс;
– импровизации: “У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”.
Профессионализм педагога, организатора заключается в овладении наибольшим количеством форм работы и умением их использовать для решения конкретной педагогической задачи с максимальным воспитательным эффектом. “Поштучное”, по словам А.С.Макаренко, индивидуальное воспитание – высший пилотаж в работе воспитателя, педагога, классного руководителя.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой , в любой школе всегда была и остается очень важной сферой деятельности учителей.
Однако чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу. Методисты выделяют виды деятельности, которые возможны в школе, а именно:
познавательная деятельность,
ценностно-ориентационная,
общественная,
эстетическая,
досуговая.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений , взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями.
Общественная деятельность предполагает участие школьников в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых, политических и других акциях кампаниях.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей.
Трудовые формы внеурочной работы.
Положительно воздействует на детей совместная работа, шире – различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива, типографии, информационного центра. Это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления, общественных движениях и организациях. Совместный труд может вдохновлять не меньше театра, эстетического зрелища или праздника.
№ п/п | Вид деятельности | Целевое назначение | Активные формы организации деятельности |
1. | Познавательная | Обогащает представление об окружающей действительности, формирует потребность в профессиональном образовании, способствует интеллектуальному развитию. | Урочная: семинар, лекция, ролевая игра, защита проекта, творческий отчет, нетрадиционная форма. Внеурочная: конференция, круглый стол, интеллектуальный марафон, |
2. | Общественная | Содействует социализации учеников, включает | Выпуск периодической печати, дискуссия, работа самоуправления, шефство. |
3. | Ценностно – орентированная | Рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей, формирование культуры, своего “Я”. | Диспуты на нравственные темы, этикет и профессиональная этика, тестирование, анкетирование, составление психологической карты, акции милосердия. |
4. | Спортивно – Оздоровительная | Здоровый образ жизни, формирует силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела и отношений. | Кружки, секции, общефизическая подготовка, спартакиады, товарищеские состязания. |
5. | Художественная | Чувственное мироощущение, потребность в прекрасном, реализация индивидуальных задатков и способностей. | Музыкальные и литературные гостиные, творческие конкурсы.Дополнительное образование, концерты художественной самодеятельности, спектакли, экскурсии в музеи, вечера отдыха, праздники. |
6. | Свободное общение | Взаимнообогащающий досуг школьников.Общение друг с другом. | Групповые дела, “огоньки”, час общения, викторина, вечера, именины группы. |
7. | Трудовая | Создание, сохранение и приумножение материальных ценностей. | Общественно-полезный труд по самообслуживанию, дежурство по школе и т.д. |
Виды и формы воспитательной работы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.