Цели:
– раскрыть понятие “терроризм” и показать, что терроризм является глобальной проблемой человечества;
– способствовать формированию патриотизма, справедливости, отрицательного отношения к крайним мерам, к терроризму, экстремизму;
– формирование активной жизненной позиции;
– привлечь ребят к обсуждению животрепещущей проблемы современности;
– формирование самостоятельного и адекватного восприятия публицистической, статистической и другой информации;
– сформировать собственную точку зрения и суметь ее аргументировать;
– развитие умения выделять главное, существенное;
– развить навыки поисковой и исследовательской работы;
– формировать у каждого ученика культуру ведения беседы, умение высказывать свои мысли, слушать и уважать точку зрения других на один и тот же вопрос.
Сценарий внеклассного мероприятия по теме: «Терроризм: история, мотивы, пути
решения проблемы»
Цели:
– раскрыть понятие “терроризм” и показать, что терроризм является глобальной
проблемой человечества;
– способствовать формированию патриотизма, справедливости, отрицательного
отношения к крайним мерам, к терроризму, экстремизму.
– формирование активной жизненной позиции;
– привлечь ребят к обсуждению животрепещущей проблемы современности;
– формирование самостоятельного и адекватного восприятия публицистической,
статистической и другой информации;
– сформировать собственную точку зрения и суметь ее аргументировать;
– развитие умения выделять главное, существенное;
– развить навыки поисковой и исследовательской работы.
– формировать у каждого ученика культуру ведения беседы, умение высказывать
свои мысли, слушать и уважать точку зрения других на один и тот же вопрос.
Форма проведения: дискуссия
Подготовка:
1. Подготовить докладчиков.
2. Расставить в аудитории столы по периметру комнаты, а середину оставить пустой.
Примечание. Эта свободная часть аудитории необходима для проведения
тренинговых упражнений, а расставленные таким образом столы помогут
ребятам видеть друг друга, что будет способствовать более непринужденному и
теплому общению.Ход воспитательного мероприятия.
I. Организационный момент.
Объявление темы.
Тема нашей дискуссии связана с очень актуальной и злободневной проблемой.
Радикальные группировки становятся все более активными. Официальные власти в
открытую объявили войну всем террористическим и экстремистским организациям,
пропагандирующим национальную рознь и угрожающим межэтническому согласию
во всем мире.
Для начала дадим определение понятию «терроризм».
Учитель обращается к ученикам: «В последнее время мы часто слышим (интернет,
СМИ, радио) такие слова как «терроризм», «террористы», «захват заложников» и др.
Давайте подумаем, как можно охарактеризовать понятия «терроризм» и
«экстремизм»?
Ученики высказывают своё мнение.
Учитель:
Слово «терроризм» (от лат. “ terror” страх, ужас) понимается как политика,
основанная на систематическом применении террора.
Экстремизм (от лат. ехtremus крайний) переводится как приверженность к крайним
взглядам и радикальным мерам.
Терроризм – есть мотивированное насилие с политическими целями (Б. Крозье,
директор лондонского института по изучению конфликтов).
Терроризм – это применение негосударственного насилия или угрозы насилия с
целью вызвать панику в обществе, ослабить положение и даже свергнуть
должностных лиц и вызвать политические изменения в обществе”.
2Ученики делают вывод о том, что экстремизм – это явление сложное и
неоднородное, определяется как приверженность к крайним мерам и взглядам,
отвергающим существующие социальные нормы. Оружием террора являются
репрессии, оружием терроризма – террористический акт.
II. Выступление учеников.
Ученики выступают с докладами по подготовленным темам. После чего всеми
происходит обсуждение рассмотренных вопросов.
Учитель: «Давайте обратимся к истории терроризма».
Первый ученик:
«Самая ранняя известная в истории человечества террористическая группировка –
это секта сикариев, которая действовала в Палестине в 66 73 гг. нашей эры.
В XI веке на Востоке действовали ассасины. Тайную секту, чье название и доныне
считается синонимом коварного убийства, основал Хасан альСаббах, которого
историки считают основоположником идеологии терроризма. Его называли гением
зла. Он основал не только идеологию терроризма, но и создал прототип государства
новой формации террористическое государство, в котором существовала четкая
иерархия подчинения и не было единых границ, четко очерченной территории.
Владения альСаббаха состояли из отдельных замковкрепостей. Территорию его
государства нельзя было захватить, завоевать или покорить. Его сторонники
кочевали из крепости в крепость.
В конце 60хначале 70х гг. XX века произошла резкая активизация
террористического движения. Эти годы особый рубеж в истории терроризма.
Символично, что наиболее громкие террористические акты происходят именно в
моменты наивысшего единения человечества, в частности, во время проведения
Олимпийских игр. Старт террористическому разгулу дал Мюнхен, в котором
состоялись Олимпийские игры 1972 г. 5 сентября 1972 г. боевики террористической
группировки "Черный сентябрь" захватили в заложники спортсменов Израиля».
3Ученик делает вывод: «Террористические группировки появились более 2 тыс. лет
назад. Их целью являлось стремление воздействовать не столько на население в
целом, сколько на государство, точнее на его правящие круги, которым они
объявляли войну. История показывает, что все самые громкие террористические
события современности приходятся на конец XX начало XXI века».
Учитель: « А теперь мы рассмотрим формы и методы терроризма»
Второй ученик:
«Анализируя методы террористической деятельности, исследователи выделяют:
1. Взрывы государственных, промышленных, транспортных, военных объектов,
редакций газет и журналов, различных офисов, партийных комитетов, жилых домов,
вокзалов, магазинов, театров, ресторанов и т.д.
2. Индивидуальный террор или политические убийства – чиновников, общественных
деятелей, банкиров и т.д.
3. Политические похищения. Как правило, похищают крупных государственных
деятелей, промышленников, журналистов, военных, иностранных дипломатов и т.д.
Цель похищения – политический шантаж (требования выполнения определенных
политических условий, освобождения из тюрьмы сообщников, выкуп и т.д.)
4. Захват учреждений, зданий, банков, посольств и т.д., сопровождающийся захватом
заложников. Чаще всего за этим следуют переговоры с представителями властей, но
история знает и примеры уничтожения заложников. Обладание заложниками
позволяет террористам вести переговоры «с позиции силы». Сегодня это одна из
наиболее распространенных форм терроризма.
5. Захват самолетов, кораблей или других транспортных средств, сопровождающийся
захватом заложников. Эта форма террористической деятельности получила широкое
распространение в 1980х.
6. Ограбление банков, ювелирных магазинов, частных лиц, взятие заложников с целью
получения выкупа. Грабежи – вспомогательная форма террористической
деятельности, обеспечивающая террористов финансовыми ресурсами.
47. Несмертельные ранения, избиения, издевательства. Эти формы террористического
нападения преследуют цели психологического давления на жертву и одновременно
являются формой так называемой «пропаганды действием».
8. Биологический терроризм. Например, рассылка писем со спорами сибирской язвы.
9. Использование отравляющих веществ и радиоактивных изотопов.
Арсенал методов и форм терроризма постоянно расширяется. Сейчас уже говорят о
компьютерном терроризме. В принципе, любые инфраструктуры общества, любые
промышленные объекты, технологические структуры, хранилища отходов,
повреждение которых чревато экологическими катастрофами, могут стать объектом
атаки террористов».
Ученик делает вывод: «В последние годы терроризм стал особенно изощрен,
кровав и безжалостен. Взрывы в публичных местах: поездах, на вокзалах, ресторанах;
похищения государственных деятелей, дипломатов, партийных лидеров; убийства,
ограбления, захваты государственных учреждений, посольств, самолетов. Возникают
новые невиданные прежде направления терроризма: воздушный, ядерный,
биологический, экологический и информационный. Все они носят явные черты
политического терроризма. Его цель гораздо масштабнее и грандиознее, чем
получение денежного выкупа или освобождение из тюрем арестованных боевиков, –
поставить на колени целые народы и государства».
Учитель: «Теперь давайте попробуем выявить особенности современного
терроризма. Как и любое другое явление, терроризм имеет свои отличительные
особенности».
(Ученики отмечают отличительные черты и высказывают свою точку зрения)
Ученик 1: «Вопервых, терроризм порождает высокую общественную опасность. Это
проявляется в результате запугивания, путем совершения какоголибо акта
насилия».
Ученик 2: «Вовторых, терроризм отличает публичный характер. Все действия
террористов направлены на то, чтобы как можно больше людей узнали о
террористическом акте. Терроризма без огласки не существует».
Ученик 3: «Втретьих, особенностью терроризма является преднамеренное создание
обстановки страха,
Обстановка страха,
напряженности создается не на индивидуальном или узкогрупповом уровне, а на
уровне социальном и представляет собой объективно сложившийся социально
5
напряженности.
подавленности,психологический фактор, воздействующий на других лиц и вынуждающий их к
какимлибо действиям в интересах террористов или принятию их условий».
Ученик 4: «Вчетвертых, оказывает психологическое воздействие. Так в процессе
переговоров выявляются некоторые болевые точки отдельного террориста или
группы и на них оказывается необходимое психологическое воздействие. Ведь и сам
террорист стремится оказать деструктивное психологическое воздействие и на
ближайшее, и на отдаленное социальное окружение».
Учитель: «Сейчас мы поговорим о мотивах терроризма».
Некоторые специалисты считают терроризм социальной болезнью, а террористов –
больными людьми. Как известно социальные болезни распространяются через
воздействие одних людей на других. Происходит это посредством ложных мнений,
слухов и т. д. Мотивами считается то, что побуждает деятельность человека, то,
ради чего она совершается (учитель приводит 2 ситуации, после чего задет
вопросы для обсуждения):
1. Одна группа бандитов взорвала стену дома, чтобы проникнуть в хранилище банка.
В результате взрыва погибли служащие банка. Преступники забрали деньги, скрылись
с места взрыва и затаились.
2. Другая группа ночью взорвала жилой дом. Погибли сотни людей. Преступники
издалека наблюдали за взрывом. Вскоре его организаторы заявили о том, что это
сделали именно они и выдвинули свои требования к руководству страны.
Что общего в действиях этих групп преступников и что их различает? Каковы
мотивы совершения взрывов каждой из групп?
(Ученики обсуждают ситуации и отмечают мотивы совершения рассмотренных
правонарушений)
Ученик: «Мотивы действий, которые совершают террористы, могут быть разными.
Так, националистические террористы взрывают и убивают, объявив себя, например,
«борцами против национального угнетения своего народа» (националистические
мотивы).
6Религиозные террористы сеют смерть и разрушения, провозгласив себя «борцами за
истинную веру» (религиозные мотивы).
Сепаратистские террористы убивают тысячи ни в чем не повинных людей, выдавая
себя за «борцов против поработителей», то есть против единого государства, за
выход из него (сепаратистские мотивы).
Террористыантиглобалисты совершают теракты, объясняя, что они «пытаются
остановить процесс обнищания народа».
И есть еще немало террористов с разными мотивами действий. Чтобы их различать,
нужно хорошо понимать, кому и почему выгодны теракты. Иногда понять это
нелегко».
Учитель: «Часто в действиях одних и тех же террористов переплетаются разные
мотивы. Среди них встречаются самые бредовые. Например, есть «борцы против
всего, что не наше и против всех, кто не мы». Это те, кто требует переустройства
всего мира посвоему разумению. К таким террористам относился Усама Бен Ладен,
который организовал теракты в США 11 сентября 2001 года. Он – был одним из
лидеров международного терроризма, организовавших террор и против России. Был
уничтожен в 2011 году».
Учитель формулирует вопрос для обсуждения:
«Попытайтесь объяснить, почему люди встают на путь террористической
деятельности, каковы их мотивы?»
Ученик 1: «Основной мотив участников террористической деятельности – корысть.
Большинство просто «выполняет свою работу». Террор для многих из них,
действительно, работа. И она стоит денег.
И лидеры террора и рядовые исполнители добывают средства к существованию.
Человека обучают некоторым навыкам. Ему дают небольшую сумму в качестве
предоплаты и обещают заплатить другую часть суммы после выполнения задания.
Стремясь заработать деньги, он выполняет
«работу»: взрывает, убивает и т.д.».
7Ученик 2: «Кроме этого, специалисты установили, что среди террористов часто
встречаются люди эмоционально неустойчивые. Нередки среди них и неудачники,
стремящиеся заставить говорить о себе. Получается, что «идейными террористами»
чаще становятся те, у кого присутствуют отклонения в психическом развитии,
«невротические комплексы». Они не сумасшедшие (хотя и таковые нередко
встречаются).
Просто террористическая деятельность является очень
привлекательной для некоторых молодых людей с определенными особенностями
психики. Так же, как и криминальная деятельность кажется заманчивой людям с
особыми чертами личности. И те, и другие, оказавшись «в нужном месте и в нужное
время», легко вовлекаются в атмосферу приключений и авантюр».
Учитель: «Нормальные люди убеждены: не может быть таких идей и целей, которые
объясняли бы захват и подрыв школы с детьми, пришедшими на праздник 1 сентября.
И что это за идея такая, если она заставляет стрелять в спины бегущих и ползущих
первоклашек?
Боевики прекрасно знали, кто соберется утром 1 сентября 2004 года у школы в
Беслане. Деловито развешивая взрывчатку в спортзале, где оказалась тысяча
заложников, они переступали через малышей, одетых попраздничному. Вместе с
родителями, старшими братьями и сестрами, на праздник пришло большое число
дошколят. Анжела К. оказалась заложницей вместе со своей двухлетней дочкой
рядом с бандитами. «Один из них, – вспоминала женщина – посмотрел на мою
девочку и почемуто сказал: «У меня тоже скоро родится ребенок».
Учитель задаёт систему вопросов, направленных на обсуждение:
1.Как Вы считаете, что могло заставить бандита произнести эту фразу?
2.Действительно ли он пришел умирать «за идею» или рассчитывал на чтото
другое?
(ученики высказывают свои точки зрения и обосновывают их)
III Заключение
Учитель задаёт вопросы для обсуждения:
8«Каковы пути решения проблемы терроризма существую? Каким же будет
терроризм в ближайшем будущем? Возможно ли его уничтожение?»
Ученик 1: «Каким будет террорист на завтра ответ на этот вопрос никто не готов
дать ответ. Все будет зависеть от результатов мирового сообщества, социальных
процессов и роста самосознания жителей планеты и ряда других факторов. В
настоящее время терроризм не утратил глобального характера, охватив все страны и
континенты. Терроризм подпитывается расовыми причинами, в основе которых
лежат нетерпимость ряда государств к другим расам и народам это порождает
массовое выступление террористов против расизма и расовой дискриминации».
Ученик 2: «Для решения данной проблемы необходимо создать благоприятные
условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить
реализацию их интересов, чтобы предотвратить конфликты на национальной почве.
Задача государства заключается в формировании у всех проживающих в данной
стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему
государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в
процессе самоидентификации граждан. Кроме того, государственные органы должны
активизировать свои усилия, направленные на локализацию и нейтрализацию
террористических тенденций,
устранить потенциальные предпосылки их
формирования. Необходимы меры по усилению границ, повышению контроля над
деятельностью зарубежных организаций».
Учитель с ребятами приходят к выводу о том, что современный терроризм
руководствуется одной целью – захватить власть. Терроризм это одна из острых
форм социального протеста в современных условиях.
Таким образом, главная задача – это предотвращение подобных явлений,
приводящих к разрушению общественных связей. Для этого необходимо, в первую
очередь, воспитывать молодёжь. Важную роль в воспитании молодого поколения
играет патриотическое воспитание, формирование гражданственности, осознание
себя как законопослушного гражданина, развитие толерантность к другим религиям
и национальностям. Также для эффективного противодействия международному
терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы,
включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический,
специальный и другие аспекты.
9