Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя
Оценка 4.6

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Оценка 4.6
Повышение квалификации +1
doc
история +1
7 кл—11 кл
21.01.2018
Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя
Данный материал дает краткий обзор истории становления тестологии, классификацию тестов и общие требования к тестовым заданиям. Кроме этого даются рекомендации по использованию тестов на разных этапах урока и приводятся примеры тестов по истории и обществознанию. Основные советы помогут готовить учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по вышеуказанным предметам.
Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя.doc
Министерство  образования и науки  Российской Федерации Федеральное   государственное  бюджетное   образовательное учреждение высшего   образования  «Ульяновский государственный педагогический университет  имени  И.Н. Ульянова» (ФГБОУ  ВО «УлГПУ имени И.Н. Ульянова») Факультет  дополнительного  образования Кафедра  методики гуманитарного  и поликультурного  образования Итоговая аттестационная работа по  теме  « Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя.» Работу  выполнила: Кашицына Ирина Александровна, слушатель  группы  И­5 , учитель   истории и обществознания   МКОУ «Тагайская СШ» МО «Майнский район» Рецензент: Бравина   М.А., зав. кафедрой  МГПО, к.и.н. Содержание. Ульяновск 2017  Тестирование на уроках истории и обществознания Краткий обзор истории становления тестологии……  Классификация тестов……………………  Общие требования к тестовым заданиям……   Использование тестирования как средства повышения качества I. Введение……………………………………………………… II. 1. 2. 3. III. оценочной деятельности на уроках истории. 1. Особенности использования тестов на разных этапах урока. 2. IV. V. Примеры тестовых заданий, используемых на уроках истории. Заключение.                                                                                        Список литературы. 3 5 7 15 17 20 23 25 I. Введение. В   России   идет   становление   новой   системы   образования, ориентированной   на   вхождение   в  мировое   образовательное   пространство. Стратегия модернизации содержания общего образования предполагает, что в основу   обновленного   содержания   должны   быть   положены   ключевые компетентности, которые предполагают обладание человеком совокупностью знаний,   умений,   навыков,   способов   деятельности,   опыта   творческой деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности. Вся многогранная работа школы в современных условиях направлена на развитие  личности ребенка в условиях индивидуализации  образовательного процесса.   В   решении   данной   задачи   особая   роль   отведена   учителям гуманитарных   дисциплин.   Именно   на   их   уроках   осуществляется   процесс формирования   качеств,   именуемых   общечеловеческими   ценностями. Успешная реализация данной задачи зависит прежде всего от человеческого фактора — от уровня методологической, научно­исторической и методической подготовки  учителей,   от   их   педагогического   мастерства   и   честного творческого отношения к своей работе. В   разрешении   основного   противоречия   обучения   истории, заключающегося в увеличении объема информации, ее противоречивости при сохранении сроков обучения  наряду     с разработкой вопросов оптимизации процесса обучения в целом все большее значение приобретает исследование вопроса контроля результатов этого процесса. Многолетняя   практика   привела   меня   к   выводу,   что   традиционных методов устного и письменного контроля обучения при всех их плюсах явно недостаточно.   Особый   интерес   вызвал   метод   тестовой   проверки   знаний обучающихся.  Преимущества тестов никто не оспаривает ­ это и экономия времени на уроке, и отсутствие субъективизма в оценке знаний учащегося, например.   Но   наша   методика   преподавания   предмета   была   направлена   в первую очередь на развитие умения выявлять причинно­ следственные связи, самостоятельно   мыслить,   опираясь   на   исторический   и   обществоведческий опыт и знания, воспитание патриотизма и гордости за свое Отечество,   что было основано  на развитие устной речи учащихся. Я считаю, что не каждому ученику в жизни пригодится точное знание дат и статистического материала, например.   Но   умение   логически   мыслить,   сопоставлять   факты   и   делать выводы поможет ему в дальнейшем не стать марионеткой в чьих­ либо руках. Переход же к итоговой аттестации в форме ЕГЭ требует совершенно иного подхода  к методике преподавания предмета, в первую очередь.  Поэтоу   цель   работы:   показать   роль   тестирования   как   средства повышения качества оценочной деятельности учителя.  Краткий обзор истории становления тестологии. II.Тестирование на уроках истории и обществознания. 1. Краткий обзор истории становления тестологии. С 2009 года в российских школах был введен обязательный   единый государственный   экзамен,   а   это   значит,   что   в   практической   деятельности учителя   должны занять одно из ведущих мест именно тестовые технологии. Сделать это грамотно поможет изучение такой науки, как тестология.  Знание процесса развития данной науки в России и за рубежом, помогает понять, какие именно проблемы вызывали наибольшее затруднения, от чего и по каким причинам   отказались, а что оправдало свое существование и на практике доказало свою состоятельность.  Итак,   тест,   как   метод   изучения   индивидуальных   различий,   возник сравнительно  недавно,   примерно   в   конце   Х1Х   века.     Ф.   Гальтон   в   своих трудах   разработал   основные   принципы   тестирования,   которые   остаются актуальными и по сей день: 1.Применение   серии   одинаковых   испытаний   к   большому   количеству испытуемых. 2.Статистическая обработка результатов. 3.Выделение эталонов оценки. Качественный   скачок   в   развитии   тестологии   связан   с   деятельностью французского психолога   А.  Бине.  Он является  родоначальником  тестов по определению умственного интеллекта. Вскоре возникла реальная возможность применить научные разработки в педагогической практике. Длительное время тесты развивались, как инструмент индивидуальных измерений. Массовый характер тестирования вызвал необходимость перейти от индивидуальных тестов к групповым, примерное время их появления 1917­ 1918 годы. Дальнейшее   развитие   тестологии   во   многом   определялось   нуждами практики. Разрабатывались тесты для профессионального отбора в различных сферах производственной деятельности. С   начала  XX  века   определилось   и   педагогическое   направление   в развитии   тестологии.   Основной   задачей   педагогических   тестов   являлось измерение успешности учащихся по тем или иным школьным дисциплинам за определенный   период   обучения,   а   также   успешность   применения определенных методов преподавания. Разработка первого педагогического теста принадлежит американскому психологу   Э.   Торндайку.   Он   считается   основоположником   педагогических измерений. В Америке тесты нашли особо широкое применение. 1915­1930­ые годы ­настоящий   бум   развития   тестологии.   Тесты   были   разработаны   по   всем учебным дисциплинам, но в Европе тесты применялись не так широко. В   России   же   внедрение   тестов   в   систему   образования   относится   к педагогическим технологиям возвратного типа. Нужно отметить, что с самого начала   становление   данной   науки   в   нашей   стране   носило   противоречивый характер.   Еще   в  1901   году   лаборатория   А.П.   Нечаева   активно   продвигала тестовые   методы.   Но   на   государственном   уровне   тесты   оказались востребованными только после 1917 года, активно же начали внедряться в учебную   практику   лишь   в   1926­   1936гг.   При   их   создании   было   допущено немало   ошибок,   особенно   при   составлении   заданий.         Критика   тестовых технологий была достаточно острой, и в 1936 году они были запрещены. Но уже   спустя   два   десятилетия   они   вновь   возвращаются   в   систему   сначала профессионального   образования   и   профессионального   отбора,   а   затем   и   в систему   общего   образования.   Одно   то,   что     возврат   к   тестовой   форме обучения   происходит   с   завидным   постоянством,   говорит,   что   она   имела неплохую результативность. Кроме того, важным дополнительным стимулом для   возрождения   тестовых   методов   в   современном   образовании   стало внедрение   программированного   обучения   с   использованием   компьютерных технологий. Завершая   обзор   становления   и   развития   метода   теста,   хочется подчеркнуть важность и ценность этого метода. Критическое  отношение к тестированию,   понимание   его   закономерностей   позволяет   улучшать педагогический процесс. 2. Классификация тестов. Первый тип классификации : 1.стандартизированные   тесты   ­   идет   стандартизация   процедуры   и условий   проведения   тестирования,   способ   обработки   и   интерпретации результатов,   которые   должны   привести   к   созданию   равных   условий   для испытуемых и исключить случайные ошибки и погрешности; 2.нестандартизированные тесты ­ они используются для оценки качества усвоения   материала   той   или   иной   темы,   выявление   усвоенных   понятий, определений и т.п. Второй тип классификации: По форме ответа ­ делятся на устные и письменные.  Третий тип классификации:  По характеру ответов на вопросы :  1.Открытого   типа   (со   свободными   ответами,   когда   испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, понятие дату и т.п.); 2.3акрытого   типа   (с   предписанными     ответами,   когда   испытуемому необходимо   выбрать   из   предложенных   вариантов   ответов   тот   или   иной вариант) Кроме   того,     выделяют   следующие   возможные   варианты   ответов, используемые в тестах школьных достижений :  а) открытого типа: ­   задания   дополнения   (с   ограничениями   на   ответы,   с   заданными ограничениями.   Испытуемый   должен   сформулировать   ответы   с   учетом предусмотренных в задании ограничений); ­   задания   свободного   изложения   (свободного   конструирования   без заданных ограничений, испытуемый должен самостоятельно  сформулировать ответ, т.к. никакие ограничения на них не накладываются). б) закрытого типа: ­   задания   с   альтернативными   ответами,     где   испытуемый   должен ответить «да» или «нет»; ­   задания   соответствия,   где   испытуемому   предлагается   восстановить соответствие элементов двух систем; ­   задания   множественного   выбора,   где   испытуемому   необходимо выбрать один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов; ­ исключение лишнего, где испытуемый должен найти то, что выпадает из логического ряда; задания   на   аналогию,   где   испытуемый   должен   выделить   отношение аналогии между парами элементов; ­   задания   на   последовательность,   где   испытуемый   должен   завершить некоторую последовательность элементов; ­ задания  на определение  субъективного  ранжирования  исторических фактов Типы и формы тестовых заданий. При выборе типа и формы теста я руководствуюсь целями и задачами, в соответствии с которыми проводится тестирование, характером материала, усвоение   которого   необходимо   выявить,   возрастными   индивидуальными особенностями   детей,   запасом   времени   и   т.п.   Но   какой   бы   вид   теста   не выбран, важно соблюдать структуру тестовых заданий. Структура тестовых заданий. 1.Инструкция.  2.Текст задания.  3.Варианты ответов.  4.Правильный ответ.  1.Инструкция   содержит   указание   на   то,   что   испытуемый   должен сделать,   каким   образом   выполнять   задание,   где   и   как   делать   пометки   и записи.   Например:   отметьте   знаком  X  те   варианты,   которые   вы   считаете правильными; или  ­ впишите недостающее слово.  2.Текст задания ­ это содержательное наполнение задания.  Оно должно быть предельно точным, кратким и иметь однозначный правильный ответ.  3.Варианты  ответов  не  используются  для  заданий  открытого  типа, где испытуемый формулирует и отражает ответ.  4.Правильный   ответ   ­   это   обязательный   атрибут   любого   тестового задания.  Без него задание теряет смысл,   так как   не может быть оценен в соответствии с авторским замыслом. Тесты открытого типа. Положительными сторонами хорошо составленных заданий дополнения и свободного изложения является: 1.Краткость  и  однозначность ответов. 2.Необходимость воспроизведения ответа по памяти. 3.Отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответов. 4.Простота формулировки вопросов. 5.Простота проверки. Недостатки: 1.Простое   воспроизведение   по   памяти   недостаточно   для   получения полной информации о знаниях и умениях учащихся. 2.Трудности формулировки заданий ­ невозможность иметь один ответ на многие вопросы. 3.Трудность в формулировке вопросов, требующих сопоставления, сравнения, анализа. 4.Невозможность использования технических средств для обработки. Для того, чтобы предотвратить неточности необходимо учитывать ряд правил, предложенных академиком B.C. Аванесовым : а) дополнять   нужно   наиболее   важное   то   знание,   чего   нужно проверить; б) в) г) д) дополнения лучше ставить в конце предложения; вопрос должен быть сформулирован точно; использование не более трех пропусков подряд; следует   чаще   пользоваться   количественными   величинами. Трудность  в  применении:  громоздкость процедуры,  большие затраты времени, вторая в том, что трудно составить однозначно правильные ответы.  Пример теста открытого типа :  Тест с заданиями   свободного изложения     : Когда была установлена граница между Россией и Китаем и где она проходила ? ( 1860г., по рекам Амур и Уссури ) Что получила Россия в результате подписания договора с Японией в конце XIX века? ( Сахалин) 3. Год образования  и состав Тройственного союза? (1882г., Германия, Австро­ Венгрия, Италия ) Тест с заданиями дополнения ( с ограничением на ответ     )   В  союз   «Антанта»   в   начале  XX  века   входили   Англия,...(   Франция, Россия) В ходе войны 1853 ­1856 годов Россия оказалась без союзников против коалиции   в   составе  (   русско   ­турецкая;   Турция,   Англия,   Франция   при постоянной угрозе со стороны Австро­Зенгрии) Пример теста закрытого типа.   1. Тест с заданиями альтернативного типа   :   а ) К каждому заданию дается два варианта ответов ( да ­нет, правильно ­неправильно и т.п.)   б ) Эффективнее  будет использовать задания  в  серии . Происходит выявления уровня овладения сложными определениями, знаниями и т.д. Пример : а ) альтернативный выбор двух ответов : Россия   начала  XX  века  по   государственной   форме   правления   была ограниченной монархией. Ответ : да ­ нет Требования: 1) все   варианты   ответов   должны   быть   грамматически   согласованы   с основной частью задания. 2) вопросы должны содержать только одну мысль или утверждение. 3) неправильные ответы должны быть разумны, умело подобраны,   не должно быть явных неточностей. 4) как можно реже использовать отрицание в основной части. 5) ответ не должен зависеть от предыдущих ответов. 6) количественные показатели должны располагаться последовательно от меньшего к большему или от большего к меньшему. 2. Тест с заданием соответствия. Наиболее   приемлемой   формой   является   соотнесение   порядковых номеров вопросов и ответов, например : Авторы Произведения Буквы А )И.Е. Репин Б )В.А. Серов А) «Меншиков в Березове» Б ) «Бурлаки на Волге» В ) В.И. Суриков В) «Девочка с персиками» Также можно использовать и такой вариант задания ­ это метод восстановления соответствия: Ф.И.О. деятеля Л.Н. Толстой A.M. Бутлеров A.M. Горчаков Буквы П., Н., Л. П., Н., Л. П., Н., Л. Обозначения Политика Литература Наука Знаком отметить соответствующее задание: перед вами фамилии людей, известных в различных областях человеческой деятельности. Вам необходимо поставить нужные буквы в ваших бланках, соответствующие основной сфере деятельности того или иного лица. Требования: 1.Число входных данных одного списка не должно превышать 10. 2.Всё должно быть на одной странице. З.Все ответы должны быть однородны. Главное преимущество ­ возможность быстрой оценки знаний, умений, навыков в конкретной области знаний и компактность размещения задач в тесте. Приведу несколько примеров: Установите соответствие между именами деятелей XVII века и родом из  занятий ИМЯ 1. К.Минин 2. Никон 3. С.И.Дежнев РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А) первооткрыватель, открывший пролив между Азией и  Америкой Б) предводитель крестьянской войны В) один из организаторов второго Нижегородского  ополчения 4. С.Т.Разин Г) инициатор проведения религиозной реформы С помощью заданий на установление соответствия можно проверять и люение причинно­ следственных связей, например: Задание  состоит  в  том,  чтобы  суметь  соотнести  данные  двух  граф таблицы :   Причины   возвышения 1. 2.Последствия возвышения  Москвы в XIV веке Москвы для Руси А)   Умелая   политика   московских Б)Начало собирания русских земель князей В) Перемещение торговых путей Г)Переезд   митрополита   Петра   в МосквуД)Усиление военных сил Руси              3. Тест с заданием множественного выбора Целью экономических реформ правительства Е. Гайдара было: А. милитаризация экономики                      Б. создание слоя собственников В. поддержка убыточных предприятий     Г. укрепление государственного                                                                                сектора в промышленности Учащемуся предлагается выбрать один из вариантов ответов. 4.Тест с заданием исключения лишнего.   Исключить из логического ряда лишнее : Битва   на   реке   Калка,   Куликовская   битва,   битва   на   реке   Пьяне, Невская битва. Стояние на реке Угре, Ледовое побоище. 5    .   Тест с заданиями на аналогию:   Испытуемый должен выделить  отношения   аналогии   между   парами элементов. Например, выбрать из предложенных пар исторических деятелей современников: А) Дмитрий Донской и хан Ахмат Б) Александр Невский и хан Батый В) Хан Мамай и Сергий Радонежский Можно   привести   еще   один   пример,   но   уже   с   несколько   другим заданием:   найти   в   знаменателе   второй   дроби   слово,   восстанавливающее соотношение, заданное в первой дроби : мусульманство Христианство Библия, Коран, сунниты, протестанты  6.Тест с заданием на последовательность.   Испытуемый   должен   завершить   некоторую   последовательность элементов. Расставить в хронологической последовательности : 1.Крымская война,  2.Кавказская война, 3. Русско­иранская война,  4.Русско­шведская война,  5.Отечественная война против Наполеона. Можно   использовать   и   такое   задание:  пронумеруйте   нижепере­ численные явления в причинно­следственной  связи : А) Возникновение неравенства  Б) Усовершенствование орудий труда В)Появление излишков. 7.Тест на субъективное ранжирование исторических фактов:   Пронумеруйте   в   порядке   убывания   по   степени   значимости нижеперечисленные причины отмены крепостного права в России: А) Отставание в военном отношении Б) Отставание в развитии экономики В) Позорило Россию в глазах других государств.  При составлении тестов закрытого типа иногда ответы целесообразно приводить в виде цепочки: Гражданская война привела к А) огромным людским и материальным потерям Б)потери привели к кризисным явлениям в экономике В)кризис ухудшил положение людей. Здесь ответы в целом похожи, причем построены они таким образом, что конечное слово в первом ответе является началом второго. Также   при   построении   ответов   возможно   использование   принципа накопления: каждый последующий ответ включает предыдущий и добавляет новый элемент, например: Россия во второй половине XIX века присоединила следующие территории : А) Северный Кавказ, Финляндию Б) Северный Кавказ, Финляндию, Среднюю Азию В)   Северный   Кавказ,   Финляндию,   Среднюю   Азию,   Сахалин   , Бессарабию. Каждый ответ является правильным, но не точным. Задача учащихся выбрать наиболее приближенный к истине ответ. В отдельных случаях можно представлять ответы в графическом виде. Особенно эффективна такая форма теста при изучении каких­либо сражений, развития экономики, персоналий и т.п. Тестовые задания по исторической карте. Исторические   и   географические   названия   ­   это   отнюдь   не   суть теоретической науки, однако, изучать историю бессмысленно не представляя себе   расположения   тех   или   иных   исторических   объектов.   Любой   учитель знает, что при заучивании названий мест сражений и т.д. ( т.е. номенклатуры) возникают   особые   сложности.   Учащимся   трудно   запомнить   большое   число названий, а учителю проверить, как школьники усвоили номенклатуру. Индивидуальный   устный   опрос   на   уроке   у   карты   занимает   много времени,   делая   неэффективной   работу   остальных   учащихся   класса. Проведение зачетов во внеурочное время перегружает рабочий день учителя и учащихся.   Поэтому   при   проверке   знаний   исторической   карты   эффективен метод тестирования. Но   с   переходом   к   ЕГЭ   я   была   вынуждена   отказаться   от   некоторых видов тестов, используемых в работе, так как эти формы не соответствовали тому, что предлагается в ЕГЭ.  3.Общие требования к тестовым заданиям. Исходя  из  выше  сказанного,  можно  определить  общие  требования  к тестам, независимо от их формы и содержания: 1) Каждое задание имеет свой порядковый номер. 2) Задание желательно формулировать в повествовательной форме, по мере возможности избегать вопросительных выражений. 3) Задание не должно быть громоздким и многословным. 4) Тесты не должны требовать больших затрат времени на выполнение. 5) Задание должно предполагать однозначный ответ.  6)   К   каждому   заданию   указывать   правильный   ответ.Неправильные ответы   должны   строиться   на   основе   типичных   ошибок   и   быть правдоподобными. Правильные ответы даются в случайном порядке. 7) Задания не должны зависеть друг от друга. 8) Тесты должны быть удобны для быстрой математической обработки. 9) Тест должен быть стандартным,  т.е.  использоваться  для  широкого практического применения. При   записи   теста   обязательно   должны   быть   выделены   задания   или другим шрифтом, или просто подчеркнуть. К тому же, в тест включаются как легкие, так и трудные задания. Легкие – поддерживают мотивацию учащихся при выполнении теста. Трудные задания при условии, что они соответствуют требованиям программы. III. Использование тестирования как средства повышения качества оценочной деятельности на уроках истории. 1. Особенности использования тестов на разных этапах урока. Приводя примеры использования различных тестов при изучении разных курсов, проблем истории я старалась показать возможности их применения, а также   показать,   насколько   порой   именно   тесты   бывают   эффективным методом   изучения   и   закрепления   новых   знаний.   В   приложении   к   работе   я поместила разработанные и опробованные мною на уроке тесты, составленные по курсу истории. Я   использую   тесты   на   разных   этапах   урока   в   зависимости   от   их особенностей. 1 .Тесты, предназначенные для закрепления пройденного материала, по моему  мнению,   должны   включать   только   основные   знания,   полученные   на уроке.  Они не должны быть громоздкими, в зависимости от насыщенности материала урока это должно быть 10­12 заданий. Желательно в них избегать детализации.   Ученики   должны   уяснить   основные   содержательные   единицы урока, понятия и термины, даты, имена и т.п. 2.Тесты,   предназначенные   для   опроса   по   пройденному   материалу   на предшествующем уроке. Заданий здесь уже может быть больше, делается упор на основные знания, но также я включаю в них и детали, конкретности.   З.Тесты, предназначенные для использования во время изучения нового материала, обычно с опережающим домашним заданием. По моему мнению, здесь лучше использовать тесты соответствия, сопоставления и т.п., так как они интереснее для выполнения, что позволяет повысить внимание к уроку в силу   необычности   задания.   С   другой   стороны   это  снимает   напряжение   и некоторую долю усталости у учащихся. 4.Тесты,   предназначенные   для   итогового   тестирования   или   по определенному разделу, или по теме, разбираемой на нескольких уроках. В   ходе   уроков   идет   устный   опрос,   а   тестирование   играет   роль закрепления  материала.  На своем опыте я убедилась, что в наших условиях, чтобы избежать списывания, нужно разрабатывать как минимум два­четыре варианта,   но   не   всегда   это   удается.   Я   выхожу   из   положения   следующим образом: если даже присутствует всего 2­4 варианта работы, я нумерую их по порядку, т.е. у меня получается, например, 20 вариантов. Содержание тестов я   обязательно   сверяю   с  материалом   ЕГЭ.  Да   и   формы   тестов   приходится выбирать те, которые встретятся детям на экзамене. Совершенствование   методов   обучения,   активизация   самостоятельной познавательной   деятельности   учащихся,   формирование   и   развитие   их исторической культуры ­ вот то, к чему стремится учитель истории сегодня. Решить эти задачи можно используя на уроке тесты, как по материалам учебника,   так   и   составленные   по   дополнительной   литературе.  Тесты дополняют   уже   существующие   задания   и   упражнения   учебника    и методического пособия. Работа с тестами рассчитана на непродолжительное время, и поэтому учитель может проводить их на различных этапах урока: ­ в начале, с целью проверки   знаний; ­ в конце урока, как закрепление; ­ в начале, при постановке проблемного вопроса; ­   в   середине,   когда   необходим   момент   занимательности   или «передышки»; ­ можно  также предложить ребятам  дома самим составить тесты для проверки на следующем уроке материала урока предыдущего. На   решение   теста   должно   выделяться,   четко   ограниченное   время, которое   зависит   от   количества   вопросов,   их   сложности,   индивидуальных особенностей   класса.   Обычно   тестовый   опрос   длится   5­7   минут   по   теме одного и до 12 минут по обобщающему повторению темы. Тестовые вопросы рекомендуется иметь каждому учащемуся индивидуально, но иногда тесты можно воспроизвести на экране при помощи эпипроектора. После проведения тестовых опросов рекомендуется сразу же провести устную   проверку,   чтобы   учащиеся   сразу   же   узнали   о   пробелах   в   своих знаниях.   Проверку   тестовых   заданий   иногда   я   поручаю  наиболее подготовленному   ученику   в   классе,   а   если   этот   тест   составлен   учеником самостоятельно, то он и проверяет результаты опроса. Можно в ходе урока предложить учащимся составить тест, пользуясь материалом   учебника   (или   ранее   неизученному   (в   целях   самостоятельной работы учащегося) или по уже пройденному материалу (в целях закрепления материала),схемам, таблицам, картам атласа и другим имеющимися в классе пособиями. Эта работа требует глубокого осмысления учебного материала, формирует   умение   извлекать   максимум   информации   из   карт   и   других источников. Чаще  всего я прошу составить тесты закрытого типа  с тремя вариантами   ответа.   Но   прежде   я   ещё   раз   напоминаю   учащимся   основные требования   к   тесту   (например,   точная   недвусмысленная   формулировка вопроса, один вариант правильного ответа, корректность в выборе вариантов ответа и т.п.) Для решения каждого теста необходимо разработать ключ.  Такая   форма   работы   позволяет   диагностировать   умение   учащихся работать с тестом, а также пробелы в его знаниях. Как показывает практика, учащиеся порою выбирают для вопросов теста не основополагающие пункты содержания, а заинтересовавшую их информацию, над чем так же приходится работать во время разбора ошибок, допущенных в этой работе. Учитель, положительно оценивающий метод тестирования и желающий применять   его   в   практике   своей   работы   должен   иметь   наборы  тестовых заданий по каждому курсу, по каждой теме, оптимальным является наличие нескольких вариантов, что значительно расширяет диапазон их применения. Работая   над   составлением   авторских   тестовых   заданий,   я придерживаюсь следующих общеизвестных педагогических принципов: ­ связь обучения и воспитания с окружающей жизнью; ­ научная ценность материала; ­ доступность; ­ учет   индивидуальных   особенностей   обучающихся   с   которыми работаю; ­ систематичность; ­ последовательность В своей работе по составлению тестовых заданий я обращаю внимание на то, чтобы вопросы соответствовали обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования, содержанию программ по истории. 2. Примеры тестовых заданий, используемых на уроках истории. Тематический тест по теме:«Опричнина. Последние годы Грозного царя». Задание А1.Кто из членов Избранной Рады бежал в Литву и стал противником Ивана Грозного? 1.Митрополит Филарет.                                2. Андрей Курбский.     3. Монах, духовник царя Сильвестр.           4. Алексей Адашев. Задание А2. В каком году была введена опричнина? 1.1564г. 2. 1565г. 3. 1566г. 4. 1568г. Задание А3. Каковы были цели Ивана Грозного, установившего опричнину? 1.Окончательная централизация страны.          2. Ликвидация уделов. 3.Искоренение боярского самовластия.             4. Искоренение всяческого инакомыслия, несогласия с царем и его идеями.  5. Все ответы верные. Задание А4. Какие территории были определены под опричнину? 1.Наиболее богатые и стратегически важные части страны.   2. Новгородские территории. 3. Земли по Волге и ключевые торговые пути.    4. Районы, богатые соледобычей, часть Москвы. 5. Центральные уезды с обширными вотчинными и поместными землями, а  также пограничные земли на Западе. Задание А5. О ком идёт речь? «Они носили чёрную одежду. Всадники  привязывали к шее лошади собачьи головы, а к крупу – небольшие метёлки». 1.Рекруты. 2. Гвардейцы. 3.Опричники. 4. Гардемарины. Задание 6. Он стал главным опричным палачом. 1.Алексей Басманов.  2. Андрей Курбский.   3. Иван Висковатый.   4 Малюта Скуратов. Задание В1. Вставьте в текст пропущенные слова. В ________ правительство ______________ ввело _____________ _______.  Теперь беглых крестьян можно было искать в течение 5 лет, причём сыск мог  проводить сам бывший владелец. Это затрудняло бегство крестьян на новые  земли. Все эти законы молва связывала с именем _________ __________.  Народ его ненавидел. К тому же считалось, что на нём висит ещё один  страшный грех ­ __________ ____________ _______________ . История Средних веков. Итоговый контроль. 1 вaриант Задание 1 Соотнесите определения с терминами (6 баллов) Понятие 1. империя 2. государство 3. донжон 4. халиф 5. оброк 6 Кодекс рыцарской  чести 7.барщина 8. производительность  труда 9.икта 10.феодал Определение A. правитель в Арабском государстве B. главная башня феодального замка C. крупный землевладелец  D.   Крупное   государство,   созданное   путем   завоевания территорий во главе которого стоит один правитель E количество продукции, производимой в единицу времени  F все работы в хозяйстве феодала G. участок земли в Арабском исламском государстве,  выдаваемый за службу H. все платежи крестьян феодалу результатами своего труда I Система правил поведения и норм жизни рыцарей в средние  века J Политическая организация власти, опирающаяся на силу  распространенная на определенную территорию Задание 2. Вставьте в текст пропущенные слова (6 баллов). Управление Арабским исламским государством. Власть в стране осуществлялась в соответствии с предписаниями Корана и толкованием   его   норм_______.   Наследственно   сохранялось   право_______ собственности. Мужчина имел _________ права по сравнению с женщиной. Частная   собственность   считалась   _______   и   ________.Тем,   кто   преданно служил   государству,   Мухаммед   выделял   земельный   надел_______. Государство ввело поземельный налог ­ _____ для тех, кто имел ________. После   смерти   Мухаммеда   страной   управляли   ________.   В   661­750   гг халифатом   правила   династия   ________.Халифат   был   разделен   на   пять владений ­ ________. Каждым владением правил назначенный халифом эмир, у   которого   было   по   ____   заместителя.Они   занимались   сбором_____   и делами_______. Задание 3. Кааба – это: A. мечеть B. священный источник C. город D. орган управления E. книга, в которой записаны законы шариата Задание   4.  Основателем   исламской   религии   и   арабского   государства является: A.  Абу Бакр    В. Мухаммед    С. Омар    D. Али     E. Осман IV. Заключение. Таким образом, тестирование сегодня остается  оперативным, надежным и   объективным   средством   контроля   знаний   учащихся,  оценивания   их достижений   в   развитии   учебно­интеллектуальных   умений   и  средством повышения качества оценочной деятельности учителя. Следовательно, тестовые задания являются полноправной составляющей в системе проверки результатов. Тестирование наряду с другими формами применяется при текущем, промежуточном и итоговом контроле. Это первое. Второе. Сложившаяся система применения тестовых заданий на уроке истории повышает его результативность. Это выражается в том, что в течение всего   урока  обучающиеся   заняты   конкретным   делом,  увеличивается   объем работы,   выполняемой   каждым   учеником,   повышается   степень   усвояемости нового материала. Третье. Абсолютное большинство обучающихся с желанием работает с тестовыми   заданиями.  Желание   иметь   высокий   результат   побуждает   более  материалом   учебника,   с   дополнительной основательно   работать   с литературой,   что,   безусловно,   оказывает  положительное   влияние   на формирование исторического мышления. Четвертое.   Повышение   качества   знаний,   увлеченность   предметом, стремление  получить   больше   информации   при   психологическом   комфорте способствует повышению уровня воспитанности обучающихся Пятое.   Систематическое   целенаправленное   использование   тестовых заданий  экономит   время   учителя,   что   является   одним   из   факторов оптимизации учебно­воспитательного процесса. Шестое.   Систематическое   отслеживание   результатов   каждого обучающегося, анализ результатов этого отслеживания позволяет конкретно и целенаправленно заниматься индивидуальной работой по предмету. Таким образом, использование контрольно­измерительных  материалов может   способствовать   обеспечению   успешного   развития   учебно­ интеллектуальных умений каждого школьника, повышению объективности и системности   оценивания,   формированию   внутренней   мотиваций   учебно­ познавательной деятельности. V. Литература 1) Вязкова   Т.В.,   «Тестирование   как   эффективный   инструмент контрольно­оценочной http://metodkopilka.nethouse.me   деятельности   педагога»   ­ 2) Захарова Е.Н.. Россия в 19­ начале 20 в. 8 класс. Задания и тесты. М.: Мнемозина, 1998.­80с. 3) Кадневский В.М.. Обучающие тесты в системе исторических знаний// Преподавание истории и обществознания в школе. 2005,с.29. №1 4) Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. ­М.: АПКиПРО, 2002.­24С. 5) Панова Л.В., Порубаева Е.В.,Старикова А.В. Тестирование учащихся с использованием современных технических средств // Преподавание истории и обществознания в школе. 2009.С.61. №6 6) Плоткин   Г.М.  «тестовые   задания   5­11   класс»,   Москва, «Просвещение» 2002г. 7) Шишов   С.Е.,   Кальней   В.А.   Школа:   мониторинг   качества образования. ­ М., 2000. 8) Юдовская А.Я.. Как использовать тесты? // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004, с.56. №8 9)   http://pish.ru/   –   Преподавание   истории   в   школе:   научно­ методический и теоретический журнал 10)   http://his.1september.ru/   –   Сайт   «Я   иду   на   урок   истории»   и электронная версия газеты «История» 11)   http://lesson­history.narod.ru  ­  Компьютер   на   уроках   истории, обществознания и права

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя

Тестирование как средство повышения качества оценочной деятельности учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018