МБОУ «СОШ № 3»
Обобщение педагогического опыта по теме
«Тестовый контроль на уроках русского языка с целью повышения качества знаний учащихся».
.
п. Чернышевский
2020
СОДЕРЖАНИЕ.
1.Введение.
2.Основная цель и задачи деятельности.
3.Теоретическая база.
3.1.Что такое тест?
3.2.Функции тестирования в педагогике.
3.3.Классификация тестов в соответствии
с этапами обучения.
3.4.Типовая характеристика тестовых материалов.
4.Организация и проведение тестового контроля
по русскому языку.
4.1.Как составить тест?
4.2.Из опыта проведения мониторинга.
4.3.Этапы проведения тестирования.
4.4 Использование различных тестов на уроках
русского языка.
4.5.Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
5.Выводы. Преимущества и недостатки тестирования
как формы контроля знаний, умений и навыков учащихся.
6. Приложения.
7. Используемая литература.
ВВЕДЕНИЕ.
Чему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда будут интересовать вопросы качества полученных знаний и умений. С пользой ли были потрачены на учёбу время и усилия? Соответствуют ли приобретённые знания тем задачам, которые человек поставил перед собой? На эти и многие другие вопросы можно получить ответы по меньшей мере двумя способами. Первый – самостоятельно или с помощью учителя проанализировать качество затраченных усилий, проверить себя с помощью контрольных заданий различных типов. Другой способ – стать участником специальной, особым образом организованной процедуры, называемой экзаменом.
Строго говоря, названные способы проверки качества знаний и умений по определенному предмету (в данном случае, по русскому языку) не противоположны друг другу. Самооценка свойственна любому нормальному человеку и присутствует практически во всех видах его деятельности.
В процессе обучения в школе одна из важных задач учителя - не только дать ученикам определенную сумму знаний, но и систематически проверять уровень усвоения этих знаний обучающимися, контролировать приобретенные ими умения и навыки по предмету.
Официальный экзамен во многом построен на саморегуляции, самоорганизации человека, выполняющего контрольные задания. Но важно, чтобы выпускник был всесторонне готов к этому испытанию.
Актуальность.
В практическом арсенале учителя русского языка всегда была масса способов проверки знаний, умений и навыков учащихся по определённым темам или разделам: терминологические диктанты, словарные диктанты, контрольные диктанты, комплексная работа с текстом и т.д. Сегодня в жизнь учащихся - выпускников школы и их учителей прочно вошло такое понятие, как единый государственный экзамен, который предполагает выполнение контрольных заданий в форме тестов. Следовательно, тестовая форма проверки знаний, умений и навыков учащихся в современной школьной практике должна иметь преимущественное значение.
В связи с этим возникает необходимость правильно, рационально и последовательно организовать учебную деятельность учащихся, чтобы испытание в форме ЕГЭ не стало сильнейшим стрессом и разочарованием как со стороны ученика и его родителей, так и со стороны учителя и школы в целом, а стало подтверждением хорошего качества полученных знаний и умений.
Таким образом, необходимость проведения тестового контроля знаний, умений и навыков (ЗУН) на уроках русского языка понятна всем. Но в непосредственной учебной деятельности в связи с этим возникает ряд проблем:
1)проблема подбора дидактических материалов для тестовых заданий, позволяющих достаточно полно и эффективно осуществить проверку ЗУН с учетом принципа валидности (степени соответствия задания теста целям и задачам осуществляемого контроля);
2)проблема дифференциации, учёта сложности тестовых заданий;
3)проблема оценивания работ;
4)психологические трудности (например, боязнь ученика не справиться с тестом, неуверенность в своих знаниях).
В данной работе предлагается рассмотреть возможное использование различных тестовых заданий на уроках русского языка, а также факультативах и индивидуальных занятиях.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Гипотеза.
Если обеспечить системность, продуманность использования различных форм тестового контроля усвоения знаний, умений и навыков на уроках русского языка, а также факультативах и индивидуальных занятиях, то возможно обеспечить постепенную, эффективную и качественную подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА.
Цель.
Выработать систему использования различных форм тестового контроля знаний, умений и навыков по русскому языку, позволяющую объективно оценивать уровень подготовки учащихся, анализировать результаты работы по предмету и продумывать пути и способы корректирования знаний и умений учащихся.
Задачи:
· Изучить возможные для применения на уроках русского языка типы тестовых заданий.
· Работать над подбором и составлением различных тестовых заданий по основным темам и разделам русского языка в соответствии с возрастом учащихся, их индивидуальными способностями и требованиями программы.
· Тренировать умения и навыки учащихся в работе с тестами различных типов.
· Способствовать преодолению у учащихся психологических трудностей в работе с тестами на уроках и непосредственно при сдаче ЕГЭ и ГИА.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА.
Что такое тест?
В английском языке слово ТЕСТ обозначает «испытание, проба, эксперимент, проверка». Примерно такое же толкование этому понятию даётся и в «Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова 2005 года издания: «Тест (спец.) - пробное задание, исследование, испытание».
В справочной литературе встречается несколько формулировок для обозначения понятия ТЕСТ. Из них в школьной практике, по мнению Д. С. Горбатова, наиболее применимо определение теста как «кратковременного, технически просто обставленного испытания, проводимого в равных для всех условиях и имеющего вид такого задания, решение которого поддается количественному учету и служит показателем степени развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого». Иначе говоря, педагогический тест – это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащихся и состоящий из системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения, обработки и анализа результатов.
Структурными компонентами теста являются:
- тестовое задание – задача в тестовой форме, предназначенная для выполнения;
- эталон – образец полного и правильного выполнения действия, служащий для сравнения достигнутого уровня с планируемым.
Функции тестирования в педагогике.
Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.
1. Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений и навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
2. Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала.
3. Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.
Классификация тестов в соответствии с этапами обучения.
Тесты могут быть использованы на любом этапе обучения:
- после изучения темы отдельного урока,
- в конце изучения крупной темы,
- в конце четверти, полугодия, года как вариант контрольной работы по предмету.
В связи с этим, тесты делятся на тесты текущего и итогового контроля.
Рассмотрим тесты, предназначенные для проверки результатов успешности усвоения знаний, умений и навыков. В методической литературе они классифицируются по уровню усвоения учебного материала.
ТЕСТЫ
1-й уровень |
2-й уровень |
Опознания (задания альтернативных ответов) |
Воспроизведения информации: |
Различения (задания множественного выбора) |
1)Тесты-подставки (задания -дополнения) |
Соответствия |
2)Конструктивные (задания свободного изложения) |
Итак, тесты первого уровня усвоения учебного материала подразделяются на тесты-опознания, различения, соответствия.
ü В тесте-опознании учащимся задается вопрос, требующий альтернативного ответа: «ДА» или «НЕТ», «ЯВЛЯЕТСЯ» или «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ», «ОТНОСИТСЯ» или «НЕ ОТНОСИТСЯ». Одна из альтернатив и является эталонной. (Образцы тестов различных уровней см. в Приложении №1)
ü Тесты-различения вместе с заданием содержат ответы, из которых учащиеся должны выбрать один или несколько правильных.
ü Тесты-соответствия связаны с выявлением соотношения между предлагаемыми элементами (термином и его определением, словом и его значением и т. д.). Задания на установления соответствия в основном проверяют ассоциативные знания учащихся, т.е. понимание ими связей между различными понятиями, явлениями, свойствами.
Проверку усвоения знаний на втором уровне можно проверить с помощью тестов – воспроизведения информации. Выполняя тест такого типа, учащийся должен вспомнить необходимые для ответа сведения и выполнить значительно более сложную, чем на первом уровне деятельность. Ответа на вопрос в задании не содержится.
По оформлению тесты воспроизведения информации подразделяются на тесты-подставки и конструктивные тесты.
На уроках русского языка тесты-подставки могут иметь в задании словесный текст или схему, таблицу, в которых пропущены слова, словосочетания или предложения, а также условные обозначения. Получив задание, учащийся должен воспроизвести в памяти необходимый материал и заполнить пропуски.
Задания конструктивных тестов не содержат ни намеков, ни подсказок. Они требуют от учащихся самостоятельного конструирования ответа: воспроизвести определение, дать характеристику.
Тест-подставку следует применять при проверке усвоения учебных элементов, когда надо помочь учащимся справиться с затруднениями по воспроизведению чисто формальных знаний, а также в случаях, когда учитель считает необходимым помочь учащимся воспроизвести сложные или только что изученные термины.
Конструктивный тест предоставляет ребятам большую свободу составления ответа.
Типовая характеристика тестовых материалов.
В практике проведения тестового контроля знаний обучающихся чаще всего используются следующие типы тестовых заданий: в закрытой и открытой формах.
1.Тестовые задания в закрытой форме состоят из задания и нескольких вариантов ответов, один (в некоторых случаях – несколько) из которых является правильным, трансформирующим основной текст задания в истинное утверждение. Остальные ответы являются неверными, т.к. преобразуют текст задания в ложное утверждение. Таким образом, к такому типу тестовых заданий относятся тесты первого уровня усвоения учебного материала, а именно, тесты-различения.
Для закрытой формы тестовых заданий чаще всего используется следующий вид инструкции для испытуемого: «Отметьте правильный ответ». Тестовый материал по русскому языку может быть организован таким образом, чтобы выполнение каждого задания представляло бы собой процесс решения практической задачи, а варианты правильных ответов – частные случаи существования общего примера, разбираемого в задании.
(Например:
Укажите слова, в которых количество твердых согласных ровно количеству гласных:
1.звонок
2.просека
3.уровнял
4.поклонник)
2.Тестовые задания в открытой форме – это задания на дополнения, требующие при выполнении от ученика самостоятельного формирования ответов: кратких (в виде слова, словосочетания, небольшого перечня слов) или развернутых. Таким образом, к данному типу тестовых заданий относятся тесты второго уровня усвоения – тесты воспроизведения информации.
Открытые задания со свободно конструируемыми ответами формулируются в произвольной форме. Тестовому заданию в открытой форме предшествует инструкция, объясняющая правила выполнения и оформления задания, например: «Дополните …», «Впишите в бланк ответов…» и т.п. В качестве правильного ответа на тестовое задание открытой формы имеет смысл выбирать широко известные из теории и практики русского языка понятия, категории, знание которых является базовым, обязательным.
Организация и проведение тестового контроля по русскому языку.
1. Как составить тест?
Тестовый контроль ЗУН отличается по сложности подготовки к его проведению по сравнению с некоторыми другими способами. Учителя-словесники сейчас имеют возможность пользоваться готовыми тестами, разработанными специалистами: педагогами, психологами, исследователями и редакторами. Но, готовясь к тому или иному уроку, представляя реальных учеников с определенными способностями, интересом к предмету, иногда осознаёшь необходимость разрабатывать тесты самостоятельно. Что для этого требуется? Конечно же, время, заинтересованность, наличие пособий, литературы, из которой можно выбрать подходящий по теме материал, и представление о том, как правильно должен быть составлен тест. Для этого необходимо знать основные установки для разработки тестов и организации тестового контроля.
Итак, при создании теста закрытого типа (наиболее часто применяемого на уроках русского языка) учитываются следующие требования:
А) Задание должно быть свободно от двусмысленности и логически правильно. При формулировке задания не допускается обращение к субъективному мнению тестируемых.
Б) Основной текст задания и варианты ответов, включая неправильные, должны хорошо грамматически сочетаться между собой. Основной текст задания может представлять собой утверждение или вопрос.
В) Лучше использовать строгие и единообразные приемы оформления текста тестовых материалов. Наличие каких-либо приёмов акцентирования тех или иных элементов текста (подчеркивание, выделение жирным шрифтом) имеет смысл только в тот период, когда учащиеся учатся работать с тестами. Впоследствии нужно вырабатывать у них умение самостоятельно видеть ключевые слова в задании, выбирать главное.
Создавая тест открытого типа, следует соблюдать существующий в методике составления тестов ряд общих требований:
А) Каждое задание должно быть нацелено на дополнение, воспроизведение наиболее значимого элемента, место для которого обозначается многоточием или прочерком.
Б) Текст задания должен отличаться простотой синтаксической конструкции и содержать минимальное количество информации, необходимой для верного выполнения задания.
При составлении тестов на установление соответствия нужно придерживаться следующих правил:
А) Элементы задающего столбца располагаю слева, а элементы для выбора – справа.
Б) Для каждого столбца ввожу определенное название, обобщающее все элементы столбца.
В) В некоторых тестах необходимо, чтобы правый столбец содержал хотя бы один или несколько неправильных ответов.
Г) В инструкции (она может быть и устной) поясняю, каким образом нужно выполнять задание. Например, соединить элементы каждого столбца, соответствующие друг другу, стрелками или расставить цифры (буквы) из левого столбца к соответствующим вариантам правого столбца.
Соблюдение данных требований позволяет повысить эффективность тестового контроля и обеспечить получение достоверных педагогических результатов.
Да, процесс составления тестов трудоемкий, но свои положительные моменты он имеет. Кроме того, с течением времени накапливается свой тестовый материал по различным темам и разделам, который можно использовать, при необходимости что-то изменяя или добавляя, в последующие годы в работе с другими учениками. Возникает вопрос, как сохранить, систематизировать накапливаемый материал. Вначале я создала папки с распечатками тестов по классам (5, 6, 7 и т.д.) Отдельная объемная папка создавалась для подготовки к ЕГЭ. Но затем пришла к выводу, что подобный сбор тестовых материалов не совсем удобен. Ведь из года в год на уроках русского языка изучаются примерно одни те же разделы и темы, конечно, в более усложненном и расширенном виде. Например, морфология, синтаксис, орфография, пунктуация. Прежде чем изучить новое, необходимо повторить ранее изученный материал. Так и получается, что для учащихся 6 класса при изучении, например, глагола нужно взять тесты из папки для 5 класса, а там много тестов по другим темам, найти нужное затруднительно. Таким образом, я решила создать папки по основным разделам русского языка. Так появились папки «Фонетика и орфография», «Лексика и фразеология», «Морфемика и словообразование. Орфография», «Морфология и орфография», «Синтаксис и пунктуация». В дальнейшем планирую создание папок по развитию речи, нормам русского языка, отдельную папку, в которую войдут итоговые тесты, проводимые по результатам четверти, полугодия, года.
Но мало создать тест для мониторинга, провести его и проанализировать результаты, необходимо проводить работу с классом по коррекции допущенных ошибок. Поэтому на уроках отводится время на работу «По следам мониторинга». Разбираем теоретический и практический материал, учащиеся выполняют небольшие тестовые задания по темам или понятиям, которые у них «западают». В последующие мониторинги подобные задания вновь включаются.
Этапы проведения тестирования.
Проведение тестирования (текущего и итогового) включает в себя следующие этапы:
1.Подготовительный этап .
Подобранные тестовые задания оформляются в виде карточек на листах бумаги (распечатываются на компьютере на листах формата А4) и тиражируются в необходимом количестве. Задания могут быть разработаны по вариантам. Каждый ученик получает одну карточку (лист с тестом). Если требуется особое оформление сведений о тестируемом ученике или особое заполнение бланков, то можно дать образец на доске.
2.Организационный этап.
Тестирование начинается с рассказа учителя о цели работы и условиях её проведения. После этого предлагается заполнить в тестовых бланках или отдельных листах графы, в которых должны содержаться общие сведения об учащемся (фамилия, имя, класс, дата проведения тестирования). В тех случаях, когда в тестах допущены опечатки, неясности и т.п., необходимо проконсультировать об этом учащихся. Перед началом работы ещё раз обращается внимание учеников на особенности предлагаемого тестового задания и способ его выполнения. В кабинете русского языка на стенде есть памятка о правилах работы с тестами. (См. Приложение №3). Далее определяется время работы.
Но следует учитывать, что в классе находятся учащиеся с разным уровнем знаний и умений по предмету, то есть хорошо успевающие и слабо - успевающие. Есть ученики, которые быстро выполняют тест, иногда независимо от его сложности, а есть те, кто медленно выполняет работу, долго думает над каждым заданием. Поэтому, продумывая тестовые задания и определяя время на их выполнение, нужно учитывать особенности класса и отдельных учащихся. Некоторым сильным ученикам, которые обычно быстро справляются с тестом, можно предложить выполнить задание другого варианта или в тест включать дополнительное, усложненное задание.
3.Выполнение заданий тестирования.
Это самостоятельная работа учащихся. Задача учителя – обеспечить дисциплину в классе, хорошую психологическую атмосферу, следить за временем выполнения работы.
4.Обработка тестов сводится к выявлению соответствия ответов учащихся эталонным ответам (ключу) и выставлению оценок.
Как оценить выполненные тестовые работы учащихся – одна из выше названных проблем. Действительно, пока ещё не существует в методической литературе нормативных документов, строго регламентирующих систему оценивания тестовых работ. Многое зависит от того, каков тест по своей сложности, объему, цели проведения. Поэтому иногда возникают сомнения в правильности выставляемых оценок. Конечно же, нет проблем, если работа выполнена безупречно. Но это, к сожалению, бывает не часто и далеко не у всех учеников. От чего я отталкиваюсь при оценивании? Например, тест состоит из 10 заданий. Оценка «5» ставится при правильном выполнении 10-9 заданий. «4» - при правильном выполнении 7-8 заданий, «3» - 5-6 заданий, менее 5-ти правильно выполненных заданий – оценка «2». Исходя из этого, можно так представить шкалу оценивания тестовых работ учащихся:
1)100-90% правильно выполненных заданий – «5»
2)89 -70% - «4»
3)69 – 50 – «3»
4) менее 50% правильно выполненных заданий – «2»
При проведении мониторинга в школьном образовательном округе было принято решение, что можно считать успешно выполненным тест с более 70% правильных ответов у сильных учеников и более 60% у слабоуспевающих.
5.Анализ результатов тестового контроля проводится на основе выставленных оценок, регистрации затраты времени на выполнение тестового задания и наблюдений за учащимися в ходе работы. Если большинство учащихся дали неправильные ответы по тестам, то это свидетельствует о необходимости оказания им помощи. Объявив поставленные оценки, провожу беседу по результатам контроля.
Обсуждение результатов тестирования в зависимости от его целей может варьироваться от краткого сообщения общих результатов до всестороннего анализа процесса тестирования. Важно проводить анализ оперативно, он должен носить диагностический характер, раскрывать главное – причины возникновения ошибок. Анализ должен быть эффективным средством корректирования, оказывать положительное влияние на учащихся, способствовать их совершенствованию.
Использование различных тестов на уроках русского языка.
Тип урока |
Этап урока |
Тип теста |
Примечания |
1)Урок изучения нового материала |
Итог урока или на этапе закрепления изученного материала. |
Тест-опознание (задания с выбором ответа «ДА» или «НЕТ»), Тест-различение (закрытый тип) |
Цель: проверить, насколько учащиеся поняли новый материал, выяснить, что вызывает особые затруднения. Предлагаемые на этом этапе тесты небольшие по объему, время выполнения – 3-5 мин. |
2)Урок закрепления нового материала |
Проверка домашнего задания. |
Тесты закрытого или открытого типа, тест на установление соответствия. |
Цель: проверка знаний учащихся по новой теме, уровня усвоения новых терминов, понятий, правил, выяснение необходимости повторного объяснения или того, на что нужно обратить особое внимание. Тест рассчитывается на выполнение в течение 5-10 минут. |
3)Урок повторения и обобщения. |
В конце урока как самостоятельная проверочная работа по изученной теме или разделу |
Тесты любого типа по усмотрению учителя, а также можно использовать смешанные тесты. |
Цель: проверить и проанализировать качество знаний, умений и навыков учащихся по изученной теме. Время выполнения – 10-15 минут. |
4)Урок проверки ЗУН (контрольная работа) |
Весь урок |
Смешанные тесты, т. е включающие задания различных типов |
Цель: проверить и оценить ЗУН учащихся по теме или разделу. |
5)Урок коррекции ЗУН. |
В течение урока после проведенного анализа работ |
Тесты такого типа, выполнение которых вызвало особое затруднение. |
Цель: провести работу над ошибками, дать возможность учащимся ещё раз проверить свои знания, преодолеть возникшие трудности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
В Приложении № 4 предлагается разработка урока – зачета по теме «Деепричастие» в 7 классе. На этом уроке учащиеся работали по предложенным им зачетным листам, в которых были напечатаны тесты различных типов. Постепенно в течение урока ребята выполняли те или иные задания, оценка ставилась, исходя из правильности выполнения всех предложенных заданий. На данном уроке предусматривалась дифференциация: в теоретической части слабоуспевающие учащиеся выполняли тест первого уровня усвоения учебного материала (тест-опознание с выбором ответов «ДА» или «НЕТ»), а в практической части для сильных учеников дано дополнительное усложненное задание.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
Все одиннадцать лет учёбы в школе выпускники изучали русский язык. Изучали в соответствии с государственным стандартом, по государственным программам и учебникам. Единый государственный экзамен дает возможность убедиться в прочности знаний по предмету, в способности применить умения, полученные на уроках русского языка, на практике.
Есть ли необходимость специально готовиться к Единому государственному экзамену по русскому языку? Конечно, есть. Во-первых, не всеми учащимися 11 класса одинаково успешно и последовательно усваивалась школьная программа, постигались законы русского языка, развивались речевые умения. Во-вторых, учащиеся могли что-то забыть, упустить, не понять в своё время. Поэтому повторение курса русского языка необходимо; необходимо, чтобы систематизировать, обобщить полученные за годы обучения в школе знания, на новом уровне понимания осмыслить теоретический материал, закрепить умения применять свои знания на практике. Основной вопрос заключается в том, как организовать подготовку к ЕГЭ, чтобы она была наиболее эффективной и позволила добиться максимально положительных результатов на экзамене.
Наверное, следует говорить, что подготовкой к экзамену являются все годы обучения в школе, но 10 и 11 класс имеют особое значение. Продумывая работу с классом по подготовке к ЕГЭ, я решила, что в течение обучения в 10 классе особое внимание нужно уделять работе с тематическими тестами, повышать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. С опорой на это была составлена программа факультатива «Работа с тестами закрытой формы» (программа представлена в Приложении №5). Основная цель факультативного курса – подготовить учащихся к выполнению заданий части «А» на итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ. Для этого нужно было повторить, обобщить и закрепить основные сведения по разделам русского языка, тренировать умения и навыки учащихся в работе с тестами закрытой формы. Основная форма работы – практические занятия, на которых повторение теоретических сведений перемежается с выполнением тестовых заданий, сгруппированных по темам.
В 11 классе много времени и внимания уделялось работе с КИМами по русскому языку. Учащиеся выполняли различные тренировочные варианты ЕГЭ. Они отрабатывали и скорость выполнения заданий части «А» и «В». Те задания, которые вызывали особую трудность, разбирали вместе, комментировали выполнение. Отдельное факультативное занятие проводилось по подготовке к выполнению задания части «С».
Выводы. Преимущества и недостатки тестирования как формы контроля знаний, умений и навыков учащихся.
Использование тестового контроля усвоения знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка актуально и очень важно в работе любого практикующего учителя, который стремиться к улучшению качества знаний своих учеников. Эта область широка и многообразна. Не всё в предоставленной работе учтено и раскрыто. Остается широкое поле деятельности: совершенствование системы работы с тестами на уроках, улучшение качества подготовки учащихся к экзаменам в 9 и 11 классе.
Следует сделать выводы и о преимуществах и недостатках тестирования:
1) Преимущества:
Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается стандартизацией процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.
Тестирование – более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя.
Тест – это более объемный инструмент, поскольку может включать в себя задания по многим темам. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.
Возможность автоматизации проверки и уменьшения времени выполнения учащимися самих операций контроля приводит к снижению времени контрольной деятельности учащихся и учителя, что даёт возможность увеличить частоту и регулярность контроля.
2) Недостатки:
Тестовый контроль не способствует развитию устной речи учащихся, что является одной из главных задач преподавания русского языка в школе.
Есть вероятность случайного выбора правильного ответа на вопрос (задание) теста.
Разработка качественного тестового инструментария – длительный, трудоемкий процесс.
Данные, получаемые преподавателем во время тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по предмету, но часто не позволяют судить о причинах этих пробелов.
Таким образом, в тестировании есть как положительные, так и отрицательные стороны. Это нужно учитывать и стараться сделать так, чтобы недостатки при конкретной работе с тестами сводились к минимуму. Кроме того, следует учитывать и другие формы проверки уровня и качества знаний учащихся на уроках русского языка.
Для меня тесты не только контроль и оценка знаний и практических умений школьников, но и диагностика состояния обученности, выявление проблем в работе учащихся с программным материалом на каждом этапе его изучения, выявление возможных затруднений при проведении лингвистического анализа, пробелов, смешения понятий.
Приложение:
1. Образцы тестов различных типов и уровней.
2. Анкета «Тесты на уроках русского языка и моё отношение к ним». Результаты анкетирования.
3. Результативность.
Итоговый тест по разделу «Повторение изученного в 5-7 классах».
Выберите правильные ответы
1. Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются
1) звуки;
2) буквы;
3) части речи.
2. Морфология – это раздел науки о языке, в котором изучаются
1) части слова;
2) члены предложения;
3) части речи.
3. Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются
1) предложения;
2) словосочетания;
3) знаки препинания.
4. Количество звуков и букв совпадает в слове:
1) питаться;
2) отъезд;
3) ель.
5. В слове тянуть правильно определен и охарактеризован звук:
1) [т’]- согласный, мягкий, звонкий
[a] – гласный, безударный;
[н]- согласный, твердый, звонкий;
[у]- гласный, ударный;
[т’]- согласный, мягкий, глухой.
6. Правильно выделены части в слове:
1) загар ;
2) беречь;
3) удачлив.
7. Правильно определен способ образования слова:
1) утешение - тешить;
2) активность - активный;
3) исследование - исследовать.
8. Правильно охарактеризовано слово как часть речи:
1) тройка – сущ., нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., им.п., ед.ч.;
2) пятый (дом) – числит., простое, порядковое, им.п., ед.ч., м.р.;
3) его (книга) – местоим., личное, 3 л., ед.ч., р.п., ж.р.
9. Словосочетанием является сочетание слов:
1) дом красив;
2) красивый дом;
3) построить дом.
10. Главным членом предложения является:
1) определение;
2) дополнение;
3) сказуемое.
11. Сложным является предложение:
1) Обнажились стволы и все деревья хорошо просматривались до самых вершин.
2) Глухарь бормотал свои предутренние молитвы и его бородка подрагивала от усердия.
3) Пришел июнь и оставил от ночи один темный час.
Проверочный тест-опрос по теме «Предложение. Главные члены предложения».
Дополни запись:
1)Синтаксис изучает ……………………………………………………..
2)По цели высказывания предложения бывают ………………………………………………………………………………
3)По эмоциональной окраске (по интонации) предложения бывают……………………………………………………………………….
4)Главные члены предложения – это…………………………………………
5)Главные члены предложения составляют его ………………………………………………………………………………
6)Подлежащее может быть выражено………………………………………
……………………………………………………………………………………
7)Сказуемое отвечает на вопросы ……………………………………………
……………………………………………………………………………………
8)Сказуемое может быть выражено ………………………………………….
……………………………………………………………………………………
9)Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если………………….
……………………………………………………………………………………
Образец теста на установление соответствия. (6 класс)
Найди пары фразеологизмов и их толкований.
1. Он пришел с повинной |
Человек, отделившийся от семьи, ставший самостоятельным. |
2. Врет без зазрения совести. |
Распутывай сложное, неприятное дело. |
3. Сын – отрезанный ломоть. |
Пропадает всякое желание действовать. |
4. Мы с ним на дружеской ноге. |
Не говори нудно, медленно. |
5. Сам расхлебывай кашу. |
В близких отношениях. |
6. У меня руки опускаются. |
Признал себя виновным. |
7. Не тяни кота за хвост. |
Не испытывая стыда |
Анкета «Тесты на уроках русского языка и моё отношение к ним».
1. Знаешь ли ты, что такое тест? ДА. НЕТ.
2. Как часто, по твоему мнению, используются тесты на уроках русского языка? (Очень часто. Часто. Редко. В норме.)
3. Считаешь ли ты, что тесты, используемые на уроках русского языка, сложные? (Да. Нет. Иногда. Зависит от темы.)
4. Что из перечисленных далее форм проверки знаний по русскому языку ты бы предпочел? (Диктант. Контрольная работа с заданиями не тестового характера. Тест.)
5. Какой тип тестовых заданий для тебя предпочтительнее (проще)?
( А) Задания с выбором правильного ответа из нескольких предложенных.
В) Задания с самостоятельным формированием ответа, без предложенного выбора)
6. Какие чувства ты чаще всего испытываешь, выполняя тест?
(Уверенность в своих знаниях. Спокойствие. Неуверенность в своих знаниях. Страх. Беспокойство за результат. Равнодушие. ______________________)
7. В чем необходимость использования тестов на уроках русского языка?
А) Подготовка к экзамену.
Б) Проверить свои знания по предмету, по конкретным темам.
В) Выявить пробелы в знаниях, чтобы впоследствии лучше выучить вызывающий затруднения материал.
Г) Не вижу никакой необходимости в работе с тестами.
Результаты анкетирования.
В анкетировании участвовали учащихся класса.
Основные ответы на вопросы анкеты следующие:
1. Все анкетируемые знают, что такое тест.
2. 2 учащихся считают, что тесты на уроках русского языка используются часто, 4человека выбрали ответ «редко», остальные 9 учащихся выбрали ответ «в норме».
3. 2 учащихся считают, что тесты, используемые на уроках русского языка несложные, остальные выбрали ответ «зависит от темы».
4. Из перечисленных форм проверки знаний по русскому языку 2 человека предпочли бы диктант, остальные – ТЕСТ.
5. Все анкетируемые предпочитают работать с тестами закрытого типа, т.е. выполнять задания с выбором правильного ответа из нескольких предложенных вариантов.
6. 6 учащихся, выполняя тест, испытывают беспокойство за результат, 4 учащихся – неуверенность в своих знаниях, 2 – равнодушие, 2 – страх, 1 – уверенность в своих знаниях.
7. 6 учащихся видят необходимость в работе с тестами на уроках русского языка только как подготовку к экзамену. 2 учащихся хотели бы выявить пробелы в своих знаниях, 1 учащийся – проверить (оценить) свои знания по предмету. Остальные выбрали несколько аргументов в пользу применения тестов на уроках русского языка. Например, варианты Аи Б, Б и В.
Основные выводы: учащиеся классы хорошо знакомы с такой формой контроля ЗУН по русскому языку, как тест, отдают ему предпочтение среди других форм проверочных работ, осознают необходимость в работе с тестами на уроках, но часто испытывают психологические трудности при тестировании (неуверенность, страх, беспокойство). Следует выяснить основные причины, вызывающие психологический дискомфорт у учащихся, помочь им в преодолении этих трудностей.
Сравнительная таблица результатов тестового контроля по русскому языку в классе за 1 полугодие 2015-2016 учебного года.
Дата |
«5» |
«4» |
«3» |
«2» |
10. 09. |
0 |
6 |
8 |
2 |
8. 10. |
0 |
12 |
6 |
0 |
8.12. |
4 |
6 |
3 |
2 |
22.12. |
2 |
8 |
6 |
1 |
Проведенные работы по темам:
10. 09. – тест по теме «Повторение изученного в 5-6 классе.
8. 10. – «Образование и правописание действительных и страдательных причастий».
8.12. – «Деепричастие. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте».
22.12. –Урок-зачет по теме «Деепричастие».
Используемая литература.
1. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем. – Воронеж, 1987.
2. Горбатов Д.С. Новый вид орфографического контроля. – Русский язык в школе. №2 1993.
3. Иванова С.В. Русский язык. Подготовка к экзаменам. Теория. Практика. Тесты. – М., 2001
4. Львова С. И. Настольная книга учителя русского языка.- М., 2007.
5. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М., 2001.
6. Пороцкий Э.С. Проверка знаний, умений и навыков. – М., 1986.
7. Сборники тестов по русскому язык
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.