«Каково стартовое состояние школы перед началом преобразований ее практики? С чего должна начать моя школа?»
Школа – это организм, где все удивительно взаимосвязано. Жизнь школы складывается не только из уроков, занесенных в школьное расписание. Здесь важны еще такие понятия, как атмосфера школы, ее нравственный климат.
Нет человека, которого не интересовала бы школа, которого бы не волновали ее проблемы. Трудности обучения, трудности воспитания современных детей – все их ощущают. Учитель - в большей степени. Мы спорим, мы утверждаем, мы все размышляем о том, какова она сейчас и какой ей надо быть. Этот общий вопрос содержит в себе десятки, если не сотни довольно острых граней и углов; требует объективного анализа и скорого решения.
Школа учит и воспитывает. Учение и воспитание сегодня мы рассматриваем как оправданные надежды на будущее. И тут нельзя полагаться только уже на найденные ответы и решения; нужен анализ, диалог, размышление о том, какой быть школе.
Школа очень чувствительна к изменениям в социально – экономической структуре нашего общества и мира в целом. Она нуждается в изменении программ, учебников, методов обучения и воспитания. Процесс этот бесконечен - то, что еще вчера было последним достижением и называлось инновацией, завтра станет привычным, обыденным, ничем не примечательным. Появляются совершенно новые, небывалые отрасли знаний, иными становятся требования к выпускнику, к его труду, знаниям, культуре.
Сегодня, когда объем необходимых ученику знаний стремительно возрастает, уже нельзя ориентироваться только на усвоение в школе пусть даже значительного объема научной информации. Сформировать устойчивую потребность самостоятельно добывать знания, развивать активные познавательные интересы, умение сознательно разбираться в бесконечном потоке научной информации – задача учителя. Это возможно лишь педагогу, который может влиять не только на интеллектуальную сферу ребенка, но располагающему средствами личностного воздействия на личность воспитуемого, на сферу его морально – нравственных оценок и отношений.
Школа сейчас преодолевает период, когда привычные, традиционные методы не «будят» ум, и «живое» мышление зажато в рамках названной системы. Задачи, стоящие сейчас перед школой – это неустанный поиск, кропотливая повседневная работа тысяч учителей, которая учитывает все сложности и все так называемые мелочи, которые в действительности оказываются отнюдь не мелочами. Учитель, подводящий ученика к бездне знаний, не пугает его пропастью неизвестного, неизведанного и непонятного, а убеждает его в собственной возможности построить мост через эту бездну. «Труд учителя нелегок. Но, подобно свету далекой звезды, который доходит до нас, даже когда сама звезда уж погасла, влияние учителя не иссякает еще долгие годы после того, как он расстался со своими учениками». Учитель формирует человека, учителя формируют поколения. (Преловская И.С., 1976, с.3)
Так идеально обрисовав контур школы, невольно думаешь – неужели эти слова относятся к школе современной? Да, убеждена. Потому что в каждой школе, даже в самой маленькой ,скромной сельской школе найдется яркий талант, который выведет на уровень мастерства одного преподавателя, другого, третьего….
Неверно думать, что у образцовой школы нет проблем. Их очень много, но школа умеет их успешно решать.
Говоря о своей школе, могу сказать – в ней работали талантливые педагоги, известные мастера своего дела, которые сделали школу гордостью района. Распространять, внедрять талант и одержимость, как распространяется, внедряется передовой опыт, прогрессивный метод – дело, вероятно, бесперспективное. Но создавать условия , в которых каждый мог бы пробуждать в себе одержимость, раздувать искру таланта, находить свое индивидуальное творческое своеобразие в общей системе методов - доступно каждой школе, и нашей в том числе.
Сегодня кадровый состав школы сильно изменился. За последние три года на работу было принято 14 молодых специалистов Высокий процент учителей гимназии, не имеющих квалификационную категорию, объясняется сменой поколений. “Квалификация учителя – это главное звено, за которое только и можно вытащить всю цепь системы образования ”. (Жумагулов Б.Т., 2012) В текущем учебном году 4 учителя из этого числа аттестуются на вторую категорию. (См. приложение 1 ) И все – таки, коллектив гимназии достаточно сбалансированный, где опыт и знания сочетаются с молодостью и энергией. Здесь 44,4% составляют учителя с высшей категорией, имеющих высокий творческий потенциал и владеющих необходимыми компетенциями, способных раскрыть творческий потенциал учащихся, желающих получить глубокие знания. Это позволяет осуществлять гимназическое образование и вести научно-исследовательскую работу на высоком уровне. Ежегодно учителя гимназии публикуют свои научные статьи в журналах и сборниках научно-практических конференций различного уровня. ).(см. приложение 2)
В гимназии на сегодняшний день обучаются 288 учащихся. Анализ динамики численности учащихся за последние три года показывает снижение количества обучающихся по причине выезда за пределы республики. Другая причина – поступление учеников в специализированные учебные заведения (спорт – школы г. Караганда, НИШ г. Караганда).(см. приложение 3) Это означает, что учителя гимназии дают высокие стартовые позиции своим ученикам. Но тем не менее, мало кто из родителей стараются перевести своих детей в наш учебное заведение за качественными знаниями. Разговаривая родителями учеников других школ по этому вопросу, я получала ответ: « В гимназии учителя предъявляют высокие требования к выполнению домашних заданий, устным ответам, школьной форме.» Эти ответы заводили меня в тупик! Парадокс! Какие высокие требования выпускникам предъявляет современное общество, и как равнодушны к получению качественных знаний – родители…
Однако, чтобы быть более объективным в характеристике учительского персонала, обратимся к результатам анкетирования учеников и родителей.
По мнению родителей (см. приложение № 4), учителя гимназии обладают достаточным объемом знаний для эффективного и целесообразного их использования ; обладают широким диапазоном педагогических стратегий, способны к интегрированию различных подходов и методов в процессе обучения. Много работают в направлении раскрытия индивидуальных способностей учеников. Но есть и «тревожные» показатели анкетирования.
Так, учителя глубоко понимают сущность процесса обучения, оказывают помощь в развитии творческих способностей учеников, но не учат самообучению, не обладают устойчивыми навыками использования информационного менеджмента в качестве эффективных инструментов оптимизации контроля над процессом обучения.
Интересный факт - родители знают, что учителя не располагают возможностью совместного процесса разработки, реализации, управления и планирования учебной среды с коллегами. Кроме того, родители не понимают, зачем учителям необходимо критическое оценивание своей практики или собственного опыта? Это говорит о том , что недостаточно использованы возможности самоанализа профессионального мастерства педагогов и рейтинговой оценки их деятельности учащимися и родителями. Учителя и родители должны не подменять друг друга, а дополнять, совершая одно дело – развитие и воспитание ребенка.
Таким образом, лишь чёткая координация деятельности и взаимодействия всех звеньев учебно - воспитательной системы обеспечит эффективную обратную связь между учителями, родителями, учениками и администрацией. Недостаточно используются возможности по вовлечению всех родителей в учебный процесс.
Ответы учеников поразили меня свой искренностью. По мнению учеников (см.приложение № 5), в гимназии поддерживается атмосфера, способствующая процессу обучения, и у них есть возможности для совместного с учителями определения принципиально важных составляющих обучения и способов их воздействия на качество обучения. Есть возможности и для совместного с учителями обсуждения факторов , препятствующих обучению. Но остальные ответы учеников настораживают.
Ученики гимназии не считают, что задачи, поставленные перед ними учителями школы, побуждают их мыслить. На уроках учителя не предоставляют, судя по ответам учащихся, необходимую обратную связь, которая способствует повышению качества их работы. И, скорее всего, поэтому ученики и не осознают , что их ошибки и отсутствие успешности в чем – либо – это естественные явления , формирующие их опыт. Далее. Педагоги крайне мало используют способы активизации мыслительной деятельности именно о процессе обучения, хотя активно исследуют ученические проблемы в преподавании и обучении с целью совершенствования своей методики преподавания! …Так характеризуют нас наши ученики. Очень точно, справедливо, объективно. Нам, учителям, есть, над чем задуматься, анализируя ответы учеников.
Очевидно, что причина кроется в недостаточно высоком уровне самоанализа у учителей и самоконтроля у учащихся. Для обеспечения успеха обучения ученика коллегам необходимо более глубоко и с полным пониманием использовать самоанализ педагогических процессов , а также направить работу на переосмысление практического применения эффективных методов работы с учащимися с разным уровнем мотивации; на обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в течение всего урока. Это даст возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.
Отвечая на вопросы предложенной анкеты, учителя гимназии тоже были достаточно объективны и самокритичны :коллеги честно говорят, что большинство из них не располагают возможностью для критического осмысления сущности и реализации формируемых навыков обучения; далеко не всегда ученикам ими предоставляется обратная связь, способствующая повышению эффективности работы; Преподаем образцовые уроки, но практически не используем в своей школе инструменты и стратегии, которые способствуют размышлению о процессе обучения ученика. Без остатка отдаем себя уроку. Но лучше, если в своей самоотдаче мы будем увлекать и убеждать, смело, вдохновенно вести учеников за собой и, отступая в сторону, отпускать их одних идти вперед, открывать и творить самим. Воздействовать интеллектом, чувством, словом, примером. Давать знания и возбуждать чувства, воспитывать отношения, формировать взгляды, учить мыслить.
«Роль учителя нельзя сводить к знаниям. Нам нужна совершенно другая педагогика. Учитель должен общаться с учениками, вместе с ними открывать что-то новое. Его задача найти потенциал в каждом ребенке, помочь его раскрыть.»(Н.А.Назарбаев, 2013)
Ученики школы взяли на себя смелость выдвинуть несколько характеристик, которые, на их взгляд, можно отнести к личность школьного учителя как Лидера. По их мнению – это превосходная степень и в знании предмета, и в активном стремлении их передать. Мы, учителя можем поспорить с этим утверждением, но лучше – если в процессе обучения и общения со своими наставниками ученики будут обогащать смысл этого слова самостоятельно. К великому сожалению, мы, учителя и сами не видим преимуществ лидерства, и, естественно, не делимся познаниями о значимости лидерства в практике обучения с коллегами. И уж совсем не принимаем участия в систематических исследованиях с целью установления взаимосвязи между лидерством и обучением в наших школах.
Сегодня школьному персоналу предоставляется возможность для выполнения лидирующих функций: уже сейчас они влияют на качество преподавания через мониторинг и оценивание учителей, так как вовлекают своих коллег в наблюдение за уроком, содействуют и участвуют в профессиональном развитии педагога, развивают культуру совместной работы.
Администрация школ должна знать, что эффективные лидеры: не только формируют видение и определяют направление в развитии организации образования, не только понимают и содействуют развитию людей , но и перестраивают и непосредственно развивают саму организацию.
Таким образом, анкеты, предложенные в методическом пособии «Предкурсовые задания» Центром Педагогического Мастерства и факультетом образования Кембриджского университета, определили фокус проблем в педагогической деятельности коллектива: слабые метакогнитивные навыки учащихся, устаревшие методы преподавания. определить направление работы в нашей гимназии по «западающим» зонам. Внимательно и детально изучив результаты анкетирования, передо мной очень четко вырисовывается проблема, которую нужно поднимать в учительской среде и приступать к ее решению в срочном порядке - развитие у учеников метапознавательных навыков, обучение и развитие у них саморефлексии, саморегуляции и навыков.
Пусть что – то не получится с первого раза, пусть , может, не совсем так, но они полны решимости начать изменять методы и подходы в преподавании уже сегодня. Умений строить умозаключения на основе собственных наблюдений нашим ученикам не хватает. Задача учителей – расковать их мысль. Нет ничего хорошего в том, когда истина преподносится как результат, нужно с учениками осваивать логику ее поиска. Способности ученика развиваются в муках преодоления. И чем способнее ученики, тем выше их предел. И тогда успех в малом может стать основой для самоутверждения личности в том, к чему тяготеют ее способности и склонности, тогда успех – толчок к развитию.
Что проку от наших знаний, если мы не умеем передать их другим? А вот умея превращать их в информацию, придавать ей привлекательную форму, повышать ее значимость, мы, учителя гимназии, овладеем искусством обучения. Тесное сотрудничество педагогов школы друг с другом и с учащимися как в урочной, так и во внеурочной деятельности поможет быстрее и эффективнее найти решение этих вопросов. Только тогда содержание и характер образовательной среды будет максимально соответствовать актуальному уровню развития ребенка и будут ориентированы на зону ближайшего развития каждого ученика; а организация деятельности ребенка в образовательной среде обеспечит полную комфортность в обучении, учитывая все его индивидуальные особенности. Это очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!».
«В эпоху высочайшего динамизма, глобализации, интенсивного развития средств коммуникации, которые меняют образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния, интеллект человека, его способность к преобразующей, созидательной деятельности становятся основным капиталом общества.» - так записано в Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан (2010).В этом и заключается суть истинного образования.
Используемая литература:
1.Анар БАЗМУХАМЕТОВА (2013) «Назарбаев Н.А. рекомендует менять подход в воспитании и образовании казахстанских детей» zakon.kz [онлайн на http://www.zakon.kz/4545352-n.nazarbaev-rekomenduet-menjat-podkhod.html] (получено 5 октября 2013)
2.Жумагулов Б.Т.(2012) «ГЛАВНОЕ ЗВЕНО В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» [онлайн на http://rus.classtime.kz/node/1025]
(получено 5 октября 2013)
3. И. Преловская. «Ваше слово, учитель.»
М.,Политиздат,1976. с.10
4.Концепция
12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан» (2010)
[онлайн на http://myuniver.kz/news/item/kontseptsiya-12-letnego-obrazovaniya-v-kazahstane.html]
(получено 5 октября 2013)
5.Лефрансуа Г.И. Прикладная педагогическая психология - [онлайн на http://gendocs.ru/v6490/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BB%D0%B5%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D1%83%D0%B0_%D0%B3.%D0%B8._%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F(получено 15 октября 2013)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.