Типология обществ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок содержит элементы игровой технологии, технологии сотрудничества (групповая работа). Задания имеют четкую практическую направленность. Предмет - Обществознание Класс 10 Тема урока: Типология обществ Цели урока: - образовательные познакомить обучающихся с типологией обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней; - знать и уметь объяснить понятия и термины по теме; -развивающие развивать у обучающихся практические компетенции, направленные на умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, проводить сравнительный анализ, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
Иконка файла материала конспект.docx
Предмет ­ Обществознание  Класс   10 Тема урока: Типология обществ Цели урока:  ­ образовательные   познакомить   обучающихся     с     типологией   обществ   с   точки   зрения   социально­ философского,   историко­типологического   и   социально­конкретного     уровней; ­ знать и уметь объяснить понятия и термины по теме;   комплексный ­развивающие развивать   у   обучающихся   практические   компетенции,   направленные   на   умения осуществлять систематизировать социальную информацию по теме, проводить сравнительный анализ,  делать выводы, рационально задания; ­воспитательные формировать   умения   работать     группах   и   парах   (   слушать   и   понимать   других, уметь поддерживать диалог; желание выполнять учебные действия в содружестве); познавательные проблемные решать поиск,   и                 способствовать Оборудование: менеджменты. Тип урока: изучение нового материала. выработке   раздаточный   гражданской позиции   материал,     обучающихся. карточки,   I. Организационный момент. Мы   сегодня   на   уроке   работаем     в   группах   ,   учимся     выполнять   задания     сотрудничая   и   помогая   друг   другу   лучше   усваивать   учебный   материал. Давайте   поприветствуем   партнеров     и   пожелаем   друг   другу   хорошего настроения и  продуктивной работы  на уроке. II. Введение в тему. Структура  Джот­тотс  Алгоритм работы: 1) возьмите  лист бумаги,  сложите  его пополам,  разверните  и  строго   по линии    разорвите  лист, потом делите половинки еще на 2 части и получите 4 карточки, на  них типы обществ. Задание – 1) придумайте по 4 слова –признаки обществ;  2)проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одномлисточке бумаги; 3) положите на центр стола лицевой стороной вверх и не  закрывайте слово; 4)каждый должен написать по одному  слову. Проверка  правильности слов на карточках у каждой команды. III. Новая тема. В рамках темы – Типология обществ  мы рассмотрим  на уроке следующие вопросы: 1. Традиционное общество. 2. Становление индустриального общества. 3. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. 4. Современное общество в зеркале цивилизационного опыта. 5. Восток и Запад в диалоге культур. Представьте себе, что мы присутствуем на заседании «круглого стола» в  университете. Тема заседания: «Типология обществ». Вы все специалисты узкого  профиля, и ваша задача ­ как можно доступнее познакомить остальных участников  «круглого стола» с теориями, современными взглядами на типы обществ. Группа 1  дает характеристику традиционному обществу. Группа 2  дает характеристику индустриальному обществу. Группа 3 дает характеристику техногенной цивилизации. Каждая группа получает вопросы, на которые должна дать исчерпывающий ответ. Параметры характеристики обществ: •    примерная продолжительность; •    способ хозяйствования; •    форма собственности; •    степень неравенства; •    социальная организация; •    политическая организация; •    тип государства; •    самые важные достижения, которые могут быть символом данного общества. 2Проверка работ. 4.Восток и Запад в диалоге культур Сопоставляя   традиционное,   индустриальное   и   постиндустриальное   общества,   мы рассмотрели «вертикальный срез» всемирной истории. Важнейшими же понятиями, которые характеризуют  сосуществование цивилизаций во времени являются понятия Восток и Запад. Попробуем сравнить их между собой по тем критериям.  Обучающиеся   с опорой на раздаточный материал (вразброс дана информация для таблицы)    устно  наполняют таблицу информацией. Линии  сравнения Восток Запад 1. Ход  исторического  процесса 2. Особенности  исторического  развития 3. Отношение  людей к природе 4. Форма  собственности «Непрерывность» историческо­ го   процесса,   отсутствие   явных граней   между   историческими эпохами,   резких   сдвигов   и толчков. История движется неравномерно, «скачками»,   разрывы   между эпохами   очевидны,   часто   это революции разных типов.   Неприменимость европейской концепции линейного прогресса к характеристике особенностей исторического развития.   Общественно­исторический прогресс   достаточно   очевиден   и может «измерен» посредством разных критериев. быть     Тип   отношений   общества   и природы построен не на принципе победы над ней, а на идее слияния с ней. Общество стремится властвовать над   природой,   подчиняя   ее   и извлекая   из   нее   максимально возможное.  Основа   экономической   системы  ­ общинно­государственные   формы собственности   при   слабом развитии   института   частной собственность. Основа   экономики   ­   институт достигшей   высокого   развития частной   собственности.   Право собственности   рассматривается как естественное и неотъемлемое 5. Уровень  социальной  мобильности Уровень   социальной   мобильности границы   между невысок,   социальными общностями (кастами, сословиями) устойчивы.     Социальная мобильность населения   высока,   возможности социальных перемещений практически неограниченны.   3Государственный  контроль общества 7. Отношения  личности и  государства Государство   подчиняет   себе общество, вне государства   и   его   контроля   не существует. общества       и   Принцип автономии свободной от государства социальных общностей   личности   отсутствует. Человек   стремится   включиться   в существующую систему социальных и   «раствориться» в ней. общностей       автономно Общество от государства, сложилось развитое гражданское общество.     Автономия,   свободы   и   права личности закреплены конституционно   в   качестве неотъемлемых   и   прирожденных. Отношения личности и общества строятся   на   началах   взаимной ответственности. 8. Система  ценностей Главный   регулятор   общественной жизни   ­   традиция,   обычай,   нормам   жизни следование предшествующих поколений.   социальными Важнейшими ценностями признаны способность   и   готовность   к изменениям, новациям.   IV. Закрепление. Практическая работа по определению типов обществ.  Учащимся представлены описания трех стран (Кения, Румыния, США). Ребята в группах определяют, к какому типу обществ относятся эти страны и  аргументируют свое мнение. V. Подведение итогов. Самоанализ и оценивание  обучающимися  работу своих  одногруппников. 4