Типовая учебная программа по учебному предмету «Физика»
для 7-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию
Глава 1. Общие положения
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080.
2. Учебная программа является учебно-нормативным документом, определяющим по каждому учебному предмету/дисциплине содержание и объем знаний, умений, навыков соответственно возрастным познавательным возможностям учащихся.
3. Учебная программа по предмету разработана на основе принципа «спиральности», согласно которой большинство целей обучения и тем по истечении определенных академических периодов обучения (в течение учебного года или в следующих классах) рассматриваются вновь с постепенным углублением, усложнением и наращиванием объема знаний и навыков по ним.
4. Учебная программа реализуется в соответствии с долгосрочным планом, определяющим последовательность изучения разделов программы в течение учебного года. Распределение часов, а также последовательность изучения тем в четверти может варьироваться по усмотрению учителя. Долгосрочный план может являться основой для разработки календарно-тематического планирования.
5. Учебная программа ориентирует процесс обучения на использование методического потенциала каждого предмета для осознанного усвоения учащимися знаний и приобретения умений по предметным областям, развитие самостоятельности путем овладения способами учебной, проектной, исследовательской деятельности, умениями ориентироваться в социокультурном пространстве.
6. Учебная программа включает традиционные функции учебно-нормативного документа с описаниями инновационных педагогических подходов к организации образовательного процесса в современной школе. Подходы к обучению являются основными ориентирами в построении принципиально новой структуры учебной программы по предмету.
7. Одним из основных требований к процессу обучения на современном этапе является организация активной деятельности обучающегося по самостоятельному «добыванию» знаний. Такой подход способствует не только приобретению предметных знаний, социальных и коммуникативных навыков, но и личностных качеств, которые позволяют ему осознавать собственные интересы, перспективы и принимать конструктивные решения. Активная познавательная деятельность обучающегося приобретает устойчивый характер в условиях сотворчества и поддержки учителя как партнера, консультанта.
8. Такого характера усиление личностно-ориентированного образования возможно при использовании интерактивных методов обучения, которые в различных сочетаниях создают предпосылки для сотрудничества всех участников образовательного процесса, не допуская авторитарности во взаимоотношениях. Использование диалоговых и рефлексивных технологий сочетается с организацией проектной и исследовательской деятельности учащихся.
9. Все инновационные подходы к организации образовательного процесса превращают обучение в модель общения учащихся в реальном творческом процессе, предполагающий активный обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
10. Учебная программа конкретного предмета позволяет развивать активность ученика в познавательном и социальном плане путем организации учебной проектной деятельности, ориентированной на использование материалов регионального характера (объекты, предприятия, источники информации). Проектная деятельность воспитательного характера, осуществляемая в рамках достижения целей обучения данного предмета, может быть организована в партнерстве с родителями, представителями местного сообщества.
11. В учебных программах каждого предмета предусмотрена реализация трехъязычного образования, которая предполагает обучение не только трем языкам, но и организацию внеурочной деятельности учащихся на трех языках (казахском, русском и английском). Вклад каждого предмета в создание полиязычной обучающей среды в совокупности обеспечивает реализацию политики трехъязычного образования. Коммуникативный подход, являясь основой обучения языкам, рассматривается как ведущий принцип развития речевой деятельности, учащихся средствами каждого учебного предмета – обмен знаниями и навыками в различных учебных ситуациях, правильное использование системы языковых и речевых норм.
12. В процессе усвоения предметного содержания и достижения целей обучения необходимо создать предпосылки/условия для развития у учащихся навыков применения информационно-коммуникационных технологий, включая поиск, обработку, извлечение, создание и презентацию необходимой информации, сотрудничество для обмена информацией и идеями, оценивание и совершенствование своей работы через использование широкого спектра оборудования и приложений.
13. В учебной программе сформулированы ожидаемые результаты, представленные в виде системы целей обучения, которые служат основой для определения содержания учебного предмета. В содержательном аспекте учебные программы раскрывают вклад конкретного учебного предмета в воспитание учащегося как субъекта своего учения и субъекта межличностного общения.
14. Учебные программы обеспечивают реализацию принципа единства воспитания и обучения, основанного на взаимосвязанности и взаимообусловленности ценностей образования и результатов на «выходе» из школы с системой целей обучения конкретного предмета.
15. Отличительной особенностью учебных программ является их направленность на формирование не только предметных знаний и умений, а также навыков широкого спектра. Выстроенная система целей обучения является основой развития следующих навыков широкого спектра: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем и принятие решений. Навыки широкого спектра являются залогом успешности учащихся, как в школьной образовательной практике, так и в перспективе, после окончания школы.
16. Современные инновации в экономике, изменения на рынке труда обуславливают необходимость владения такими навыками, которые в совокупности позволяют учащимся анализировать и оценивать ситуацию и информацию для решения задач, творчески использовать имеющиеся знания и опыт для синтеза новой идеи и информации. Актуальными становятся такие личностные качества как инициативность, любознательность, готовность к изменениям, коммуникабельность.
17. Содержание ежедневного образовательного процесса по конкретному предмету подчинено целям обучения и ориентировано на формирование у учащихся готовности творчески использовать приобретенные знания, умения и навыки в любой учебной и жизненной ситуации, развитие настойчивости в достижении успеха, мотивирует к обучению в течение всей жизни.
18. Развитие личностных качеств в органическом единстве с навыками широкого спектра являются основой для привития учащимся базовых ценностей образования: «казахстанский патриотизм и гражданская ответственность», «уважение», «сотрудничество», «труд и творчество», «открытость», «образование в течение всей жизни». Эти ценности призваны стать устойчивыми личностными ориентирами учащегося, мотивирующими его поведение и повседневную деятельность.
19. Целью изучения курса физики 7–9 классов является формирование у обучающихся основ научного мировоззрения, целостного восприятия естественнонаучной картины мира, способности наблюдать, анализировать и фиксировать явления природы для решения жизненно важных практических задач.
20. В соответствии с целью основными задачами изучения учебного предмета являются:
1) содействие освоению обучающимися знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира, методах научного познания природы;
2) способствование развитию у обучающихся интеллектуальной, информационной, коммуникативной и рефлексивной культуры, навыков выполнения физического эксперимента и исследования;
3) воспитание ответственного отношения к учебной и исследовательской деятельности;
4) использование полученных навыков для рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
21. Объем учебной нагрузки по учебному предмету «Физика» составляет:
1) в 7 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
2) в 8 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году;
3) в 9 классе – 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году.
22. Содержание учебного предмета включает 8 разделов:
1) Физические величины и измерение,
2) Механика,
3) Тепловая физика,
4) Электричество и магнетизм,
5) Геометрическая оптика,
6) Элементы квантовой физики,
7) Основы астрономии,
8) Современная физическая картина мира.
23. Раздел «Физические величины и измерение» включает следующие подразделы:
1) Физика – наука о природе;
2) Физические величины;
3) Физические измерения.
24. Раздел «Механика» включает следующие подразделы:
1) Основы кинематики;
2) Основы динамики;
3) Законы сохранения;
4) Статика;
5) Колебания и волны;
25. Раздел «Тепловая физика» включает следующие подразделы:
1) Основы молекулярно-кинетической теории;
2) Основы термодинамики.
26. Раздел «Электричество и магнетизм» состоит из следующих подразделов:
1) Основы электростатики;
2) Электрический ток;
3) Магнитное поле;
4) Электромагнитные колебания и волны
27. Раздел «Геометрическая оптика» включает следующий подраздел:
1) Законы геометрической оптики.
28. Раздел «Элементы квантовой физики» состоит из следующих подразделов:
1) Строение атома и атомного ядра;
2) Радиоактивность;
3) Элементарные частицы
29. Раздел «Основы астрономии» включает следующие подразделы:
1) Земля и Космос;
2) Элементы астрофизики.
30. Раздел «Современная физическая картина мира» состоит из подраздела «Мировоззренческое значение физики».
31. Базовое содержание учебного предмета 7-го класса
1. «Физика – наука о природе»:
1) физика – наука о природе;научные методы изучения природы.
2. «Физические величины и измерения»:
1) международная система единиц;скалярные и векторные физические величины;точность измерений и вычислений;запись больших и малых чисел;
2) лабораторная работа:
2-1) лабораторная работа № 1:определение размеров малых тел;
2-2) лабораторная работа № 2:измерение физических величин;
4) практическая работа: решение качественных и вычислительных задач;
определение цены деления шкалы приборов.
3. «Механическое движение»:
1) механическое движение и его характеристики;система отсчета;относительность механического движения;прямолинейное равномерное и неравномерное движение;расчет скорости и средней скорости;графическое представление различных видов механического движения;
2) практическая работа: решение качественных и вычислительных задач; исследование графика зависимости координаты от времени.
4. «Плотность»:
1) масса и измерение массы тел;измерение объема тел правильной и неправильной формы;плотность вещества и единицы измерения плотности;расчет плотности;
2) лабораторная работа № 3:определение плотности жидкостей и твердых тел;
3) практическая работа: решение качественных и вычислительных задач;
определиние массы разных тел, используя электронные и рычажные весы;определение объема жидкости в мензурках.
5. «Взаимодействие тел»:
1) явление инерции;сила;явление тяготения и сила тяжести;вес;деформация;сила упругости, закон Гука;сила трения;учет трения в технике;сложение сил, действующих на тело вдоль одной прямой;
2) лабораторная работа:
2-1) лабораторная работа № 4:изучение упругих деформаций;
2-2) лабораторная работа №5:исследования силы трения скольжения;
3) практическая работа:решение качественных и вычислительныхзадач;
измерения с помощью динамометра;исследование силы тяжести;исследование растяжения разных тел.
6. «Давление твердых тел, жидкостей и газов»:
1) молекулярное строение твердых тел, жидкостей и газов;давление твердых тел;давление в жидкостях и газах, закон Паскаля;сообщающиеся сосуды;гидравлическая машина;атмосферное давление, измерение атмосферного давления;манометры, насосы;выталкивающая сила;
2) лабораторная работа:
2-1) лабораторная работа № 6:изучение закона Архимеда;
2-2) лабораторная работа№ 7:определение условия плавания.
3) практическая работа:решение качественных и вычислительныхзадач;
исследование расположения поверхностей одинаковых и разных жидкостей в сообщающихся сосудах любой формы;исследование наличия атмосферного давления.
7. «Работа и мощность»:
1) механическая работа;мощность.
2) практическая работа:решение качественных и вычислительныхзадач;определение значение работы по графику;сравнение работ силы тяжести и силы трения;оценка мощности различных видов транспорта.
8. «Энергия»:
1) кинетическая энергия;потенциальная энергия;превращение и сохранение энергии.
2) практическая работа:решение качественных и вычислительныхзадач;определение высоты отскока шарика для настольного тенниса.
9. «Простые механизмы»:
1) простые механизмы;центр масс тел;условие равновесия рычага;коэффициент полезного действия;
2) лабораторная работа:
2-1) лабораторная работа № 8:нахождение центра масc плоской фигуры;
2-2) лабораторная работа № 9:определение условия равновесия рычага;
2-3) лабораторная работа № 10:определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости.
3) практическая работа:решение качественных и вычислительныхзадач;исследование зависимости приложенной силы от расстояния до оси вращения.
10. «Космос и Земля»:
1) наука о небесных телах;
Солнечная система;основы календаря (сутки, месяц, год).
32. Базовое содержание учебного предмета 8-го класса
1. «Тепловые явления»:
1) тепловое движение, броуновское движение, диффузия;температура, способы ее измерения, температурные шкалы;внутренняя энергия, способы изменения внутренней энергии;теплопроводность, конвекция, излучение;теплопередача в природе и технике;роль тепловых явлений в жизни живых организмов;количество теплоты, удельная теплоемкость вещества;энергия топлива, удельная теплота сгорания топлива;закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах;
2) лабораторная работа №1:сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры;
3)практическая работа: расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении; расчет количества теплоты при агрегатных переходах; нахождение удельной теплоемкости вещества; исследование зависимости количества тепла от массы тела; исследование зависимости количество теплоты от температуры нагрева; оценка эффективности сгорания разного топлива.
2. «Агрегатные состояния вещества»:
1) плавление и кристаллизация твердых тел, температура плавления, удельная теплота плавления;парообразование и конденсация;ненасыщенные и насыщенные пары;кипение, удельная теплота парообразования;зависимость температуры кипения от внешнего давления;
2) лабораторная работа №2:определение удельной теплоты плавления льда;
3)практическая работа:решение качественных и вычислительных задач;получение графика фазового перехода вещества; исследование температуры плавления льда; изучение зависимости скорости испарения от разных факторов.
3. «Основы термодинамики»:
1) первый закон термодинамики, работа газа и пара;необратимость тепловых процессов, второй закон термодинамики;тепловые двигатели;коэффициент полезного действия теплового двигателя;экологические проблемы использования тепловых машин;
2)практическая работа:решение качественных и вычислительныхзадач;изучение превращения внутренней энергии в механическую энергию;изучение закона сохранения энергии при установлении теплового равновесия.
4. «Основы электростатики»:
1) электрический заряд, электризация тел;проводники и диэлектрики;закон сохранения электрического заряда;взаимодействие неподвижных зарядов;закон Кулона, элементарный электрический заряд;электрическое поле, напряженность электрического поля;потенциал и разность потенциалов электрического поля, конденсатор;
2)практическая работа:решение качественных и вычислительныхзадач;исследование взаимодействия двух одинаковых воздушных шара, подвешенных на нитях рядом на некотором расстоянии друг от друга;изготовление электроскоп.
5. «Постоянный электрический ток»:
1) электрический ток, источники электрического тока;электрическая цепь и ее составные части, сила тока, напряжение; закон Ома для участка цепи; электрическое сопротивление проводника; удельное сопротивление проводника, реостат; последовательное и параллельное соединение проводников; работа и мощность электрического тока; тепловое действие электрического тока, закон Джоуля – Ленца; зависимость электрического сопротивления металлов от температуры, сверхпроводимость; электронагревательные приборы, лампа накаливания, короткое замыкание, плавкие предохранители; химическое действие электрического тока (закон Фарадея).
2) лабораторная работа:
2-1) лабораторная работа №3:сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на различных ее участках;
2-2) лабораторная работа №4:исследование зависимости силы тока от напряжения на участке цепи;
2-3) лабораторная работа №5:изучение последовательного соединения проводников;
2-4) лабораторная работа №6:изучение параллельного соединения проводников;
2-5) лабораторная работа №7:измерение работы и мощности электрического тока.
3) практические работы: решение качественных и вычислительных задач;измерение силы тока в цепи; измерение напряжение на участках цепи; зависимость сопротивление проводника от рода материала; измерение работы и мощности лампы накаливания; исследование мощности тока при последовательном соединении ламп; исследование мощности тока при параллельном соединении ламп.
6. «Электромагнитные явления»:
1) постоянные магниты, магнитное поле; магнитное поле прямого тока; магнитное поле катушки с током; электромагниты и их применение; действие магнитного поля на проводник с током, электродвигатель, электроизмерительные приборы; электромагнитная индукция, генератор;
2) лабораторная работа:
2-1) лабораторная работа №8:изучение свойств постоянного магнита и получение изображений магнитных полей;
2-2) лабораторная работа №9:сборка электромагнита и изучение его действия;
3) практическая работа:решение качественных и вычислительныхзадач;изготовление водяного компаса;исследование прохождение магнитных полей через различные материалы;исследование магнитных свойства различных монет;намагничивание при помощи трения;влияние температуры на свойства магнита.
7. «Световые явления»:
1) закон прямолинейного распространения света;отражение света, законы отражения, плоские зеркала;сферические зеркала, построение изображения в сферическом зеркале;преломление света, закон преломления света, полное внутреннее отражение;линзы, оптическая сила линзы, формула тонкой линзы;построение изображений в линзах;глаз как оптическая система, дефекты зрения и способы их исправления;оптические приборы;
2) лабораторная работа:
2-1) лабораторная работа №10:определение показателя преломления стекла;
2-2) лабораторная работа №11:определение фокусного расстояния тонкой линзы.
3) практические работы:решение качественных и вычислительныхзадач;изготовление простого перископа;изготовление калейдоскопа;исследование изображение в плоском зеркале;ход стандартных лучей, падающих и отраженных от вогнутого сферического зеркала;ход основных лучей в собирающей и рассеивающей линзах;сравнение оптических систем глаза и фотоаппарата.
33. Базовое содержание учебного предмета 9-го класса
1. «Основы кинематики»:
1) механическое движение;векторы и действия над ними, проекция вектора на координатные оси;прямолинейное равнопеременное движение, ускорение;скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении;свободное падение тел, ускорение свободного падения;криволинейное движение, равномерное движение материальной точки по окружности;линейная и угловая скорости;центростремительное ускорение;
2) лабораторная работа:
2-1) лабораторная работа №1:определение ускорения тела при равноускоренном движении;
2-2) лабораторная работа №2:изучение движения тела, брошенного горизонтально;
3) практические работы:решение качественных и вычислительныхзадач;способы описания движения тел;относительность движения.
2. «Основы астрономии»:
1) звездное небо;небесная сфера, системы небесных координат;видимое движение светил на различных географических широтах, местное, поясное и всемирное время;законы движения планет Солнечной системы;определение расстояний в астрономии методом параллакса.
3. «Основы динамики»:
1) первый закон Ньютона, инерциальные системы отсчета;силы в механике;второй закон Ньютона, масса;третий закон Ньютона;закон Всемирного тяготения;вес тела, невесомость;движение тела под действием силы тяжести;движение искусственных спутников Земли.
2) практические работы:решение качественных и вычислительныхзадач;практические способы измерения сил;расчёт параметров движения тела в поле тяготения Земли;измерение ускорения свободного падения тела;
4. «Законы сохранения»:
1) импульс тела и импульс силы;закон сохранения импульса; реактивное движение;механическая работа и энергия;закон сохранения и превращения энергии;
2) практические работы:решение качественных и вычислительныхзадач;сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела;изучение закона сохранения импульса при соударении тел;
5. «Колебания и волны»:
1) колебательное движение;превращение энергии при колебаниях;уравнение колебательного движения;колебания математического и пружинного маятников;свободные и вынужденные колебания, резонанс;свободные электромагнитные колебания;волновое движение;звук, характеристики звука, акустический резонанс, эхо;электромагнитные волны;шкала электромагнитных волн;
2) лабораторная работа:
2-1) лабораторная работа №3:определение ускорения свободного падения с использованием математического маятника;
2-2) лабораторная работа №4:определение скорости распространения поверхностных волн;
3) практическая работа:решение качественных и вычислительныхзадач;расчет периода колебаний маятников различного типа;изучение свободных и вынужденных колебаний;исследование характеристики волн;работа сотового телефона;передача аналогового сигнала;азбука Морзе.
6. «Строение атома, атомные явления»:
1) тепловое излучение;гипотеза Планка о световых квантах;явление фотоэффекта;рентгеновское излучение;радиоактивность;природа радиоактивных излучений;опыт Резерфорда, строение атома;
2) практическая работа:решение качественных и вычислительныхзадач.
7. «Атомное ядро»:
1) ядерное взаимодействие, ядерные силы;дефект масс, энергия связи атомных ядер;ядерные реакции, закон радиоактивного распада;деление тяжелых ядер, цепная ядерная реакция;ядерный реактор;термоядерные реакции;радиоизотопы, защита от радиации;элементарные частицы;
2) практическая работа:решение качественных и вычислительныхзадач;расчет периода полураспада радиоактивных элементов.
8. «Современная физическая картина мира»:
1) мировоззренческое значение физики и астрономии;экологическая культура.
34. Цели обучения, организованные систематично и последовательно внутри каждого подраздела, позволяют учителям планировать свою работу, оценивать достижения обучающихся и информировать их о следующих этапах обучения. Цели обучения в программе содержат кодировку. Первое число кода обозначает класс, второе и третье числа – раздел и подраздел программы, четвертое число показывает нумерацию учебной цели в данном подразделе. Например, в кодировке 7.2.1.4: «7» – класс, «2.1» – раздел и подраздел, «4» – нумерация учебной цели.
35. Обучающиеся должны:
Подраздел |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||||||||||||||
1.1 Физика – наука о природе |
7.1.1.1 приводить примеры физических явлений |
|
|
||||||||||||||||||
7.1.1.2 различать методы изучения природы |
|
|
|||||||||||||||||||
1.2 Физические величины |
7.1.2.1 соотносить физические величины с их единицами измерения по Международной системе единиц |
|
|
||||||||||||||||||
7.1.2.2 различать скалярные и векторные физические величины и приводить примеры |
|
|
|||||||||||||||||||
7.1.2.3 применять кратные и дольные приставки при записи больших и малых чисел: микро (μ), милли (m), санти (c), деци (d), кило (k) и мега (M) |
|
|
|||||||||||||||||||
1.3 Физические измерения |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||||||||||||||
7.1.3.1 измерять длину, объем тела, температуру и время, записывать результаты измерений с учетом погрешности |
8.1.3.1 собирать, анализировать экспериментально полученные данные и записывать их с учетом погрешностей |
9.1.3.1 объяснять полученные результаты и делать выводы |
|||||||||||||||||||
7.1.3.2 определять размер малых тел методом рядов |
8.1.3.2 определять факторы, влияющие на проведение эксперимента |
9.1.3.2 анализировать факторы, влияющие на результат эксперимента, и предлагать методы улучшения эксперимента |
|||||||||||||||||||
7.1.3.3 знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
8.1.3.3 знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
9.1.3.3 знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
|||||||||||||||||||
2.1 Основы кинематики |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||||||||||||||
7.2.1.1 объяснять смысл понятий – материальная точка, система отсчета, относительность механического движения; траектория, путь, перемещение |
|
9.2.1.1 объяснять физический смысл понятий – материальная точка, система отсчета, относительность механического движения |
|||||||||||||||||||
7.2.1.2 приводить примеры относительности механического движения |
|
9.2.1.2 производить сложение, вычитание векторов, умножение вектора на скаляр |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.1.3 находить проекцию вектора на координатную ось, раскладывать вектор на составляющие |
|||||||||||||||||||
7.2.1.3 различать прямолинейное равномерное и неравномерное движение |
|
9.2.1.4 находить перемещение, скорость и ускорение из графиков зависимости этих величин от времени |
|||||||||||||||||||
7.2.1.4 вычислять скорость и среднюю скорость движения тел |
|
9.2.1.5 применять формулы скорости и ускорения при равнопеременном прямолинейном движении в решении задач |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.1.6 применять уравнения координаты и перемещения при равнопеременном прямолинейном движении в решении задач |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.1.7 экспериментально определять ускорение тела при равноускоренном движении |
|||||||||||||||||||
|
7.2.1.5 строить график зависимости s от t, применяя обозначение единиц измерения на координатных осях графиков и в таблицах |
|
9.2.1.8 строить и объяснять графики зависимости перемещения и скорости от времени при равноускоренном движении |
||||||||||||||||||
7.2.1.6 определять по графику зависимости перемещения от времени, когда тело: (1) находится в состоянии покоя, (2) движется с постоянной скоростью |
|
9.2.1.9 использовать кинематические уравнения равнопеременного движения для описания свободного падения |
|||||||||||||||||||
7.2.1.7 находить скорость тела по графику зависимости перемещения от времени при равномерном движении |
|
9.2.1.10 описывать движение тела, брошенного горизонтально, используя кинематические уравнения равнопеременного и равномерного движения |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.1.11 определять скорость движения тела, брошенного горизонтально |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.1.12 строить траекторию движения тела, брошенного горизонтально |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.1.13 описывать равномерное движение тела по окружности, используя понятия линейных и угловых величин |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.1.14 применять формулу взаимосвязи линейной и угловой скорости при решении задач |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.1.15 применять формулы центростремительного ускорения при решении задач |
|||||||||||||||||||
2.2 Основы динамики |
7.2.2.1 объяснять явление инерции и приводить примеры |
|
9.2.2.1 объяснять смысл понятий: инерция, инертность, инерциальная система отсчета |
||||||||||||||||||
7.2.2.2 приводить примеры действия сил из повседневной жизни |
|
9.2.2.2 формулировать первый закон Ньютона и применять при решении задач |
|||||||||||||||||||
7.2.2.3 различать и приводить примеры пластичных и упругих деформаций |
|
9.2.2.3 объяснять природу силы тяжести, силы упругости, силы трения |
|||||||||||||||||||
7.2.2.4 определять коэффициент жесткости по графику зависимости силы упругости от удлинения |
|
9.2.2.4 формулировать второй закон Ньютона и применять при решении задач |
|||||||||||||||||||
7.2.2.5 рассчитывать силу упругости по формуле закона Гука |
|
9.2.2.5 формулировать третий закон Ньютона и применять при решении задач |
|||||||||||||||||||
7.2.2.6 описывать трение при скольжении, качении, покое |
|
9.2.2.6 формулировать закон Всемир-ного тяготения и применять его при решении задач |
|||||||||||||||||||
7.2.2.7 приводить примеры полез-ного и вредного проявления силы трения |
|
9.2.2.7 сравнивать особенности орбит космических аппаратов |
|||||||||||||||||||
7.2.2.8 изображать силы графически в заданном масштабе |
|
9.2.2.8 рассчитывать параметры движения тела в поле тяготения; |
|||||||||||||||||||
7.2.2.9 графически находить равнодействующую сил, действующих на тело и направленных вдоль одной прямой |
|
9.2.2.9 применять формулу первой космической скорости при решении задач |
|||||||||||||||||||
|
7.2.2.10 различать вес и силу тяжести |
|
9.2.2.10 определять вес тела, движущегося с ускорением |
||||||||||||||||||
7.2.2.11 измерять массу тела с использованием электронных, пружинных и рычажных весов |
|
9.2.2.11 объяснять состояние невесомости |
|||||||||||||||||||
7.2.2.12 использовать измерительный цилиндр (мензурка) для измерения объема жидкости или твердого тела различной формы |
|
|
|||||||||||||||||||
7.2.2.13 объяснять физический смысл плотности |
|
|
|||||||||||||||||||
7.2.2.14 экспериментально определять плотности жидкостей и твердых тел |
|
|
|||||||||||||||||||
7.2.2.15 применять формулу плотности при решении задач |
|
|
|||||||||||||||||||
2.3 Законы сохранения |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||||||||||||||
7.2.3.1 объяснять физический смысл механической работы |
|
9.2.3.1 различать понятия «импульс тела» и «импульс силы» |
|||||||||||||||||||
7.2.3.2 различать два вида механической энергии |
|
9.2.3.2 формулировать закон сохранения импульса и применять при его решении задач |
|||||||||||||||||||
7.2.3.3 применять формулу кинетической энергии при решении задач |
|
9.2.3.3 приводить примеры реактивного движения в природе и технике |
|||||||||||||||||||
7.2.3.4 применять формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей, при решении задач |
|
9.2.3.4 оценивать региональное и международное значение космодрома Байконур |
|||||||||||||||||||
7.2.3.5 приводить примеры переходов энергии из одного вида в другой |
|
9.2.3.5 определять механическую работу аналитически и графически |
|||||||||||||||||||
|
7.2.3.6 применять закон сохранения механической энергии при решении задач |
|
9.2.3.6 объяснять взаимосвязь работы и энергии |
||||||||||||||||||
7.2.3.7 объяснять физический смысл мощности |
|
9.2.3.7 применять закон сохранения энергии при решении задач |
|||||||||||||||||||
7.2.3.8 применять формулы механической работы и мощности при решении задач |
|
|
|||||||||||||||||||
2.4 Статика |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||||||||||||||
7.2.4.1 приводить примеры использования простых механизмов и формулировать «Золотое правило механики» |
|
|
|||||||||||||||||||
7.2.4.2 объяснять физический смысл понятия «момент силы» |
|
|
|||||||||||||||||||
7.2.4.3 экспериментально определять положение центра масс плоской фигуры |
|
|
|||||||||||||||||||
7.2.4.4 формулировать и применять правило момента сил для тела, находящегося в равновесии, при решении задач |
|
|
|||||||||||||||||||
7.2.4.5 экспериментально определять условия равновесия рычага |
|
|
|||||||||||||||||||
7.2.4.6 экспериментально определять коэффициент полезного действия наклонной плоскости |
|
|
|||||||||||||||||||
2.5 Колебания и волны |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.1 приводить примеры свободных и вынужденных колебаний |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.2 экспериментально находить амплитуду, период, частоту |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.3 рассчитывать период, циклическую частоту, фазу по формуле |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.4 описывать сохранение энергии в колебательных процессах |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.5 записывать уравнения координат, скорости и ускорения по графикам гармонических колебаний |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.6 объяснять причины возникновения колебаний в различных колебательных системах |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.7 исследовать зависимость периода колебаний маятника от различных параметров |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.8 находить ускорение свободного падения из формулы периода математического маятника |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.9 строить и анализировать графики зависимости квадрата периода от длины маятника |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.10 описывать по графику зависимость амплитуды вынужденных колебаний от частоты вынуждающей силы |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.11 описывать явление резонанса |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.12 применять формулы скорости, частоты и длины волны при решении задач |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.13 сравнивать поперечные и продольные волны |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.14 экспериментально определять скорость распространения поверхностных волн |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.15 называть условия возникновения и распространения звука |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.16 сопоставлять характеристики звука с частотой и амплитудой звуковой волны |
|||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.17 называть условие возникновения резонанса и приводить примеры его применения |
|||||||||||||||||||
|
|
|
9.2.5.18 описывать природу появления эха и способы его использования |
||||||||||||||||||
|
|
9.2.5.19 приводить примеры использования ультразвука и инфразвука в природе и технике |
|||||||||||||||||||
3.1 Основы молекулярно-кинетической теории |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
|||||||||||||||||
7.3.1.1 описывать строение твердых тел, жидкостей и газов на основе молекулярного строения вещества |
8.3.1.1 описывать эксперименты и приводить примеры, подтверждающие основные положения молекулярно-кинетической теории |
|
|
||||||||||||||||||
7.3.1.2 объяснять физический смысл давления и описывать способы изменения давления |
8.3.1.2 представлять температуру в разных температурных шкалах (Кельвин, Цельсий) |
|
|
||||||||||||||||||
7.3.1.3 применять формулу давления твердого тела при решении задач |
8.3.1.3 описывать измерение температуры на основе теплового расширения |
|
|
||||||||||||||||||
7.3.1.4 объяснять давление газа на основе молекулярного строения |
8.3.1.4 описывать переход из твердого состояния в жидкое и обратно на основе молекулярно-кинетической теории |
|
|
||||||||||||||||||
7.3.1.5 выводить формулу гидростатического давления в жидкостях и применять ее при решении задач |
8.3.1.5 описывать переход вещества из жидкого состояния в газообразное и обратно на основе молекулярно-кинетической теории |
|
|
||||||||||||||||||
7.3.1.6 приводить примеры использования сообщающихся сосудов |
|
|
|
||||||||||||||||||
7.3.1.7 описывать принцип действия гидравлических машин |
|
|
|
||||||||||||||||||
7.3.1.8 рассчитывать выигрыш в силе при использовании гидравлических машин |
|
|
|
||||||||||||||||||
7.3.1.9 объяснять природу атмосферного давления и способы его измерения |
|
|
|
||||||||||||||||||
7.3.1.10 описывать принцип действия манометра и насоса |
|
|
|
||||||||||||||||||
7.3.1.11 определять выталкивающую силу и исследовать ее зависимость от объема тела, погруженного в жидкость |
|
|
|
||||||||||||||||||
7.3.1.12 объяснять природу выталкивающей силы в жидкостях и газах |
|
|
|
||||||||||||||||||
7.3.1.13 применять закон Архимеда при решении задач |
|
|
|
||||||||||||||||||
7.3.1.14 исследовать условия плавания тел |
|
|
|
||||||||||||||||||
3.2 Основы термодина-мики |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
|||||||||||||||||
|
8.3.2.1 описывать способы изменения внутренней энергии |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.2 сравнивать различные виды теплопередачи |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.3 приводить примеры применения теплопередачи в быту и технике |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.4 приводить примеры приспособления живых организмов к различной температуре |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.5 определять количество теплоты, полученного или отданного в процессе теплопередачи |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.6 объяснить физический смысл удельной теплоемкости |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.7 применять формулу количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива, в решении задач |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.8 исследовать закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.9 применять уравнение теплового баланса при решении задач |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.10 применять формулу количества теплоты, поглощаемого / выделяемого при плавлении /кристаллизации, в решении задач |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.11 анализировать график зависимости температуры от времени при плавлении и кристаллизации |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.12 экспериментально определять удельную теплоту плавления льда |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.13 анализировать график зависимости температуры от времени при парообразовании и конденсации |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.14 описывать состояние насыщения на примере водяного пара |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.15 определять количество теплоты при парообразовании |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.16 объяснять зависимость температуры кипения от внешнего давления |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.17 объяснять первый закон термодинамики |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.18 объяснять второй закон термодинамики |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.19 определять коэффициент полезного действия теплового двигателя |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.20 описывать принцип работы двигателя внутреннего сгорания, холодильника и паровой турбины |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.21 предлагать пути совершенствования тепловых двигателей |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.22 описывать преобразование энергии в тепловых машинах |
|
|
||||||||||||||||||
|
8.3.2.23 оценивать влияние тепловых машин на экологическое состояние окружающей среды |
|
|
||||||||||||||||||
4.1 Основы электроста-тики |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||||||||||||||
|
8.4.1.1 характеризовать электрический заряд |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.1.2 объяснять процесс электризации тела трением и индукцией |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.1.3 приводить примеры положительного и отрицательного влияния электризации |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.1.4 объяснять закон сохранения электрического заряда |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.1.5 применять закон Кулона при решении задач |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.1.6 объяснять физический смысл понятия «электрическое поле» и определять его силовую характеристику |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.1.7 рассчитывать силу, действующую на заряд в однородном электростатическом поле |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.1.8 изображать графически электрическое поле посредством силовых линий |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.1.9 объяснять физический смысл потенциала |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.1.10 описывать устройство и назначение конденсатора |
|
|||||||||||||||||||
4.2 Электрический ток |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||||||||||||||
|
8.4.2.1 объяснять возникновение и условия существования электрического тока |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.2 применять условные обозначения элементов электрической цепи при графическом изображении электрических схем |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.3 объяснять физический смысл напряжения(разность потенциала), его единицы измерения |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.4 измерять силу тока и напряжение в электрической цепи |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.5 строить и объяснять вольт-амперную характеристику металлического проводника при постоянной температуре |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.6 применять закон Ома для участка цепи при решении задач |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.7 объяснять физический смысл сопротивления, его единицы измерения |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.8 применять формулу удельного сопротивления проводника при решении задач |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.9 экспериментально получить закономерности последовательного соединения проводников |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.10 экспериментально получить закономерности параллельного соединения проводников |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.11 рассчитывать электрические цепи, используя закон Ома для участка цепи в последовательном и параллельном соединении проводников |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.12 применять формулы мощности и работы тока в решении задач |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.13 применять закон Джоуля-Ленца при решении задач |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.14эксперементально определять работу и мощность тока |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.15 производить практические расчеты стоимости электроэнергии с использованием единицы измерения кВт час |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.16 описывать природу электрического тока и зависимость сопротивления проводника от температуры в металлах |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.17 объяснять причины возникновения и способы предотвращения короткого замыкания |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.2.18 объяснять природу электрического тока в жидкостях |
|
|||||||||||||||||||
4.3 Магнитное поле |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||||||||||||||
|
8.4.3.1 характеризовать основные свойства магнитов и графически изображать магнитное поле посредством силовых линий |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.3.2 объяснять свойства магнитного поля |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.3.3 определять направление линий поля вокруг прямого проводника с током и соленоида |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.3.4 сравнивать магнитные поля, образованные полосовым магнитом и током в соленоиде |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.3.5 описывать действие магнитного поля на проводник с током |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.3.6 объяснять устройство и работу электродвигателя и электроизмерительных приборов |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.3.7 описывать явление электромагнитной индукции |
|
|||||||||||||||||||
|
8.4.3.8 приводить примеры производства электрической энергии в мире и в Казахстане |
|
|||||||||||||||||||
4.4 Электро-магнитные колебания и волны |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||||||||||||||
|
|
9.4.4.1 описывать качественно свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре |
|||||||||||||||||||
|
|
9.4.4.2 сравнивать свойства электромагнитных и механических волн |
|||||||||||||||||||
|
|
9.4.4.3 описывать и приводить примеры применения диапазонов электромагнитных волн |
|||||||||||||||||||
|
|
9.5.4.4 характеризовать дисперсию света при прохождениисвета через стеклянную призму |
|||||||||||||||||||
5.1 Законы геометрии-ческой оптики |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||||||||||||||
|
8.5.1.1 графически изображать солнечное и лунное затмения |
|
|||||||||||||||||||
|
8.5.1.2 экспериментально определять зависимость между углами падения и отражения |
|
|||||||||||||||||||
|
8.5.1.3 объяснять и приводить примеры зеркального и рассеянного отражения |
|
|||||||||||||||||||
|
8.5.1.4 строить изображение в плоском зеркале и описывать его характеристики |
|
|||||||||||||||||||
|
8.5.1.5 строить ход лучей в сферических зеркалах для получения изображений тела, характеризовать полученное изображение |
|
|||||||||||||||||||
|
8.5.1.6 строить ход лучей в плоскопараллельной пластине |
|
|||||||||||||||||||
|
8.5.1.7 применять закон преломления света при решении задач |
|
|||||||||||||||||||
|
8.5.1.8 объяснять явление полного внутреннего отражения, опираясь на эксперимент |
|
|||||||||||||||||||
|
8.5.1.9 экспериментально определять показатель преломления стекла |
|
|||||||||||||||||||
|
8.5.1.10 сравнивать полученное значение показателя преломления с табличным и оценивать достоверность результата |
|
|||||||||||||||||||
|
8.5.1.11 применять формулу тонкой линзы для решения задач |
|
|||||||||||||||||||
|
8.5.1.12 применять формулу линейного увеличения линзы при решении задач |
|
|||||||||||||||||||
|
8.5.1.13 строить ход лучей в тонкой линзе и характеризовать полученные изображения |
|
|||||||||||||||||||
|
8.5.1.14 определять фокусное расстояние и оптическую силу линзы |
|
|||||||||||||||||||
|
8.5.1.15 описывать коррекцию близорукости и дальнозоркости глаза |
|
|||||||||||||||||||
|
8.5.1.16 конструировать простые оптические приборы (перископ, камера Обскура и т.д.) |
|
|||||||||||||||||||
6.1 Строение атома и атомного ядра |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||||||||||||||
|
|
9.6.1.1 описывать зависимость энергии теплового излучения от температуры |
|||||||||||||||||||
|
|
9.6.1.2 применять формулу Планка для решения задач |
|||||||||||||||||||
|
|
9.6.1.3 описывать явление фотоэффекта и приводить примеры применения фотоэффекта в технике |
|||||||||||||||||||
|
|
9.6.1.4 применять формулу Эйнштейна для фотоэффекта при решении задач |
|||||||||||||||||||
|
|
9.6.1.5 сравнивать рентгеновское излучение с другими видами электромагнитного излучения |
|||||||||||||||||||
|
|
9.6.1.6 приводить примеры применения рентгеновского излучения |
|||||||||||||||||||
|
|
9.6.1.7 описывать опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц |
|||||||||||||||||||
|
|
9.6.1.8 описывать свойства ядерных сил |
|||||||||||||||||||
|
|
9.6.1.9 определять дефект масс атомных ядер |
|||||||||||||||||||
|
|
9.6.1.10 применять формулу энергии связи атомного ядра при решении задач |
|||||||||||||||||||
|
|
9.6.1.11 применять законы сохранения зарядового и массового числа при решении уравнений ядерных реакций |
|||||||||||||||||||
6.2 Радиоактив-ность |
|
|
9.6.2.1 объяснять природу и свойства α, β и γ - излучений |
||||||||||||||||||
|
|
9.6.2.2 объяснять вероятностный характер радиоактивного распада |
|||||||||||||||||||
|
|
9.6.2.3 использовать закон радиоактивного распада при решении задач |
|||||||||||||||||||
|
|
9.6.2.4 описывать условия протекания цепной ядерной реакции |
|||||||||||||||||||
|
|
9.6.2.5 описывать принцип действия ядерного реактора |
|||||||||||||||||||
|
|
9.6.2.6 сравнивать ядерный синтез и ядерный распад |
|||||||||||||||||||
|
|
9.6.2.7 приводить примеры использования радиоактивных изотопов |
|||||||||||||||||||
|
|
9.6.2.8 характеризовать способы защиты от радиации |
|||||||||||||||||||
6.3 Элементарные частицы |
|
|
9.6.2.9 классифицировать элементарные частицы |
||||||||||||||||||
7.1 Земля и Космос |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||||||||||||||
7.7.1.1 сравнивать гелиоцентрическую и геоцентрическую системы мира |
|
|
|||||||||||||||||||
7.7.1.2 систематизировать объекты солнечной системы |
|
|
|||||||||||||||||||
7.7.1.3 объяснять смену времен года и длительность дня и ночи на разных широтах |
|
|
|||||||||||||||||||
7.2 Элементы астрофизики |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
||||||||||||||||||
|
|
9.7.2.1 различать абсолютную и видимую звездные величины |
|||||||||||||||||||
|
|
9.7.2.2 называть факторы, влияющие на светимость звезд |
|||||||||||||||||||
|
|
9.7.2.3 называть основные элементы небесной сферы |
|||||||||||||||||||
|
|
9.7.2.4 определять небесные координаты звезд по подвижной карте звездного неба |
|||||||||||||||||||
|
|
9.7.2.5 объяснять различия в кульминации светил на разных широтах |
|||||||||||||||||||
|
|
9.7.2.6 сопоставлять местное, поясное и всемирное время |
|||||||||||||||||||
|
|
9.7.2.7 объяснять движение небесных тел на основе законов Кеплера |
|||||||||||||||||||
|
|
9.7.2.8 объяснять использование метода параллакса для определения расстояний или размеров тел в солнечной системе |
|||||||||||||||||||
8.1 Мировоз-зренческое значение физики
|
|
|
9.8.1.1 объяснять влияние развития физики и астрономии на формирование мировоззрения человека |
||||||||||||||||||
|
|
9.8.1.2 оценивать преимущества и учитывать риски влияния новых технологий на окружающую среду |
|||||||||||||||||||
36. Настоящая учебная программа реализуется в соответствии с Долгосрочным планом к Типовой учебной программе по учебному предмету «Физика» для 7-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию.
Приложение
к Типовой учебной программе
по учебному предмету «Физика»
для 7-9 классов уровня основного
среднего образования по
обновленному содержанию
по реализации Типовой учебной программы
по учебному предмету «Физика»
для 7-9 классов уровня основного среднего образования
по обновленному содержанию
1) 7 класс
Раздел долгосрочного плана |
Темы/Содержание раздела долгосрочного плана |
Цели обучения |
|
Обучающиеся должны: |
|||
1-я четверть |
|||
Физика – наука о природе |
Физика – наука о природе |
7.1.1.1- приводить примеры физических явлений |
|
Научные методы изучения природы |
7.1.1.2 - различать научные методы изучения природы |
||
Физические величины и измерения |
Международная система единиц |
7.1.2.1 - соотносить физические величины с их единицами измерения Международной системы единиц |
|
Скалярные и векторные физические величины |
7.1.2.2 - различать скалярные и векторные физические величины и приводить примеры |
||
Точность измерений и вычислений Запись больших и малых чисел
Лабораторная работа №1 «Определение размеров малых тел»
Лабораторная работа №2 «Измерение физических величин»
|
7.1.2.3 - применять кратные и дольные приставки при записи больших и малых чисел: микро (μ), милли (m), санти (c), деци (d), кило (k) и мега (M) 7.1.3.1- измерять длину, объем тела, температуру и время, записывать результаты измерений с учетом погрешности 7.1.3.2- определять размер малых тел методом рядов 7.1.3.3 -знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
||
Механическое движение
|
Механическое движение и его характеристики Система отсчета |
7.2.1.1 -объяснять смысл понятий – материальная точка, система отсчета, относительность механического движения; траектория, путь, перемещение |
|
Относительность механического движения |
7.2.1.2 -приводить примеры относительности механического движения |
||
Прямолинейное равномерное и неравномерное движение |
7.2.1.3 -различать прямолинейное равномерное и неравномерное движение |
||
Расчет скорости и средней скорости |
7.2.1.4 - вычислять скорость и среднюю скорость движения тел |
||
Графическое представление различных видов механического движения |
7.2.1.5- строить график зависимости s от t, применяя обозначение единиц измерения на координатных осях графиков и в таблицах |
||
|
7.2.1.6 - определять по графику зависимости перемещения тела от времени, когда тело: (1) находится в состоянии покоя, (2) движется с постоянной скоростью; 7.2.1.7 -находить скорость тела по графику зависимости перемещения от времени при равномерном движении |
||
2-я четверть |
|||
Плотность |
Масса и измерение массы тел |
7.2.2.11- измерять массу тела с использованием электронных, пружинных и рычажных весов |
|
Измерение объема тел правильной и неправильной формы |
7.2.2.12 - использовать измерительный цилиндр (мензурка) для измерения объема жидкости или твердого тела различной формы |
||
Плотность вещества и единицы измерения плотности
Лабораторная работа №3 «Определение плотности жидкостей и твердых тел» |
7.2.2.13- объяснять физический смысл плотности; 7.2.2.14 - экспериментально определять плотности жидкостей и твердых тел; 7.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
||
Расчет плотности |
7.2.2.15 - применять формулу плотности при решении задач |
||
Взаимодействие тел |
Явление инерции |
7.2.2.1 - объяснять явление инерции и приводить примеры |
|
Сила |
7.2.2.2 -приводить примеры действия сил из повседневной жизни |
||
Явление тяготения и сила тяжести Вес |
7.2.2.10 -различать вес и силу тяжести |
||
Лабораторная работа №4 «Изучение упругих деформаций» |
7.2.2.4 -определять коэффициент жесткости по графику зависимости силы упругости от удлинения; 7.1.3.3- знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
||
Деформация
|
7.2.2.3 - различать и приводить примеры пластических и упругих деформаций |
||
Сила упругости, закон Гука |
7.2.2.5 - рассчитывать силу упругости по формуле закона Гука |
||
Сила трения Учет трения в технике Лабораторная работа №5 «Исследования силы трения скольжения» |
7.2.2.6 - описывать трение при скольжении, качении, покое; 7.2.2.7 - приводить примеры полезного и вредного проявления силы трения |
||
Сложение сил, действующих на тело вдоль одной прямой |
7.2.2.8 - изображать силы графически в заданном масштабе; 7.2.2.9- графически находить равнодействующую сил, действующих на тело и направленных вдоль одной прямой |
||
3-я четверть |
|||
Давление |
Молекулярное строение твердых тел, жидкостей и газов |
7.3.1.1 -описывать строение твердых тел, жидкостей и газов на основе молекулярного строения вещества |
|
Давление твердых тел |
7.3.1.2-объяснять физический смысл давления и описывать способы его изменения 7.3.1.3 - применять формулу давления твердого тела при решении задач |
||
Давление в жидкостях и газах, закон Паскаля
|
7.3.1.4 - объяснять давление газа на основе молекулярного строения; 7.3.1.5 - выводить формулу гидростатического давления в жидкостях и применять ее при решении задач |
||
Сообщающиеся сосуды
|
7.3.1.6 - приводить примеры использования сообщающихся сосудов |
||
Гидравлическая машина |
7.3.1.7 - описывать принцип действия гидравлических машин; 7.3.1.8 - рассчитывать выигрыш в силе при использовании гидравлических машин |
||
Атмосферное давление, измерение атмосферного давления |
7.3.1.9 - объяснять природу атмосферного давления и способы его измерения |
||
Манометры, насосы |
7.3.1.10 - описывать принцип действия манометра и насоса |
||
Лабораторная работа №6«Изучение закона Архимеда»
|
7.3.1.11 -определять выталкивающую силу и исследовать ее зависимость от объема тела, погруженного в жидкость, знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
||
Выталкивающая сила
|
7.3.1.12 - объяснять природу выталкивающей силы в жидкостях и газах; 7.3.1.13применять закон Архимеда при решении задач |
||
Лабораторная работа №7 «Определение условия плавания» |
7.3.1.14 исследовать условия плавания тел; 7.1.3.3 знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики; |
||
Работа и мощность |
Механическая работа Мощность
|
7.2.3.1 - объяснять физический смысл механической работы; 7.2.3.7 - объяснять физический смысл мощности; 7.2.3.8 - применять формулы механической работы и мощности при решении задач |
|
4-я четверть |
|||
Энергия |
Кинетическая энергия Потенциальная энергия |
7.2.3.2 -различать два вида механической энергии; 7.2.3.3 - применять формулу кинетической энергии при решении задач; 7.2.3.4 - применять формулу потенциальной энергии тела, поднятого над землей, при решении задач |
|
Превращение и сохранение энергии |
7.2.3.5 - приводить примеры переходов энергии из одного вида в другой; 7.2.3.6 - применять закон сохранения механической энергии при решении задач |
||
Момент силы |
Простые механизмы |
7.2.4.1- приводить примеры использования простых механизмов и формулировать «Золотое правило механики»; 7.2.4.2 - объяснять физический смысл понятия «момент силы» |
|
Центр масс тел
Лабораторная работа №8 «Нахождение центра масс плоской фигуры» |
7.2.4.3 - экспериментально определять положение центра масс плоской фигуры |
||
Лабораторная работа №9 «Определение условия равновесия рычага» |
7.2.4.5 - экспериментально определять условия равновесия рычага; 7.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
||
Условие равновесия рычага
|
7.2.4.4 - формулировать и применять правило момента сил для тела, находящегося в равновесии, при решении задач |
||
Коэффициент полезного действия
Лабораторная работа №10 «Определение коэффициента полезного действия наклонной плоскости» |
7.2.4.6 - экспериментально определять коэффициент полезного действия наклонной плоскости; 7.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
||
Космос и Земля
|
Наука о небесных телах |
7.7.1.1 - сравнивать геоцентрическую и гелиоцентрическую системы; |
|
Солнечная система |
7.7.1.2 - систематизировать объекты Солнечной системы |
||
Основы календаря (сутки, месяц, год)
|
7.7.1.3 - объяснять смену времен года и длительность дня и ночи на разных широтах |
||
2) 8 класс
Раздел долгосрочного плана |
Темы/Содержание раздела долгосрочного плана |
Цели обучения |
Обучающийся должен: |
||
1-я четверть |
||
Тепловые явления |
Тепловое движение, броуновское движение, диффузия |
8.3.1.1 - описывать эксперименты и приводить примеры, подтверждающие основные положения молекулярно-кинетической теории |
Температура, способы ее измерения, температурные шкалы |
8.3.1.3 - описывать измерение температуры на основе теплового расширения; 8.3.1.2 - представлять температуру в разных температурных шкалах (Кельвин, Цельсий) |
|
Внутренняя энергия, способы изменения внутренней энергии |
8.3.2.1 - описывать способы изменения внутренней энергии |
|
Теплопроводность, конвекция, излучение |
8.3.2.2 - сравнивать различные виды теплопередачи |
|
Теплопередача в природе и технике |
8.3.2.3 - приводить примеры применения теплопередачи в быту и технике |
|
Роль тепловых явлений в жизни живых организмов |
8.3.2.4 - приводить примеры приспособления живых организмов к различной температуре |
|
Количество теплоты, удельная теплоемкость вещества |
8.3.2.5 - определять количество теплоты, полученной или отданной в процессе теплопередачи; 8.3.2.6 - объяснить физический смысл удельной теплоемкости |
|
Энергия топлива, удельная теплота сгорания топлива |
8.3.2.7 - применять формулу количества теплоты, выделяемого при сгорании топлива, в решении задач |
|
Лабораторная работа №1«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» |
8.3.2.8 - исследовать закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах; 8.1.3.2 - определять факторы, влияющие на проведение эксперимента; 8.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
|
Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах |
8.3.2.9 - применять уравнение теплового баланса при решении задач |
|
Агрегатные состояния вещества
|
Плавление и кристаллизация твердых тел, температура плавления, удельная теплота плавления |
8.3.1.4 - описывать переход из твердого состояния в жидкое и обратно на основе молекулярно-кинетической теории; 8.3.2.7 - применять формулу количества теплоты, поглощаемого / выделяемого при плавлении /кристаллизации, в решении задач; 8.3.2.11 - анализировать график зависимости температуры от времени при плавлении и кристаллизации |
Лабораторная работа №2«Определение удельной теплоты плавления льда» |
8.3.2.12 - экспериментально определить удельную теплоту плавления льда; 8.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
|
Парообразование и конденсация Ненасыщенные и насыщенные пары |
8.3.1.5 - описывать переход вещества из жидкого состояния в газообразное и обратно на основе молекулярно-кинетической теории; 8.3.2.13 - анализировать график зависимости температуры от времени при парообразовании и конденсации; 8.3.2.14 - описывать состояние насыщения на примере водяного пара |
|
Кипение, удельная теплота парообразования Зависимость температуры кипения от внешнего давления |
8.3.2.15 - определять количество теплоты при парообразовании; 8.3.2.16 - объяснять зависимость температуры кипения от внешнего давления |
|
2-я четверть |
||
Основы термодинамики |
Первый закон термодинамики, работа газа и пара |
8.3.2.17 - объяснять первый закон термодинамики |
Необратимость тепловых процессов, второй закон термодинамики |
8.3.2.18 - объяснять второй закон термодинамики
|
|
Тепловые двигатели |
8.3.2.22 - описывать преобразование энергии в тепловых машинах; 8.3.2.20 - описывать принцип работы двигателя внутреннего сгорания и паровой турбины |
|
Коэффициент полезного действия теплового двигателя |
8.3.2.19 - определять коэффициент полезного действия теплового двигателя; 8.3.2.21 - предлагать пути совершенствования тепловых двигателей |
|
Экологические проблемы использования тепловых машин |
8.3.2.23 - оценивать влияние тепловых машин на экологическое состояние окружающей среды |
|
Основы электростатики |
Электрический заряд, электризация тел, проводники и диэлектрики |
8.4.1.1 - характеризовать электрический заряд; 8.4.1.2 - объяснять процесс электризации тела трением и индукцией; 8.4.1.3 - приводить примеры положительного и отрицательного влияния электризации |
Закон сохранения электрического заряда, взаимодействие неподвижных зарядов, закон Кулона, элементарный электрический заряд |
8.4.1.4 - объяснять закон сохранения электрического заряда; 8.4.1.5 - применять закон Кулона при решении задач |
|
Электрическое поле, напряженность электрического поля |
8.4.1.6 - объяснять физический смысл понятия «электрическое поле» и определять его силовую характеристику; 8.4.1.7 - рассчитывать силу, действующую на заряд в однородном электростатическом поле; 8.4.1.8 - изображать графически электрическое поле посредством силовых линий |
|
Потенциал и разность потенциалов электрического поля, конденсатор |
8.4.1.9 - объяснять физический смысл разности потенциалов и потенциала; 8.4.1.10 - описывать устройство и назначение конденсатора |
|
3-я четверть |
||
Постоянный электрический ток |
Электрический ток, источники электрического тока |
8.4.2.1 - объяснять возникновение и условия существования электрического тока |
Электрическая цепь и ее составные части, сила тока, напряжение |
8.4.2.2 - применять условные обозначения элементов электрической цепи при графическом изображении электрических схем; 8.4.2.3 - объяснять физический смысл напряжения, его единицы измерения |
|
Лабораторная работа №3 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на различных ее участках» |
8.4.2.4 - измерять силу тока и напряжение в электрической цепи; 8.1.3.3 знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
|
Лабораторная работа №4 «Исследование зависимости силы тока от напряжения на участке цепи» |
8.4.2.5 - строить и объяснять вольт-амперную характеристику металлического проводника при постоянной температуре; 8.1.3.1 - собирать, анализировать экспериментально полученные данные и записывать их с учетом погрешностей; 8.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
|
Закон Ома для участка цепи |
8.4.2.6 - применять закон Ома для участка цепи при решении задач |
|
Электрическое сопротивление проводника, удельное сопротивление проводника, реостат |
8.4.2.7 - объяснять физический смысл сопротивления, его единицы измерения; 8.4.2.8 - применять формулу удельного сопротивления проводника при решении задач |
|
Лабораторная работа №5 «Изучение последовательного соединения проводников» |
8.4.2.9 - экспериментально получить закономерности последовательного соединения проводников; 8.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
|
Лабораторная работа №6 «Изучение параллельного соединения проводников» |
8.4.2.10 - экспериментально получить закономерности параллельного соединения проводников; 8.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
|
Последовательное и параллельное соединение проводников |
8.4.2.11 - рассчитывать электрические цепи, используя закон Ома для участка цепи в последовательном и параллельном соединении проводников |
|
Работа и мощность электрического тока |
8.4.2.12 - применять формулы мощности и работы тока в решении задач |
|
Тепловое действие электрического тока, закон Джоуля – Ленца |
8.4.2.13 - применять закон Джоуля-Ленца при решении задач |
|
Лабораторная работа №7 «Измерение работы и мощности электрического тока» |
8.4.2.14 - эксперементально определять работу и мощность тока; 8.4.2.15 - производить практические расчеты стоимости электроэнергии с использованием единицы измерения кВтчас; 8.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
|
Зависимость электрического сопротивления металлов от температуры, сверхпроводимость |
8.4.2.16 - описывать природу электрического тока и зависимость сопротивления от температуры в металлах |
|
Электронагревательные приборы, лампа накаливания, короткое замыкание, плавкие предохранители |
8.4.2.17 - объяснять причины возникновения и способы предотвращения короткого замыкания |
|
Химическое действие электрического тока (закон Фарадея) |
8.4.2.18 - объяснять природу электрического тока в жидкостях |
|
Электромагнитные явления |
Постоянные магниты, магнитное поле
Лабораторная работа №8 «Изучение свойств постоянного магнита и получение изображений магнитных полей» |
8.4.3.1 - характеризовать основные свойства магнитов и графически изображать магнитное поле посредством силовых линий; 8.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
Магнитное поле прямого тока Магнитное поле катушки с током |
8.4.3.2 - объяснять свойства магнитного поля; 8.4.3.3 - определять направление линий поля вокруг прямого проводника с током и соленоида |
|
Электромагниты и их применение
Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и изучение его действия» |
8.4.3.4 - сравнивать магнитные поля, образованные полосовым магнитом и током в соленоиде; 8.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
|
Действие магнитного поля на проводник с током, электродвигатель, электроизмерительные приборы |
8.4.3.5 - описывать действие магнитного поля на проводник с током; 8.4.3.6 - объяснять устройство и работу электродвигателя и электроизмерительных приборов |
|
Электромагнитная индукция, генератор |
8.4.3.7 - описывать явление электромагнитной индукции; 8.4.3.8 - приводить примеры производства электрической энергии в мире и в Казахстане |
|
4-я четверть |
||
Световые явления |
Закон прямолинейного распространения света |
8.5.1.1 - графически изображать солнечное и лунное затмения |
Отражение света, законы отражения, плоские зеркала |
8.5.1.2 - экспериментально определять зависимость между углами падения и отражения; 8.5.1.3 - объяснять и приводить примеры зеркального и рассеянного отражения; 8.5.1.4 - строить изображение в плоском зеркале и описывать его характеристики |
|
Сферические зеркала, построение изображения в сферическом зеркале |
8.5.1.5 - строить ход лучей в сферических зеркалах для получения изображений тела, характеризовать полученное изображение |
|
Преломление света, закон преломления света, полное внутреннее отражение |
8.5.1.6 - строить ход лучей в плоскопараллельной пластине; 8.5.1.7 - применять закон преломления света при решении задач; 8.5.1.8 - объяснять явление полного внутреннего отражения, опираясь на эксперимент |
|
Лабораторная работа №10 «Определение показателя преломления стекла» |
8.5.1.9 - экспериментально определять показатель преломления стекла; 8.5.1.10 - сравнивать полученное значение показателя преломления с табличным и оценивать достоверность результата |
|
Линзы, оптическая сила линзы, формула тонкой линзы Построение изображений в линзах |
8.5.1.11 - применять формулу тонкой линзы для решения задач; 8.5.1.12 - применять формулу линейного увеличения линзы в решении задач |
|
8.5.1.13 - строить ход лучей в тонкой линзе и характеризовать полученные изображения |
||
Лабораторная работа №11 «Определение фокусного расстояния тонкой линзы» |
8.5.1.14 - определять фокусное расстояние и оптическую силу линзы; 8.1.3.3 - знать и соблюдать технику безопасности в кабинете физики |
|
Глаз как оптическая система, дефекты зрения и способы их исправления |
8.5.1.15 - описывать коррекцию близорукости и дальнозоркости глаза |
|
Оптические приборы |
8.5.1.16 - конструировать простые оптические приборы (перископ, камера Обскура и т.д.) |
3) 9 класс
Раздел долгосрочного плана |
Темы/Содержание раздела долгосрочного плана |
Цели обучения |
Обучающиеся должны: |
||
1-я четверть |
||
Основы кинематики |
Механическое движение |
9.2.1.1 - объяснять смысл понятий: материальная точка, система отсчета, относительность механического движения |
Векторы и действия над ними, проекция вектора на координатные оси |
9.2.1.2 - производить сложение, вычитание векторов, умножение вектора на скаляр; 9.2.1.3 - находить проекцию вектора на координатную ось, раскладывать вектор на составляющие |
|
Прямолинейное равнопеременное движение, ускорение |
9.2.1.3 - находить перемещение, скорость и ускорение из графиков зависимости этих величин от времени |
|
Скорость и перемещение при прямолинейном равноускоренном движении |
9.2.1.5 - применять формулы скорости и ускорения при равнопеременном прямолинейном движении в решении задач; 9.2.1.6 - применять уравнения координаты и перемещения при равнопеременном прямолинейном движении в решении задач |
|
Лабораторная работа №1 «Определение ускорения тела при равноускоренном движении» |
9.2.1.7 - экспериментально определять ускорение тела при равноускоренном движении; 9.1.3.2 - анализировать факторы, влияющие на результат эксперимента и предлагать методы улучшения эксперимента; 9.2.1.8 - строить и объяснять графики зависимости перемещения и скорости от времени при равноускоренном движении |
|
Свободное падение тел, ускорение свободного падения |
9.2.1.9 - использовать кинематические уравнения равнопеременного движения для описания свободного падения |
|
Лабораторная работа №2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально» |
9.2.1.10 - описывать движение тела, брошенного горизонтально, используя кинематические уравнения равнопеременного и равномерного движения; 9.2.1.11 - определять скорость движения тела, брошенного горизонтально; 9.2.1.12 - строить траекторию движения тела, брошенного горизонтально |
|
Криволинейное движение, равномерное движение материальной точки по окружности Линейная и угловая скорости |
9.2.1.13 - описывать равномерное движение тела по окружности, используя понятия линейных и угловых величин; 9.2.1.14 - применять формулу взаимосвязи линейной и угловой скорости при решении задач |
|
Центростремительное ускорение |
9.2.1.15 - применять формулы центростремительного ускорения при решении задач |
|
Основы астрономии
|
Звездное небо |
9.7.2.1 - различать абсолютную и видимую звездные величины; 9.7.2.2 - называть факторы, влияющие на светимость звезд |
Небесная сфера, системы небесных координат |
9.7.2.3 - называть основные элементы небесной сферы 9.7.2.4 - определять небесные координаты звезд по подвижной карте звездного неба |
|
Видимое движение светил на различных географических широтах, местное, поясное и всемирное время |
9.7.2.5 - объяснять различия в кульминациях светил на различных широтах; 9.7.2.6 - сопоставлять местное, поясное и всемирное время |
|
Законы движения планет Солнечной системы |
9.7.2.7 - объяснять движение небесных тел на основе законов Кеплера |
|
Определение расстояний в астрономии методом параллакса |
9.7.2.8 - объяснять использование метода параллакса для определения расстояний или размеров тел в солнечной системе |
|
2-я четверть |
||
Основы динамики |
Первый закон Ньютона, инерциальные системы отсчета |
9.2.2.1 - объяснять смысл понятий: инерция, инертность, инерциальная система отсчета; 9.2.2.2 - формулировать первый закон Ньютона и применять при решении задач |
Силы в механике |
9.2.2.3 - объяснять природу силы тяжести, силы упругости, силы трения |
|
Второй закон Ньютона, масса |
9.2.2.4 - формулировать второй закон Ньютонаи применять при решении задач |
|
Третий закон Ньютона |
9.2.2.5 - формулировать третий закон Ньютона и применять при решении задач |
|
Закон Всемирного тяготения |
9.2.2.6 - формулировать закон Всемирного тяготения и применять его при решении задач |
|
Вес тела, невесомость |
9.2.2.10 - определять вес тела, движущегося с ускорением; 9.2.2.11 - объяснять состояние невесомости; |
|
Движение тела под действием силы тяжести Движение искусственных спутников Земли
|
9.2.2.9 - применять формулу первой космической скорости при решении задач; 9.2.2.7 - сравнивать особенности орбит космических аппаратов; 9.2.2.8 - рассчитывать параметры движения тела в поле тяготения |
|
3-я четверть |
||
Законы сохранения |
Импульс тела и импульс силы |
9.2.3.1 - различать понятия «импульс тела» и «импульс силы» |
Закон сохранения импульса Реактивное движение |
9.2.3.2 - формулировать закон сохранения импульса и применять его при решении задач; 9.2.3.3 - приводить примеры реактивного движения в природе и технике; 9.2.3.4 - оценивать региональное и международное значение космодрома Байконур |
|
Механическая работа и энергия |
9.2.3.5 - определять механическую работу аналитически и графически; 9.2.3.6 - объяснять взаимосвязь работы и энергии |
|
Закон сохранения и превращения энергии |
9.2.3.7 - применять закон сохранения энергии при решении задач |
|
Колебания и волны |
Колебательное движение
|
9.2.5.1 - приводить примеры свободных и вынужденных колебаний; 9.2.5.2 - экспериментально находить амплитуду, период, частоту; 9.2.5.3 - рассчитывать период, циклическую частоту, фазу по формуле |
Превращение энергии при колебаниях Уравнение колебательного движения |
9.2.5.4 - описывать сохранение энергии в колебательных процессах 9.2.5.5 - записывать уравнения координаты, скорости и ускорения по графикам гармонических колебаний |
|
Колебания математического и пружинного маятников |
9.2.5.6 - объяснять причины возникновения колебаний в различных колебательных системах; 9.2.5.7 - исследовать зависимость периода колебаний маятника от различных параметров |
|
Лабораторная работа №3 «Определение ускорения свободного падения с использованием математического маятника» |
9.2.5.8 - находить ускорение свободного падения из формулы периода математического маятника; 9.2.5.9 - строить и анализировать графики зависимости квадрата периода от длины маятника; 9.1.3.1 - объяснять полученные результаты и делать выводы |
|
Свободные и вынужденные колебания, резонанс |
9.2.5.10 - описывать по графику зависимость амплитуды вынужденных колебаний от частоты вынуждающей силы; 9.2.5.11 - описывать явление резонанса |
|
Свободные электромагнитные колебания |
9.4.4.1- описывать качественно свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре |
|
Волновое движение
|
9.2.5.12- применять формулы скорости, частоты и длины волны при решении задач; 9.2.5.13 - сравнивать поперечные и продольныеволны |
|
Лабораторная работа №4 «Определение скорости распространения поверхностных волн» |
9.2.5.14 - экспериментально определять скорость распространения поверхностных волн |
|
Звук, характеристики звука, акустический резонанс, эхо |
9.2.5.15 - называть условия возникновения и распространения звука; 9.2.5.16 - сопоставлять характеристики звука с частотой и амплитудой звуковой волны; 9.2.5.17 - называть условие возникновения резонанса и приводить примеры его применения; 9.2.5.18 - описывать природу появления эха и способы его использования; 9.2.5.19 - приводить примеры использования ультразвука и инфразвука в природе и технике |
|
Электромагнитные волны Шкала электромагнитных волн |
9.4.4.2 - сравнивать свойства электромагнитных и механических волн; 9.4.4.3 - описывать и приводить примеры применения диапазонов электромагнитных волн; 9.5.4.4 - характеризовать дисперсию света при прохождениисвета через стеклянную призму |
|
4-я четверть |
||
Строение атома, атомные явления |
Тепловое излучение |
9.6.1.1 -описывать зависимость энергии теплового излучения от температуры |
Гипотеза Планка о световых квантах |
9.6.1.2 - применять формулу Планка для решения задач |
|
Явление фотоэффекта |
9.6.1.3 - описывать явление фотоэффекта и приводить примерыприменения фотоэффекта в технике; 9.6.1.4 - применять формулу Эйнштейна для фотоэффекта при решении задач |
|
Рентгеновское излучение |
9.6.1.5 - сравнивать рентгеновское излучение с другими видами электромагнитного излучения; 9.6.1.6 - приводить примеры применения рентгеновского излучения |
|
Радиоактивность Природа радиоактивных излучений |
9.6.2.1 - объяснять природу и свойства α, β и γ – излучения |
|
Опыт Резерфорда, строение атома |
9.6.1.7 - описывать опыт Резерфорда по рассеянию альфа-частиц |
|
Атомное ядро
|
Ядерное взаимодействие, ядерные силы Дефект масс, энергия связи атомных ядер |
9.6.1.8 - описывать свойства ядерных сил; 9.6.1.9 - определять дефект масс атомных ядер; 9.6.1.10 - применять формулу энергии связи атомного ядра при решении задач |
Ядерные реакции, закон радиоактивного распада
|
9.6.1.11 - применять законы сохранения зарядового и массового числа при решении уравнений ядерных реакций; 9.6.2.2 - объяснять вероятностный характер радиоактивного распада; 9.6.2.3 - использовать закон радиоактивного распада при решении задач |
|
Деление тяжелых ядер, цепная ядерная реакция Ядерный реактор |
9.6.2.4 - описывать условия протекания цепной ядерной реакции; 9.6.2.5 - описывать принцип действия ядерного реактора |
|
Термоядерные реакции
Радиоизотопы, защита от радиации |
9.6.2.6 - сравнивать ядерный синтез и ядерный распад; 9.6.2.7 - приводить примеры использования радиоактивных изотопов; 9.6.2.8 - характеризовать способы защиты от радиации |
|
|
Элементарные частицы |
9.6.3. 1 - классифицировать элементарные частицы |
Современная физическая картина мира
|
Мировоззренческое значение физики и астрономии |
9.8.1.1- объяснять влияние развития физики и астрономии на формирование мировоззрения человека |
Экологическая культура |
9.8.1.3 - оценивать преимущества и учитывать риски влияния новых технологий на окружающую среду |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.